Похожие презентации:
Свобода как психологическая проблема в учении Эриха Фромма
1. Свобода как психологическая проблема в учении Эриха Фромма
СВОБОДА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯПРОБЛЕМА В УЧЕНИИ ЭРИХА ФРОММА
«Свобода – оборотная сторона ответственности»
Выполнил студент 393 группы
Федорин Максим
2.
(1900 – 1980)• Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года.
• Во Франкфурте Фромм посещал национальную
школу, в которой наряду с основами вероучения
и религиозными традициями преподавались и
все предметы общеобразовательного цикла.
• Окончив её в 1918 году, он поступил в
Гейдельбергский университет, где изучал
философию, социологию и психологию.
• В 1922 году под руководством Альфреда Вебера
он защитил докторскую диссертацию.
• Психоаналитическую подготовку Фромм
завершил в Берлинском психоаналитическом
институте.
• В 1925 году Фромм завершил обязательную
психоаналитическую подготовку и открыл
собственную частную практику.
• В целом Фромм был активным практикующим
психоаналитиком на протяжении 35 лет.
Обширная практика, общение с пациентами
дали Фромму богатый материал для
переосмысления соотношения биологического и
социального в формировании человеческой
психики.
3.
• Никто до Фрейда не уделял такоговнимания наблюдению и изучению
иррациональных, подсознательных сил, в
значительной мере определяющих
человеческое поведение.
• Он и его последователи в современной
психологии не только открыли
подсознательный пласт в человеческой
психике — само существование,
которого отрицалось рационалистами, —
но и показали, что эти иррациональные
явления подчиняются определенным
законам и потому их можно вполне
рационально объяснить.
Фромм считал, что люди
могут быть автономными и
уникальными, не теряя при
этом ощущения единения с
другими людьми и
обществом.
4.
Позитивная свобода – вид свободы, прикоторой человек чувствует себя частью
мира и в то же время не зависит от него.
Достижение позитивной свободы требует от
людей спонтанной активности в жизни.
Фромм отмечал, что спонтанную активность
мы наблюдаем у детей, которые обычно
действуют в соответствии со своей
внутренней природой, а не согласно
социальным нормам и запретам.
Фромм подчеркивал, что любовь и труд —
это ключевые компоненты, с помощью
которых осуществляется развитие
позитивной свободы посредством
проявления спонтанной активности.
Благодаря любви и труду люди вновь
объединяются с другими, не жертвуя при
этом своим ощущением индивидуальности
или целостности.
5.
Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением кбезопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни
людей.
Дихотомия1 свобода—безопасность, этот универсальный и неизбежный факт
природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями.
Экзистенциальные потребности человека:
1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от
природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться,
принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь
связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей
людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность.
2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей
пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими
созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности
заключается в созидании.
3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя
неотъемлемой частью мира. (Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления
на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. К концу детства каждый человек
отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый
человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на
протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности
и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. )
1.Раздвоенность, последовательное деление на две части, более связанные внутри, чем между собой.
6.
4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытываютвнутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря
которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на
самом деле. «Я — это я»
5. Потребность в системе взглядов и преданности. Согласно Фромму, людям
необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира.
Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений,
позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они
постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать
целеустремленно.
Люди нуждаются также и в
объекте преданности, в
посвящении себя чему-то
или кому-то (высшей цели
или Богу), в чем
заключался бы для них
смысл жизни. Такое
посвящение дает
возможность преодоления
изолированного
существования и наделяет
жизнь смыслом.
7.
В своей первой крупной работе "Бегство от свободы" (1941) Фроммрассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы.
Он различает "свободу от" (негативную) и "свободу на" (позитивную).
Обратной стороной "свободы от" является одиночество и отчуждение.
Такая свобода – бремя для человека. Фромм описал три типичных
невротических механизма "бегства" (психологической защиты) от
негативной свободы.
Главная задача в построении душевно
здорового общества -- это воспитание в
людях продуктивного характера.
Непродуктивность -- это неспособность
любить и реализовать себя, использовать
свои силы, место которых занимают
навязанные бессознательной тревогой
формы активности.
Эрих Фромм считает, что любой
человек, эволюционируя в
индивида, должен непременно
определить свое отношение к
миру и к другим людям, как к
объектам, находящим вне сферы
его личности.
8.
Механизмы «бегства» от свободы:1. Первый механизм «бегства» присущ личности авторитарного характера.
Отчетливые формы этого механизма можно найти в стремлениях к
подчинению и к господству или в мазохистских и садистских тенденциях.
Наиболее частые формы проявления мазохистских тенденций - это
чувства собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности.
Фромм пишет, что все разнообразные формы мазохистских
стремлений направлены к одному: избавиться от собственной личности,
потерять себя; иными словами, избавиться от бремени свободы.
2. Конформизм. Именно этот механизм является спасительным решением
для большинства нормальных индивидов в современном обществе.
Коротко говоря, индивид перестает быть собой; становится точно таким
же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает
различие между собственным «я» и окружающим миром, а вместе с тем
и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.
3. Разрушительность или деструктивность. Разрушительность отличается
тем, что ее целью является не активный или пассивный симбиоз, а
уничтожение, устранение объекта. Но корни у нее те же: бессилие и
изоляция индивида.
9.
«Я могу избавиться от чувства собственного бессилия по сравнению сокружающим миром, разрушая этот мир – пишет Фромм. – Конечно, если мне
удастся его устранить, то я окажусь совершенно одинок, но это будет блестящее
одиночество; это такая изоляция, в которой мне не будут угрожать никакие
внешние силы. Разрушить мир - это последняя, отчаянная попытка не дать этому
миру разрушить меня»
Фромм считает, что чем больше проявляется стремление к
жизни, чем полнее жизнь реализуется, тем слабее
разрушительные тенденции; чем больше стремление к жизни
подавляется, тем сильнее тяга к разрушению.
Разрушительность - это результат непрожитой жизни.
10. Как обрести подлинную свободу, сохранить свою личность и при этом не впасть в состояние одиночества и бессилия?
КАК ОБРЕСТИ ПОДЛИННУЮ СВОБОДУ, СОХРАНИТЬ СВОЮЛИЧНОСТЬ И ПРИ ЭТОМ НЕ ВПАСТЬ В СОСТОЯНИЕ
ОДИНОЧЕСТВА И БЕССИЛИЯ?
Единственным конструктивным
путем связи
индивидуализированного
человека с миром является, по
мысли Фромма, активная
солидарность с другими
людьми, спонтанная
деятельность (у Фромма – труд
и любовь), соединяющие его с
миром как свободного и
независимого индивида.