2.80M
Категория: ФилософияФилософия

Философия Античности. Периодизация развития античной философии. Лекция №2

1.

Философия Античности
Периодизация развития античной философии
1. Ранняя греческая философия
(VI-V вв. до н.э.)
До нас дошли только фрагменты
(т.е. цитаты из утраченного
сочинения, сохранившиеся у
какого-то другого автора).
Натурфилософия
(т.е. философия природы).
Главное – поиск
первоначала.
Первоначало (более
поздний термин - архэ) – это
начало всего, субстанция, то,
что лежит в основании всего
сущего.
Философов этого периода еще называют
досократиками («до Сократа»).
Своей специализацией я избрал ионийских философов-досократиков. Кто отдает себе
отчет, что достаточно часа, дабы внимательно, без спешки, от корки до корки прочесть
весь сохранившийся корпус их текстов?! Основополагающие труды большинства этих
джентльменов чаще всего сводятся к горсточке уцелевших афоризмов. Чрезвычайно
важные авторы, – первые, кто решился на авантюру с разумным мышлением, исток и
корень всей науки и мысли, процветающих в университетах и оплачиваемых согласно
тарифной сетке, и при этом благословенно краткие!
Т.Фишер «Философы с большой дороги»
2. Классическая греческая
философия
(V-IV вв. до н.э.)
Космоцентризм (т.е. главный вопрос – это вопрос о
происхождении и устройстве космоса).
Космос – это природный мир как пластически упорядоченное,
структурированное, гармоническое целое (противоположность
космоса – хаос).
Вся европейская философия есть не что
иное, как серия примечаний к диалогам
Платона.
А.Уайтхед
Расцвет,
наивысшая точка
развития античной
философии.
Платон
(427—347 до н.э.)
Аристотель
(384—322 до н.э.)

2.

Периодизация развития античной философии
Философия Античности
3. Эллинистически-римская
философия
(конец IV в. до н.э. – VI в. н.э.)
С точки зрения истории:
Период эллинизма – эпоха между двумя
империями (Александра Македонского и
Римской), т.е. период с 336 в. до н. э. по 30
до н. э.
Падение Римской империи – 476 г.
С точки зрения философии:
Начало периода - 306 до н. э. (Эпикур
открыл в Афинах свою школу – Сад).
Окончание периода - 529 г. н. э., когда по
указу
византийского
императора
Юстиниана была закрыта последняя
«языческая»
философская
школа:
Академия Платона в Афинах.
Особенности философии
Снижение
теоретического уровня
На первый план выходят
проблемы этики.
Важность проблемы
свободы.
В определенном смысле – возвращение к
досократикам
(Эпикур – к Демокриту, стоики – к Гераклиту и т.д.,
но не в чистом виде, с другими выводами).
Особая актуальность
проблемы достижения
счастья
Центр философии – Афины, центр науки – Александрия.

3.

География греческой философии
Демокрит из Абдер
Афины
(центр классической
греческой философии)
Ксенофан из
Колофона
Гераклит Эфесский
Пифагор Самосский
С сайта «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина» http://www.mgl.ru
Милетская школа
Элейская школа
Древней Греции как государства в
современном смысле не было. Существовали
полисы (города-государства) и их союзы.
С сайта http://libri-classic.ru/

4.

Первая философская школа –
Милетская.
Поставил философский вопрос
«Что есть все вещи?», пытаясь
найти общее свойство всего (в
отличие от вопроса о
происхождении, характерного
для мифологии).
Я имею в виду Фалеса… Рассказывают, что
когда он, наблюдая небесные светила и
заглядевшись наверх, упал в колодец, то
какая-то фракиянка, миловидная и бойкая
служанка, посмеялась над ним, что-де он
стремится знать, что на небе, того же, что
рядом и под ногами, не замечает. Эта
насмешка относится ко всем, кто проводит
свой век в занятиях философией.
Платон «Теэтет»
Первый греческий
философ
Условная дата начала античной
философии — 585 г. до н.э.,
когда греческий ученый и
Фалес из Милета мудрец Фалес из Милета
солнечное
(640 – 545 г. до н.э.) предсказал
затмение.
Началом всего он полагал воду, а мир считал
одушевленным и полным божеств.
Диоген Лаэртский
«Жизнь, учения и изречения знаменитых философов»
Когда его попрекали бедностью, утверждая, будто
занятия философией никакой выгоды не приносят, то,
рассказывают,
он,
предвидя
на
основании
астрономических данных богатый урожай оливок, еще
до истечения зимы роздал в задаток имевшуюся у него
небольшую сумму денег всем владельцам маслобоен
в Милете и на Хиосе, законтрактовав их дешево, так
как никто с ним не конкурировал. Когда наступило
время сбора оливок и сразу многим одновременно
потребовались маслобойни, он, отдавая маслобойни
на откуп на желательных ему условиях и собрав много
денег, доказал, что философам при желании легко
разбогатеть, но не это является предметом их
стремлений.
Аристотель «Политика»

5.

Ученик
Фалеса
Анаксимандр
(ок. 610— 546 до н.э.)
Сформулировал
идею
эволюции
живой
природы и мысль о том,
что первые животные
жили в воде, а человек
зародился на границе
воды и суши.
Первоначало не может быть никаким
конкретным веществом (стихией),
потому что:
1. свойства вещей группируются в
противоположности,
и
если
первоначало – только одна из
противоположностей, то другая рано
или поздно исчезнет;
2. стихии превращаются друг в друга, а
для этого в них должно быть нечто, не
сводимое ни к одной из них.
Первоначало – апейрон («безграничное
нечто», беспредельное, нейтральное,
неопределимое, вечное, находящееся в
движении).
Высказал идею, что природа
регулярна и предсказуема, т.е.
идею
законов
природы
(опирался
на
идею
юридического
закона
в
человеческом
обществе,
перенес ее на природу).
Анаксимен
(ок. 588-525 до н.э.)
Первоначало –
воздух.
Все существующее возникает из сгущения и
разрежения воздуха. Сгущаясь, он становится
водой и землей, разрежаясь - огнем, из
которого образуются небесные тела.
Анаксимен Милетский, сын Евристрата, был учеником
Анаксимандра; некоторые же пишут, будто он учился и у
Парменида. Он говорил, что первоначалом являются воздух
и беспредельное и что светила движутся не над землей, а
вокруг земли.
Диоген Лаэртский «Жизнь, учения и изречения
знаменитых философов»

6.

Полулегендарная, возможно,
вымышленная личность, сведений о
нем очень мало.
Пифагор
(ок. 570 – после 500 до н.э.)
Судя по всему, больше всех [наук] Пифагор
почитал науку о числах [=арифметику]; он
продвинул ее вперед, выведя ее за
пределы [практического] употребления в
торговле и сравнивая все вещи с числами
[возможно
толкование: «выражая,
моделируя все вещи числами»]. По его
мнению, все вещи имеют числа и между
всеми числами имеется отношение (логос).
Аристоксен «Об арифметике»
Открыл чистую математику.
Утверждал, что числа реальны (существуют сами
по себе, а не как количество чего-то).
Постигая количественные
соотношения, можно понять
устройство мира.
Основал пифагорейский союз.
Пифагор, по сообщению Гераклида Понтийского,
учил, что счастье (эвдемония) заключается в
знании совершенства чисел.
Климент Александрийский
«Строматы»

7.

Элейская школа
Осуждал
антропоморфные
представления о богах.
Возможно, основатель
Элейской школы
(дискуссионный
вопрос).
?
Ксенофан из Колофона
(ок. 565—473 до н.э.)
Представления Ксенофана:
Если бы руки имели быки и львы или <кони,>
Чтоб рисовать руками, творить изваянья, как люди,
Кони б тогда на коней, а быки на быков бы похожих
Образы рисовали богов и тела их ваяли,
Точно такими, каков у каждого собственный облик.
Климент Александрийский «Строматы»
Представления элеатов (философов
Элейской школы) о тождестве бытия и
мышления и об отсутствии движения.
Первоначало –
земля.
Представления Ксенофана:
[Есть] один [только] бог, меж богов и
людей величайший, не похожий на
смертных ни обликом, ни сознаньем.
Климент Александрийский «Строматы»
Представления Ксенофана:
Все есть одно, что оно не подвержено
изменению и что оно есть бог — никогда
не рожденный, вечный, шарообразный.
Цицерон «Учения академиков»

8.

Элейская школа
Непротиворечивость – свойство бытия и
мышления: существует только то, что
можно помыслить без противоречий.
То, что высказывается и мыслится, необходимо должно быть
сущим [«тем, что есть»], ибо есть — бытие, а ничто — не есть.
Парменид «О природе» (фрагменты)
Парменид из Элеи
(ок. 565—473 до н.э.)
Первым ввел понятие «бытие».
Бытие и мышление
тождественны.
Одно и то же — мышление и то, о чем мысль,
Ибо без сущего, о котором она высказана,
Тебе не найти мышления.
Парменид «О природе» (фрагменты)
Не может существовать вещей,
которые содержат
противоречия.
Бытие едино, неподвижно и неделимо.
Если мы мыслим бытие множественным или
подвижным, мы сталкиваемся с
противоречием.
…нет и не будет ничего,
Кроме сущего [«того, что есть»], так как Мойра приковала его
Быть целокупным и неподвижным.
Поэтому [пустым] именем будет все,
Что смертные установили [в языке], убежденные в истинности
этого: «Рождаться и гибнуть», «быть и не быть»,
«Менять место» и «изменять яркий цвет».
Парменид «О природе» (фрагменты)

9.

Элейская школа
Зенон Элейский
(ок. 490—430 до н.э.)
Доказывал тезисы своего учителя
Парменида (о том, что бытие едино,
неделимо и неподвижно) при помощи
апорий.
Апория (греч. «затруднение»,
«безвыходное положение») — это понятие
древнегреческой философии для
обозначения трудноразрешимой или
неразрешимой проблемы.
Ученик Парменида
Самые известные апории:
Первый пример
использования
доказательства «от
противного» и вообще
строгого логического
доказательства в
философии.
Ахиллес и черепаха
Дихотомия
Стадий
Стрела

10.

Элейская школа
Апория «Ахиллес и черепаха»
Зенон Элейский
Доказательство «от противного»: представим, что тезис
Парменида о неделимости бытия ошибочен, а значит,
бытие делимо до бесконечности.
«Ахиллесом» этот аргумент был назван по имени фигурирующего в нем
Ахиллеса, который, как гласит аргумент, преследуя черепаху, не может ее
догнать. В самом деле, необходимо, чтобы догоняющий прежде, нежели он
догонит, сначала достиг черты, с которой стартовал убегающий. Но за то
время, пока догоняющий приходит к ней, убегающий продвинется на какоето расстояние, хоть и меньшее, чем пройденное [за то же время]
догоняющим, так как бежит медленнее, но все ж таки продвинется, ибо не
стоит на месте. И опять за то время, пока догоняющий будет проходить то
расстояние, на которое продвинулся убегающий, за это время убегающий
опять пройдет какое-то расстояние — настолько меньшее пройденного [им]
в прошлый раз, насколько он [бежит] медленнее догоняющего. … И хотя с
каждым разом это расстояние будет все меньше и меньше, все-таки в
любом случае будет продвигаться на какое-то расстояние и убегающий, ибо
он движется. И так как в силу бесконечной делимости величин можно брать
все меньшее и меньшее расстояние до бесконечности, то Ахиллес не
догонит не только Гектора, но даже черепаху.
Симпликий «Комментарий к «Физике» Аристотеля»
Если Ахиллес и черепаха бегут наперегонки и
черепахе дается фора, то Ахиллес сперва
должен добежать до места старта черепахи, а
уже потом перегонять ее. Однако ему на это
понадобится какое-то время, за которое
черепаха тоже хоть чуть-чуть, но продвинется
вперед. И снова Ахиллес должен добежать до
места, где находится черепаха – но она снова
переползает немного вперед. Таким образом
расстояние между Ахиллесом и черепахой
будет уменьшаться, но никогда не исчезнет
вовсе, потому что, согласно принятому в начале
рассуждений тезису, пространство делимо до
бесконечности.
В любом конечном отрезке оказывается
заключено бесконечное число бесконечно
малых отрезков. А по интуиции древних греков
(да и современного человека, не изучавшего
математический анализ) сумма бесконечного
числа бесконечно малых величин дает
бесконечность. А бесконечное расстояние
нельзя пройти за конечное время.
Рассуждения пришли к
противоречию, а значит,
предположение ошибочно, и бытие
не может быть делимо до
бесконечности.

11.

Элейская школа
Апория «Дихотомия» (т.е. «деление на два»)
Зенон Элейский
Доказательство «от противного»: представим, что
тезис Парменида о неделимости бытия ошибочен, а
значит, бытие делимо до бесконечности.
Первый [аргумент] гласит: если движение есть, то движущееся [тело]
по необходимости должно в конечное [время] пройти бесконечность,
но это невозможно. Следовательно, движения нет. Большую посылку
[этого доказательства] он доказывал так: движущееся [тело]
движется на некоторое расстояние. Но поскольку всякое расстояние
делимо до бесконечности, то движущееся [тело] по необходимости
должно сначала пройти половину того расстояния, на которое оно
движется, и [лишь] затем все [расстояние]. Однако до половины
всего [расстояния оно должно пройти] половину половины и опятьтаки половину этого [последнего расстояния]. Стало быть, половины
[расстояния] бесконечны [по числу], так как в любом данном
[расстоянии] можно взять половину, а бесконечные [по числу
величины] невозможно пройти в конечное время.
Симпликий «Комментарий к «Физике» Аристотеля»
Чтобы пройти весь путь, тело сначала
должно пройти половину пути. Перед
этим оно должно пройти половину от
половины (т.е. одну четверть). Перед
этим – половину от четверти (т.е. одну
восьмую). Перед этим – половину от
одной
восьмой
(т.е.
одну
шестнадцатую). И так далее до
бесконечности, потому что мы
приняли
за
истину
тезис
о
бесконечной делимости пространства.
Значит, если пространство делимо до
бесконечности, тело вообще не начнет
движение.
Рассуждения пришли к
противоречию, а значит,
предположение ошибочно, и
бытие не может быть делимо
до бесконечности.

12.

Элейская школа
Апория «Стрела»
Зенон Элейский
Доказательство «от противного»: представим, что тезис Парменида о
неделимости бытия ошибочен, и бытие делимо до какого-то предела, т.е.
состоит из неделимых отрезков.
1) всякое [тело], когда оно занимает равное себе пространство, либо движется, либо покоится; 2) ничто
не движется в [отдельное] «теперь», 3) движущееся [тело] всегда находится в равном самому себе
пространстве в каждое отдельное «теперь», — по-видимому, умозаключал так: летящая стрела в
каждое «теперь» занимает равное себе пространство, а следовательно, и в течение всего времени
[полета]. Но то, что в [данное] «теперь» занимает равное себе пространство, не движется, так как ничто
не движется в [одно] «теперь». Но то, что не движется, покоится, так как все либо движется, либо
покоится. Следовательно, летящая стрела, пока она летит, покоится в течение всего времени полета.
Симпликий «Комментарий к «Физике» Аристотеля»
Рассуждения пришли к противоречию, а значит, предположение ошибочно, и
бытие не может быть делимо до неделимого предела.

13.

Элейская школа
Апория «Стадий»
Зенон Элейский
Доказательство «от противного»:
представим, что тезис Парменида о
неделимости бытия ошибочен, и бытие
делимо до какого-то предела, т.е. состоит из
неделимых отрезков.
Четвертый [аргумент] — о равных телах, движущихся по стадию в противоположных направлениях мимо
[~параллельно] равных [им тел]; одни [движутся] от конца стадия, другие — от середины с равной
скоростью, откуда, как он думает, следует, что половина времени равна двойному [=целому].
Аристотель «Физика»
Рассуждения пришли к противоречию, а значит, предположение ошибочно и
бытие не может быть делимо до неделимого предела.

14.

Носил прозвища «Темный» и
«Плачущий философ».
Не принадлежал ни к какой школе и
не создал своей.
Говорят, Еврипид дал ему [Сократу] сочинение
Гераклита и спросил о его мнении. Тот ответил:
"Что понял — великолепно, чего не понял,
думаю, тоже, а впрочем, нужен прямо-таки
делосский ныряльщик".
Гераклит Эфесский
(ок. 520 - ок.460 до н.э.)
Первоначало – огонь, он же Логос.
Логос (греч. «речь», «слово»,
«высказывание», «понятие»,
«основание», «мера») – это понятие
античной философии, означающее
разумный принцип, управляющий
миром.
То, что для чувства выступает как
огонь, для ума есть логос.
Наделенный логосом огонь разумен
и божествен.
Диоген Лаэртский
«Жизнь, учения и изречения
знаменитых философов»
Гераклит началом всех вещей полагал огонь, из
которого все возникает и в который
все
разлагается, ибо все вещи — возмещение
<огня>, и предопределено время разложения
всех вещей в огонь и их рождения из него.
Евсевий «Приготовление к Евангелию»
О позиции Гераклита:
Этот космос, единый из всего, не создан никем
из богов и никем из людей, но он всегда был,
есть и будет вечно живым огнем, в полную меру
воспламеняющимся
и
в
полную
меру
погасающим.
Климент Александрийский «Строматы»

15.

Гераклит Эфесский
(ок. 520 - ок.460 до н.э.)
Один из создателей
диалектической традиции.
НО:
в Античности диалектика (от греч.
«разговаривать», «беседовать»,
«рассуждать») понималась как
искусство вести беседу, спор. В
этом значении – у Сократа,
Платона и т.д.
Другое значение: диалектика учение о наиболее общих
закономерных
связях
и
становлении, развитии бытия и
познания и основанный на этом
учении
метод
мышления,
признающий
источником
развития противоречия (борьбу
противоположностей).
У Гераклита – в этом значении.
Первоначало – огонь, он же Логос.
Изменчивость – важнейшее свойство
бытия.
Гераклит говорит где-то, что все движется и ничто не
остается на месте, и, образно сравнивая сущее с
течением реки, говорит, что дважды нельзя войти в
одну и ту же реку.
Платон «Кратил»
В одну и ту же реку
нельзя войти дважды.
Мир наполнен противоположностями,
они находятся в борьбе и вместе с тем
тождественны (но их тождество не
наблюдаемо органами чувств, а
постижимо только разумом).
Гераклит говорит, что «враждебное ладит»,
«наилучшая гармония — из разнящихся [звуков]» и
«все происходит через распрю».
Аристотель «Никомахова этика»

16.

Демокрит
(ок. 460 – 370 до н.э.)
Атомизм – термин, принятый для обозначения совокупности
натурфилософских учений о дискретной структуре материи,
времени или пространства. Традиционно применим к
учению о телесных атомах (греч. «неделимый») Демокрита и
Эпикура; однако в широком смысле атомистической
называется всякая теория дискретного бытия.
Упоминается вместе с учителем
Левкиппом (сер. V в. до н.э.), о
котором почти ничего не известно.
Атом (греч. «неделимый») – мельчайшая неделимая
вечная и неизменная частица бытия. Обладает
формой, размером и положением в пространстве
(этим же разные атомы отличаются друг от друга).
Количество и формы атомов бесконечны.
Начала Вселенной суть атомы и пустота, все остальное лишь считается существующим. Миры бесконечны и
подвержены возникновению и разрушению. Ничто не возникает из несуществующего, и ничто не разрушается в
несуществующее. Атомы тоже бесконечны по величине и количеству, они вихрем несутся во Вселенной и этим
порождают все сложное – огонь, воду, воздух, землю, ибо все они суть соединения каких-то атомов, которые не
подвержены воздействиям и неизменны в силу своей твердости. Солнце и луна состоят из таких же телец, гладких и
круглых, точно так же, как и душа; а душа и ум – одно и то же. Видим мы оттого, что в нас попадают и остаются
видности. Все возникает по неизбежности: причина всякого возникновения – вихрь, и этот вихрь он называет
неизбежностью. Конечная цель есть душевное благосостояние; и оно не тождественно с наслаждением, как ошибочно
понимали некоторые, – это состояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не смущаемая ни
страхом, ни суеверием, ни иною какою-нибудь страстью. И он называет его также "благодушием" и многими другими
именами. Качества существуют лишь по установлению, по природе же существуют только атомы и пустота. Вот каковы
были его мнения.
Диоген Лаэртский «Жизнь, учения и изречения знаменитых философов»

17.

Элеаты: бытие неделимо,
небытия (пустоты) нет.
Вещь (тело) – соединение
(конфигурация) атомов.
Появление и исчезновение вещей
– это соединение и разъединение
вечных атомов.
Душа – тоже совокупность особых
атомов.
Атомизм: атомы – мельчайшие
неделимые частицы, из которых состоит
все остальное.
Атомы находятся в пустоте (которая есть
небытие). Пребывают в движении.
Причина всего, что происходит –
движение атомов.
Детерминизм (от лат. determino —
определяю) — общее учение о
взаимосвязи и взаимообусловленности
явлений и процессов реальности.
Необходимое событие (то, которое
Левкипп говорил, что все происходит в силу
совершается с необходимостью) – это
необходимости и что необходимость и есть
судьба. В сочинении «О разуме» он говорит:
явление, однозначно определенное
«Ни одна вещь не происходит попусту, но все в
происходящими
процессами
и
силу причинной связи и необходимости».
предсказуемое на основе знания о них.
Аэций
То, что обязательно произойдет.
Все, что происходит, не может происходить иначе, все события являются
необходимыми. Объективной случайности не существует.
Атомы постигаются только
разумом (органам чувств
недоступны).

18.

Познание
Атомизм
Свойства вещей связаны со свойствами
образующих их атомов.
От поверхности тел отделяются и
разлетаются во все стороны тонкие
плёнки, повторяющие форму этих
тел. Попадая в глаза, они порождают
зрительные ощущения.
У атомов нет никаких других качеств (вроде цвета, вкуса, запаха и т.д.), кроме
формы, размера и положения в пространстве.
Цвет, вкус, запах и т.д. – свойства не самих вещей, а нашего восприятия.
Качества (свойства) вещей
первичные
(обусловлены свойствами
атомов и их конфигурацией:
форма, размер)
вторичные
(обусловлены свойствами
органов чувств и «обычаем»,
соглашением: цвет, вкус,
запах)

19.

«Антропологический поворот»
Первые платные «учителя мудрости».
Преподавали риторику и другие дисциплины с ориентированностью на
политическую карьеру.
Софисты
Предшествующие
философы- «физики» не
смогли дать точного
ответа на вопросы об
устройстве природы
(мнений много, выбрать
одно истинное
невозможно).
Разочарование в
натурфилософии,
отсутствие
интереса к
природе.
Справедливость и полезность одного и
того же различны в разных ситуациях.
У разных народов представления о
морали и правильности различны.
Интерес к
человеку и
человеческому.
Релятивизм как
утверждение
недостоверности и
относительности
любого знания.
Огромная важность
«устного слова» в
Древней Греции
(агональность самой
культуры, прямая
демократия,
состязательный суд и
т.д.)
Необходимо было уметь
говорить красноречиво,
убедительно, а также
отстаивать
свою
позицию в споре.
… бывает иной раз, что дует один и тот
же ветер, а кто-то мерзнет при этом,
кто-то – нет… И кто-то не слишком, а
кто-то – сильно…
Протагор говорит:
Человек есть мера всех вещей: существующих, что они
существуют, а несуществующих, что они не существуют.
Платон «Теэтет»
Платон «Теэтет»

20.

Софисты
Релятивизм
Протагор из Абдер
(ок. 485 – 415 до н. э.)
Протагор говорит:
Человек есть мера всех вещей: существующих,
что они существуют, а несуществующих, что
они не существуют.
Платон «Теэтет»
Горгий из Леонтин
(ок. 480 – 380 до н. э.)
Доказывает, что:
1) ничего нет;
2) если бы даже нечто и было, то оно было бы
непознаваемо;
3) даже если бы оно было познаваемо, его
невозможно было бы высказать в слове и
истолковать другому.
…благо для одних, для других есть зло, и для одного и того же человека (то же самое) бывает
иногда благом, иногда - злом. … Для иллюстрации (этого положения) я возьму примеры из
человеческой жизни, потребностями которой являются еда, питье и половая потребность. В самом
деле, эти (вещи) для больного (человека) могут быть злом, для здорового же и нуждающегося в
них являются благом. И излишество в этих (вещах) имеет дурные последствия для предающихся
ему, для тех же, которые ради удовлетворения этих (потребностей) трудятся и зарабатывают
(деньги), (эти вещи) являются благом. Болезнь есть зло для больных, для врачей же - благо. Смерть
есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для могильщиков - благо.
Неизвестный софист «Двоякие речи»
Объективной, абсолютной истины, единой для всех, не существует.
истина = мнение

21.

Софисты
Не важно,
какими
средствами
достигается
победа в споре,
можно
пользоваться
любыми
уловками.
Релятивизм
Нет абсолютной истины,
нет универсального
критерия истины,
относящегося к самому
знанию.
В споре рождается
истина: кто победил в
споре, тот и прав.
Софизм – это рассуждение, кажущееся
правильным, но содержащее скрытую
логическую ошибку и служащее для придания
видимости истинности ложному утверждению.
Огромное значение устной
речи в древнегреческой
культуре.
Кто-то упоминает еще шутку Фукидида,
сына Мелесия, по поводу красноречия
Перикла. Этот Фукидид принадлежал к
аристократической партии и очень долгое
время был политическим противником
Перикла. Однажды спартанский царь
Архидам спросил его, кто искуснее в
борьбе, он или Перикл. "Когда я в борьбе
повалю его, - отвечал Фукидид, - то он
говорит, что не упал, чрез это оказывается
победителем и убеждает в этом тех,
которые это видели».
Плутарх «Жизнеописание Перикла»
Преподавали в первую
очередь риторику как
искусство говорить
убедительно.
Учили побеждать в
спорах.

22.

Софисты
Софизм – это, по сути, уловка,
попытка обманом доказать свою
правоту.
«Для победы все средства
хороши».
Античные софизмы
Софизм «Рогатый»
То, что ты не потерял, ты имеешь.
Ты не потерял рога.
Следовательно, ты рогат.
Вор не желает приобрести ничего дурного.
Приобретение хорошего есть дело хорошее.
Следовательно, вор желает хорошего.
Современные софизмы
Математические софизмы

23.

«Антропологический поворот»
Объективная истина
существует.
истина ≠ мнение
Софисты
Нет абсолютной
истины, истина
определяется
пользой для
субъекта.
Сократ
(470—399 до н.э.)
Главные темы:
знание и его получение,
добродетель (но они
смыкаются).
…приехав однажды в Дельфы… спросил, есть ли кто-нибудь на свете мудрее меня, и Пифия ему ответила, что
никого нет мудрее… Услыхав это, стал я размышлять сам с собою таким образом: что бы такое бог хотел сказать и
что это он подразумевает? Потому что сам я, конечно, нимало не сознаю себя мудрым; что же это он хочет сказать,
говоря, что я мудрее всех? Ведь не может же он лгать: не полагается ему это. Долго я недоумевал… потом,
собравшись с силами, прибегнул к такому решению вопроса: пошел я к одному из тех людей, которые слывут
мудрыми, думая, что тут-то я скорее всего опровергну прорицание, объявив оракулу, что вот этот, мол, мудрее
меня, а ты меня назвал самым мудрым. Ну и когда я присмотрелся к этому человеку… мне показалось, что этот муж
только кажется мудрым и многим другим, и особенно самому себе, а чтобы в самом деле он был мудрым, этого
нет… Уходя оттуда, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба
ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что
знаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, и не воображаю, что знаю
эту вещь…...
Платон «Апология Сократа»
Я знаю, что ничего не знаю (в совершенстве), а другие не знают и этого.

24.

Главные темы:
знание (и его получение) и добродетель.
Добродетель и есть
знание.
…две
вещи
можно
по
справедливости
приписывать Сократу – доказательства через
наведение и общие определения: и то и другое
касается начала знания.
…никто не стремится добровольно к злу или к
тому, что он считает злом… По-видимому, не в
природе человека по собственной воле идти
вместо блага на то, что считаешь злом…
Аристотель «Метафизика»
Платон «Протагор»
Майевтика
(«повивальное
искусство
мысли») – метод философствования
Сократа; приведение собеседника к истине
путем наводящих вопросов в беседе:
собеседник сам приходит к истине, Сократ
же только направляет его, помогает ему
породить эту истину, как повитуха помогает
появиться на свет ребенку.
Знать – значит уметь дать определение
общему понятию.
Зло творится по неведению: если
знаешь, что есть добро, не совершишь
зла (зло можно совершить, только
ошибочно принимая его за добро, за
благо).
Сократ думал, что добродетели - это [верные]
суждения, все они представляют собою
знания…
Аристотель «Никомахова этика»

25.

Майевтика – метод Сократа, состоящий в том,
чтобы помочь собеседнику самому дойти до истины.
Федр: Забава, о которой ты говоришь, Сократ, прекрасна в сравнении с теми низкими развлечениями: ведь она
доступна только тому, кто умеет, забавляясь сочинением, повествовать о справедливости и обо всем про чем, что
ты упоминал.
Сократ: Так-то это так, милый Федр, но еще лучше, по-моему, станут такие занятия, если пользоваться искусством
диалектики: взяв подходящую душу, такой человек со знанием дела насаждает и сеет в ней речи, способные
помочь и самим себе и сеятелю, ибо они не бесплодны, в них есть семя, которое родит новые речи в душах
других людей, способные сделать это семя на веки бессмертным, а его обладателя счастливым настоль ко,
насколько может быть человек.
Федр: То, что ты сейчас говоришь, еще лучше.
Платон «Федр»
НО:
идти к знанию, «рождать мысль» человеку мешает
уверенность, что он и так все знает.
Нужно показать
собеседнику, что он не
обладает истинным
знанием.
КАК?
Нужно наводящими вопросами привести
собеседника к противоречию самому
себе.
«Ты противоречишь сам себе? Значит,
ты не прав!»
Истина непротиворечива.
Противоречие – симптом
ошибки.
1
шаг

26.

Майевтика – метод Сократа, состоящий в том,
чтобы помочь собеседнику самому дойти до истины.
2
шаг
Будем искать истину вместе.
Истина, подлинное знание – это
знание общего.
В разговоре о красоте:
…как только прекрасное само по себе,
благодаря которому все остальное украшается
и представляется прекрасным, – как только эта
идея присоединяется к какому-либо предмету,
тот
становится
прекрасной
девушкой,
кобылицей либо лирой…
Платон «Гиппий больший»
Я противоречу сам себе, я не прав.
В чем тогда истина, Сократ?
Сократ прибегает к иронии:
«Я же говорил, что не знаю».
НО:
Ирония не в современном смысле!
Античная ирония – это притворство, связанное с
самоумалением в действиях и речах.
Близко к современному «лукавить»,
«притворяться», «прибедняться» без негативного
смысла.
Восходя от знания конкретных вещей к
знанию общих понятий, человек постигает
истину и становится добродетельным (ведь
добродетель есть знание добра).

27.

Жак-Луи Давид «Смерть Сократа»
English     Русский Правила