6.53M
Категория: ФилософияФилософия

Особенности развития русской философии. Тема 6.1

1.

Тема 6.1 Особенности развития
русской философии
План
1. Культурно-исторические особенности
русской философии XI – XIXвв.
2. Основные этапы истории русской
философии.
3. Западники и славянофилы в
отечественной традиции.
4. Русская религиозная философия.

2.

Культурно-исторические особенности
русской философии
1. Принятие христианства в православном
исповедании от Византии.
2. Патриотическая ориентированность. Осмысление
национальной идеи (философия истории).
3. Приоритет аксиологической и этической
проблематики над сциентизмом.
4. Осмысление связи России и Запада.
5. Поиск решения политических и социальных
проблем российского общества, преодоления
социокультурного разрыва народных масс и элиты.

3.

«Если мы теперь возьмёмся кратко сформулировать общие
формальные особенности русской философии, то можно
выделить такие пункты:
1. Русской философии, в отличие от европейской, и более всего
немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто
интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет
собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое
познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть
постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и
определениям, а только в символе, в образе посредством силы
воображения и внутренней жизненной подвижности.
2. Русская философия неразрывно связана с действительной
жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики,
которая берет начало в общем духе времени, со всеми его
положительными и отрицательными сторонами, со всеми его
радостями и страданиями, со всем его порядком и хаосом.

4.

Поэтому среди русских очень мало философов par exellence:
они есть, они гениальны, но зачастую их приходится искать
среди фельетонистов, литературных критиков и теоретиков
отдельных партий.
3. В связи с этой «живостью» русской философской мысли
находится тот факт, что художественная литература является
кладезем самобытной русской философии. В прозаических
сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева. Фета.
Льва Толстого. Достоевского, Максима Горького часто
разрабатываются основные философские проблемы, само собой
в их специфически русской, исключительно практической,
ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы
разрешаются здесь таким образом, что непредубеждённый и
сведущий судья назовет эти решения не просто
«литературными» или «художественными», но философскими и
гениальными».
А. Ф. Лосев

5.

Периодизация русской философии
1. Древнерусская философия (IX – XIII вв.) Илларион
Киевский, Владимир Мономах, Даниил Заточник
2. Ранняя русская философия (XIII – XVII вв.)
Филофей, Андрей Курбсткий, Иосиф Волоцкий,
Нил Сорский, протопоп Аввакум, патриарх Никон.
3. Русская философия XVIII в. М.В. Ломоносов,
Г.С. Сковорода, А.Н. Радищев.
4. Русская философия XIX в. декабристы, П.Я.
Чаадаев, славянофилы и западники, Л.Н. Толстой,
Ф.М. Достоевский, Н.Ф. Федоров, К.Н. Леонтьев,
Н.О. Лосский, В.С Соловьев

6.

5. Русская философия начала ХХ в. Г. Шпет,
С.Булгаков, П. Сорокин, П.А. Флоренский, Л.
Шестов, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, С.Л. Франк,
В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э.
Циолковский, И.А. Ильин.
6. Философия советского периода В. Ленин, Л.Н.
Гумилёв, М. Бахтин, М. Мамардашвили, Э.В.
Ильенков, А.А. Зиновьев

7.

Илларион Киевский
«Слово о законе и благодати»
Патриотический трактат о ценности русского недавно
крещенного народа в ряду других христианских
народов.
Закон олицетворяет иудаизм. Благодать
олицетворяет христианство.
Раньше – не значит лучше. Свободный Исаак рожден
позже сына рабыни Измаила но стал наследником
Авраама, христианство появилось позже иудаизма, но
принесло всем народам спасение.
И позже других пришедшие к христианству русские,
как библейские виноградари, не хуже других
христиан.

8.

Илларион Киевский
«Слово о законе и благодати»
Плоды христианства на Руси – новая мораль,
распространяемая князем Владимиром, который стал
жить «просящим подавая, нагих одевая, жаждущих и
алчущих насыщая, болящим всякое утешение
посылая, должников выкупая, рабам свободу даруя».

9.

РУССКАЯ ИДЕЯ - это философия особого
призвания и особенностей русского народа.
Варианты представлений о русской идее:
Святая Русь – социально-религиозный идеал,
представление о обществе полностью воплотившем в
своем существовании христианские нормы
индивидуального благочестия и отношений между
людьми на основе любви и веры.

10.

Москва – Третий Рим –
идея, основанная на
концепции «переноса
империи». Россия должна
реализовать идеал Святой
Руси через построение
сильной «земной» империи,
созданной симфонией
государственной и духовной
власти.
Автор идеи – Филофей.

11.

«Старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария,
второго же Рима, Константинова града, церковные двери внуки
агарян секирами и топорами рассекли, а эта теперь же
третьего, нового Рима, державного твоего царства святая
соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в
православной христианской вере по всей поднебесной больше
солнца светится, — так пусть знает твоя державность,
благочестивый царь, что все православные царства
христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты
во всей поднебесной христианам царь.
И если хорошо урядишь свое царство — будешь сыном света и
жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и
теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что
все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима
пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое
христианское царство другим не сменится».
Филофей

12.

Ранняя русская философия
Андрей Курбский
•обличитель тирании Ивана Грозного;
•был первым из древнерусских книжников,
выработавшим собственную систему воззрений на
общество, государство, человека.
•утверждал, что человеческий разум и Бог подобны
друг другу;
•отстаивал необходимость участия в управлении
страной советников-праведников; Иван Грозный, не
наделенный добрыми человеческими качествами,
должен был окружить себя советниками-праведниками
для придания своей власти божественной
легитимности.

13.

Русская философия XVIII в.
М.В. Ломоносов
•сторонник механистического материализма;
•выдвинул корпускулярную теорию строения
вещества: все предметы и материя в целом состоят из
материальных монад-корпускул;
•Бог выступает как перводвигатель (деизм) и далее в
существование мира не вмешивается;
•сформулировал закон сохранения материи и
движения;
•верил в самобытность истории и культуры русского
народа (антинорманизм).

14.

Русская философия XVIII в.
А.Н. Радищев
•обосновывал материальность бытия;
существование материи независимо от воли
человека;
•движение – главное свойство материи;
•считал недоказуемым бессмертие души;
•выступал с критикой крепостного права;
•исторический процесс представлял как
последовательную смену этапов равенства и
неравенства;
•сторонник теории «естественного права».

15.

Есть всему предел и мера: как человек, так и народ начинает
всегда подражанием; но должен со временем быть сам собою, чтобы
сказать: "Я существую морально!" Теперь мы уже имеем столько
знаний и вкуса в жизни, что могли бы жить, не спрашивая: как живут
в Париже и в Лондоне? Что там носят, в чем ездят и как убирают
домы? Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и
нужное, но отвергает рабские подражания в безделках,
оскорбительные для народной гордости. Хорошо и должно учиться;
но горе и человеку и народу, который будет всегдашним учеником!
Я не смею думать, чтобы у нас в России было но много патриотов;
но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном
своем достоинстве, - а смирение в политике вредно. Кто самого себя
не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут.
Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять
нас и уверять, что мы всех и во всем лучше; но русский должен по
крайней мере знать цену свою.
И. Карамзин
«О любви к Отечеству и народной гордости» 1802 год.

16.

Русская философия XIX в.
Декабристы
Основные идеи социальнополитического учения:
•приоритет естественного права;
•необходимость для России
правового строя;
•отмена крепостного права и
предоставление земли тем, кто
на ней работает;
•личная свобода человека;
•ограничение самодержавия
законом и представительными
органами или замена его
республикой

17.

Русская философия XIX в.

18.

Русская философия XIX в.
Петр Яковлевич Чаадаев
•Жизнь человека возможна только в коллективе, это
отличает его от животных;
•общественное сознание полностью определяет
индивидуальное;
•история народов, подобно судьбе человека, включает
в себя детство, молодость, зрелость и старость;
•Россия «выпала» из исторического процесса, так как
приняла религию от Византии, а не от Запада;
•живя подражанием Западу мы не сможем найти себя;
•политическое, правовое, духовное и экономическое
рабство – самая характерная черта русского народа.

19.

Чаадаев П.Я. Первое философическое письмо
Раскинувшись между двух великих делений мира, между
Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай,
другим на Германию, мы должны бы были сочетать в
себе два великих начала духовной природы –
воображение и разум, и объединить в нашей
цивилизации историю всего земного шара. Не эту роль
предоставило нам провидение. Опыт времен для нас не
существует. Века и поколения протекли для нас
бесплодно. Глядя на нас, можно сказать, что по
отношению к нам всеобщий закон человечества сведен
на нет. Одинокие в мире, мы миру ничего не дали,
ничего у мира не взяли, мы ни в чем не содействовали
движению вперед человеческого разума, а все, что
досталось нам от этого движения, мы исказили.

20.

Чаадаев П.Я. Первое философическое письмо
Ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной
почве нашей родины, ни одна великая истина не была
выдвинута из нашей среды; мы не дали себе труда ничего
создать в области воображения и из того, что создано
воображением других, мы заимствовали одну лишь
обманчивую внешность и бесполезную роскошь.
Чтобы заставить себя заметить, нам пришлось
растянуться от Берингова пролива до Одера. В крови у
нас есть нечто, отвергающее всякий настоящий прогресс.
Одним словом, мы жили и сейчас еще живем для того,
чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным
потомкам; пока, что бы там ни говорили, мы составляем
пробел в интеллектуальном порядке.

21.

Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего
Больше, чем кто-либо из вас, я люблю свою страну, умею
ценить высокие качества моего народа… Я не научился
любить свою родину с закрытыми глазами, с
преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу,
что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной.
Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы
делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки.
Больше того: у меня есть глубокое убеждение, что мы
призваны решить большую часть проблем социального
порядка, завершить большую часть идей, возникших в
старых обществах, ответить на важнейшие вопросы,
какие занимают человечество. Мы предназначены быть
настоящим совестным судом по многим тяжбам, которые
ведутся перед великими трибуналами человеческого духа.

22.

Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего
Прошлое уже нам не подвластно, но будущее зависит от
нас.
Было преувеличением не воздать должного этой церкви,
столь смиренной, иногда столь героической, которая одна
утешает за пустоту наших летописей, которой
принадлежит честь каждого мужественного поступка,
каждого прекрасного самоотвержения наших отцов,
каждой прекрасной страницы нашей истории; наконец,
может быть, преувеличением было опечалиться хотя бы на
минуту за судьбу народа, из недр которого вышли могучая
натура Петра Великого, всеобъемлющий ум Ломоносова и
грациозный гений Пушкина.

23.

Чаадаев П.Я. Письмо Ю.Ф. Самарину (1846 г.)
Теперь ничто не мешает мне более отдаться тому чувству
любви к родине, которое я долго сдерживал в своей груди. Дело
в том, что я, как и многие мои предшественники, думал, что
Россия, стоя лицом к лицу с громадной цивилизацией, не могла
иметь другого дела, как стараться усвоить себе эту
цивилизацию всеми возможными способами; что в том
положении, в которое мы были поставлены, для нас было
немыслимо продолжать нашу прежнюю историю, так как мы
были уже во власти этой новой, всемирной истории. Как бы то
ни было, новые изыскания познакомили нас со множеством
вещей, остававшихся до сих пор неизвестными, и теперь уже
совершенно ясно, что мы слишком мало походим на остальной
мир, чтобы с успехом продвигаться по одной с ним дороге.
Поэтому, если мы действительно сбились со своего
естественного пути, нам прежде всего предстоит найти его.

24.

Славянофилы
отстаивали идею самобытности России, её принципиальное
отличие от Запада. Опорой государства должны быть община,
православие, монархия
А.С.Хомяков
(1804-1860)
И.В. Киреевский
(1806-1856)
К.С. Аксаков
(1817 – 1860)

25.

Славянофилы
Алексей Степанович Хомяков
• вещественный мир – лишь внешнее проявление
свободно творящего духа (Бога);
• сторонник провиденциализма;
• история каждого народа представляет собой процесс
проявления в его общественной жизни некой изначально
присущей ему идеи;
• всемирная история - многовековая борьба двух
противоположных духовных начал, названных им по
именам двух древних цивилизаций «иранской» (свобода
духа) - Россия и «кушитской» («преобладание
вещественной необходимости») - Запад;
• основа русской самобытности – соборность социальный идеал, гармония ценности общего и личного.

26.

«Церковь не есть
множество лиц в их
личной отдельности, но
единство Божией
благодати, живущей во
множестве разумных
творений, покоряющихся
благодати».
А.С. Хомяков

27.

Западники
направление в русской общественно-политической мысли 4050-х годов XIX века, представители которого признавали
необходимость развития России по западно-европейскому
пути
Т.Н.Грановский
(1813-1855)
В.Г. Белинский
(1811-1848)
А.И. Герцен
(1812 –1870)

28.

Западники
Виссарион Григорьевич Белинский
Периодизация творчества:
1. нравственный идеализм, героизм, увлечение
Шеллингом;
2. гегельянство: общество всегда правее частного лица,
идея выше живого человека, надо смириться перед
истиной, перед универсальной идеей, действующей в
истории;
3. восстание против действительности для её
радикального изменения ради человека: судьба
личности важнее судьбы всего мира; но это не культ
личности, а культ социальности, «люди так глупы,
что их насильно нужно вести к счастью».
Пришел к идее свержения монархии

29.

Западники
Александр Иванович Герцен
1. Разочаровался в Западе. В европейском мещанстве он
видит исчезновение личности.
2. Герцен пессимист и требует бесстрашия перед
бессмысленностью мира.
3. Верховная ценность, которой нельзя пожертвовать –
человеческая личность.
4. Идейный вдохновитель народничества. Верит в русскую
крестьянскую общину, хотя и не может соединить
принцип общности с принципом свободы личности.
5. Отказывается жертвовать нынешними поколениями ради
счастья будущих.
6. В экономической отсталости России видит преимущество:
есть шанс не допустить развития капитализма.

30.

Лев Николаевич Толстой
(1828-1910)
Толстовство - религиознофилософская доктрина о
необходимости религиозной
реформы, о принципиальном
отказе от насилия во всех его
формах, торжестве свободы и
о непротивлении злу силою
как единственно возможной
форме социального
взаимодействия для христиан
и для России в целом.

31.

Лев Николаевич Толстой о религии
1. Все религии отличаются ритуалами, но едины в этике,
2.
3.
4.
5.
она и составляет подлинный смысл религии и в
истинной религии она должна стать единственным
содержанием.
Отвергает церковную организацию, догматику и
обрядность.
Учиться истинной вере надо у простых людей, сознание
которых не затуманено влиянием ложного знания и
цивилизацией.
Православная церковь под прикрытием догматики
преследует корыстные цели и порабощает людей.
Божественность Христа в том, что он дал хорошие
заповеди, но он был только очень хорошим человеком.

32.

Лев Николаевич Толстой о человеке
6. Человек – природное существо, которое стремится к
совершенству.
7. Правда в природно-бессознательном, а не в
цивилизованно-сознательном.
8. Душа человека – причина человеческого сознания,
которое является эманацией всеобщего Разума, т.е.
Бога, который есть высший закон нравственности.
9. Отказ от личного сознания поможет победить страх
смерти и слиться с божественной природой.
10. Совершенство человеку указал Христос и оно в
непротивлении злу насилием (не делать насилие
самому, не принимать участие у чужом насилии, не
одобрять насилия).

33.

Лев Николаевич Толстой об обществе
1. Главный признак государства – насилие, поэтому надо
отказаться от государственного устройства общества. Но
не путем революции, а путем ненасильственного
сопротивления каждого человека.
2. Разделение труда на физический и умственный – это
способ перенесения всех тягот на простой народ, чтобы
привилегированные классы могли вести праздный образ
жизни
3. Прогресс одной стороны жизни общества оборачивается
регрессом другой. Все изобретения и научные открытия
вредны уже потому, что помогают богатым
эксплуатировать народ.
4. Решающая сила в истории – деятельность народа, которая
побуждается божественной волей.

34.

Федор Михайлович Достоевский
(1821 – 1881)
Человек есть тайна. Ее
надо разгадать, и
ежели будешь разгадыва
ть ее всю жизнь, то не
говори, что потерял
время; я занимаюсь этой
тайной, ибо хочу быть
человеком.
Ф.М. Достоевский

35.

Федор Михайлович Достоевский о человеке
1. В учении о человеке разделяет идеи экзистенциализма
2. человек может избрать 2 варианта жизненного пути:
• человекобожеский – путь абсолютной свободы,
отвержение всех авторитетов, даже Бога – губительный
путь для человека
• богочеловеческий – путь свободного следования
Богу – спасительный путь для человека. Человечность,
оторванная от Бога, превращается в бесчеловечность
3. Отправной пункт в преобразовании социальной среды
– не внешние реформы, а преображение личности.
Даже самый последний из людей имеет абсолютную
ценность и через страдания может очистить свою душу.

36.

Ф. М. Достоевский о русском народе
«Назначение русского человека есть бесспорно
всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, может
быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком,
если хотите… Наш удел есть всемирность, и не мечом
приобретенная, а силою братства и братского стремления
нашего к воссоединению людей».
«Будущие грядущие русские люди поймут уже все до
единого, что стать настоящим русским и будет значить:
стремиться внести примирение в европейские противоречия
уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей
русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в
неё с братской любовью всех наших братьев, а в конце концов,
может быть и изречь окончательное слово великой общей
гармонии, братского окончательного согласия всех племен по
Христову евангельскому закону».
Речь о Пушкине, 1880

37.

Ф. М. Достоевский о русском народе
«Для смиренной души русского простолюдина, измученной
трудом и горем, а главное, всегдашним грехом, как своим, так и
мировым, и всегдашнею несправедливостью, нет сильнее
потребности и утешения, как обрести святыню или святого,
пасть перед ним и поклониться ему: «Если у нас грех, неправда
и искушение, то все равно есть на земле там-то, где-то святой и
высший; у того зато правда, тот зато знает правду; значит не
умирает она на земле как обещано». Знал Алеша, что так
именно и чувствует и даже рассуждает народ, он понимал это,
но то, что старец именно и есть этот самый святой, этот
хранитель божьей правды в глазах народа, - в этом он не
сомневался нисколько и сам, вместе с этими плачущими
мужиками и больными их бабами, протягивающими старцу
детей своих».
Братья Карамазовы, 1880

38.

Владимир Сергеевич Соловьев
(1853-1900)
Основной вопрос философии
– о смысле жизни.
Понятие смысла
предполагает идею развития,
т.е. начало, конец и ряд
промежуточных состояний.
Внутренними элементами
развития человеческого
общества являются формы
человеческого существования.
Их источник – в природе
человека (в воле, в мышлении, в
чувствах)

39.

Владимир Сергеевич Соловьев
Воля определяется через 3 отношения:
1. отношение человека к природе – экономическое
общество (семья);
2. отношение друг к другу – политическое общество
(государство);
3. религиозное отношение – духовное общество
(церковь).
Мышление определяется через 3 отношения:
1. направленное на внешнюю природу (положительные
науки)
2. направленное на формальное содержание знания
(философия)
3. направленное на абсолютную реальность (теология)

40.

Владимир Сергеевич Соловьев
Чувства наиболее
адекватно проявляются в
творчестве:
1.техническое художество
(утилитарные
произведения);
2.изящное искусство
(поэзия, музыка и т.п.);
3.мистика постижение
абсолютной красоты.

41.

Владимир Сергеевич Соловьев
Развитие идет от абстрактного единства через различение к
более конкретному единству.
Исходное единство в области знания – теософия;
в области политики – теократия;
в области творчества – теургия.
Первое разделение – отделение политической власти от
духовной и затем отделение экономики от политики.
Второе разделение –отделение светского знания от
богословия и затем отделение положительной науки от
философии, которая тоже делится на эмпиризм и
рационализм.
Третье разделение – отделение изящного искусства от
мистики и затем появление утилитарного творчества.
Конечный идеал – органичное единство истины, добра и
красоты - СОФИЯ

42.

Владимир Сергеевич Соловьев
Религия - способ воссоединения человека и природы с
безусловным началом.
Религия находится в развитии. Ни одна религия не может
считаться ложной.
Исторические формы религии:
•естественное откровение – язычество;
•отрицательное откровение – индуизм, буддизм;
•положительное откровение – греческая философия,
иудаизм, христианство
Иисус Христос соединил природу и человека с Богом.
Внешнее принятие Христа – католицизм. Кризис
католицизма – протестантизм, аппелирующий к личной
вере. Поэтому подлинное христианство – православие.
Основы личной религии: молитва, милостыня, пост.

43.

Николай Александрович Бердяев
Первый период творчества –
«легальный марксизм», попытка
соединить наследие Маркса с
неокантианством.
Бердяев различает
трансцендентальное (абсолютное и
объективное) и психологическое
(относительное и субъективное)
сознание. Истина не рождается в
поисках, а открывается
психологическому сознанию, если
согласуется с его ценностными
установками.
Примат экономики отрицается.
(1874 – 1948)

44.

Николай Александрович Бердяев
Второй период творчества – религиозномистический.
Основные идеи:
1.принцип объективации. Невозможно
порвать рабские оковы природы
2.примат свободы над бытием. Существует
призрачный мир эмпирических условий
жизни человека – это мир вражды и рабства, а
также подлинный мир, где царят любовь и
свобода; цель человека – трансцендирование
- выход из мира рабства в мир свободы. Это
возможно только через творчество. «Тайна
творчества есть тайна свободы».
Первичная свобода угодна Богу, она не
сотворена, Бог над ней не властен. Она может
порождать зло.

45.

«Моя философия есть
философия духа. Дух же
для меня есть свобода,
творческий акт,
личность, общение
любви. Я утверждаю
примат свободы над
бытием. Бытие
вторично, есть уже
детерминация,
необходимость, есть
уже объект».
Самопознание

46.

Николай Александрович Бердяев
Свобода не была сотворена Богом. Её источник –
первичный хаос.
Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь
над сотворенным миром. Вследствие этого Бог не
ответственен за зло в мире, он лишь способствует тому,
чтобы воля становилась добром.
Человек - существо общественное, история — это способ
его жизни. Историю определяют три силы: Бог, судьба и
человеческая свобода. Смысл исторического процесса
состоит в борьбе добра против иррациональной свободы: в
период господства последней реальность начинает
возвращаться к первоначальному хаосу, наступает процесс
распада, падение веры, утрата людьми объединяющего
духовного центра жизни и наступает эпоха революций.

47.

Александр Александрович Зиновьев
В 1946 г. поступил на
философский факультет МГУ
Один из основателей
Московского логического кружка.
Логика - наука о правилах языка,
которые не открываются,
подобно законам природы, а
изобретаются людьми в качестве
интеллектуальных инструментов
решения задач, возникающих в
познании, практике,
общественной жизни.
(1922-2006)

48.

Александр Александрович Зиновьев
(1922-2006)
Философия – интерпретативное знание и как таковое
является лишь пониманием.
Понимание же в той или иной степени может только
соответствовать или не соответствовать критерию
научности.
Эталон научности как строгой объективности,
исключающей субъективизм исследователя,
в его применении к обществознанию является скорее
недостижимым идеалом, чем методологическим
принципом.
Все социальные философы стремились к нему, но
никому из них ещё не удалось его достичь.

49.

Александр Александрович Зиновьев
(1922-2006)
Философия – интерпретативное знание и как таковое
является лишь пониманием.
Понимание же в той или иной степени может только
соответствовать или не соответствовать критерию
научности.
Эталон научности как строгой объективности,
исключающей субъективизм исследователя,
в его применении к обществознанию является скорее
недостижимым идеалом, чем методологическим
принципом.
Все социальные философы стремились к нему, но
никому из них ещё не удалось его достичь.

50.

Александр Александрович Зиновьев
(1922-2006)
Деятельность
«социальных
индивидов»
подчинена социальным законам, по которым живёт
любое общество. Эти законы вечны и неизменны в
каждом обществе, древнем и современном, западном
и восточном. Они появляются на свет вместе с
обществом в виде правил поведения, которым люди
обучаются легко и поголовно, стремясь к
самосохранению и улучшению условий своего
существования.
правила: меньше дать и больше взять; меньше
риска и больше выгоды; меньше ответственности и
больше почёта; меньше зависимости от других и

51.

Александр Александрович Зиновьев
(1922-2006)
Социальные законы не добры и не злы, не
обладают ни достоинствами, ни недостатками. Из
всех общественных законов социальные – самые
примитивные, ничтожные и отвратительные, самые
массовидные
в
своих
проявлениях,
почти
самоочевидные.
Прогресс человечества в значительной мере
происходил как процесс изобретения средств,
ограничивающих и регулирующих действие этих
законов – морали, права, религии, прессы, гласности,
общественного мнения, идей гуманизма и т.д.

52.

Александр Александрович Зиновьев
(1922-2006)
Когда всё же говорят о тех или иных законах
коммунальности,
то
их
лишают
статуса
общечеловеческих и приписывают лишь какому-то
скверному типу общества.
В
законах
коммунальности
ничего
бесчеловечного
нет.
А
человечный
или
бесчеловечный тип общества сложится в той или
иной стране, зависит не от самих этих законов как
таковых, а от способности населения развить
институты, противостоящие этим законам и
ограничивающие их.

53.

Александр Александрович Зиновьев
(1922-2006)
Истинные мотивы поведения людей почти всегда
низменно эгоистичны, но они, как правило,
замаскированы под маской официальных приличий
и предстают как морально приемлемые потому что,
согласно Зиновьеву, ложь является самой выгодной
формой социального поведения.
Люди официально стремятся выглядеть тем лучше,
чем они хуже становятся на самом деле.
«Социальный прогресс» есть движение к
антисоциальности, к блокированию отношений,
сковывающих свободу индивида.

54.

Чтобы быть личностью, а не «социальным
индивидом», надо действовать в направлении, прямо
противоположном действию социальных законов.
Личностью становится не тот, кто стремится как
можно выше подняться по социальной лестнице и
захватить максимум жизненных благ, а тот, кто
творчески самореализуется в своём призвании и кто
способен ради этого пожертвовать и соображениями
карьеры и материального благополучия.
«Человек начинается не с коллектива, а с
сопротивления коллективу в этом коллективе. До
этого он – вид животного. Человек начинается с
“я”, а не “мы”»

55.

Среднестатистический человек, есть возможность
всего, чего угодно. Всё определяется его личным
выбором: быть ли ему «социальным индивидом» или
стать личностью. Это зависит от того, какую систему
ценностей, норм, идеалов и соответствующих им
принципов и правил поведения выберет индивид.
Добро и зло имеют место лишь тогда и только
тогда, когда их творит человек по отношению к другому
человеку. Они носят абсолютный характер, не
переходят друг в друга и количественно неизмеримы.
Если для достижения добра используют аморальные
средства, то именно они и являются подлинным
выражением
сути
совершаемого,
т.е.
в
действительности имеет место лишь зло.
English     Русский Правила