3.75M
Категория: ПсихологияПсихология

Абдукция и фрейминг проблемы (занятие 4)

1.

Занятие 4
Абдукция и фрейминг проблемы

2.

Кого увидели?

3.

Стакан наполовину пуст или наполовину
полон? Придумайте правило интерпретации
Когда люди говорят «стакан
наполовину пуст», они обычно
имеют в виду, что стакан
содержит равные доли воды и
воздуха(с)

4.

Ситуация 1. Смотрим видео
• https://www.youtube.com/watch?v=ZwMRtWNEQRo
Что мы можем сказать о человеке, которого нам показывают? Какие эмоции
он испытывал?

5.

Эффект Кулешова
Когда режиссер Лев Кулешов показал эти фрагменты своим
коллегам, то они интерпретировали эмоции мужчины в кадре в
зависимости от того, что было показано в каждом случае: на
первом фрагменте герой хочет поесть, и привлечен хорошим
обедом, во втором - опечален смертью ребёнка, в третьем очарован лежащей на диване девушкой. На самом деле
выражение лица актера во всех трех случаях было одним и тем же.
Этот эффект называется эффектом когнитивного прайминга.

6.

Эффект когнитивного прайминга
проявляется, когда какое-то событие начинает влиять на наше
восприятие и описание последующих событий. Всегда есть риск
зациклиться на нашем первоначальном восприятии проблемной
ситуации и интерпретировать всю последующую информацию
через призму этого первоначального восприятия.
При нашей работе с проблемной ситуации всегда есть
возможность того, что наше первоначальное восприятие этой
ситуации является неправильным.

7.

Ситуация 2. Обрамляющие эффекты (framing
effects)
Дано: в городе прогнозируется вспышка
эпидемии неизвестной болезни. Есть
несколько вариантов действий:
Выбор 1.
• Вариант А: этот вариант спасет 200
жизней из 600
• Вариант B: в этом варианте есть 30%
вероятность спасти всех и 60%
вероятность не спасти никого.
Какой вариант выбрать?
Выбор 2.
• Вариант C: в этом варианте умрут 400
человек
• Вариант D: 30% вероятность, что никто не
умрет, и 60% вероятность того, что умрут все.
Какой вариант решения предпочтителен?
Объяснение: на самом деле варианты A и
C, и B и D одинаковые. Однако
большинство людей выбирают варианты A
и D просто потому, что они позитивно, а не
негативно, сформулированы.

8.

Обрамляющие эффекты (framing effects)
• Frame – рамки (англ.)
Как справиться с эффектами фрейминга?
В дизайн-мышлении это делают при
помощи формулировки множества
различных вариантов рассмотрения
проблемной ситуации. Этот процесс
также называется фреймингом.
Проектировщик целенаправленно
рассматривает проблемную ситуацию с
разных сторон для того, чтобы избежать
влияния какой-то одной перспективы на
свое восприятие и понимание тех
проблем, которые в этой проблемной
ситуации существуют.
В результате фрейминга получается фрейм
проблемной ситуации, который в общем смысле
представляет ментальную модель восприятия и
понимания этой ситуации.

9.

Проблемная ситуация = текущее
состояние, в котором находятся люди +
желаемое состояние дел, в котором они
хотели бы находиться + операторы
(действия) достижения желаемого
состояния, которые предпринимает человек
на данный момент + барьеры (разрывы) на
пути достижения желаемого состояния.
Проблемная ситуация является тем, что воспринимается
людьми.
Это восприятие не просто определяет саму проблемную
ситуацию, оно ее создает. Это означает, что проблема
возникает, когда о ней начинают говорить.
Проблемной ситуацию делают проблемы, о наличии
которых мы узнаем, когда видим совокупность (набор)
знаков (сигналов), что что-то идет не так.
Проблема – это:
1. Барьер на пути достижения цели
2. Разрыв между желаемым и текущим состоянием
3. Задача, которую нужно решить
Проектная команда целенаправленно работает с проблемной ситуацией, пытаясь обнаружить и определить
проблемы, над решением которых стоит работать. В ходе работы она создает фреймы проблемной ситуации.

10.

Фрейминг проблемной ситуации
- это процесс, в ходе которого определение проблем может
меняться. В самом начале у нас может быть одно понимание
проблемы (это первоначальное понимание называется
нормативным фреймом проблемной ситуации), но затем, в ходе ее
исследования, это понимание уточняется, а формулировки
проблемы перерабатываются и даже полностью меняются.

11.

Причины менять определение проблемной
ситуации связаны с типом проблемной
ситуации
Слабоструктурированные проблемные ситуации Хорошо структурированные проблемные ситуации (2 *
2 = 4)
Нет однозначной формулировки
Хорошо определены и стабильны
Постоянно развиваются и изменяются
Понятно, когда решение обеспечит достижение успеха
Решения могут быть либо лучше, либо хуже по
отношению друг к другу
Решения очевидно правильные или неправильные
Нет принципа, в соответствии с которым
решение будет подходить для всех подобных
проблем
Проблемы принадлежат к одному классу подобных
проблем, которые могут решаться схожими методами
Много причин на разных уровнях проблемы,
присутствуют симптомы других проблем
Причины проблем очевидны

12.

• К какому типу проблемных ситуаций можно отнести организацию
дорожного движения в городе?
• вывод на рынок нового продукта или услуги?

13.

«Злые проблемы» (wicked problems).
Способ их решения неизвестен (также как зачастую неизвестен
даже характер такой проблемы и ее свойства). Одним из ключевых
свойств «злой» проблемы является невозможность тестирования
решений перед их реализацией. Примером «злой» проблемы
может служить антропогенное изменение климата.

14.

Нормативный фрейм - наше первоначальное понимание ситуации,
когда мы ее еще не исследовали
Создание нормативного фрейма:
Результат фрейминга:
• Кто относится к проблемной ситуации?
желаемое состояние +
текущее состояние +
операторы + барьеры
• Что происходит?
• Как происходит?
• Где происходит?
• Когда происходит?
• Почему происходит?

15.

Образная картинка (rich picture)
- инструмент методологии «мягких» систем,
позволяющий сформировать образ
проблемной ситуации и получить
понимание целей и интересов, а также
конкретных проблем, связанных с
конкретными заинтересованными
сторонами (стейкхолдерами),
действующими в этой проблемной
ситуации. Также, образная картинка
позволяет сравнить наши собственные
допущения о проблемной ситуации с
взглядами этих стейкхолдеров.
- Образная картинка позволяет придать
смысл нашему проекту.

16.

Шаги выполнения:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Выбираем кейс (проблемную ситуацию), с
которым будем работать
Собираем данные
Готовим перечень стейкхолдеров
(заинтересованных сторон), вовлеченных в
ситуацию
Рисуем этих стейкхолдеров и связи между
ними, указывая, как именно они друг с
другом связаны
Наносим на рисунок элементы контекста, в
котором эти стейкхолдеры находятся:
причины и факторы, различные
(социальные, экономические,
политические и пр.) характеристики,
которые влияют на эти заинтересованные
стороны или связаны с ними
Указываются как объективные факты, так и
субъективная информация, которой ктолибо из стейкхолдеров обладает (и это
важно, чтобы такая информация также
была приведена)
По необходимости все факторы, связи и
пр. подписываются словами (но нужно это
делать экономно, чтобы не усложнять
картинку)
Составляющие образной картинки
Себя (проектную команду) также нужно поместить на картинку

17.

• Образная картинка — это попытка учесть абсолютно все, что
связано с проблемной ситуацией. Все, что вы знаете, нужно на
ней указать.
• Не нужно "правильно структурировать" картинку. Достаточно
просто разместить на ней элементы и связи между ними.
• Образная картинка не предназначена для поиска решений. Это
инструмент определения проблем, все решения будут потом. В
этом отношении нужно понимать, что образная картинка – это
инструмент развития понимания ситуации, который по своей
цели близок к мозговому штурму, и не является инструментом
визуализации результатов исследования.

18.

Задание
1. Описать проблемную ситуацию при
помощи образной картинки (20 минут):
• текущее состояние
• желаемое состояние
• операторы достижения желаемого
состояния
• Барьеры
2. Представить свой фрейм (15 минут)

19.

Резюме
• Есть ли различия в презентации проблемной области
командами?
• Если есть, в чем они заключаются?
• Насколько они существенны?
• Какие проблемы были сформулированы командами?
• К какому типу проблем они относятся?
• Почему вы отнесли эти проблемы именно к этому типу?

20.

Перерыв

21.

Абдуктивное мышление
Образная картинка используется для рассмотрения проблемной
ситуации с разных сторон, для развития понимания проблемной
ситуации и тех проблем, которые в ней существуют. Но это
понимание тесно связано с определением причин и следствий
проблем.
Определение причин и следствий, в свою очередь, связано с тем,
что называется абдукцией

22.

Абдукция
(от лат. ab — «c, от» и лат. ducere — «водить») - это познавательная
процедура выдвижения гипотез. Результатом абдукции является
обоснованная гипотеза.
Абдукция применяется, когда мы сталкиваемся с проблемной
ситуацией, для которой у нас нет никакого решения.

23.

Логика открытия проблемы и того, что решает
проблему
• Абдукция позволяет
выдвинуть гипотезу о
причинах и следствиях
• Дедукция позволяет
проверять логичность
гипотезы о причинах и
следствиях
• Индукция позволяет
проверить гипотезу о
причинах и следствиях на
практике
Абдукция:
• Удивительный факт С наблюдается
• Но если А истинно, тогда С было бы само собой
разумеющимся
• Следовательно, есть причина считать, что А истинно
Дедукция:
• Если А, то С
• С, следовательно, А
Индукция:
• Если мы наблюдаем С в одних и тех же условиях,
следовательно, А

24.

25.

Упражнение 1
• Дедукция: Если сдашь ЕГЭ на 250 и
более баллов, то поступишь на
бюджет. Продолжите рассуждение
Ответ:
• Если сдашь ЕГЭ на 250 и более баллов, то поступишь на
бюджет
• Сдал ЕГЭ на 255 баллов
• Следовательно, поступишь на бюджет

26.

Упражнение 2
• Индукция: Студент Петров, будучи
Ответ:
школьником, готовился к сдаче ЕГЭ с
Если школьник Сидоров будет готовиться к
репетитором и поступил на бюджет.
сдаче ЕГЭ с репетиторами, он поступит на
Студент Иванов, будучи
бюджет.
школьником, готовился к сдаче ЕГЭ с
репетитором и поступил на
бюджет… Продолжите рассуждение

27.

Упражнение 3
• Абдукция: этот абитуриент поступил
Ответ:
на бюджет. Продолжите
• Этот абитуриент поступил на бюджет
рассуждение
• Если кто-то поступил на бюджет, то,
вероятно, потому, что он набрал
определенное число баллов в
результате сдачи ЕГЭ
• Гипотеза: абитуриент поступил на
бюджет, потому что набрал достаточное
для поступления число баллов в
результате ЕГЭ

28.

Результат абдукции: гипотеза или гипотезы, которые затем
направляются на проверку. Если проверка гипотезы показала, что
среди абитуриентов, поступивших на бюджет, никто не набрал
меньше 250 баллов на ЕГЭ, следовательно, для поступления на
бюджет необходимо набрать 250 и более баллов.

29.

Краткое резюме по абдукции
• в отличие от дедукции, абдукция начинает с конкретного факта,
объяснение которого нас интересует (дедукция начинает с
правила вывода результатов).
• в отличие от индукции, абдукция применяется тогда, когда у нас
нет данных, которые позволяют объяснить какое-то событие.
• Все, что мы можем - это предположить, почему это событие
произошло. Но после того, как мы сформулировали гипотезу, мы
можем ее проверить, собрав нужные данные.
• Что нужно учитывать: абдукция применяется в условиях
неведения, когда человек ничего не знает о том, что произошло.

30.

• В общем виде абдукция, дедукция и
индукция применяются для
разработки и тестирования решения.
• Сначала мы выдвигаем гипотезу
(абдуктивный этап работы), на
основании гипотезы строим
объяснительную модель
(дедуктивный этап работы), которая
позволит прогнозировать результаты
проверки гипотезы, а затем
проверяем эту модель эмпирически
(индуктивный этап работы).
Процесс выглядит так:
1. сталкиваемся с удивительными данными, которые
не вписываются в наши представления о том, что
должно быть
2. выдвигаем гипотезы о том, почему это происходит
и можем приступить к разработке решения [без того,
чтобы тратить время на обоснование того, почему это
нужно делать]. Ключевой вопрос на этом этапе “а что
если?”
3. проверяем гипотезы. Если гипотеза подтвердилась,
работаем дальше. Если опровергнута, возвращаемся
на предыдущие этапы работы.

31.

Важно:
результаты тестирования могут полностью опровергнуть гипотезу,
а могут заставить ее переформулировать. В этом отношении нет
четко зафиксированной истины, она всегда может уточняться в
дальнейшем. Для продуктовых и сервисных проектов это особенно
характерно - на данный момент конкретный продукт хорошо
удовлетворяет запросы пользователей, но через какое-то время он
точно перестанет это делать (например, появятся более
привлекательные конкуренты). То, что было истинно сейчас, завтра
может перестать быть таковым

32.

Задание (20 минут)
Все участники делятся на тройки. Двое становятся
«разработчиками», третий – «клиентом».
• Задание для разработчиков: клиент хочет заказать у вас торт.
Ваша задача сделать так, чтобы клиент был доволен вашим
тортом. Выясните потребности клиента и предложите решения.
Результаты работы должны быть представлены в виде макета
торта, сделанного из бумаги.
• Клиент тоже получает свое задание, но показывать его
разработчикам нельзя (наставник дает отдельную установку
«клиентам»)

33.

Абдуктивный прогон
• какой результат нужен был
клиенту (рассказываем о
полученных данных)?
• какие гипотезы проверял
разработчик?
• доволен ли клиент
представленным результатом?
• какую причинно-следственную
модель можно сформулировать
для этого конкретного случая?

34.

Рефлексия результатов
• Для чего необходим фрейминг проблемной ситуации?
• Какая структура у фрейма проблемной ситуации
• Как применять познавательные процедуры абдукции, дедукции и
индукции?

35.

Как применять модель проектного мышления
Действия
Тип мышления
Результат
Собираем данные о проблемной ситуации
Восприятие
Наборы данных (интервью,
наблюдения и т.п.)
Интерпретируем собранные данные (объясняем,
что собой представляют явления, которые мы
наблюдаем)
Абдукция
Истории о том, что происходит
(тексты, рисунки)
Разрабатываем гипотезы о причинных
механизмах существования этих явлений
Абдукция
Набор гипотез о причинных
механизмах (формулировки,
схемы)
Создаем объяснительную модель, которая
содержит в себе гипотезу лучшего объяснения
интересующего нас явления
Дедукция
Фрейм проблемной ситуации
Разрабатываем и тестируем прототип решения
Индукция
Прототипы, эксперименты
В результате проверки либо начинаем создавать
решение (если результаты проверки гипотезы
позволяют это сделать), либо возвращаемся на
предыдущие этапы работы (если результаты
проверки гипотезы не позволяют это сделать)
Решение (продукт, услуга)
запущены в реализацию, либо
процесс начинается заново

36.

Задание на самостоятельную работу
Все образные картинки и фотографии макетов тортов загружаются
в репозиторий с указанием ФИО обучающихся.
English     Русский Правила