АНАЛИЗ РАССКАЗА Е.ДОЛГОПЯТ «ОТПУСК»
«Ступени» анализа рассказа
Елена Долгопят
ЖЕНСКАЯ ПРОЗА
ПОСТМОДЕРНИЗМ
Темы-проблемы, поднимаемые в произведениях
Алгоритм выявления особенности сюжета произведения
Алгоритм выявления особенности языка художественного произведения
Пропедевтика (анализ до чтения рассказа)
Пространство в рассказе
ПРОСТРАНСТВО В РАССКАЗЕ
КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА - ПОЧЕМУ НЕТ ЭКСПОЗИЦИИ? - В ЧЁМ ОСОБЕННОСТЬ ЗАВЯЗКИ? - КАКИМ ОБРАЗОМ НАГНЕТАЕТСЯ ТРАГИЗМ ПОЛОЖЕНИЯ
КТО ОНА? ГЕРОИНЯ РАССКАЗА?
МОЖНО ЛИ ТАКОЙ ОТПУСК НАЗВАТЬ ОТПУСКОМ? КАКОЙ СМЫСЛ ВКЛАДЫВАЕТ АВТОР В ЗАГОЛОВОК РАССКАЗА? СТАНЕТ ЛИ ЭТОТ ОТПУСК ТРАДИЦИОННЫМ,
1.15M
Категория: ЛитератураЛитература

Анализ рассказа Е. Долгопят «Отпуск»

1. АНАЛИЗ РАССКАЗА Е.ДОЛГОПЯТ «ОТПУСК»

ПОДГОТОВКА
К ОЛИМПИАДЕ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ

2. «Ступени» анализа рассказа

Композиция
Система образов
Возможность
интерпретации
Авторская
позиция

3. Елена Долгопят

Елена Олеговна Долгопят родилась 28 декабря 1963 года в городе
Муром (Владимирская область). Мать работала учительницей, отец
служил в Советской Армии. В 1986 году она окончила Московский
институт инженеров транспорта, после чего до 1989 года работала
программистом на военном объекте в Московской области. В 1993
году Елена Долгопят окончила сценарный факультет ВГИКа, с 1995
года - научный сотрудник Музея кино (Москва). Публиковаться она
начала с 1993 года, дебютировав в журнале "MEGA". Печаталась в
журналах "Юность", "Знамя", "Дружба народов". Автор повестей
"Тонкие стекла", "Физики", "Гардеробщик", многих рассказов,
нескольких сценариев. В 2001 году вышла книга Е.Долгопят "Тонкие
стекла", в 2005 году - сборник "Гардеробщик". Дебют достойный:
тонкое чувство слова и ритма сочетается в ее прозе с реалистической
точностью и человечностью взгляда на жизнь, текущую здесь и
сейчас, за «тонкими стеклами» подмосковных садовых домиков.
Елена Долгопят — сотрудница Музея кино.

4. ЖЕНСКАЯ ПРОЗА

Появление на литературном горизонте столь ярких и
разных писательниц, как
Людмила Петрушевская,
Татьяна Толстая,
Валерия Нарбикова,
Людмила Улицкая,
Виктория Токарева и др.
обусловило, например, появление в издательстве
«Вагриус» особой серии, называющейся «Женский
почерк».

5. ПОСТМОДЕРНИЗМ

это переход в состояние, когда читатель
становится свободным интерпретатором и
когда писатель не бьет его по рукам и не
говорит: «неправильно читаешь, читай иначе»,
- этот момент высвобождения, и в этом смысле
постмодернизм на сегодняшний день –
достижение свободы в литературе»
(Виктор Ерофеев)
Современные постмодернисты пытаются
соединить мир компьютеризированный, мир
человеческой обыденности и мир Иной
реальности, корни которого пытаются найти в
древних мистических учениях.

6. Темы-проблемы, поднимаемые в произведениях

Тема Семьи
Проблема агрессивности, жестокости
Проблема бездушия, падения
нравственности

7.

Название
произведения
Особенности
художественног
о языка
произведения
Поднимаемые
в
произведении
темы,
проблемы
Пейзажные
зарисовки
Авторская позиция
Сюжет
произведения
Система
героев
Портрет,
поступки,
внутренний
мир героев
Композиция
произведения

8. Алгоритм выявления особенности сюжета произведения

Экспозиция
Завязка
Развитие событий
Кульминация
Развязка
Сюжетные линии

9. Алгоритм выявления особенности языка художественного произведения

Язык худ.
произведения
Лексические
средства
гипербола
метафора
фантастика
образы
цветообразы
звукообразы
Синтаксические
средства
эпитет
сравнение
Риторический
вопрос,
восклицание
Ряды однородных
членов
градация
многосоюзие
олицетворение
овеществление
инверсия
повтор

10. Пропедевтика (анализ до чтения рассказа)

1. Семантика слова «отпуск».
отпуск
1. м.1) Действие по знач. глаг.: отпустить (1а1-4,6),
~ать.
2) Временное освобождение от службы, работы для
отдыха или других целей. (словарь Т.Ф.Ефремовой)
2. Графика: абзацное членение указывает на
динамику текста.
Отсутствие диалогов.
3. Знаки препинания – показатель малой
эмоциональности текста.

11. Пространство в рассказе

О ТАКОМ ОТПУСКЕ
МЕЧТАЕТ ГЕРОИНЯ?

12. ПРОСТРАНСТВО В РАССКАЗЕ

- ТЁМНАЯ ЗАТХЛАЯ КВАРТИРА
- ОНА СИДЕЛА В СВОЕЙ КВАРТИРЕ,
В СВОЁМ КОСМИЧЕСКОМ КОРАБЛЕ
- ПОДОШЛА К ДВЕРИ, ВЗЯЛАСЬ ЗА РУЧКУ.
И НЕ СМОГЛА ПОВЕРНУТЬ ЗАМОК
Чем вы можете объяснить добровольное
затворничество героини?

13. КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА - ПОЧЕМУ НЕТ ЭКСПОЗИЦИИ? - В ЧЁМ ОСОБЕННОСТЬ ЗАВЯЗКИ? - КАКИМ ОБРАЗОМ НАГНЕТАЕТСЯ ТРАГИЗМ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЕРОИНИ?
- ЕСТЬ ЛИ В РАССКАЗЕ
ТРАДИЦИОННЫЙ В ПОНИМАНИИ
КОНФЛИКТ?

14. КТО ОНА? ГЕРОИНЯ РАССКАЗА?

ЖЕРТВА
СВОБОДНАЯ ЖЕНЩИНА
- Почему у героини нет имени? Какие произведения в русской
литературе
вам известны, где герои не имеют имени?
- Почему мы ничего не знаем о её личной жизни. Семье?
- Чем занималась героиня в отпуске?
- Почему она вымыла окно только с внутренней стороны?
- Какие краски и звуки жизни её сопровождали во время отпуска?

15. МОЖНО ЛИ ТАКОЙ ОТПУСК НАЗВАТЬ ОТПУСКОМ? КАКОЙ СМЫСЛ ВКЛАДЫВАЕТ АВТОР В ЗАГОЛОВОК РАССКАЗА? СТАНЕТ ЛИ ЭТОТ ОТПУСК ТРАДИЦИОННЫМ,

ПРИВЫЧНЫМ ДЛЯ
ГЕРОИНИ?
English     Русский Правила