Похожие презентации:
Арабский халифат. Арабо-мусульманская цивилизация
1. Арабский халифат
Арабо-мусульманскаяцивилизация
2. Социально-экономическое развитие Аравии
к началу VII в. создало предпосылки дляполитического объединения страны.
Завоевательное движение арабов привело к
образованию Арабского халифата, в состав
которого вошёл ряд византийских и
иранских владений в Западной Азии и
Северной Африке, и сыграло огромную роль
в истории стран Средиземноморья,
Передней и Средней Азии.
3. Арабы (степняки, кочевники, пустынники) издревле населяли западную часть Аравийского полуострова (Йемен и Хиджад).
Уже в начале I тыс. до н.э. здесь, в плодородныхоазисах, существовала развитая земледельческая
культура.
В пустынных районах преобладало скотоводство –
разведение овец, лошадей, верблюдов.
Успешно осваивали арабы и морские просторы.
Вначале они совершали каботажные плавания в
Африку и Западную Индию, где уже в VII в. до н.э.
основали торговые фактории.
Во II в. до н.э. арабы неоднократно посещали Китай,
поставляя на родину и в страны Запада фарфор,
мускат, шелк и другие товары.
4. В то время арабы были язычниками, т.е. они поклонялись различным племенным богам
.Например, у племени корейшитов главнымбыл Бог – Аллах.
Но в Мекке находился общеарабский храм –
Кааба, в котором помещались изображения
300 местных идолов (божеств).
Вместе с тем арабы знали другие религии –
зороастризм, иудаизм, христианство,
которые исповедывали прибывавшие в
Аравию миссионеры
5. Социально-экономическое и культурное процветание арабов было нарушено в начале VI в. н.э., когда Йемен попал под власть
Эфиопии, а затем – Персии.Результатом завоевательной политики персов была
прокладка новых торговых путей из Индии в Европу
через Иран. Поэтому города Южной Аравии
оказались не у дел.
В сельском хозяйстве также возникли проблемы,
связанные с разрушением ирригационных
(оросительных) систем.
Ситуация была осложнена
обострившимися межплеменными столкновениями,
участившимися разбойничьими нападениями на
торговые караваны, хозяйства земледельцев и
скотоводов.
В начале VII в. Юг Аравии переживал острейший
социально-экономический кризис
6.
Потеря доходов от караванной торговлипотребовала искать новые источники
существования.
Земледелие не могло удовлетворить
существующие потребности - пригодных для
этого земель в Аравии было недостаточно.
Земли надо было завоевывать, что в свою
очередь ставило вопрос о сплочении
арабских племен в единую силу.
Духовной и политической основой такого
сплочения стала новая религия ислам.
7. К началу VII в. в Аравии, в особенности в Мекке, значительное распространение получил ханифизм -
духовно-религиозное учение,направленное на поиск нового единого
Бога и заимствовавшее некоторые
общие идеи христианства и иудаизма.
Одним из ханифов-проповедников
стал Мухаммед (570-632), торговец из
Мекки.
8.
Мухаммед посвятил себя духовнымпоискам и стал одним из ханифовпроповедников.
Его учение составило суть ислама
новой монотеистической религии,
ставшей основой Исламской
цивилизации.
9.
В Мекке торговом городе Мухаммед,проповедующий новую веру, нашел поначалу
немного последователей.
В 622 г. Мухаммед с группой последователей был
вынужден переселиться в Ятриб, откуда была
родом его мать. Там он основал мусульманскую
общину. Жители этого города встретили нового
пророка благожелательно. Они встали на сторону
новой религии, а свой город переименовали в честь
Мухаммеда в Медину (город пророка).
622 год стал началом нового летоисчисления по
мусульманскому календарю. Именно с Медины
начинается победное шествие ислама по
арабскому миру.
10. Ислам (букв.«покорность») вобрал в себя
духовно-религиозную культуру арабов,постулаты иудаизма
христианства.
Однако, это не было смешение
различных религиозных верований это было качественно новое цельное
вероучение
11. Священной книгой приверженцев ислама мусульман (от «муслим» - преданный) стал Коран («Чтение»),
который, согласно мусульманскому преданию,был передан Аллахом людям через пророка
Мухаммеда.
В основе Корана идея о том, что спасение
ждет только тех, кто верит в Аллаха и его
посланника Мухаммеда.
Мусульмане должны полностью вверить себя
воле Аллаха.
Отсюда фатализм, предопределенность
высшей силой человеческой судьбы.
12. Ислам возлагал на верующих 5 основных обязанностей (пять столпов веры).
Первая - вера в единого бога Аллаха и егопосланника пророка Мухаммеда.
Вторая - обязанность ежедневное совершение молитв
в соответствии с определенным ритуалом.
Третья - соблюдение поста, в особенности в месяц
рамадан (девятый месяц мусульманского лунного
календаря).
Четвертая - ежегодное отчисление в пользу
мусульманской общины заката одной сороковой
доли доходов.
Пятая - обязанность хадж, паломничество в Мекку,
священный город мусульман.
13.
Постепенно, в ходе арабскихзавоеваний стало формироваться
учение о священной войне за веру
(джихад) с неверными и о
спасительной силе ее для душ
верующих.
14. В Коране есть специальная глава «Добыча», которая стимулировала в воине-арабе желание идти в поход:
1/5 военной добычи должна была поступать пророку, его роду,вдовам и сиротам,
4/5 выделялись в раздел войску из расчёта: одна доля
пехотинцу и три доли всаднику.
Военная добыча состояла из золота, серебра, пленников-рабов,
всякого движимого имущества и скота.
Завоёванные земли не подлежали разделу и должны были
поступать во владение мусульманской общины.
Убитым на войне — «мученикам за веру» ислам обещал райское
блаженство.
Считалось, что в рабство можно обращать лишь иноверцев,
но принятие ислама людьми, уже обращёнными раньше в
рабство, не освобождало от рабства ни их, ни их потомков.
Дети господ от рабынь, признанные своими отцами, считались
свободными.
Ислам разрешал мусульманину иметь одновременно до 4
законных жён и сколько угодно рабынь-наложниц.
15. Завоевания арабов во времена первых халифов
После смерти пророка между его старымисторонниками и мединской знатью начались споры
о преемственности, т.к. дело было не только в том,
кто будет религиозным вождем, но и в том, кто
возглавит государство, созданное им.
Было решено, что государством будут управлять
халифы - "Заместители пророка ". В дальнейшем
каждый правитель арабов называл себя именно
так.
Первые четыре халифа, правившие в 632 - 661 гг,
были близкими друзьями и родственниками
Мухаммеда.
16. Халифы призвали народ отправляться в поход за распространения ислама,
обещая каждому вознаграждение какпри жизни, так и после смерти.
Мир ислама перешел в наступление:
началась эпоха арабских
завоеваний.
17. Значительные захваты были осуществлены за правления второго халифа - Омара (634 - 644 гг.)
Значительные захваты были осуществленыза правления второго халифа Омара
(634 - 644 гг.)
Арабы отвоевали
у Византии Сирию, Палестину, Египет
и Ливию,
у Ирана - значительную часть его
западных земель вплоть до
Закавказья.
18. Военным успехам арабов способствовали превосходства в военной тактике.
Они создали первоклассную легкую конницу ,появление которой стало возможным благодаря
изобретению китайцами стремян.
Значительную роль играло и то, что завоевания
арабов имели форму "священной войне во имя
Аллаха ". Каждый погибший на этой войне, как
говорили халифы, оказывался в раю и получал
вечное блаженство.
Военные успехи вдохновляли на новые походы
19. Арабы, захватив страну, вели себя в ней в соответствии с заповедями ислама.
Имущества лишались только богачи, беднотузавоеватели не трогали.
В отличие от христиан, нередко принуждавших
местное население принимать новую веру, арабы
допускали религиозную свободу.
Пропаганда ислама на новых землях носила
экономический характер: покорив себе местное
население, арабы облагали его налогами. Тот, кто
переходил в ислам, освобождался от значительной
части этих налогов. Христиане и евреи, издавна
жившие во многих ближневосточных странах, не
подвергались гонениям со стороны арабов – им
просто приходилось платить налог на свою веру.
20. В 661 году произошел раскол между двумя политическими группировками арабской знати.
Халиф Али, зять пророка Мухаммеда, старалсяпримирить традиционалистов и сторонников нового
уклада. Однако Али был убит заговорщиками из
секты традиционалистов, а его место занял эмир
Муавия, глава арабской общины в Сирии.
Муавия:
решительно порвал со сторонниками военной
демократии раннего ислама;
столица халифата была перенесена в Дамаск,
арабский мир решительно раздвинул свои границы.
21.
К VIII веку арабы подчинили себе всюСеверную Африку,
а в 711 году начали наступление на
европейские земли - всего за три года
арабы полностью овладели
Пиренейским полуостровом.
22. Вестготы сами погубили свое государство.
В 710 г. раздоры между королями и аристократией привели ктому, что король Витизья, борясь с соплеменниками,
обратился за помощью к мусульманским племенам Северной
Африки.
Правитель Танжера, Тарик ибн-Сеид, с двенадцатитысячной
армией берберов
переправился через Гибралтар,
помог Витизье одолеть врагов, однако после победы он не ушел
обратно.
После того как в сентябре 713 г. в битве у Сегуэлы был убит
вестготский король Родерик, в руках у мавров оказалась вся
южная часть полуострова и вестготская столица Толедо.
Так родилась мавританская Испания, которая стала самым
богатым и процветающим государством средневековой
Европы.
23. Муавия и его наследники – халифы династии Омейядов – создали государство, равных которому история еще не знала.
Халифат Омейядов раскинулся отАтлантического океана до Индии и
Китая.
Арабам принадлежала почти вся
Средняя Азия, весь Афганистан,
северо-западные территории Индии.
На Кавказе арабы покорили Армянское и
Грузинское царства.
24. При Омейядах арабское государство окончательно утратило черты прежнего патриархально-родового строя.
В годы зарождения ислама халифа –выбирали общим голосованием.
Муавия же сделал этот титул
наследственным.
Формально халиф оставался духовным
владыкой, однако в основном
занимался светскими делами.
25. Общественно-государственный строй халифата
При первых четырех халифах государствомуправляла высшее религиозное лицо, которое
выбирали из друзей и родственников Мухаммеда.
После прихода к власти Омейядов должность халифа
стала наследственной.
Халифат превратился в теократическое
монархию, приобрела черты восточной
деспотии - формы государственного устройства,
при которой
монарх имеет неограниченную законодательную и
судебную власть,
не отвечает ни перед кем за свои поступки,
утверждается способом насилия и террора.
26. Арабский халифат был государством, созданной в результате завоеваний разных народов
Удерживать их в повиновении можно было толькосилой.
Халифы создали для этого
огромное постоянную армию - до 160 000 воинов,
для собственной защиты - дворцовую гвардию.
По арабским законам вся земля принадлежала
халифам, лишь на время уступали ее частями
своим слугам.
После смерти вельможи все его имущество
переходило в казну халифа, и исключительно от
желания и привязанности халифа зависело,
получит потомок умершего некоторое наследство.
27. Халифат довольно эффективно управлял огромной страной, чему способствовали
хорошо налаженная почтовая связь,реорганизованная армия.
проводилось хозяйственное
строительство: дорог, караван-сараев,
оросительной системы.
империя была поделена на пять
наместничеств.
28. Существовали три основных вида налогов:
1) харадж - земельный налог;2) джизия – подушный налог,
которые платили немусульмане;
3) зякят - десятина, которая
поступала в распоряжение халифа.
29. Нововведения:
десятина, уходившая прежде в доходобщины, теперь поступала в казну
халифа.
Кроме нее, все жители халифата
должны были платить налог на землю
и подушный налог-джизию, который
раньше взимали только с
немусульман, живущих на
мусульманской земле.
30. Верховым собственником всех земель считался Аллах,
государство как бы от его имени распоряжалось ими.Фактически землями ведали наместники - эмиры.
Наиболее распространенным было общинное землевладение
на землях государства, общинники в казну платили ренту налог (хараджа или ушр).
Следующей категорией были частные отчуждаемые земли
{мульк) - небольшие владения.
Земли савафи - владения членов правящего дома и вакфы религиозных учреждений не облагались налогами и не
отчуждались.
Служивые, в том числе чиновники и военные, получали землю из
фонда государственно-общинных казенных земель в форме
икта (условное владение с правом взимания в свою
пользу ренты-налога).
31. Судопроизводство осуществлялось на основе Корана и Сунны - Книги дополнений к Корану.
Не все арабы считали Сунну священнойкнигой, равной по значение Корана.
Во времена Омейядов мусульманский мир
раскололся на
суннитов, которые признавали Сунну и
поддерживали халифа. Суннитское течение
в исламе считалось официальным
шиитов, которые не признавали Сунны и не
поддерживали Омейядов. Составили секту
раскольников.
32. Династия Омейядов продержалась у власти 90 лет
В 750 году военачальник Абул-Аббас,отдаленный родственник пророка
Мухаммеда, сверг последнего халифа
и уничтожил всех его наследников,
объявив халифом себя.
Новая династия – Аббасиды –
просуществовала вплоть до 1055 года.
33. Аббас был выходцем из Месопотамии
- оплота шиитского течения в исламе.Не желая иметь ничего общего с
сирийскими владыками, перенес
столицу в Месопотамию.
В 762 году был основан город Багдад,
ставший на несколько сотен лет
столицей арабского мира.
34. Структура нового государства
во многом схожа с персидскими деспотиями:при халифе состоял первый министр – визирь,
вся страна делилась на провинции, в которых
правили назначенные халифом эмиры,
вся полнота власти была сосредоточена во дворце
халифа,
многочисленные дворцовые чиновники являлись,
по существу, министрами, отвечавшими каждый за
свою сферу.
При Аббасидах количество ведомств резко
возросло, что поначалу помогало управлять
обширной страной.
35.
Ирригационное земледелие, с глубокойдревности практиковавшееся в
Месопотамии, при Аббасидах было
распространено повсеместно. Чиновники из
специального ведомства следили за
постройкой каналов и дамб, за состоянием
всей ирригационной системы.
При Аббасидах военная мощь халифата
резко возросла. Регулярное войско
состояло теперь из 150 тысяч воинов, среди
которых было много наемников из
варварских племен. В распоряжении
халифа находилась также его личная
гвардия, воинов для которой готовили с
раннего детства.
36. Халифат Аббасидов имел немало общих черт и с европейскими королевствами своей эпохи, и с древневосточными деспотиями.
Халифы, в отличие от европейских правителей,сумели не допустить чрезмерной
самостоятельности эмиров и других
высокопоставленных чиновников.
Если в Европе земля, предоставлявшаяся местной
знати за королевскую службу, почти всегда
оставалась в наследственной собственности, то
арабское государство в этом плане было ближе к
древнеегипетским порядкам:
вся земля в государстве принадлежала халифу;
он наделял за службу своих приближенных и
подданных, но после их смерти наделы и все
имущество возвращались в казну;
только халиф имел право решать, оставить земли
покойного его наследникам, или нет.
37. Но полного спокойствия в халифате Аббасидов не было никогда.
Жители покоренных арабами стран постоянностремились вернуть независимость,
поднимая бунты против единоверцевзахватчиков.
Эмиры в провинциях также не желали
мириться со своей зависимостью от
благосклонности верховного правителя.
Распад халифата начался практически
сразу после его образования
38. Первыми отделились мавры – североафриканские арабы, завоевавшие Пиренеи
Независимый Кордовский эмират в середине Х векастал халифатом, закрепив суверенитет на
государственном уровне.
Мавры на Пиренеях сохраняли независимость
дольше многих других исламских народов.
Несмотря на постоянные войны против европейцев,
несмотря на мощный натиск Реконкисты, когда
почти вся Испания вернулась к христианам, до
середины XV века на Пиренеях существовало
мавританское государство, сжавшееся в конце
концов до размеров Гранадского халифата –
небольшой области вокруг испанского города
Гранады, окончательно завоеванной Испанией
лишь в 1492 году.
39. Начиная с середины IX века распад государства Аббасидов стал необратимым
Одна за другой отделялись североафриканские провинции, заними – Средняя Азия.
В середине X века шииты захватили Багдад и долгое время
управляли остатками некогда могучего халифата – Аравией и
небольшими территориями в Месопотамии.
В 1055 году халифат был завоеван турками-сельджуками. С
этого момента мир ислама окончательно утратил
единство.
Сарацины, утвердившиеся на Ближнем Востоке, не оставляли
попытки завладеть западноевропейскими землями. В IX веке
они захватили Сицилию, откуда позднее были вытеснены
норманнами. В Крестовых походах XII – XIII веков
европейские рыцари-крестоносцы сражались с сарацинскими
войсками.
40. Турки же со своих малоазиатских территорий двинулись на земли Византии
.За несколько сот лет они покорили себе весьБалканский полуостров, жестоко притесняя
прежних его обитателей – славянские
народы.
В 1453 году Османская империя окончательно
завоевала Византию.
Константинополь был переименован в
Стамбул и стал столицей Османской
империи.