0.98M
Категория: СоциологияСоциология

История социологии. Предыстория и классический этап становления социологии

1.

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
ПРЕДЫСТОРИЯ И КЛАССИЧЕСКИЙ
ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ
СОЦИОЛОГИИ

2.

1. Предыстория и предпосылки
возникновения западной социологии
Социология
Теоретические
предпосылки
Социальные
предпосылки
Политические
революции
Просвещение
Промышленный
переворот
Рост науки
Консервативная реакция
на просвещение
Подъем капитализма
Подъем социализма
Утилитаризм
Феминизм
Урбанизация
Изменения в религии
Рис.1 Социальные и теоретические предпосылки возникновения
социологии

3.

Эволюция представлений об обществе. Основные этапы
Таблица 1. Донаучный этап эволюции представлений об обществе

п/п
Этап
Представители
1
Античный, донаучный
мир
Софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон
2
Эпоха становления
христианской
цивилизации
Гнотицизм, Тертулиан, Августин, Схоластика, Фома
Аквинский, Данте Алигьери
3
Христианская
цивилизация Нового
времени: романокатолический
социальный мир
Д.Савонарола, Н.Макиавели, Т.Кампанелла, М.Монтень,
Ж.Бодэн, Р.Декарт, Б.Паскаль, Ж.Боссюэ, Дж.Вико,
Вольтер, Ш.Монтескье, Д.Дидро, К Гельвеций, П.
Гольбах, Ж.-Ж.Руссо, Ч.Беккариа, Н.Бонапарт, А.де СенСимон
4
Христианская
цивилизация Нового
времени:
протестантский
социальный мир
Эразм Роттердамский, Т. Мор, М.Лютер, Ж.Кальвин,
У.Шекспир, Г.Гроций, Т.Гоббс, С.Пуфендорф, Б.Спиноза,
Д.Локк, Б.Манвиль, Д.Юм, И.Бентам, И.Кант, И.Фихте,
Т.Мальтус, Р.Оуэн, Г.В.Гегель, Ф.Савиньи, Д.Остин,
А.Шопенгауэр, Л.Фейербах, М.Штинер

4.

Таблица 2. Классический этап эволюции представлений об обществе
№ п/п
Этап
Представители
1
Французская социологическая
школа
Огюст Конт, Эмиль Дюркгейм
2
Марксисткая социология
3
Немецкая социологическая школа
4
Британская социология
Герберт Спенсер
5
Итальянская социология
Вильфредо Парето
Карл Маркса
Макс Вебер, Георг Зиммель
Таблица 3. Ранняя американская социология: эмпирический этап
№ п/п
1
Этап
Представители
Классический этап американской
социологии
Лестер Франк Уорд, Уильям Грэхем
Самнер, Торстейн Веблен
2
Чикагская школа социологии
3
Научная школа Колумбийского
университета
Уильям Айзек Томас, Роберт Парк, Чарльз
Хортон Кули, Джорж Герберт Мид, Албион
Вудбери Смолл
Франклин Генри Гиддингс

5.

Таблица 4. Социологическая теория до середины ХХ века
№ п/п
Этап
Представители
1
Гарвардская социологическая школа
П.Сорокин, Т.Парсонс, Дж Хомманс
2
Марксистская теория
3
Франкфуртская школа социологии
К. Мангейм
М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно
Таблица 5. Современная социологическая теория
№ п/п
Этап
Представители
1
Структурный функционализм
Т. Парсонс, Р. Мертон
2
Неофункционализм
Ч. Р. Миллс, Дж. Александер
3
Постструктурализм
Э. Гидденс, Ж. Деррида, М. Фуко, П. Бурдье, Н.
Луман
4
Конфликтологическая теория:
либеральное направление
О. Гоулднер, Р. Дарендорф, Дж. Рекс, Д. Локвуд
5
Неомарксисткие теории
Г. Лукач, А. Грамши, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т.
Адорно, Э.Фромм, Ж.П. Сартр, Ю. Хабермас, и др.
6
Теория систем
7
Символич. интеракционизм
8
Этнометодология
Т.Парсонс, Р.Меотон, Н. Луман
Дж.Г. Мид, Г. Блумер, Т. Кун, И. Гофман
Г.Гарфинкель, А. Сикурел

6.

Классический этап становления и развития социологии
2.1. Французская социологическая школа
Огюст Конт (1798-1857)
Основные сочинения:
"Курс позитивной философии«
(1830-1854 г. );
"Система позитивной
политики" (1851-1854 гг.);
"Позитивистский катехизис,
или Суммарная экспозиция
универсальной религии"
(1852).
6

7.

2. Классический тап становления и развития социологии
Основные идеи Конта и направления их воздействия:
• Периоды человеческой истории: 1) критический, 2) органический.
• Социология («социальная физика») – широкомасштабное научное исследование
общества с помощью целой системы "позитивных наук".
• Уровни социологии:
1) социальная статика (исследуются условия существования общества,
законы функционирования),
2) социальная динамика (исследуются тенденции, главные направления,
последовательность ступеней общественного развития).
• Основная задача социологии - осмысление исторически достигнутого состояния
цивилизации, которое детерминирует, социальную структуру.
• Общество - организм, т.е. целое, все части которого связаны между собой
именно по аналогии с организмом: они равно необходимы, выполняют свои
специфические функции, соответствующие их "социальному назначению".

8.

• Константные социальные законы:
1) закон социальной гармонии,
2) закон трех стадий.
• Стадии развития человеческого общества (закон социального
прогресса):
1) теологическую (период до 1300 г. – вера в то, что
сверхъестественные силы и религиозные фигуры, созданные
по образу человека, являются источником всего сущего),
2) метафизическую (1300-1800 гг. – вера в то, что
абстрактные силы, «природа» могут объяснить практически
все),
3) позитивную (с 1800 г. – вера в науку).

9.

«Любовь как принцип, порядок
как основание и прогресс как
цель – таков основной
характер окончательного
строя, который позитивизм
начинает устанавливать,
приводя в систему все наше
личное и социальное
существование посредством
неизменного сочетания
чувства с рассудком и
деятельностью».
О.Конт Курс позитивной
философии

10.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917)
Основные сочинения:
«О разделении общественного труда»
(1893),
«Метод социологии» (1895),
Элементарные формы религиозной
жизни» (1912).

11.

Основные идеи Дюркгейма и направления их воздействия:
Общество - особая духовная реальность, законы которой
отличны от законов индивидуальной психики.
Социальные факты – это совокупность фактов,
«отличающихся специфическими свойствами; его
составляют образы мыслей, действий и чувствований,
находящиеся вне индивида и одаренные принудительной
силой, вследствие которой он вынуждается к ним*».
_______________
*Дюркгейм Э. Метод социологии

12.

Правила установления социального факта*:
1. Социальный факт нормален для данного социального типа,
рассматриваемого в определенном фазисе его развития, когда
он имеет место в большинстве принадлежащих к этому виду
обществ, взятых в соответствующем фазисе их эволюции.
2. Можно проверить выводы предшествующего метода, показав,
что всеобщее распространение явления зависит от общих
условий коллективной жизни данного социального типа.
3. Эта проверка необходима, когда факт относится к социальному
виду, не закончившему процесса своего полного развития...
_______________
*Дюркгейм Э. Метод социологии

13.


Факторы общественного развития:
1) плотность населения,
2) развитие путей сообщения,
3) коллективное сознание.
Механическая солидарность – солидарность, основанная на
подобии индивидов формой солидарности, преобладающей в
простых и менее развитых обществах.
Органическая солидарность – солидарность, основанная на
разделении труда (т. е. на классовом содружестве при добывании
средств к жизни), характерном для современных развитых
обществ.
«Первобытные общества – излюбленное место механической
солидарности*».
_______________
*Дюркгейм Э. О разделении общественного труда.

14.

Вклад Э.Дюркгейма в становление социологии как
социального института:
а) разработал концепцию предмета социологии и проверил
ее эмпирическим путем («Правила социологического метода»
(1895), «Самоубийство» (1897));
б) определил значение социального факта (силы и
структуры, которые носят внешний и принудительный
характер по отношению к индивиду), выявил основные его
типы (материальные и нематериальные факты);
в) указал на возможность осуществления конкретного
эмпирического исследования с социальной сфере;
г)
способствовал
развитию
и
распространению
социологических идей (в 1898 г. основал журнал
«Социологический ежегодник», в 1910 г. сформировал
сильный социологический центр).

15.

2.2. Немецкая социологическая школа
Карл Маркс (1818-1883)
Основные сочинения:
"Экономическо-философские рукописи"
(1844);
"К критике гегелевской философии
права" (1844);
"Святое семейство" (1845) и "Немецкая
идеология" (1845-1846), обе совместно
с Ф. Энгельсом;
"Нищета философии" (1847);
"Классовая борьба во Франции с 1848
по 1850 г." (1850);
"Восемнадцатое брюмера Луи
Бонапарта" (1852);
"Гражданская война во Франции" (1871);
"Критика Готской программы" (1875).

16.

17.

Основные положения социологической концепции К. Маркса:
Основные понятия:
Отчуждение - процесс, характеризующийся превращением
деятельности человека и ее результатов в
самостоятельную силу, господствующую на ним и
враждебную ему; присвоение одними людьми сил, средств
и результатов деятельности других; продукт отношений
собственности.
Присвоение - присвоение «прибавочного продукта»
индивидуумами или классом, которые обладают и
управляют средствами производства.
Праксис - активность преследующего свои цели человека.

18.

Ступени истории человеческого отчуждения:
Первая ступень - традиционные общества.
Вторая ступень - современное общество индустриального
типа.
Третья ступень – стадия "присвоения" человеком всех
накопленных человечеством сил и потенций.

19.


Общество - это самодвижущийся и самопреобразующийся в этом
движении объект (люди становятся людьми, как только они начинают
практически выделять себя из природы, т. е. когда они начинают
"производить собственные условия жизни").
• Механизм смены общественных форм (в основу положена частная
собственность или социальным отчуждением):
1) античность,
2) феодализм,
3) капитализм.
Люди, совершенствуя свой праксис, вынуждены совершенствовать свои
отношения, "формы общения", изменять традиционные схемы
разделения труда и создавать некие инновационные типы
собственности.

20.

Макс Вебер (1864-1920)
Основное социологическое сочинение:
"Протестантская этика и дух капитализма"
(1904-1905).
Макс Вебер в 1894 году
Протестантская этика и дух капитализма, первое
издание

21.

Макс Вебер среди своих студентов, 1917

22.

Основные идеи М. Вебера:
• Научное знание должно изучать то, что есть; оно обращается к
фактам.
Из знаний о фактах выводятся знания о средствах, которые
следует применить во имя достижения тех или иных целей.
Наука должна быть свободна от ценностей.
Максимальная свобода от ценностей должна стать безусловной
нормой отношения ученого к своему предмету.
• Понимание – процедура постижения или порождения смысла.
• Объяснение – процедура экспликации (т.е. толкования, объяснения)
сущности одного предмета, явления, события, действия и т.д.
(объясняемое «новое») через другое (объясняющее «наличное»),
имеющее статус достоверного, «очевидного», понимаемого.
Естественные науки Вебер считает преимущественно объясняющими,
науки о культуре — преимущественно понимающими.

23.

Предмет социологии — это, прежде всего, осмысление
всеобщих правил социального действия. Но это также и
понимание субъективных мотивов, установок, намерений,
целей действующих в обществе индивидов.
Естествознание имеет дело с "немотивированными
событиями", а социология — с мотивированными действиями.

24.

• Идеальный тип – понятие, означающее, что целому ряду обобщающих
научных понятий не соответствует какой-либо фрагмент
действительности, и что они, будучи своего рода моделями, служат
формальными инструментами мышления в науке.
Примеры идеальных типов: homo economicus - "экономический человек",
"бюрократия" или " общностноориентированное действие".
"Чистые" типы действия (идеальных типов):
а) целерациональное действие - действие имеющее рациональную
ориентацию, руководствуясь данной целью;
б) ценностно-рациональное действие - действие имеющее
рациональную ориентацию, относясь к абсолютной ценности;
в) аффективное (эмоциональное) действие - действие обусловленное
некоторыми аффектами или эмоциональным состояниями действующего
лица;
г) традиционное - действие обусловленное традициями или прочными
обычаями.

25.

• Основные характеристики капиталистического общества
(общекультурные феномены):
1) Рационализация – процесс проникновения рационального начала во
все сферы материальной и духовной культуры капиталистического
общества, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику,
производство, бухгалтерию, технику, право и т.д.
2) Модернизация – общественно-исторический процесс, в ходе
которого традиционные общества становятся прогрессивными,
индустриально развитыми; процесс рационализации, в ходе которого
хозяйствующие субъекты стремятся максимально повысить
собственную экономическую отдачу.
3) Легитимность – признание, объяснение и оправдание социального
порядка, действия, действующего лица или события.
• Целерациональность — одна из исторических возможностей
общественного развития, средство, которое может быть обращено на
разные цели.

26.

Георг Зиммель (1858-1918)
Социологические работы:
"О социальной дифференциации.
Социологические и психологические
исследования" (1890);
"Философия денег" (1900);
"Большие города и духовная жизнь"
(1902);
"Социология. Исследования форм
социализации" (1908);
"Основные вопросы социологии
(Индивид и общество)" (1917).

27.

Основные положения и направления их воздействия:
• Общая схема развития культуры:
порождение
новых
культурных
форм
окостеневание
новых
культурных форм
торможение
жизни новыми
культурными
формами
замена
устаревших
культурных
форм новыми
Характерная черта современного этапа развития культуры - борьба жизни против
принципа формы вообще, т. е. против культуры как таковой.

28.

"Формальная" социология - интегральная часть общефилософской и
культурфилософской концепции 3иммеля.
Содержание - исторически обусловленные цели, мотивы,
побуждения человеческих взаимодействий.
Форма - универсальный способ воплощения и реализации
исторически изменчивых содержаний.
Общество - совокупность взаимодействий (форма плюс
"наполняющее" ее содержание).
Задача "чистой" социологии - изучение и классификация форм.
Задача "философской" социологии - прослеживание исторических судеб
этих форм в связи с их культурно обусловленным содержанием.

29.

Никто не будет отрицать, что взаимодействие частей происходит
в том, что мы называем обществом. Общество так же, как
человеческий индивидуум, не представляет из себя вполне
замкнутого существа или абсолютного единства. По отношению
к реальным взаимодействиям частей является только
вторичным, только результатом, и притом как по существу, так и
для исследователя…
Общество будет только названием для суммы этих
взаимодействий, названием, которое будет применимо лишь
постольку, поскольку они установлены.
Зиммель Г. Социальная дифференциация

30.

Основная тенденция капиталистического образа жизни: чем более
формализуются социальные и культурные образования, тем более
отчужденным от них оказывается индивид как таковой, воплощающий в
своем творческом, "душевном" существе глубинные движения самой жизни.
Отчуждение равнозначно свободе и единственным регулятором морального
поведения в современном обществе становится "индивидуальный закон" своего рода уникальное личностное априори, определяющее жизнь и
поведение индивида и знаменующее собой (наряду с созданием культурных
форм) способность жизни к творчеству и художественной "саморегуляции".
Взаимодействие - центральное понятие социологии Г.Зиммеля; взаимное
влияние двух и более индивидов или социальных групп (кругов),
осуществляемое посредством социальной деятельности.

31.

2.3. Истоки британской социологии
Герберт Спенсер (1820-1903)
Основные сочинения:
«Синтетическая философия» в 10 томах. (18621896). Этот труд включал: «Основные начала»
(1862), «Основания биологии» (1864-1867),
«Основания психологии» (1870-1872),
«Основания социологии» в 3 томах (1876-1896),
«Социология как предмет изучения» (1903),
«Основания этики» (1879-1893).

32.

• Сформулировал формулу эволюционного процесса: "Эволюция
есть интеграция материи и сопутствующее этому рассеивание
движения, в процессе чего материя переходит из [состояния]
относительной неопределенности, несвязанной однородности — к
относительно определенной согласованной разнородности; и при
этом сохранившееся движение испытывает параллельную
трансформацию".
•Процесс эволюции направлен в сторону достижения равновесия
сил.
•Прогресс предполагает всеобщую дифференциацию, усиление
структурной организованности. Но затем наступает новая стадия
нарушения равновесия.

33.

Осветил вопросы эволюции в живой природе и обществе. Положения
биологической теории эволюции применимы и к обществу.
Г.Спенсер – один из основателей структурно-функционального
подхода в социологии.
Социальная динамика - прогрессивный переход от однородности к
разнородности, т.е. к большей дифференциации. Максимально
дифференцированные общества обладают лучшими возможностями
эволюционного приспособления. Социально-классовые антагонизмы
будут ослабляться в обществе, которое эволюционирует в сторону
достойного поведения его членов.

34.

Сходные черты обществ и биологических существ*:
…как обществ, так и живых существ … с увеличением в размерах …
наблюдается и увеличение сложности строения…
…прогресс в структурной дифференциации сопровождается в обоих
случаях прогрессивной дифференциацией отправлений…
… развитие вызывает … различия, определенно связанные друг с другом,
- такие различия, из которых каждое делает возможными остальные…
…жизнь целого слагается из комбинаций деятельностей его составных
частей, находящихся в тесной взаимной зависимости … жизнь каждого
видимого организма слагается из жизней крошечных единиц, слишком
мелких для того, чтобы быть видимыми невооруженным глазом…
______________
*Г.Спенсер Основания социологии.

35.

…отношения между жизнями единиц и жизнью всего агрегата
представляют собой еще одну [общую] отличительную черту…
…взаимозаменяемые отправления различных отделов слагаются
каждое из деятельности множества единиц и умирание этих
единиц одна за другой и замещение их новыми не влияет
чувственным образом на то отправление, в котором они
принимали участие…

36.

2.4. Ранняя итальянская социология
Вильфредо Парето (1848-1923)
Основные сочинения:
"Трактат всеобщей социологии" (1916);
" Экономика и социология" (1907)

37.

Основные идеи и направления их воздействия:
• Подверг критике априорные (независящих от опыта),
метафизические
(отвлеченных,
умозрительных
и
малопонятных) суждения и понятий в социологии.
• Социология - это эмпирически обоснованное знание об
обществе,
базирующееся
на
описании
фактов,
и
формулировании законов, выражающих функциональные
зависимости между фактами.
• Выделил идеологические системы, обладающие ложным
содержанием (деривации – т. е. производные от чувств
(названных им "остатками"), коренящихся в иррациональных
пластах человеческой психики). Они являются внутренними
биологическими импульсами, детерминирующими социальное
поведение человека.

38.

Классы "остатков":
1) инстинкт комбинаций, лежащий в основе всех социальных
изменений;
2) постоянство агрегатов, выражающее тенденцию поддерживать и
сохранять однажды сформировавшиеся связи;
3) стремление человека проявлять свои чувства в общественных
действиях и поступках;
4) чувства социальности, собственности;
5) половой инстинкт.
Концепция
нелогического
действия:
врожденные
психические
предиспозиции толкают индивида к определенного рода поведению,
истинные
мотивы
которого
он
маскирует
при
помощи
псевдоаргументов, составляющих сущность всех без исключения
общественных теорий с целью придать поведению внешне логический
характер, скрыв его истинные мотивы.

39.

• Концепция социального действия: "нелогические" действия,
совершаемые на основе "остатков", рассматривались им как
главная клеточка общественной жизни, определяющая собой
ход циклических изменений и возвращений к прошлому.
• Концепция человека: человек иррационален по природе.
Специфически человеческое состоит не в разуме, а в
способности использовать разум в корыстных целях. Утвердив
основополагающую роль сфер человеческой психики, Парето
выводил из них теории идеологии, социальной стратификации
и смены правящих элит.

40.

Общество – гетерогенная система, находящаяся в состоянии
динамического равновесия.
Социальная гетерогенность обосновывается биологически, т.
е. наличием определенных биопсихологических качеств
индивидов.
Лисы - индивиды, наделенные от рождения "остатками", т. е.
предрасположенностью к манипулированию массами при
помощи хитрости и обмана.
Львы - индивиды, наделенные от рождения способностью
применения насилия.
В области хозяйственной деятельности "львам" и "лисам"
соответствуют типы "спекулянтов" и "рантье".
English     Русский Правила