Программирование на языке C++
Сложение чисел
Сумма: псевдокод
Переменные
Имена переменных
Объявление переменных
Тип переменной
Как записать значение в переменную?
Ввод значения с клавиатуры
Ввод значений двух переменных
Изменение значений переменной
Вывод данных
Сложение чисел: простое решение
Сложение чисел: полное решение
Снова про оператор вывода
768.50K
Категория: ПрограммированиеПрограммирование

Программирование на языке C++. Переменные

1. Программирование на языке C++

1
Программирование
на языке C++
Переменные
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2014
http://kpolyakov.spb.ru

2. Сложение чисел

Алгоритмизация и программирование, язык C++, 10 класс
2
Сложение чисел
Задача. Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму.
Протокол:
Введите два целых числа
25 30
пользователь
25+30=55
компьютер
компьютер считает сам!
? 1. Как ввести числа в память?
2. Где хранить введенные числа?
3. Как вычислить?
4. Как вывести результат?
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

3. Сумма: псевдокод

Алгоритмизация и программирование, язык C++, 10 класс
3
Сумма: псевдокод
main()
{
// ввести два числа
// вычислить их сумму
// вывести сумму на экран
}
Псевдокод – алгоритм на
русском языке с элементами
языка программирования.
! Компьютер не может исполнить псевдокод!
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

4. Переменные

Алгоритмизация и программирование, язык C++, 10 класс
4
Переменные
Переменная – это величина, имеющая имя, тип
и значение. Значение переменной можно
изменять во время работы программы.
Значение
Другой тип
данных
Имя
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
? Поместится?
! В переменной хранятся данные
определенного типа!
http://kpolyakov.spb.ru

5. Имена переменных

Алгоритмизация и программирование, язык C++, 10 класс
5
Имена переменных
МОЖНО использовать
• латинские буквы (A-Z, a-z)
заглавные и строчные буквы различаются
• цифры
имя не может начинаться с цифры
• знак подчеркивания _
НЕЛЬЗЯ использовать
• руские буквы
• скобки
• знаки +, =, !, ? и др.
Какие имена правильные?
AXby R&B 4Wheel Вася “PesBarbos”
TU154 [QuQu] _ABBA A+B
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

6. Объявление переменных

Алгоритмизация и программирование, язык C++, 10 класс
6
Объявление переменных
Типы переменных:
• int
// целая
• float
// вещественная
• и другие…
выделение
Объявление переменных:
тип – целые
места в памяти
список имен
переменных
int a, b, c;
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

7. Тип переменной

Алгоритмизация и программирование, язык C++, 10 класс
7
Тип переменной
• область допустимых значений
• допустимые операции
• объём памяти
• формат хранения данных
• для предотвращения случайных ошибок
Начальные значения:
int a, b = 1, c = 55;
? Что в переменной a?
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

8. Как записать значение в переменную?

Алгоритмизация и программирование, язык C++, 10 класс
8
Как записать значение в переменную?
оператор
присваивания
a = 5;
5
! При записи нового
значения старое
стирается!
Оператор – это команда языка
программирования (инструкция).
Оператор присваивания – это команда для
записи нового значения в переменную.
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

9. Ввод значения с клавиатуры

Алгоритмизация и программирование, язык C++, 10 класс
9
Ввод значения с клавиатуры
ввести значение a из
входного потока
5
cin >> a;
! 1. Программа ждет, пока пользователь введет
значение и нажмет Enter.
2. Введенное значение записывается в
переменную a.
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

10. Ввод значений двух переменных

Алгоритмизация и программирование, язык C++, 10 класс
10
Ввод значений двух переменных
cin >> a >> b;
через пробел:
25 30
через Enter:
25
30
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
25 a
30 b
25 a
30 b
http://kpolyakov.spb.ru

11. Изменение значений переменной

Алгоритмизация и программирование, язык C++, 10 класс
11
Изменение значений переменной
a
int a, b;
?
5
a = 5;
b = a + 2;
a = (a + 2)*(b – 3);
b = b + 1;
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
b
5+2
?
7
a
28
5
b
7
8
5
7*4
7+1
http://kpolyakov.spb.ru

12. Вывод данных

Алгоритмизация и программирование, язык C++, 10 класс
12
Вывод данных
//вывод значения
//переменной a
cout << a;
cout << a << endl;
//...и переход
//на новую строку
cout << "Привет!";
//вывод текста
cout << "Ответ: " << c;
//вывод текста и значения переменной c
cout << a << "+" << b << "=" << c;
2+3=5
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

13. Сложение чисел: простое решение

Алгоритмизация и программирование, язык C++, 10 класс
13
Сложение чисел: простое решение
#include <iostream>
using namespace std;
main()
{
int a, b, c;
cin >> a >> b;
ждём нажатия
c = a + b;
на клавишу
cout << c;
cin.get(); cin.get();
}
читаем остатки
входного потока
после ввода
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
? Что плохо?
http://kpolyakov.spb.ru

14. Сложение чисел: полное решение

Алгоритмизация и программирование, язык C++, 10 класс
14
Сложение чисел: полное решение
main()
{
подсказка
int a, b, c;
cout << "Введите два целых числа\n";
cin >> a >> b;
c = a + b;
cout << a << "+" << b << "=" << c;
}
Протокол:
компьютер
Введите два целых числа
25 30
пользователь
25+30=55
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru

15. Снова про оператор вывода

Алгоритмизация и программирование, язык C++, 10 класс
15
Снова про оператор вывода
Вычисление выражений:
cout << a << "+" << b << "=" << a+b
a+b;
Форматный вывод:
#include <iomanip>
...
a = 123;
5 << a;
cout << setw(5)
манипуляторы для
управления потоками
123
5 знаков
set width – установить
ширину поля
К.Ю. Поляков, Е.А. Ерёмин, 2013
http://kpolyakov.spb.ru
English     Русский Правила