Похожие презентации:
Музыка в блокадном Ленинграде
1.
Музыка в блокадномЛенинграде
Выполнила студентка
1 курса Зуева О.В.
2.
Блокада ЛенинградаОдна из самых трагических страниц в истории
страны. 900 дней во вражеском кольце показали,
насколько мужественным может быть человек.
Несмотря на трудности и лишения, в эпицентре
событий неустанно трудились музыканты
симфонического оркестра городского
Радиокомитета под управлением Карла
Ильича Элиасберга.
3.
Дмитрий ШостаковичСимфонический оркестр Ленинградского
радиокомитета исполнил в блокадном городе
Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича (или
Симфонию № 7 «Ленинградская» до мажор соч. 60,
где 60 — порядковый номер в полном собрании
сочинений). Произведение композитора стало
символом стойкости человеческого духа. Сегодня его
изучают в школах, высших учебных заведениях,
включают в программы ежегодных концертов памяти
жертв блокады.
Симфония написана задолго до окончания войны.
Композитор предрек крах фашизма и триумф
свободного народа.
4.
WHOA!5.
СИМФОНИЯ ИГРАЕТ ВО ВСЕМ МИРЕПосле концертов 5 марта 1942-го в Куйбышеве (ныне — Самара)
и 29 марта в Москве, слава симфонии распространилась по миру.
Партитуру Шостаковича пересняли на микроплёнку и отправили
на Запад, в страны антигитлеровской коалиции. 22 июня
симфония прозвучала в Лондоне (Лондонский симфонический
оркестр под управлением Генри Вуда), а затем в США (оркестр
Нью-Йоркского радио под управлением дирижера Артуро
Тосканини). И только в августе её впервые исполнили в
блокадном Ленинграде, городе, в котором долгое время жил и
творил Дмитрий Шостакович.
Кадры репетиции симфонии (1942 г.).
Дирижёр Карл Элиасберг.
6.
Карл Элиасберг«Что касается звука барабана — он немножко напоминает
церемониальный марш, а не страшную картину
нашествия», —говорил дирижер.
Музыканты были истощены и физически, и морально. Карл
Ильич не мог передвигаться без посторонней помощи. Однако
какая-то неведомая сила помогала ему и оркестру в
трудные минуты. Защита от артобстрела филармонии, где
репетировался шедевр Шостаковича, была для советской
армии стратегически важной задачей. Руководил военной
операцией под названием «Шквал» генерал и будущий герой
СССР Леонид Говоров — он же присутствовал на
ленинградском исполнении симфонии.
7.
Леонид ГоворовО тех временах не раз рассказывал народный артист СССР
Владимир Спиваков: «Мама была на вошедшем в историю
концерте в филармонии. Зал заполнился битком, мама
слушала музыку стоя... Командующий Ленинградским
фронтом Говоров приказал на время концерта подавить
огонь вражеских артиллерийских батарей и сам приехал на
премьеру... Много позже, уже в шестидесятые годы, когда
родители решили перебраться в Москву следом за мной,
папа нашёл нам квартиру на улице Маршала Говорова и
сказал маме: «Катюша, ты должна обязательно её
посмотреть. Это всё-таки далековато от центра».
Реакция мамы была мгновенной: «Никаких просмотров!
Переезжаем. Говоров - святое имя для меня...».
8.
Надежда БронниковаНадо сказать, что Карл Ильич Элиасберг не смог бы
выдержать испытаний без поддержки близких. В
быту ему помогала преданная супруга,
пианистка Надежда Бронникова. Она отчаянно
верила в успех мужа. В день исполнения
симфонии перед публикой Надежда Дмитриевна
специально накрахмалила мужу белую рубашку
неизвестно откуда добытым картофелем.
«Она была интеллигентнейший, добрейший
человек, чудесный музыкант. От нее веяло
духом академизма, основанного на деликатном
уважении традиций», – вспоминал о
Бронниковой виолончелист Эммануил
Фишман.
9.
С января по апрель 1942-го семейная паралечилась от дистрофии в госпитале,
развёрнутом в гостинице «Астория». После
выписки Элиасберг возобновил творческий
процесс. Оркестр вынужден был играть в
нетопленном зале. Ему предстояло составить
новый репертуар, исполнять классику на
пределе возможностей. В программе того
времени стояли
произведения Чайковского и Дворжака. Годы
спустя в мемуарах Карл Ильич вспоминал:
«Будучи единственным дирижером в городефронте, я продирижировал:
85 открытых симфонических концертов, 254
радиоконцерта, 54 оперных спектакля и ряд
шефских концертов. Кроме того, оркестр
озвучил ряд хроникальных и документальных
фильмов».
10.
ПОДВИГ ОРКЕСТРАПолучив рукопись Шостаковича, Элиасберг пришёл в ужас, ведь в его коллективе не
доставало музыкантов на духовые инструменты и скрипки: часть оркестрантов ушла на
фронт, часть погибла от истощения (их численность сократилась со 100 до 27 человек).
По словам ученицы маэстро, гобоистки Ксении Матус, без «героического и напористого
характера» Элиасберга концерта с Седьмой симфонией не было бы. Воевавших
исполнителей в срочном порядке вернули в Ленинград и выписали им дополнительный
паёк по распоряжению властей города.
Подвиг ленинградского оркестра, к слову, является примером для многих профессионалов
нашего времени. На 6-часовых репетициях Элиасберг оттачивал каждую ноту и довёл
исполнение до совершенства. Перфекционизм и врождённое чувство ответственности
музыкантов стали причиной безоговорочного успеха.
11.
WORDSМало кто знает, что идея
исполнения симфонии
Шостаковича принадлежала
журналисту Якову
Бабушкину.
12.
Яков БабушкинУроженец Конотопа, он переехал в Ленинград в начале 30-х,
чтобы поступить в университет и найти работу. Молодой человек
трудился в местном Радиокомитете, затем был назначен
редактором литературно-драматического вещания.
Первые месяцы блокады обернулись катастрофой, трупы
умерших посреди улиц превратились в ужасающую обыденность.
Спасающиеся от смерти сотрудники Радиокомитета ютились в
холодных подвалах, перешли на казарменное положение.
Бабушкин свято верил, что человек может выстоять только
благодаря «чёрной тарелке радио». Вместе с товарищами он
придумывал различные передачи, в основном на музыкальную и
литературную темы. Дикторы читали Толстого, Гоголя, Пушкина.
Классика русской литературы дала измождённым ленинградцам
надежду.
13.
«Ленинградцам сейчас не до музыки…»Я. Бубушкин – художественный
руководитель радиокомитета.
«Вечером в общежитии мы слушали „Последние известия“, —
вспоминал редактор литотдела Радиокомитета Георгий
Макогоненко. — Из Куйбышева сообщали — Шостакович закончил
Седьмую симфонию, начатую им еще в первые дни войны
в Ленинграде. Мы поговорили о симфонии — какая она,
помечтали.., когда пойдем в Филармонию слушать ее. <…>
Неожиданно Бабушкин сказал каким-то заговорщицким шепотом:
„А что, если попробовать нам…“ Мы сразу поняли, о чем говорит
Бабушкин. И несмотря на все безумие плана — сыграть
в блокированном городе Ленинградскую симфонию Шостаковича,
сыграть в городе, из которого уехали все оркестры, а из
единственного оркестра радиокомитета одни ушли в армию,
других повалила блокадная болезнь — дистрофия, третьи уже
погибли, — мы почему-то поверили в возможность его
выполнения.
14.
мы сотвориличудо. Вот
«ВОТ
ТАК НАША
ЖИЗНЬ И СТАЛА ПРОДОЛЖАТЬСЯ. МЫ ВОСКРЕСЛИ.»
(с)Ксения Матус
Теперь весь мир знает, что эта казавшаяся такой нереальной мечта была осуществлена.
Исполнение Седьмой симфонии в блокированном Ленинграде было одним из славных
моментов героической обороны Ленинграда. И в том, что этот концерт состоялся, —
заслуга и Яши Бабушкина».
9 августа жителей Ленинграда оповестили по радиоприёмникам о появлении в городе
настоящего шедевра.
Исполнение симфонии в
Ленинградской филармонии
транслировалось по радио и
громкоговорителям, чтобы
музыку услышали на улицах.
15.
Карла Элиасберганаградили Орденом
Красной Звезды. В
последний раз он
выступал с оркестром
9 мая 1975 года.