Похожие презентации:
Зарубежная этнопсихология в XX веке
1.
Выполнила студентка гр.16НП1Емельяненкова А.О.
2.
В начале XX в. в исследованиях западных ученыхначинают вырисовываться совершенно новые по
форме подходы к изучению этнической психологии.
Они опирались, как правило, на набиравшие силу
молодые учения бихевиоризма и психоанализа,
которые быстро завоевали признание
исследователей и нашли применение в описании
черт национального характера представителей
разных народов.
3.
Этнопсихология в это время, выступая в качествемеждисциплинарной области знаний, включала в
себя элементы таких наук, как психология,
биология, психиатрия, социология, антропология и
этнография, что наложило отпечаток на способы
анализа и интерпретации эмпирических данных.
Различные подходы к изучению этнических
процессов сопровождались дискуссиями о
содержании и форме этнопсихологических
понятий и терминов. Наибольшее
распространение получило ʼʼсоциологизированиеʼʼ
концептуального аппарата, что было свойственно
и для всей западной науки того времени в целом.
4.
Большинство западных ученых-этнопсихологовначала XX в. придерживались так называемого
психоаналитического подхода. Предложенный в
конце XIX столетия 3. Фрейдом психоанализ из
своеобразного способа исследования
подсознательной сферы психики человека
постепенно превратился в ʼʼуниверсальныйʼʼ метод
исследования и оценки сложнейших социальных
явлений, в т.ч. психического склада этнических
общностей.
5.
Психоанализ, основоположником которого был3. Фрейд, возник одновременно как
психотерапевтическая практика и как концепция
личности. По Фрейду, формирование
человеческой личности происходит в раннем
детстве, когда социальное окружение подавляет
как нежелательные, недопустимые в обществе, в
первую очередь сексуальные, влечения.
Таким образом, психике человека наносятся
травмы, которые потом в различных формах (в
виде изменений черт характера, психических
заболеваний, навязчивых сновидений и т.д.)
дают о себе знать в течение всей жизни.
6.
Заимствуя методологию психоанализа, многиезарубежные этнопсихологи не могли не считаться с
критикой, указывавшей на несостоятельность
стремления Фрейда объяснить поведение людей только
лишь врожденными инстинктивными влечениями.
Отказавшись от некоторых наиболее спорных
положений Фрейда, этнопсихологи тем не менее не
смогли порвать с основной направленностью ᴇᴦο
методологии, но оперировали более
модернизированными понятиями и категориями.
7.
Одна из них — так называемое социальноевзаимодействие — сводилась к тому, что
представители одной этнической общности
воздействуют друг на друга посредством
своих идей, настроений и чувств,
соотносящихся с их ʼʼкультуройʼʼ каким-то
смутным и абстрактным способом, не
имеющим ничего общего с их осознанием и
осмыслением, а также с практической
деятельностью [293. — С. 124]. Очевидно, что
некоторые этнопсихологи рассматривали
социальную среду не как исторически
определенные отношения людей в системе
общественного производства, а как результат
проявления психологических влечений,
чувств, эмоций, совершенно оторванных от
породившей их основы.
8.
Большое влияние в это время на развитиеэтнопсихологических воззрений и их методологических
основ на Западе оказали работы французского философа и
этнографа Л. Леви-Брюля (1857— 1939), который полагал,
что людям различных этнических общностей свойствен
специфический тип мышления. Он утверждал, что над
мышлением отдельных людей довлеют коллективистские,
представления, отражающиеся в обычаях, обрядах, языке,
культуре, социальных институтах и т.д. Тот факт, что логика
первобытных людей отличается от мышления
современного человека, свидетельствовал, по ᴇᴦο мнению,
о длительности эволюции национальной психики.