1.93M
Категория: ФилософияФилософия

Античная философия

1.

2.

Античная философия

3.

Античность
предопределяет
ход философской
мысли

4.

«Античная философия» совокупность философских
учений, разрабатывавшихся в
древнегреческом и
древнеримском
рабовладельческом
обществах
с конца VII века до н.э.
вплоть до VI века н.э.

5.

«Древняя Греция (Эллада)» античная греческая цивилизация
на юго-востоке Европы

6.

Расцвет греческой цивилизации и философии
V—IV вв. до н. э.
Расцвет экономики и культуры греческих полисов.
Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём
национального самосознания.
Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами
полисов с демократическими формами государственного
устройства и отсталыми аграрными полисами с
аристократическим устройством.
Пелопоннесская война, подорвавшая экономический и
политический потенциал Эллады.
Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в
результате македонской агрессии.
IV—I вв. до н. э.
Походы греко-македонского войска Александра
Македонского, краткий период существования его мировой
державы и её распад на ряд эллинистических государств.
Расцвет греко-восточной государственности, экономики и
культуры.

7.

Упадок греческой цивилизации и философии
150—30 до н. э.
Кризис и распад эллинистической государственности.
Борьба преемников Александра, а позже Македонии и двух союзов
за власть в Греции привела к массовому разрушению городов,
продаже греков в рабство, заселению центров новыми
колонистами.
Опустошали греческие города и пираты, продавая в рабство
жителей захваченных городов (из одной только Лаконики было
продано до 50 тысяч человек).
Результатом борьбы были медленная агония городов, разорение
средних слоёв, рост бедноты, волнения которой становились
обычным явлением (в Коринфе, Аргосе, Милете).
Греция была превращена в римскую провинцию Ахайя (кроме
Афин, которые номинально считались свободным городом).
С IV века нашей эры Греция составила ядро Восточной Римской
империи — Византии.

8.

Периодизация античной
философии
VII–VI до н.э.
Ранняя (досократическая) древнегреческая философия
Проблемы мироздания, поиск первоначал бытия
V– IV до н.э.
Классическая (высокая) древнегреческая философия
Синтез философского знания, проблемы познания,
проблемы человека и общества
III до н.э. – VI в. н.э.
Эллинистическо-римский период
Обращенность к проблемам поиска личного счастья и
нравственности

9.

Досократическая философия
(натурфилософия)
Элея
Эфес
Милет

10.

Естественная
причина – основа
всего
Поиск первоначала

11.

Милетская школа: проблема
единого первоначала (VI в. до н.э.)

12.

Из чего все?
Фалес
Анаксимен
«Все есть вода»
Воздух
Все состоит из воды и в
воду превращается

13.

Элейская школа:
Иллюзорность
изменчивости (к. VI в. – I
пол. V в. До н.э.)
Разрабатывали
теоретическое учение о
бытии

14.

Парменид
•Бытие есть, небытия нет
«Мир существует вполне, у него нет пространства из которого можно
создать еще один мир – мир создан изначально цельным, космосом и там
только бытие и есть »
Бытие – реальность
Небытие – отсутствие жизни

15.

Апории Зенона:
Обоснование элейской онтологии
Онтология – учение о бытии
Апория (греч. - затруднение, безвыходн
положение) –трудноразрешимая
или неразрешимая проблема.

16.

Зенон
Апория «Ахиллес и черепаха»
Быстроногий Ахиллес никогда не догонит
неторопливую черепаху, если в начале
движения черепаха находится впереди
Ахиллеса.
ДВИЖЕНИЕ - ИЛЛЮЗИЯ
Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха,
и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов.
За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние,
черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов.
Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов,
и так далее.
Процесс будет продолжаться до бесконечности,
Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

17.

18.

Пифагорейцы: «Всё есть число»
Числа как первоначала
Пифагор:
«Самое мудрое – число»
«Число владеет вещами»
«Все вещи cyть числа».
Цель философии – раскрыть
числовую структуру
мироздания.
Числа были подняты на
уровень реальной сущности
всех вещей

19.

Согласно Диогену, пифагорейцы
описывали строение мира:
«Начало всего — единица; единице как причине подлежит
как вещество неопределенная двоица; из единицы и
неопределенной двоицы исходят числа; из чисел — точки;
из точек — линии; из них — плоские фигуры; из плоских —
объемные фигуры; из них — чувственно-воспринимаемые
тела, в которых четыре основы — огонь, вода, земля и
воздух; перемещаясь и превращаясь целиком, они
порождают мир — одушевленный, разумный,
шаровидный, в середине которого — Земля; и Земля тоже
шаровидна и населена со всех сторон. Существуют даже
антиподы, и наш низ — для них верх».

20.

Гераклит Эфесский
• Первоначало по природе своей
изменчиво: стихия мира – огонь.
• Мир вечен, но не неизменен: в
нём всё течёт, всё меняется, и
даже в одну и ту же реку нельзя
войти дважды.
• Всё возникает через борьбу
противоположностей.
• Но эта борьба порождает не Хаос,
а упорядоченный Космос,
подчинённый разумному
принципу – Логосу.

21.

Античный атомизм: Обоснование
материализма
Эпикурейцы
Ранние атомисты
IV-I в. до н.э.
V-IV в. до н.э.
Левкипп
Демокрит
Эпикур
Тит Лукреций Кар

22.

Материализм –
философское учение,
утверждающее
онтологический
приоритет
(первичность)
материального
по отношению к
идеальному.

23.

Атомисты в противовес элеатам, отрицающим небытие, выдвинули принцип:
«Существуют бытие (атомы) и небытие
(пустота)».
Бытие – не едино (как у элеатов), а множественно; это
совокупность бесконечно большого числа малых
атомов.
Атомы – это предельно простые, неделимые,
абсолютно плотные, непроницаемые частицы
вещества, которые отличаются друг от друга по своему
объему и фигуре.
Атомы бывают шарообразными, угловатыми,
крючкообразными, вогнутыми и т.п.
Атомы вечны, неизменны, не возникают и не
уничтожаются.

24.

Классическая древнегреческая
философия
Абдеры
Элея
Стагира
Афины
Эфес
Милет

25.

Софисты: онтологический и нравственный
релятивизм
(от греч. «софос» – мудрый)
первые платные «учителя мудрости»
популяризация знаний
обращение философии к проблемам человека
главное – искусство слова
первые агностики
«Старшие» софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик,
Антифонт.
• проблемы политики, этики, государства, права,
языкознания
«Младшие» софисты: Алкидам, Трасимах, Критий, Калликл.
• «жонглирование» словами, фальшивые приемы «доказательства»
(софизмы)

26.

«Старшие» софисты
Протагор
«Человек-мера всех вещей,
существующих,
что они существуют,
несуществующих же,
что они не существуют»

27.

Почему чашка существует?
Сократ
Нашел метод и способ достижения истинности знания
(натурфилософия просто предлагает концепцию). Ф
ставит ? – проблематизирует мир вокруг, удивляется
простым вещам.
Человек как фокус философского интереса («Познай
самого себя»)
Определение понятий как способ постижения
сущности вещей
Сократический метод: майевтика, диалектика, диалог,
ирония
Добродетель как знание блага

28.

29.

Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа».
Это философское мученичество сделало Сократа ещё более великой фигурой.

30.

ПОВОРОТ
ФИЛОСОФИИ ОТ
ПРОБЛЕМ ПРИРОДЫ К
ПРОБЛЕМАМ
ЧЕЛОВЕКА

31.

Онтология Платона
Теория эйдосов
и удвоение мира

32.

Концепция знания:
Вокруг нас существуют физические вещи, но за
этим стоит мир идеей, мир вещей.
Задачи философа: выйти за рамки
чувственности и подняться в рамки идей.
Мир вещей
Мир идей
мир
вечного становления
Вещи:
единичны
чувственно
воспринимаемы
несовершенны
мир
неизменного бытия
Идеи (эйдосы):
универсальны
умопостигаемы
совершенны

33.

ВСЯ ФИЛОСОФИЯ – ЗАМЕТКИ
НА ПОЛЯХ ПЛАТОНА

34.

Теория эйдосов: обоснование
идеализма
Идеализм –
философское учение,
утверждающее
онтологический
приоритет
(первичность)
идеального
по отношению к
материальному.

35.

«ФИЛОСОФИЯ – ЕСТЬ УМИРАНИЕ»

36.

Философия Аристотеля
I. Критика платоновской теории идей (теории
эйдосов)
I. Онтология Аристотеля («Метафизика»)
Сущее и его виды (десять категорий)
Учение о материи и форме (гилеморфизм)
Учение о причинности (четыре вида причин)
Возможность и действительность
III. Гносеология Аристотеля
Логика
• Формы мышления: понятия, суждения,
умозаключения
• Законы мышления
Концепция истины

37.

УДИВЛЕНИЕ
ФИЛОСОФИЯ

38.

Аристотель: Критика платоновской теории эйдосов
(теории идей)
Претензии общего характера
Ненаучный характер основных понятий теории
Претензии формально-логического характера
А) Противоречия между определением и применением понятия эйдоса:
Эйдосы неприродных вещей (вещей, созданных искусством)
Эйдосы отрицаний
Эйдосы преходящего
Эйдосы отношений
Б) Проблема предицирования эйдосов и аргумент «третьего человека»
В) Проблема эйдосов для эйдосов
Претензии общефилософского характера
А) Удвоение (умножение) действительности
Б) Отрыв сущности вещи от самой вещи
В) Бесполезность эйдосов для объяснения мира становления

39.

Разница между Платом и Аристотелем:
Аристотель:
-Первичная сущность – это конкретная
вещь, конкретное ее существование.
Акцент познания мира на конкретные
предметы.
-Убрал мир идей Платона
-У предметов есть 4 причины появления:
материя, форма, движение, цель

40.

Онтология Аристотеля
Сущее как предмет онтологии (метафизики)
Предмет онтологии
(первой философии, метафизики) – сущее.

41.

Онтология Аристотеля
Сущее и его категории
Аристотель ограничил малым числом
десяти категорий неопределенное и
бесконечное множество различных вещей.
• Сущность
• Количество
• Качество
• Отношение
• Место
• Время
• Положение
• Обладание
• Действие
• Страдание










(Отдельные) человек, лошадь
Длиною в два локтя, в три локтя
Белое, умеющее читать и писать
Двойное, половинное, бóльшее
В Ликее, на площади
Вчера, в прошлом году
Сидит, стоит
Обут, вооружён
Режет, несёт
Его режут, несут

42.

Онтология Аристотеля
Учение о материи и форме (гилеоморфизм)
Гилеморфизм –
учение
о форме и материи
как основных
принципах бытия
(термин используется
с конца XIX века).

43.

Онтология Аристотеля
Учение о материи и форме (гилеморфизм)
кирпич (сущность)
Материя: глина
Форма: параллелепипед
город (сущность)
дом (сущность)
Материя: глина
Форма: параллелепипед
Материя: дома
Форма: городской проект

44.

Гносеология Аристотеля: Логика
Формы мышления
Понятие
Суждение
Умозаключение

45.

Гносеология Аристотеля: Логика
Законы мышления
Закон
тождества
Закон [запрета]
противоречия
Закон исключённого
третьего
A≡A
~ [A Λ (~A)]
A V (~A)

46.

Гносеология Аристотеля:
Концепция истины
Истина определяется
как согласованность
между интеллектом
и вещью.

47.

вывод:
•Мифологическое мышление, которое заменяется
философией на интеллектуальном уровне –
другой способ познания мира. Возникновение
досократиков и натурфилософии, которую
впоследствии переворачивает Сократ, возвращая
акцент внимания на человека и учит Древнюю
Грецию задавать вопросы. Платон – формирует
концепцию истины, знания. Аристотель – меняет
акцены, показывает и идет своей мыслью в
другие сферы человеческой деятельности,
осмысляет более политические, прикладные
сферы жизни.

48.

• Почему философия зародилась именно в Древней
Греции?
• 2. Каковы натурфилософские взгляды ионийских
философов?
• 3. Что такое атом в понимании Демокрита?
• 4. В чем суть диалектики Гераклита?
• 5. Зачем нужны апории Зенона?
• 6. Что можно сказать о Сократе как личности?
• 7. В чем ценность метода майовтики?
• 8. Каков взгляд Сократа на соотношение знаний и
добродетели?
• 9. По каким причинам Сократ предпочел смерть бегству
из тюрьмы?
• 10. Каково значение Сократа для возникновения
философии?
English     Русский Правила