Культура и этнос. Роль культуры в этнической самоидентификации; Этническая культура и национальная культура; Мировая культура (культурный
Культура и этнос.
Роль культуры в этнической самоидентификации
Мировая культура (культурный глобализм
Индустриально-городская культура
77.00K
Категория: КультурологияКультурология

Культура и этнос. Роль культуры в этнической самоидентификации. Этническая культура и национальная культура

1. Культура и этнос. Роль культуры в этнической самоидентификации; Этническая культура и национальная культура; Мировая культура (культурный

глобализм);
Индустриально-городская
культура.

2. Культура и этнос.

Междисциплинарная проблема изучения процессов формирования человеческого общества и
самосознания на стыке истории, географии, биологии, археологии, этнографии,
культурологии и социологии. Этничность, наряду с социальностью, является одной из
базовых характеристик общности людей на основе единства природных, географических,
климатических, территориальных, антропологических и хозяйственных факторов, что дает
основание характеризовать Э. как специфическое явление, существующее на границе
биосферы и социосферы (Л.Н. Гумилев). Поэтому, зародившись как компактная общность,
Э. в качестве объекта исследования представляет собой довольно сложное
социокультурное образование. С одной стороны, люди, живущие совместно, неизбежно
налаживают отношения друг с другом, т.е. их коллектив приобретает признаки общества.
Однако в этом коллективе одновременно возникают определенные формы духовной и
практической деятельности, нормы жизни, обычаи, традиции, ритуалы и правила
поведения, орудия производства, искусство, единый язык, психические характеристики и
менталитет. Таким образом, каждый человек формируется и живет в сфере культуры
данного Э. Поэтому в современной социальной культурологии предлагается в общей
структуре мировой культуры выделять этнический, национальный и цивилизационный ее
уровни (Б.С. Ерасов). В результате многочисленные устойчивые коллективы оказываются
объединены «в этническое целое общими интересами, ценностями, правами или
этническими связями, отличающимися от связей внутри государства и происходящими от
принадлежности к одной этнической группе с общим языком и культурными ценностями,
выработанными и созданными их предшественниками, а также их совместной
деятельностью и историческим опытом» (П.А. Сорокин). Однако, наряду с общностью
исторических судеб и тесных связей с природной средой и другими народами, для
понимания сущности Э. большое значение имеет наличие этнического самосознания. С
учетом этого Э. может быть определен как «естественно сложившийся на основе
оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая
система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам,
исходя из ощущения комплементарности» (Л.Н. Гумилев).

3.

Не случайно вопрос об этнической принадлежности и приобщении к
этническим формам культуры сплошь и рядом оказывается к компетенции
каждого отдельного человека, опирающегося на устойчивые стереотипы
своей принадлежности к какому-либо коллективу по принципу
противопоставления «мы»—«они», а также на этикетные, знаковые черты
поведения и мышления. Среди важных объективных культурных факторов,
поддерживающих этнический статус и самосознание, принято выделять
этническую «идеологию», или «мифологию», т.е. связное повествование о
прошлом и героях-первопредках, мораль, язык, отдельные виды искусства,
культурные символы («земля», вера, предки) и образы (напр., волк, орел,
конь, медведь и т.п.). Что же касается языка, то некоторые современные
ученые не считают его важнейшим этническим признаком: «язык может
служить индикатором этнической общности, но не он ее причина» (Л.Н.
Гумилев). В связи с этим в этнологии предлагается рассматривать Э. не с
точки зрения наличия или отсутствия некоего набора признаков, а как
совокупность устойчивых связей, возникающих на границе между
социально-культурными и природно-биологическими сторонами
человеческого существования. В этом случае «реальную этническую
целостность мы можем определить как динамическую систему,
включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта,
культурную традицию и взаимосвязи с соседями» (Л.Н. Гумилев). Наряду с
этим история развития человеческого общества дает множество примеров
превращения Э. в суперэтносы, замены этнических связей национальными
и государственными отношениями.

4.

В результате становление современной техногенной цивилизации,
необратимые процессы мировой культурной интеграции и взаимодействия
привели ученых к выводу о том, что ныне фактор этничности во многом
утратил свое главенствующее значение, какое он имел в прошлом.
Информационно-компьютерная цивилизация практически не создает
предпосылок для того, чтобы современный человек в качестве приоритетов
и ценностей своего самоопределения избирал этнические показатели. С
другой стороны, события последней трети ХХ в. свидетельствуют об
активизации этнических процессов в целом ряде регионов и, в частности,
на территории Югославии, бывшего СССР и в России. При этом понятие
Э., сохранив свои традиционные признаки, трансформировалось в сторону
тесной связи этничности с вопросами политики, религии,
государственности, экономики, культуры и статуса языка. В этих условиях
чрезвычайно возросла опасность превращения проблем Э. в источник
социальных, политических, межрелигиозных, межнациональных и
межгосударственных конфликтов. В настоящее время мировое
сообщество, отдельные регионы и страны стоят перед необходимостью
решения этнических вопросов на основе гуманизма, уважения прав
человека, принципов содружества народов и государств при создании
условий для развития таких форм демократии, как, напр., местное
самоуправление, национально-культурные и территориальные автономии.

5. Роль культуры в этнической самоидентификации

В самом общем виде этническая самоидентификация как индивида, так и общности — есть самовыделение на
основе сравнения. Этническая группа только потому обладает самоидентификацией, а, следовательно,
самосознанием, что существуют другие этнические группы, по ряду признаков отличающиеся от нее. Эту
особенность отметил, в частности, известный антрополог Дж. Де Вос, в интерпретации которого этническая
общность — это «осознающая себя группа людей, которые придерживаются общих традиций, не разделяемых
другими группами, с которыми она находится в контакте»9. Таким образом, только «разделенность», — т. е.
дифференциация и способствует групповому самовыделению.
Однако одних лишь «общих традиций» для ощущения своего сходства явно недостаточно, тем более, что и
традиции трансформируются со временем, адаптируясь к меняющейся социальной реальности10. Значительно
существеннее те границы которыми этническая группа очерчивает свое специфическое культурное содержание.
Впрочем, по мысли Фр. Барта, и «культурные черты», которые обозначают эту границы, могут меняться точно так
же, как и «культурные характеристики членов группы» или ее «организационные формы». «И только факт
постоянной дихотомии между членами (группы) и “внешними” позволяет нам определить общность и исследовать
изменения культурных форм и содержаний»
Иными словами, границы между «нами» и «не-нами» определяются прежде всего путем сравнения, объектом
которого могут стать такие отличительные признаки как внешность, язык или обычаи. Фиксирование при этом
сходства и различия, обобщение результатов этой простейшей познавательной операции укрепляет национальное
самосознание, способствует этнической консолидации. В результате частного общения со «своими» человек
постепенно привыкает к восприятию деленного типа внешности, к фонетике («звучанию») родного языка или к тому,
пример, что для здоровья полезно попариться в бане, а в «родительскую субботу не грех помянуть близких рюмкой
водки.
Привыкание переходит в одобрение, поощрение сходства, на основе которого формируется чувство
сопринадлежности.
Таким образом, сравнение неосознанно приводит к оцениванию, и непохожесть вызывает внешне
немотивированное отвержение. Именно так возникают уничижительные клички типа «косоглазые», «чурки»,
«черномазые» или «краснокожие». Носитель иных антропологических признаков «нам» представляется
«некрасивым», потому что «у нас», к примеру, более широкий разрез глаз или более светлая кожа.
Точно так же и родной язык: он — привычен, и поэтому кажется «благозвучнее», а вот чужая речь воспринимается
как непонятная «тарабарщина», те же, кто говорит «по-тарабарски», не «по-нашему» — просто «немые», «немцы».
Конечно, сегодня это противопоставление не столь категорично как в те времена, когда на Руси всех иностранцев
звали немцами, тем не менее, понятие «тарабарщина» в языке держалось, неизменным остался и его негативный
оттенок: тарабарщина — это «абракадабра», непонятная чушь.

6. Мировая культура (культурный глобализм

Ключевым словом современной культуры является интеграция. Интеграция политической, экономической и
культурной сфер жизни характерна сегодня для большинства государств мира. На наших глазах происходит
расширение контактов между людьми, рост взаимовлияния и сближения народов и стран, становление единого
мирового сообщества, формирование универсальных культурных ценностей. В связи с развитием современных
транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию средств массовой информации и
коммуникации происходящие на Земле интегративные процессы обретают планетарный характер.
Ускоряющиеся темпы интегративных процессов в мире вызывают процессы глобализации. Глобализация в целом
означает ускорение интеграции стран и народов в единую мировую систему человечества. Под влиянием
глобальных финансовых рынков и транснациональных корпораций происходит процесс слияния национальных
экономик в единую экономическую систему. Свидетельством этого стали создание Европейского экономического и
валютного союза, Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, Северо-Американской зоны свободной
торговли. На базе компьютерных технологий, Интернета, глобального телевидения происходит единение
общемирового информационного пространства. Всё совершающееся на другом краю планеты становится известно
уже через несколько минут. Стираются региональные отличия в ощущении восприятия времени, нарастает
глобальная одновременность событий. Широкое распространение получают унифицированные жизненные
стандарты, воспринимающиеся людьми как оптимальные и наиболее эффективные. В первую очередь это касается
туризма, спорта, искусства, науки, бытовых удобств, развлечений, товаров повседневного использования. Гонка за
унифицированными потребительскими стандартами уже превратилась в одну из ведущих социально – политических
тенденций современного общества. Одновременно происходит возникновение нового образа жизни и новых форм
повседневной культуры, стирающих границы между своей и чужой культурой. Смесь культур в повседневной жизни
людей становится характерной чертой для целых обществ.
Происходящие процессы глобализации приводят к необходимости создания единого правого пространства,
однородного политического правления и универсализации демократических ценностей в мире.
Если принять, что основу жизни современного общества составляют наука, техника и технологии, то на наших
глазах происходит ускоренное становление общей мировой цивилизации. Она действительно является единой и
универсальной, поскольку нет национальной математики, химии, физики и науки в целом как системы знаний о
мире. Они – универсальны, и в этом плане Япония мало чем отличается от Европы, а Россия – от США. В
большинстве школ мира дети изучают одинаковые предметы, в них обязательно преподаются иностранные языки,
облегчающие общение между людьми. Космические спутники и современные средства связи позволяют людям
получать информацию из всех регионов мира. Большую роль в этом играет Интернет, обеспечивая включение
стран, народов в единую коммуникационную систему. У человека появляется ощущение мира как единого целого.

7.

Возникающее впервые в истории культурное единство человечества изменяет механизмы, определяющие
судьбу отдельных культур и цивилизаций. В наше время стало как никогда очевидно, что культура любого
народа или страны, не находящаяся в контакте с другими культурами и не испытывающая их влияния,
неминуемо обречена на отставание от темпов мирового культурного развития. В этих условиях ни один
народ и никакая страна уже не могут развивать свою культуру независимым путём, вне единой мировой
культуры человечества. Наступает новая эра, в которой на авансцену всемирной истории выходит
многомерный диалог культур разных стран и народов, и участие в этом диалоге становится важнейшим
условием их развития. Степень освоения ими мировых достижений, способность обогатить мировую
культуру своими достижениями становятся основными критериями развития национальной культуры.
Однако, современные процессы глобализации в мире не происходят однозначно гладко, без проблем.
Дело в том, что глобальные экономические, политические, правовые, технологические, интеграционные
процессы одновременно вызывают изменение жизненного уклада, традиций и культур целых народов и
стран, вынуждая их к пересмотру и даже отказу от некоторых этнических и национальных ценностей. Это
особенно наглядно проявляется на примере сужения сферы функционирования национального языка и
распространения английского языка, которым сегодня в мире пользуются около 1.5 млрд. людей.
Английский язык стал условием распространения универсального образа жизни, достижений современной
науки и технологии на всей планете. 90 процентов информации, хранящейся сегодня во всемирной
компьютерной сети, – на английском языке. Между тем язык – это не только средство коммуникации и
общения. Он является неотъемлемым признаком любого народа. Без языка – нет национальности.
Национальным сознанием родной язык воспринимается как живой организм, требующий бережного
отношения и заботы. Не случайно во Франции в 1994 году был принят специальный «Закон об
использовании французского языка», запрещающий чрезмерное употребление иностранных терминов и
выражений.
Угроза потери культурной самобытности, подчинение национальной культуры западной, её
преобразование по преимуществу навязываемому американскому образцу вызывают враждебное
отношение, протесты и даже сопротивление со стороны традиционных обществ, воспринимающих родную
культуру моделью образа жизни и формой исторической памяти, а глобализацию – экспансией западной
культуры, культурным империализмом и даже новой формой колониализма. В значительной мере
наблюдаемый сегодня подъём национальных и религиозных движений в мире является своеобразной
реакцией людей на культурное нивелирование, унификацию и глобализацию. Возникло движение
антиглобалистов, выступающих за интеграцию культуры не сверху по модели мировой элиты, а снизу –
альтернативным путем.
Таким образом, универсализация и глобализация культуры не автоматические процессы, которые
завершатся безконфликтным и идеальным миром. Они таят в себе как новые возможности, так и новые
риски.

8. Индустриально-городская культура

Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) — это культура
крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных
центров. Малые города и поселки городского типа (от 3-тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают
деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше степень урбанизации
поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской
культуры.
Единого для всех городских поселений типа культуры не существует. Города различаются не только географическим
и геополитическим (ближе к Европе или Японии) положением, численностью населения (одно дело
многомиллионные гиганты типа Санкт-Петербурга или Самары, другое — 200—300-тысячные города с
полупровинциальным укладом жизни) и размерами, но также специализацией: есть текстильные города (Иваново),
горной промышленности и шахтерские города (Кемерово), центры автомобильной промышленности (Тольятти),
города науки, или «науко-грады» (Дубна), города-курорты (Сочи), «военные городки» — базы морского флота и
сухопутных гарнизонов, религиозные центры (Загорск) и т. п. Естественно, что в каждом типе города свой уклад и
тип культуры.
Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая
плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного
(дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы
и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.
Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора
учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и
рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т. п.); наличие огромного числа незнакомых
людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и
раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

9.

Отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в
толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов
телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься
сомнительными и преступными делами. Характерная черта городской
жизни и городской культуры — транспортная усталость, возникающая
вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в
общественном транспорте. Нервные перегрузки могут вызываться также
более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом,
стоянием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и
демонстрациями, постоянным нахождением в толпе (на улицах, в
транспорте, магазинах).
Городская среда насыщена гораздо большим числом вредных и
канцерогенных веществ, чем сельская. Она возникла лишь в последнее
столетие, и биологически человек не успел к ней приспособиться. Отсюда
ослабленное здоровье и стремление горожан всеми доступными
средствами его поддержать. Уровень медицинского обслуживания, число
обращений к врачам и занимающихся физкультурно-оздоровительными
мероприятиями людей в городе существенно больше, чем на селе.
Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно
воздействует на горожан. Отсюда массовое увлечение садовоогородническим движением, не свойственное сельчанам. Пригородный
участок и дача сегодня — непременные атрибуты городской культуры.

10.

Если для сельской культуры характерно
триединство — единство места работы, места
жительства и места отдыха — то для городской
культуры характерна как раз обратная
тенденция. Большинство учреждений культуры и
бизнеса сосредоточены в центре города, а
большинство жителей обитает в так называемых
спальных районах на окраине. Поэтому ездить в
общественном или личном транспорте
горожанам приходится гораздо чаще и больше.
Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на
отдых в другие города и страны.

11.

Спасибо за внимание!
Выполнила: студентка 131 гр. Балицкой Е.А.
English     Русский Правила