Похожие презентации:
Проблемы духовной жизни современного российского общества. Российский менталитет и общественные преобразования в России
1.
Проблемы духовной жизнисовременного российского
общества. Российский
менталитет и общественные
преобразования в России.
Необходимость «диалогизации»
духовной жизни современного
общества.
Подготовили: Влад Чухнин, Дарья
Демина,Дарья Суворова,Мария
Лапочкина,Андрей Смирнов, Максим
Любимцев
2.
Проблемы духовной жизни современногороссийского общества
В современной России имеется ряд проблем, которые
обусловлены следующим:
Это снижение нормативности культуры, характерное
для всех переломных эпох. В результате чего рушатся
моральные устои, пересматриваются нравственные
идеалы, поведение индивидуумов носит асоциальный
характер.
Незначительный уровень доходов у части населения
отстраняет от активного участия ее в культурной
жизни. У них не хватает ни времени, ни сил на
восприятие достижений духовной культуры. Отсюда –
массы народа становятся духовно беднее.
3.
Существует проблема единения культуры многонациональногоРоссийского государства. Необходимо решить этот вопрос о
культуре русского народа и культур других народов России. Этот
вопрос является значимым для понимания перспективы духовной
жизни России.
Также надо учитывать проникновение на российский рынок
массовой культуры Запада, которое послужило толчком развития
новых направлений в российской культуре.
4.
Как не парадоксально, но культура России на современном этапесоединяет, казалось бы, не соединимые вещи: коллективное и
индивидуальное, антинастроение и стремление к мировой
цивилизации.
Началось возрождение традиционных для России религий –
православия, ислама, буддизма, иудаизма. По всей стране
развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей,
синагог, дацанов.
5.
Все это расшатывает вековые традиции, появляются новыетенденции, духовная жизнь России носит на однозначный характер,
поэтому трудно сказать, что останется, а что безвозвратно будет
потеряно. Но, надо стремиться к тому, чтобы все то, что составляет
лучшее, осталось в нашей многонациональной стране.
Главным результатом должно стать то, что духовная жизнь
России возрождается, обогащается вечными ценностями,
выработанными поколениями наших сограждан – россиян.
6.
Российский менталитет и общественные преобразованияв России.
Российский менталитет - это преобладающие у россиян схемы,
стереотипы и шаблоны мышления. Россияне - не обязательно
русские.
Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир»
или «еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян
(бывших и настоящих) по традиции называют (независимо от
происхождения) русскими.
Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в
своей ментальности и стереотипах поведения.
7.
Россиянам есть чем гордиться, у нас огромная и сильная страна, у насталантливые люди и глубокая литература, при этом мы сами знаем и
свои слабые стороны. Если мы хотим становиться лучше - мы обязаны
их знать.
Соборность, примат общего над личным: "мы все свои", у нас все общее и
"а что люди скажут". Соборность оборачивается отсутствием понятия
приватности (privacy) и возможностью любой соседской бабушке
вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей
одежды, манер и воспитания ваших детей. Из той же оперы понятия
«общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе.
8.
Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (илипросто сверху) на многострадальную русскую землю: "Добро обязательно победит
зло, но потом, когда-нибудь". При этом его личная позиция - безответственная:
"Нам принесет правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать
не буду".
Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких
столетий считается государство в образе служило-карательного сословия.
«Источник добра в русской ментальности – община, сегодня – это близкие и друзья
(Gemeinschaft), а зло проецируется на государство в образе чиновничества (ранее –
барина, городового и т. п.); способ действий – «всё образуется», а торжество добра
мы мыслим несомненным, но… в будущем («не мы, так наши дети…»)»
9.
Стремление жить по правде - похоже, уникальная особенностьрусских людей. За пределами российской культуры чаще говорится о
законопослушности, правилах приличия или следовании
религиозным заповедям. В восточном менталитете о Правде не
говорится, в Китае важно жить по заветам, оставленным
Конфуцием. А русские люди хотят жить по Правде, которая
должна пониматься сердцем. Правда выше законов и
договоренностей, она выше обычной разумности, тем более что в
выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство:
искренность и душевность.
При отсутствии необходимых структурных реформ основным
проявлением кризиса социальной сферы, отличавшим положение в
России от большинства стран Центральной Европы, стало
существенное и растущее превышение социальных обязательств
государства над возможностями их финансирования.
10.
Особенно ярко это вылилось в активизации забастовочного движения в первой половине1997 года, когда число забастовок и количество их участников превзошло уровень всего
предыдущего года. При этом наибольший размах забастовки приобрели в отраслях
социальной сферы -образовании и здравоохранении. Стало очевидно (и 1997 год это
подтвердил с особой остротой), что простым увеличением ассигнований без смены
механизмов и направлений расходования средств проблемы социальной сферы решены
быть не могут.
Иными словами, ключ к решению проблем - в структурных реформах, которые
обеспечили бы перераспределение ресурсов социальной сферы в пользу более
эффективных и социально ориентированных направлений расходования. Именно это
и послужило отправной точкой для формирования принципиально новых политических
решений в социальной сфере, которые были представлены российским правительством
весной 1997 года.
11.
Вместе с тем важно подчеркнуть, что Россия, в отличие от стран, испытавшихпериоды макроэкономической нестабильности в более острых формах, все еще имеет
достаточно значительные возможности финансирования социальных расходов. Это
позволяет предотвратить стихийные структурные изменения в социальной сфере. С
точки зрения перспектив социальных реформ особенность промежуточного
положения России среди стран с переходной экономикой заключается в том, что
относительно умеренные масштабы финансовой дестабилизации создали известные
общественно-политические предпосылки для проведения комплексных социальных
реформ, но не обеспечили автоматизма претворения в жизнь связанных с ними
структурных сдвигов.
12.
По сути, речь идет об интеркультурном образовательном пространстве,возникающем благодаря феномену аккультурации. В данном случае
образовательный процесс предстает как некий организм, находящийся в
постоянном развитии и совершенствовании, характеризующийся личной
включенностью всех участников процесса образования. Обучающиеся и
обучающие находятся в постоянном взаимодействии, образуя
многочисленные межличностные отношения.
Так, М. Бубер процесс образования понимает не как процесс
внутриличностного, но межличностного становления, в основу которого
положены не только духовные возможности обучающегося, но и опыт
обучающего.
13.
Осуществление структурных преобразований,затрагивающих государственные социальные трансферты, в
таких условиях требует помимо политической воли немалых
организационных усилий и продуманной стратегии,
учитывающей политические и социальные ограничения.
Именно в этом ключе и хотелось бы проанализировать
основные уроки 1997 года в сфере социальных реформ.
Пожалуй, с наибольшей остротой структурные проблемы
проявили себя в сфере социальных пособий и льгот. Здесь, как
ни в какой другой отрасли социальной сферы, обнажился
конфликт между объемом финансовых обязательств
государства и реальными возможностями их
финансирования. Число категориальных льгот,
установленных лишь федеральным законодательством,
превысило 150 при наличии более 230 категорий граждан,
пользующихся льготами.
14.
Категориальный принцип, на котором построена традиционнаяроссийская система социальных трансфертов, привел к тому, что
основная часть реальных выплат направлялась в относительно
благополучные семьи, имеющие доходы, превышающие прожиточный
минимум. Эффективность российских программ социальной помощи,
рассчитанная как удельный вес средств, поступающих семьям,
живущим за чертой бедности, в суммарных социальных трансфертах,
составляет всего 19%. Аналогичный показатель в большинстве
развитых стран и в некоторых странах Центральной и Восточной
Европы колеблется в пределах 30-50% .
15.
А если учесть, что удельный вес населения, живущего зачертой бедности, в России в несколько раз выше, чем в
большинстве стран Центральной и Восточной Европы, то
и финансовые потери, связанные с нерациональным
расходованием социальных выплат, также оказываются
значительно выше и, соответственно, чувствительнее для
истинно нуждающихся людей .
16.
Необходимость «диалогизации» духовной жизнисовременного общества.
Диалогизация духовного мира- формирование единого мирового
образовательного пространства .Выражается, прежде всего, в
гармонизации образовательных стандартов, подходов, учебных планов,
специальностей в разных странах мира, что вызывает потребность
идентификации образовательного пространства как объективно
существующего явления.
17.
По своим масштабам образовательное пространство - одно изкрупнейших и самых разветвленных в мире пространств.
Не существует ныне какой-либо другой области жизни
человечества, одномоментно вовлекающей в свою орбиту
подобное количество людей. Трудно также найти другую такую
сферу жизни, внимание к которой росло бы столь стремительно.
В сущности, можно считать, что проблема образовательного
пространства перестала быть объектом внимания лишь
деятелей просвещения и профессиональных педагогов.
Образовательное пространство - это не просто вместилище
множества национальных образовательных пространств, это
сфера, где задаются и реализуются через всю совокупность
образовательных институтов основные цели национальной и
мировой образовательной политики, где функционируют
специфические связи и отношения между государствами и их
образовательными системами, направленные на всемерное
расширение возможностей развития личности.
18.
Главный смысл образовательного контакта он видит в том,что педагог позволяет своим ученикам участвовать в его жизни и
таким образом постигать секреты его деятельности.
Условия, необходимые для организации учебно-воспитательного
процесса на основе субъект-субъектных отношений, включают
следующие два основных момента:
психологическая готовность и желание
обучающихся вступить в этот новый "мир
двустороннего учения" и педагога - организовывать
и направлять их деятельность;
способность обучающихся действовать в
соответствии с собственными внутренними
мотивами и целями и способность педагога
создать необходимые условия для развития
личности и правильно определить свое место в
учебном процессе.