ВОЗРАСТЫ ЖИЗНИ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
1.88M
Категория: СоциологияСоциология

Возрасты жизни

1. ВОЗРАСТЫ ЖИЗНИ

Филипп Арьес

2.

ПРЕЗЕНТАЦИЮ
по статье
Арьес Ф. Возрасты жизни. Ребенок и семейная жизнь при
Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999, с. 2643.
подготовила студентка I курса магистратуры
специальность «История»
Ищенко Валентина
преподаватель:
к.и.н., доц.
Пенькова О.Б.
Дисциплина: «Историческая антропология»

3.

Требование записи в
приходские
книги
точной даты рождения
было введено для кюре
Франциском
I.
Но
чтобы это правило, уже
предписанное властью
соборов,
стало
выполняться,
было
необходимо примирить
с ним нравы, долгое
время
бывшие
враждебными строгости
абстрактных цифр.

4.

Считается, что лишь с XVIII века священники
заполняют приходские книги с той точностью и
пунктуальностью, которые требуются в современном
государстве от служащих, регистрирующих
гражданское состояние. Важность для личности
понятия о собственном возрасте постоянно входила в
наш быт по мере того, как религиозные и светские
реформаторы все с большей настойчивостью
вводили его в документы, начиная с наиболее
образованных слоев населения, то есть в XVI веке, с тех,
кто проходил через коллеж.
В мемуарах XVI—XVII веков… нередко в начале каждого
фрагмента стоит возраст или дата и место рождения
автора. Случается даже, что возраст становится
объектом особого внимания. Его пишут на портретах
как дополнительное свидетельство точности,
индивидуальности и подлинности.

5.

На многочисленных портретах XVI века
встречаются надписи такого рода: Аеtatis suае 29
— на его 29 году и дата написания картины —
АNDNI 1551 [Год от рождества
Христова 1551](портрет Яна Фернагута кисти
Поурбуса, Брюгге). На изображениях
выдающихся личностей, на дворцовых
портретах, ссылки на возраст и время в основном
отсутствуют; но они есть на самом полотне или
на раме семейных портретов, связанных с
фамильной историей.
Возможно, среди самых ранних —
восхитительный портрет Маргариты ван Эйк.
Вверху — со(n)iux m(eu)s Joh(ann)es me
c(omplevit an(n)o 1439, 17 Junii (с какой точностью
отмечено: мой муж написал меня 17 июня 1439
года); внизу — "в возрасте 33 лет". В XVI веке
такие портреты часто пишут парами — на
одном жена, на другом муж. На том и другом
стоит одно и то же число, повторенное перед
датой рождения каждого
супруга.

6.

Семейные портреты с датами являются
такими же документами истории семьи,
какими три-четыре века спустя станут
альбомы фотографий. Тем же духом
пронизаны и учетные книги, где кроме
счетов отмечались домашние события —
рождения и смерти. Забота о точности
хронологии постепенно сливается с
чувством семьи. Речь идет не столько о
личных данных отдельного человека,
сколько о данных членов семейства. У
людей возникает потребность писать
историю семейной жизни, датируя ее. Это
любопытное стремление ставить дату
проявляется не только на портретах, но и
на предметах быта и мебели. В XVII веке
привычка гравировать или писать дату на
кроватях, кофрах, сундуках, ложках,
шкафах и праздничных бокалах становится
повсеместной. Обычно она соответствует
какому-нибудь волнующему моменту в
жизни семьи, в основном дню свадьбы.

7.

В некоторых областях: Эльзасе,
Швейцарии, Австрии, Центральной
Европе — мебель XVII—XIX века, в
частности мебель с росписью, снабжена
датой, а также именами двух
владельцев. В музее Туна я обнаружил
среди прочих и такую надпись на сундуке:
Ханс Бишоф — 1709 — Элизабет Мислер.
Иногда даритель или мастер
ограничивается инициалами,
расположенными с обеих сторон даты
свадьбы. Обычай этот будет очень
распространен во Франции и исчезнет
лишь в конце XIX века. Вот, например,
какую надпись обнаружил служащий
Музея народных промыслов Верхней
Луары: 1873 LT JV. Обозначение возраста
или какой-либо иной даты на портрете
или предмете быта соответствует одному и
тому же ощущению, побуждающему
пополнять содержанием семейную
историю.

8.

В XVI веке даже среди прошедших школу, где современная привычка к
точности уже наблюдалась и дети, безусловно, знали собственный
возраст, любопытное представление о приличиях требует не
называть его однозначно и прибегать к оговоркам. Когда Томас
Платтер из Вале, гуманист и педагог, рассказывает о своей жизни, он,
конечно, указывает время и место своего рождения, однако ему кажется
необходимым сопроводить это осторожным комментарием: «Прежде
всего, я ни в чем так мало не уверен, как в дате своего рождения. Когда
мне пришла в голову мысль справиться о дне, когда я родился, мне
ответили, что я появился на свет в год 1499 на сыропуст**... как раз,
когда звонили к мессе». Удивительная смесь неуверенности и точности.
На самом деле не стоит воспринимать буквально эту странную оговорку
— речь здесь идет о принятых тогда канонах поведения, последних
отголосках времен, когда не знали точных дат. Поражает, что внешнее
незнание превратилось в правило хорошего тона: именно так следовало
отвечать собеседнику на вопрос о возрасте. В диалогах Кордье два
школяра на перемене спрашивают друг друга: «Сколько вам лет? —
Тринадцать, как я слыхал от моей матери». Даже когда навыки личной
хронологии распространяются повсеместно, они не становятся
положительным знанием и не рассеивают предшествовавший мрак
вокруг возраста, еще какое-то время существующий в хороших манерах.

9.

Возрасты жизни служили также
распространенным приемом описания
биологии человека через скрытые связи
внутри природы. Сама эта концепция,
столь популярная, безусловно, восходит не
ко временам расцвета античной науки, а к
позднеримским драматическим
спекуляциям — к VI веку. Фульгенций
обнаружил ее в «Энеиде»: в крушении,
которое терпит Эней, он увидел символ
рождения человека посреди бури
существования. Он толкует песни II и III
как образ детства, падкого на
сказочные истории и т. д. Арабская
фреска восьмого века также уже
изображает возрасты жизни.

10.

Существует очень много средневековых
текстов на эту тему. «Большое собрание
всякого рода вещей» говорит о возрастах в
VI томе. Здесь они соответствуют планетам,
их 7: «Первый возраст — детство
(еnfanсе), которое сажает зубы, и
начинается этот возраст с рождением
ребенка и продолжается до семи лет, и в
этом возрасте всякое существо
называется дитя, что то же самое, что и
не говорящее,— потому что в этом
возрасте оно не умеет говорить, ни
составлять в совершенстве фразы, так
как зубы его еще не окрепли и не заняли
своих мест, как говорят Исидор и
Константин. За детством следует
второй возраст, называемый риеппа, и
называют его так, потому что человек в
этом возрасте подобен глазному зрачку,
как говорит Исидор, и продолжается
этот возраст до четырнадцати лет».

11.

«Потом наступает очередь третьего
возраста, его называют отрочеством,
которое длится, по Константину в его
поучении, до 21 года, а согласно Исидору,
оно длится до 28 лет, доходя до 30 и 35 лет.
Возраст этот называют так из-за того,
что человек становится способным
родить себе подобного, говорит Исидор. В
этом возрасте члены гибки и могут еще
расти, получая силу и мощь от природного
тепла. И вследствие этого человек в этом
возрасте достигает размеров и силы,
данных ему природой». (Между тем рост
прекращается не только до 30 или 35 лет, но
и до 28. Прекращение роста, несомненно,
происходило еще раньше в эпоху, когда
раннее приобщение к физическому труду
отвлекало ресурсы организма.)

12.

«После наступает молодость — она
находится в середине меж всеми
возрастами, и человек в этот период
достигает своей самой большой силы.
Молодость продолжается до 45 лет, по
Исидору, или до 50, если отталкиваться
от других авторов. Возраст этот зовут
молодостью из-за силы, которая есть в
нем, чтобы помочь себе и другим, говорит
Аристотель. Потом, как учит Исидор,
наступает зрелость — возраст,
расположенный между молодостью и
старостью. Исидор называет его
тяжестью, потому что человек в этом
возрасте очень тяжел в поступках и
манерах; в этом возрасте человек еще не
старый, но уже прошел молодость, как
говорит Исидор…

13.

…После этого возраста приходит
старость — одни утверждают, что она
длится до 70 лет, другие — что она не
кончается до самой смерти. Согласно
Исидору, старость называется так,
потому что старики превращаются в
младенцев — они не понимают здравого
смысла и на старости лишаются разума...
Последняя стадия старости по латыни
называется <...>, а по-французски не имеет
другого названия, только старость...
Старик весь полон кашлем, харканьем и
нечистотами (мы еще далеки от
благородного старца Греза и от
романтизма) ...до тех пор, пока не
возвращается в пыль и прах, из которых
был сделан».

14.

Подобное же универсальное соотношение
вдохновило еще одну периодизацию,
связанную с двенадцатью знаками зодиака,
таким образом возрасты жизни прямо
соотносятся с одной из самых популярных
тем Средневековья, особенно
готического,— календарными
картинками. Одно из стихотворений XIV
века, многократно воспроизводимое в XV и
в XVI веках, так развивает тему
возрастного календаря:
Шесть первых лет человеческой жизни
Подобны январю,
Когда все слабо и бессильно,
Как и ребенок до шести годов.

15.

Или в другой версии XIV века:
В следующие шесть лет сил становится
больше...
Назовем это февралем,
За которым наконец наступит весна...
И когда человеку исполняется восемнадцать,
Он думает, что ему не страшна тысяча
смертей,
Март становится жарким,
Вслед за ним приходит красота...
Месяц, который следует за сентябрем,
Называется октябрь,
Когда же исполняется шестьдесят лет,
Человек становится седым стариком,
И ему пора вспомнить,
Что пришло время умирать.

16.

И еще одно стихотворение XIII века:
У января два лица.
Если на них посмотреть одновременно,
Можно увидеть прошлое и будущее.
Так и ребенок, не достигший
Шестилетнего возраста,
Мало чего стоит,
Потому что мало что умеет и знает.
Так пусть же его хорошо кормят,
Так как тот, кто плохо начинает,
Н ичего не достигнет позже...
В октябре, что приходит после,
Человек должен посеять хлеб,
Которым будет он кормиться весь год.
Так должен поступать мудрый человек,
Достигший шестидесяти лет:
Он должен сеять в молодых добрые слова для
примера
И, как мне кажется, подавать милостыню.
English     Русский Правила