Рассматриваемые вопросы:
1. Определение
2. Жанры живописи
Портрет
Исторический жанр
Анималистический жанр
Мифологический жанр
Бытовой жанр
Натюрморт
3. Типология живописи.
Станковая живопись
Масляная живопись
Темперная краска
Иконопись
Монументальная живопись
Мозаика
Витраж
Фреска
4. Художественный язык живописи.
«Живопись самое прекрасное из всех искусств; в ней объединяются все ощущения, при виде ее каждый может по воле своего воображения создать р
11.62M
Категория: ИскусствоИскусство

Живопись. Жанры живописи

1.

ЖИВОПИСЬ

2. Рассматриваемые вопросы:

1.
2.
3.
4.
Определение живописи как
вида искусства.
Жанры живописи.
Типология живописи.
Художественный язык
живописи.
И. Вишняков. Портрет С.-Э.Фермор.
Ок. 1750. Холст, масло, 138x114,5

3. 1. Определение

Живопись – вид
изобразительного искусства,
традиционно занимающий
первое место в триаде живопись, графика,
скульптура. Живопись можно
определить как вид
визуального, статичного (не
изменяющегося во времени),
пространственного искусства,
не имеющего прямого
практического применения. От
скульптуры живопись
отличается своим
плоскостным характером, а от
графики – той первостепенной
ролью, которую в живописи
играет цвет
В. Поленов. В парке. Местечко Вель в
Нормандии.1874. Х, м

4. 2. Жанры живописи

Айвазовский И.К. Девятый вал, 1850.
Холст, масло,
Способность живописи к
воспроизведению
разнообразных явлений
жизни, действительности
(откуда и происходит
название
«живописать»)определяет
значительную нагрузку,
которую живопись несёт как
вид искусства,
изображающий природу,
человека, животный мир,
события из исторического
прошлого и современной
жизни и т.д. В соответствии с
предметным кругом
изображений живопись
разделяют на жанры. В
произведении нередко
встречается сочетание
разных жанров и элементов.

5. Портрет

Необходимое требование,
предъявляемое художнику в
портретном жанре –
индивидуальное сходство. Но
это сходство не ограничивается
лишь внешними признаками.
Воспроизводя индивидуальный
облик человека, художник
раскрывает его внутренний
мир, сущность характера.
Наряду с неповторимым
индивидуальным своеобразием
портретист выявляет в облике
модели типичные черты,
признаки эпохи и среды.
Существует много
разновидностей портрета:
групповой, интимный,
аллегорический,
мифологический и т.д.
Рембрандт. Портрет старика в красном, 1654.
Х., масло

6. Исторический жанр

В.Суриков. Меншиков в Берёзове. 1883. х, м ГТГ.
Исторический жанр
посвящён
изображению
деятелей и событий,
общественно
значимых явлении в
истории, а также
недавних событий,
историческое
значение которых
осознанно
современниками.
Исторический жанр
часто переплетается
с бытовым,
портретным
жанрами, пейзажем,
батальным жанром
(раскрытие смысла
военных событий).

7. Анималистический жанр

Анималистический
жанр -изображение
животного мира.
Анималист уделяет
внимание
художественнообразной
характеристике
животного, его
повадок, среды
обитания. Сложению
анималистического
жанра предшествует
долгая традиция
изображения
животных. В
живописи они часто
изображаются в
естественной
обстановке их
жизни.
М. де Хондекутер. Павлин, 1672. Х., м.

8. Мифологический жанр

Мифологический жанр
посвящён изображению
героев и событий, о которых
рассказывают мифы древних
народов. Жанр формируется
в эпоху Возрождения, когда
античные легенды дали
возможность воплощения
рассказов и персонажей с
весьма сложным,
аллегорическим подтекстом.
Более всего популярны темы
античной мифологии.
П.П. Рубенс.
Персей и Андромеда, 1620-1621. Х., м

9. Бытовой жанр

Бытовой жанр - один из
традиционных жанров
изобразительного
искусства, определяемый
кругом тем, сюжетов из
повседневной, обычной,
частной и общественной
жизни, из крестьянского и
городского быта. Бытовой
жанр получил своё
конкретное историческое
содержание и характерные
формы лишь как явление
светского станкового
искусства.
Архипов А.Е.
Прачки. Х, м
Конец 1890-х

10. Натюрморт

Натюрморт(от фр. Nauter
morte – мертвая натура) –
жанр изобразительного
искусства, показывающий
неодушевлённые предметы,
размещённые в реальной
бытовой среде и
организованные в единую
группу. В натюрморте
изображаются предметы
обихода, труда, творчества,
цветы и плоды. Натюрморт
даёт разные возможности: от
«обманок», иллюзорно точно
воссоздающих предметный
мир, до свободного
истолкования вещей и
наделения их сложным
символическим смыслом.
Ян ван Хейсум. Натюрморт. Х., м

11. 3. Типология живописи.

Живопись
Станковая
живопись
Монументальная
живопись
Основные разновидности живописи связаны с
несущей плоскостью, материальной основой, на
которую наносится живописное произведение.

12. Станковая живопись

В станковой живописи
(картине) основой служит
достаточно прочный и
плотный материал –
натянутый на подрамник
холст, деревянная доска,
лист картона и др., обычно
покрытые специальным
грунтом, позволяющий
свободно перемещать
произведения :
развешивать на стенах,
экспонировать на выставках,
формировать музейные и
частные коллекции. Как
правило, произведения
станковой живописи
предназначены для показа и
восприятия в интерьерах.
Основы для живописных работ.

13.

Важным атрибутом картины является рама. Придающая
живописному образу завершённость и позволяющая при
восприятии чётко ограничить живописное иллюзорное
пространство от реального окружения картины – пространства
интерьера.

14. Масляная живопись

Масляная живопись –
разновидность живописной
техники, основанная на
применении растительного
масла в качестве основного
связующего вещества, а также
на определённых приёмах
работы красками. Для масляной
живописи используется
множество основ - холст,
картон, дерево, металл многочисленные виды грунта,
разнообразные сорта кистей. Её
красочные слой может быть
тонким и густым, пастозным ,
прозрачным, плотным,
блестящим и матовым. Наряду
с многослойной живописью
возможна живопись по-сырому.
Широкое распространение
масляная живопись получила в
14 – нач 15 в. после
усовершенствования её Яном
ван Эйком.

15. Темперная краска

Темпера (от ит. Temperare –
смешивать краски) –
живопись красками,
связующим веществом в
которых являются эмульсии
(из воды или яичного желтка).
Яичная темпера –
распространённая техника
иконописи и ранней
станковой живописи.
Написанные темперой
картины после покрытия их
лаком приобретают вид
масляной живописи.
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта.
1490. ГЭ

16. Иконопись

Иконопись (от греч. eicõn –
образ), иконописание – вид
станковой религиозной живописи
(главным образом православной),
обладающий особым кругом
сюжетов, материальной
основой, техникой, приёмами и
методами исполнения. Главной
функцией иконы является
создание образов для молитвы,
воплощающих сверхчувственные
представления в чувственно
воспринимаемых формах. Как
правило, иконы писались на досках
темперой краской. В иконописи
сложилась определённая система
приёмов, служащих наиболее
точной передаче сакрального
содержания – обратная
перспектива, символика цвета,
иконографические типы.
А. Рублёв. Троица.
1425–1427
Дерево, темпера

17. Монументальная живопись

Носителем монументальной
живописи является
неподвижная архитектурная
основа (стена, свод, опора
здания) или специальная
конструкция. Монументальная
живопись может быть
предназначена для интерьеров,
фасадов, открытого городского
пространства, внешней среды.
С этим связана необходимость
выбора для монументальной
живописи более прочных
материалов и разработки
технологии, исключающей
выгорание на свету,
размывание атмосферными
осадками и другие изменения.
Это мозаика (керамическая,
каменная, смальтовая), витраж
из цветных стёкол, фреска и
другие виды росписи.
Джотто. Поцелуй Иуды.
Капелла дель Арена в Падуе.

18.

Произведения монументальной живописи нельзя отделить
от основы. Важной задачей художника здесь является
достижение синтеза искусств – гармоничного единства,
логической связи, стилевого и образного единства
монументальной живописи и архитектуры.

19. Мозаика

Мозаика – одна из
разновидностей
монументальной
живописи. Обладает
особой техникой: в ней
изображение и
орнамент
составляются из
простейших
цветовых элементов
– кусочков
разноцветных
натуральных камней,
глушеного (матового)
стекла – смальтыкерамики и других
материалов.
Мозаика из церкви Сан Витале в
Равенне. смальта Италия.

20. Витраж

Витраж –
произведение,
выполненное из
цветного стекла или
другого
пропускающего свет
материала,
изобразительная и
орнаментальная
композиция,
рассчитанная на
сквозное освещение в
проёме. Цветные
витражи создают
богатую игру света и
эмоциональную
атмосферу в
интерьере.
Витраж. Аббатство Сен Дени. Франция

21. Фреска

Фреска (ит fresco – свежий,
сырой) – живопись
водяными красками по
сырой (аль фреско) и по
сухой (а секко, ит. secco –
сухим способом)
штукатурке. Основное
связующее вещество –
известь. После высыхания
допускаются исправления
темперой. Чистая фреска по
сырой штукатурке аффреско - требует
быстрого завершения,
обладает выразительность
цветового тона. Часто
фреска исполняется по
частям, между которыми
можно различить границы –
соединительные швы.
Микеланджело. Иеремия. Фреска из Сикстинской
капеллы

22. 4. Художественный язык живописи.

Живопись обладает широким кругом
выразительных средств, среди
которых важнейшие – композиция,
рисунок и цвет (колорит).
Живопись может пользоваться как
оттенками одного цветового тона,
так и системой взаимосвязанных
тонов (цветовая гамма),
неизменяемым локальным цветом
или цветовыми градациями
(полутона, переходы, оттенки),
показывающими различия в
освещении предметов, в их
положении в пространстве и среде.
Рефлексы обнаруживают
взаимодействие различно
окрашенных объектов. Единство
живописного тона позволяет
объединить предметы со средой.
Валёры показывают тончайшие
оттенки, возникающие при
взаимодействии предметов и среды.
М. Врубель. Царевна-Лебедь,
1900, Холст, масло

23.

Винсент Ван Гог. Пшеничное поле. Х, м
На непосредственном изучении натуры основано
воспроизведение естественного солнечного света и
воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи
достигается и характером мазка (фактура).

24.

Ян Вермеер Дельфтский. Бокал вина,1660-61. Холст, масло
Построение объёма и пространства связано с линейной и
воздушной перспективой, светотеневой моделировкой,
использованием конструктивных качеств рисунка и
пространственных свойств тёплых и холодных цветов.

25. «Живопись самое прекрасное из всех искусств; в ней объединяются все ощущения, при виде ее каждый может по воле своего воображения создать р

«Живопись самое прекрасное
из всех искусств; в ней
объединяются все ощущения,
при виде ее каждый может по
воле своего воображения
создать роман, с помощью
одного только взгляда
наполнить душу самыми
глубокими воспоминаниями…»
Поль Гоген
English     Русский Правила