8.09M
Категория: ФилософияФилософия

Особенности русской философии

1.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
« Медицинский колледж № 5»
ТЕМА 1.11
РАЗВИТИЕ
ФИЛОСОФИИ В
СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
Теоретическое занятие
ОГСЭ.01 Основы философии
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)
Квалификация выпускника: медицинская сестра
Преподаватель: Денисенко
Вивьен Махмутовна
Москва, 2023

2.

Цель и задачи
ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ СТУДЕНТОВ С ХРОНОЛОГИЧЕСКИМ
ПОРЯДКОМ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.
ЗАДАЧИ:
1.РАССМОТРЕТЬ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫЧЕСКОГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ И ЕЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФСКОГО СОЗНАНИЯ.
2.ПОКАЗАТЬ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГЕНЕЗИСА РУССКОЙ
ФИЛОСОФИИ: ФЕОДАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНАЯ ОРТОДОКСИЯ,
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ, ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО
МЫШЛЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И Т. Д. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО,
ЗАПАДНИКИ, РУССКИЙ КОСМИЗМ И ДР.

3.

ВСПОМНИМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОЕ…
1.Назовите характерные особенности философской
мысли XX века?
2.Какие исторические события XX века повлияли на
изменение мировоззрения людей данного столетия?
Почему сознание людей прежним никогда не станет?
3.Перечислите какие направления философской мысли
возникают в данное время?
4.Перечислите философов XX века?
5.Назовите проблемы философии данного периода?

4.

ВСПОМНИМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОЕ…
1.Основные направления философии Нового времени?
2.Философы отрицающие познавательные
возможности человека?
3.Что такое идеализм? Назовите философов
идеалистов?
4.Основные направления немецкой классической
философии?
5.Отличие субъективного и объективного идеализма?
6.Что представляет собой человек в идеях философов
Нового времени?

5.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1.Специфические особенности
русской философии: исторические и
социальные условия ее
формирования.
2.Русская философская мысль XI XVII вв.:
2.Период зарождения древнерусской
философии;
3.Русская философия XVIII века;

6.

Изучив эту тему, Вы должны будете:
• Давать характеристику особенностей развития
русской философии.
• Определять факторы влияющие на развитие
русской философии.
• Сопоставлять особенности исторического развития
и их влияние на развитие философской мысли.
• Знать русских философов разных исторических
периодов.
• Сравнивать развитие русской философии с
Западной.

7.

ДВЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
НА ФЕНОМЕН РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
«… не существует никакой
специально
русской
философии»,
и
можно
говорить лишь о «русском
способе
переживания
и
обсуждения»
мировых
философских проблем»
Б.П. Вышеславцев
«И рождается именно русская
философия, не только –
философия в
России. Ибо
рождается или пробуждается
русское
философское
сознание»
Г. Флоровский

8.

1.ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ
ФИЛОСОФИИ

9.

1.ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Русская философия — феномен мировой
философской мысли. Ее феноменальность
заключается в том, что русская философия
развивалась исключительно автономно,
самостоятельно, независимо от европейской и
мировой философии, не находилась под
влиянием многочисленных философских
направлений Запада. В то же время русскую
философию отличают глубина, всесторонность,
достаточно специфический круг исследуемых
проблем, порой непонятных для Запада.

10.

1.ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Тесная связь
с религией
Использование
художественных
средств для
выражения
философских идей
Одна из
центральных
тем –место и
миссия России
в мире
Примат
онтологии над
гносеологией
Пристальное
внимание к
этической и
социальной
проблематике

11.

1.ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Основы предмета русской философии составляли:
• проблема человека;
• космизм (восприятие космоса как единого целостного
организма);
• проблемы морали и нравственности;
• проблемы выбора исторического пути развития России между Востоком и Западом (сугубо специфическая
проблема русской философии);
• проблема власти;
• проблема государства;
• проблема идеального общества;
• проблема будущего.

12.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
1
2
Древняя и средневековая
русская философия
Русское Просвещение
Российский духовный
ренессанс
Советский период русской
4
философии
5 Постсоветский период русской
философии
3
XI-XVII вв.
XVIII в.
XIX в. – 1917 г.
1917 – 1991 г.
С 1991 г.

13.

2.ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ РУССКОЙ
ФИЛОСОФИИ

14.

2.ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Основными темами ранней русской
философии были:
• моральные и нравственные ценности;
• объяснение христианства, попытки соединить
его с язычеством;
• государство;
• право;
• природа.

15.

2.ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ
ФИЛОСОФИИ
IX век. Миссия Кирилла и
Мефодия. Начало славянской
письменности
X век. Крещение и начало
христианизации Руси

16.

2.ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Принятие христианства в 988
году явилось поворотным
пунктом в развитии русского
народа и определило
становление русской
философской мысли.
Философия этого времени
близка по своему типу к
западноевропейской
средневековой философии, с ее
религиозной направленностью.
1.Ее отличительной особенностью
является отсутствие самостоятельного
статуса и вплетенность в ткань
религиозного мировоззрения.
2.Философское знание этого периода
выполняло функцию не только
мировоззренческую, но и функцию
мудрости, в том числе житейской
мудрости, праведности мыслей и
поступков людей.

17.

2.ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Иларион (основное произведение "Слове о Законе и Благодати", в
котором популяризируется и
анализируется христианство, его
роль в настоящем и будущем Руси);
Митрополит
Илларион прославляет русский народ Илларион. XI в.
среди народов всего мира,
подчеркивает, что каждому народу
Бог предначертал особую миссию.

18.

2.ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Автор «Слова» старается переосмыслить ход и
направление развития истории и понять значение
принятия христианства для Руси, место и роль своей
Родины в ходе исторического процесса.
Иларион прослеживает вселенский ход истории, судьбу
христианизируемой Руси и дает объяснение причин и
движущих сил эпохальных событий. Он убежден, что
мировая история вершится по определенному Богом
плану, а само движение ее воплощается в приобщении
все новых и новых народов к «благодати»
(христианству). Славянам, как и другим народам,
уготовано пройти две стадии, два состояния.

19.

2.ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ
ФИЛОСОФИИ
«Поучение
Владимира
Мономаха»

литературный
памятник
XII
века,
написанный
великим
князем
киевским
Владимиром Мономахом. Это произведение
называют первой светской проповедью. Где
даются поучения потомкам, анализируются
проблемы добра и зла, мужества, честности,
стойкости,
а
также
другие
моральнонравственные вопросы);
С
«Поучения»
в
русской
философии начинается традиция
обсуждения этических вопросов.

20.

2.ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Мономах призывает народ к праведной христианской
жизни, основу которой видит в делании «добрых
дел». В «Поучении» также формулируется идея
необходимости единства правящего рода
Рюриковичей и взаимной ответственности власти и
населения. Подробно прорисован идеальный образ
правителя. Справедливость рассматривается как
законность. Это универсальный, распространяемый
на всех принцип, предполагающий ответственность
как рядовой личности, так и государственных мужей.

21.

2.ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига,
становления и развития централизованного Русского
государства (Московской Руси) как в истории, так и в
философии приходится на XIII - XVII вв.
Главными темами, характерными для данного
периода философии, являлись:
• сохранение русской духовности;
• христианство;
• борьба за освобождение;
• устройство государства;
• познание.

22.

2.ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Сергий Радонежский (XIV в. - философбогослов, основными идеалами которого были
сила и могущество, универсальность и
справедливость христианства; консолидация
русского народа, свержение монголотатарского ига)
СУТЬ РУССКОЙ ИДЕИ — ЭТО ДУХОВНОЕ
СОЗЕРЦАНИЕ И АКТИВНОЕ МИРСКОЕ
ДЕЛАНИЕ.

23.

2.ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ
ФИЛОСОФИИ
«Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать»
старец Филофей. XVI век.
В явном виде концепция «Москва — третий Рим» впервые
была сформулирована в двух посланиях конца 1523 года —
начала 1524 года старцем псковского Елиазарова
монастыря Филофеем.

24.

ФИЛОФЕЙ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ
Из теории «Москва – третий Рим», следует мессианская роль Москвы.
В учении затронуты важные проблемы философии истории. В ХVII в.
Москва стала центром притяжения для мыслителей из славянских
стран. По словам монаха Филофея, жившего в XVI в., два Рима пали,
третий стоит, а четвертому не бывать. Это значило, что Москва
унаследовала от Рима и Константинополя традиции государства,
цементируемого не столько силой, сколько культурой и религией как
их квинтэссенцией. Поэтому русские, жившие в то время, стали
испытывать ответственность за весь христианский мир ввиду угрозы
исламизации Европы, исходившей от Османской Турции.

25.

Иосифляне и нестяжатели
Спор о церковных землях
и имуществе
Нестяжатели —
духовное и политическое
течение реформаторскогуманистического толка на
Руси в XV веке. Получило
свое название потому, что его
представители выступали
против «стяжания» церковью
земель и другого имущества.
Иосифля́не—
последователи Иосифа
Волоцкого, отстаивавшие крайне
консервативную позицию по
отношению к группам и
течениям, требовавшим
реформирования официальной
церкви. Выражали интересы
крупного монастырского
землевладения.

26.

2.ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал
морально-нравственные ценности, выступал за
скромность, аскетизм, был идеологом монархии
и царской власти, главными целями которых
видел заботу о народе и справедливость;
Он рассматривает философию дуально:
1.Внутренняя философия – это мысль, следующая установкам христианской
догматики. Она рождает у человека стремление вести, согласно с
христианским идеалом, высокоморальную жизнь. Внутренняя философия – это
знание, которое украшает человека, способствует его процессу
богопознания.
2.Внешняя философия – связана с античной, языческой мудростью и
европейской схоластикой, которые могут использоваться только ограниченно.

27.

2.ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом
оппозиционной социально-политической философии,
выступал за ограничение деспотизма царской власти,
свободу, право, сословно-представительную монархию,
вел заочную полемику с Иваном Грозным;
ПО ЕГО МНЕНИЮ, НЕОГРАНИЧЕННОСТЬ ВЛАСТИ ПРОТИВОРЕЧИТ ХРИСТИАНСТВУ.
ИДЕАЛОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ДЛЯ НЕГО БЫЛА СОСЛОВНАЯ МОНАРХИЯ.
САМОДЕРЖЕЦ ПОДОБЕН САТАНЕ, ЗАБЫВШЕМУ, ЧТО СОТВОРЕНИЕ ЕСТЬ, А ПОТОМУ
ВОЗОМНИВШЕМУ СЕБЯ БОГОРАВНЫМ ПО МУДРОСТИ. БОГ СУДИТ «НЕ ПО БОГАТСТВУ
ВНЕШНЕМУ И ПО СИЛЕ ЦАРСТВА, НО ПО ПРАВОСТИ ДУШЕВНОЙ; ИБО НЕ ЗРИТ БОГ НА
МОГУЩЕСТВО И ГОРДОСТЬ, НО НА ПРАВОТУ СЕРДЕЧНУЮ» [15, С.45]. НАСИЛИЕ НЕ
МОЖЕТ БЫТЬ ИСТОЧНИКОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ПРАВДЫ.

28.

Курбский называет науку
мышления «светлейшей», ибо
благодаря ей можно глубже
«читати и разумети писания
философские» [12, с. 178]. Хотя
логики и диалектики самих по
Курбский с возмущением пишет об себе недостаточно, чтобы знать
отрицательном отношении церковныхПравду
ортодоксов к философии и
доказывает, что именно там, где нет
философии, плодятся ереси.
Философия, по его мнению,
развивает мыслительные
способности и не противоречит
заветам Отцов Церкви, которые были
книжниками.

29.

ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ ЭТАПУ
РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
1.Философия этого времени очень близка по своему типу к западно европейскому средневековью с его религиозной направленностью.
2. отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного
статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.
3.Вопросы философского характера раскрывались в летописях. Так, в
«Повести Временных Лет» Нестором был поставлен вопрос о
происхождении Русской земли, о едином христианском боге, о
необходимости бороться со злом и творить добро. Первым
древнерусским фиолософом принято считать Киевского митрополита
Иллариона. В его «Слове о законе и благодати» центральной темой стала
христианская история и места в не России. В «Молитве» Илларион
рассматривает природу человека, подчеркивает его нестойкость и
греховность.

30.

ТЕМА 1.12. РУССКАЯ
ФИЛОСОФИЯ XVIII ВЕКА

31.

3.Русская философия XVIII века;
Особенности
После
реформ
Петра
начало
развиваться
промышленное производство, наука, образование, церковь
оказалась под эгидой государства. Страна открыто
воспринимает западную культуру, появляются великие
ученые, мыслители, политики.
Философия в ход его развития. того времени
постепенное приобретала свой предмет исследования и
освобождалась от богословия, опираясь на деистические
представления: Бог творит мир, но не вмешивается

32.

3.Русская философия XVIII века;
Включает два основных этапа в своем
развитии:
Петровская
эпоха
Вторая половина XVIII
века
Екатерина II

33.

3.Русская философия XVIII века;
Особенности
философской мысли
1.Отграничение предмета философии от богословских
размышлений
2.Высокий интерес к естествознанию
3.Возрастающее внимание к проблемам познания в
целом
4.Осмысление сущности человека

34.

3.Русская философия XVIII века;
Петровский период
Укрепление
абсолютизма
Европеизация

35.

3.Русская философия XVIII века;
Противоречивость этих тенденций отразилась на
творчестве идеологов «Ученой дружины» Петра IФеофана Прокоповича и В.Н. Татищева: если первый
явился в полном смысле этого слова апологетом
абсолютизма, то второй, напротив, выступил с
обоснованием европеизма, разработал идеологию
западничества.
Творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д.
Кантемира. Основной направленностью их философии
была социально-политическая:
• вопросы устройства монархии;
• божественность и нерушимость императорской власти;
• прав императора (казнить, миловать, самому назначать
наследника и других);
• войны и мира.

36.

3.Русская философия XVIII века;
Татищев В.Н.
В схеме Татищева нет противопоставления культур; все
Татищев В.Н.
культуры для него едины по своей сущности и различаются
лишь уровнем развития. Если Запад достиг более высокой
культуры, это не свидетельствует о каком-то особом
превосходстве его народов, а лишь указывает на более
раннее приобщение их к наукам и философии. России
уготована та же будущность; без этого она не вырвется из
тенет невежества и суеверий.
Попытка Татищева дать политико-культурологическое
осмысление петровской европеизации привела его к
созданию теории "всемирного умопросвячения". В основе
этой теории лежала идея о том, что все "приключения и
деяния", которые совершаются в жизни, "от ума или глупости
происходят". Ум для Татищева - "генеральное понятие",
определяющее сущность философии. В отличие от глупости,
которая никогда не выступает "особым существом" человека,
ум, напротив, принадлежит к важнейшим "силам души",
обусловливающим возможность достижения счастья..

37.

3.Русская философия XVIII века;
Феофан Прокопович
Пытался освободить философию от
средневековой отсталости.
Все должно пройти проверку разумом .
Феофан
Прокопович
Теорию познания рассматривал как сложный
противоречивый процесс, где чувственное
познание, восприятие вещей -основа для
деятельности ума, которая производит
разумные понятия о сущности вещей.
Обобщающая деятельность разума служит
лучшему и более глубокому пониманию и
познанию вещей природы и в самых высоких
абстракциях нет ничего, чего раньше не
существовало в ощущениях .

38.

3.Русская философия XVIII века;
Отечественная философия эпохи Екатерины II с
наибольшей целеустремленностью разрабатывала
социологические проблемы, в особенности такие как
«совершенствование общества» и «разумное
устроение» государства. Причем активность в этом
направлении прилагала сама императрица/
Позже её взгляды резко трансформировались (после
восстания Е. Пугачева и Французской революции). В
литературу этого периода входит целая когорта
выдающихся просветителей:
- Д.С. Аничков (1733- 1788)-Я.П. Козельский (1728- 1789)
Екатерина II
- С.Е. Десницкий (1739- 1789)
- А.Н. Радищев (1749- 1802)

39.

3.Русская философия XVIII века;
Михаил Ломоносов
1711-1765
Николай Новиков
1744-1818
Григорий Сковорода
1722-1794
Александр Радищев
1749-1802
Начиная с реформ Петра I в российской философии и культуре в
целом происходит процесс секуляризации. Бурно развиваются науки
и искусства, возникают первые российские университеты. Природа и
человек
становятся
главными
предметами
философских
размышлений в эпоху Русского Просвещения.

40.

3.Русская философия XVIII века;
Философия Ломоносова, кратко говоря,
основывалась на том, что совершенствование
человека должно идти не через благочестивые
молитвы, пост, размышления, а с помощью
познания окружающего мира, закономерностей,
присутствующих в нем. Основная цель
концепции мыслителя состояла в достижении
процветания страны посредством развития
культуры. В исследовательской научной
деятельности Ломоносов видел основу
просвещения.
Михаил Ломоносов
1711-1765
Материалистические взгляды ученого на природу
сливались с его верой в Бога. Он считал Бога
создателем мира и источником движения.

41.

3.Русская философия XVIII века;
Михаил Ломоносов
1711-1765
М. В. Ломоносов положил в основу
объяснения явлений природы
философское представление о материи,
состоящей из мельчайших частиц –
«элементов» (атомов), объединенных в
«корпускулы» (молекулы). Свойствами
материи, по Ломоносову, являются:
протяженность, сила инерции, форма,
непроницаемость и механическое
движение. Он считал, что «первичное
движение» существует вечно.

42.

3.Русская философия XVIII века;
Михаил Ломоносов
1711-1765
Философские взгляды М.И. Ломоносова (1711- 1765) - крупнейший
представитель механического материализма.
Идеи:
--В теории познания пытается преодолеть разрыв между
эмпиризмом и рационализмом, понимая что и то и другое- это
односторонние крайности процесса познания.
Поскольку Ломоносов был верующим человеком, то он стоял на
позиции «двойной истины», т.е.:
-есть истины которые могут не совпадать с религиозными
-есть чисто религиозная сфера постижения истин
В трудах и образовательных проектах Ломоносова представлена
светская, нерелигиозная трактовка философии, отличающейся от
религии своей предметной областью и методологией.

43.

3.Русская философия XVIII века;
А.Н. Радищев (1749 — 1802)
помимо обоснования
материалистических начал
бытия большое внимание
Радищев уделил социальнополитической философии. Ее
кредо — борьба против
самодержавия, за
народовластие, правовую
и духовную свободу,
торжество права.

44.

3.Русская философия XVIII века;
Радищев выводит сущность человека
из единства материальной и
духовной натур. Согласно Радищеву,
органы чувств связывают человека с
действительностью. Мыслитель
считал мозг особым орудием
познавательной деятельности и в то
же время вместилищем души.
Человек, по его мнению, обладает
активностью и познавательные
усилия есть результат этой
активности.

45.

3.Русская философия XVIII века;
Александр Николаевич Радищев
известен в основном как борец с
абсолютизмом и крепостным
правом, как автор «Путешествия
из Петербурга в Москву». Однако
его философские идеи тоже
оригинальны и новаторски, как по
сути, ток и по форме выражения.

46.

3.Русская философия XVIII века;
В своем трактате «о человеке, его смертности и бессмертия» он
разрабатывает учение о бытии, человека и его душе:
-главное в его мировоззренческой позиции- это признание
реальности материи и ее независимости от познающего субъекта
-весь живой и неживой мир состоит из единого вещества.
Важнейшее свойство материи- движение. (В этом материализм).
-стоит на позициях идеализма, доказывая бессмертность души
-в отношении человека он отстаивает «естественное право» т.е.
экономическое и правовое уравнивание людей
-исторический процесс представлял как последовательную смену
циклов через борьбу равенства и неравенства.
Прогресс в обществе связан с « шествием человеческого разума»
В дальнейшем социальная философия нашла свое продолжение и
развитие в идеях декабристов, деятельностью которых кончается
один и начинается другой период развития русской философии.

47.

Задание 3. В чем существенное отличие русской философской
мысли от западноевропейского мышления? Проанализируйте
следующее суждение:
«Основание западноевропейской философии — ratio. Русская
философская мысль, развивавшаяся на основе грекоправославных представлений, в свою очередь во многом
заимствованных у античности, кладет в основание всего
Логос. Ratio есть человеческое свойство и особенность;
Логос метафизичен и божественен» (А. Лосев).

48.

Русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к
абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее,
интуитивное, чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не
посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы
воображения и внутренней жизненной подвижности (Lebens Dynamik).
2. Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде
публицистики, которая берет начало в общем духе времени, со всеми его положительными и отрицательными
сторонами, со всеми его радостями и страданиями, со всем его порядком и хаосом. Поэтому среди русских очень
мало философов parexellence: они есть, они гениальны, но зачастую их приходится искать среди фельетонистов,
литературных критиков и теоретиков отдельных партий.
3. В связи с этой «живостью» русской философской мысли находится тот факт, что художественная литература
является кладезем самобытной русской философии. В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в
творениях Тютчева. Фета. Льва Толстого. Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные
философские проблемы, само собой в их специфически русской, исключительно практической,
ориентированной на жизнь форме.

49.

3.Русская философия XVIII века;
Философское пробуждение в России.
Становление самобытной русской философии
В тогдашнем поколении чувствуется именно некое
неодолимое влечение к философии, какая-то
философская страсть и тяга, точно магическое
притяжение к философским темам и вопросам.
<…> И именно «из нашей жизни», из господствующих
вопросов и интересов родной жизни, рождается в те
годы русская философия. Рождается
из историософического изумления, почти испуга,
в болезненном процессе национально-исторического
самонахождения и раздумья.
Г. Флоровский. «Пути русского богословия».

50.

4.РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX
ВЕКА

51.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Русская философия XIX века;
- декабристская философия;
- философия западников и славянофилов;
- философия Чаадаева;
- консервативная религиозная и монархическая
философия;
- философия системы писателей Ф.М. Достоевского и
Л.Н. Толстого;
- революционно-демократическая философия;
либеральная философия.
2.Русская философия XX века

52.

4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА;
Декабристская
была представлена творчеством П. Пестеля, Н.
Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского,
В. Кюхельбеккера и других.
Основная направленность философии
декабристов —
социально-политическая. Ее опорными идеями
были:
• приоритет естественного права;
• необходимость для России правового строя;
• отмена крепостного права и предоставление
земли тем, кто на ней работает;
• личная свобода человека;
• ограничение самодержавия законом и
представительными органами либо замена его
республикой.

53.

4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА;
Декабристская
Декабристы были сторонниками теории естественного права и
общественного договора, в основе своей идеалистической. Согласно
их учению, люди от природы равны и свободны; в древности
народы не знали рабства и угнетения человека человеком, и там
преобладала «стихия» демократическая — общинная. Источником
власти был сам народ, который все важные дела решал на вече.
Рабство, по Пестелю, противоречит человеческой природе, оно появилось в
результате насильственного нарушения естественного права и
общественного договора, вследствие «несчастных обстоятельств» и
произвола одних по отношению к другим, правителей — по отношению к
управляемым. Поскольку же все люди должны пользоваться одинаковыми
правами и выгодами, крепостное-право и самодержавие должны быть
уничтожены.

54.

4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА;
Западники
А.И. Герцен
Занимались исследованием проблемами
истории, выбора исторического пути для России.
Видными представителями западников являлись
А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г.
Белинский. По мнению западников, отдельного от
остальной цивилизации, "уникального"
исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и
законсервировалась сама в себе. Благо для
России — освоить западные ценности и стать
нормальной цивилизованной страной.

55.

4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА;
славянофилы
А.С. Хомяков
Оппонентами западников
являлись славянофилы. Их лидерами были А.С.
Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н.
Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы.
Согласно славянофилам основу исторического
бытия России составляют православие и
общинный образ жизни, а русский народ
принципиально отличается по своему
менталитету от народов Запада (святость,
соборность, набожность, коллективизм,
взаимовыручка против бездуховности,
индивидуализма, конкуренции Запада). По их
мнению, любые реформы, попытки насадить на
русскую почву западные традиции рано или
поздно оканчивались для России трагически.

56.

4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА;
Основными направлениями его философий
были:
- философия человека;
философия истории.
Человек, по Чаадаеву, есть соединение
ИСТОРИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ БЫЛА
ПРЕДСТАВЛЕНА
ТВОРЧЕСТВОМ П.Я.
ЧААДАЕВА (1794 - 1856).
-
материальной и духовной субстанций.
Жизнь человека возможна только в коллективе, это основной фактор, отличающий
человека от животных. Чаадаев выступал
против индивидуализма, эгоизма,
противопоставления частных,
узкокорыстных интересов общественным.

57.

4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА;
Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение. Воплощение Божественной воли - христианство. Христианство - стержень, двигатель истории.
Что касается истории России, то она "выпала" из мирового
исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, —
вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности
Запада, но благодаря своей сложившейся столетиями
уникальности выполнить историческую миссию в рамках
общечеловеческой цивилизации.
Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, по мнению философа, является
географический. Главными причинами, вызвавшими
деспотическое самодержавие, диктат центральной власти,
крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с
другими странами просторы России.

58.

4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА;
Западники
Западники хорошо усвоили
философские традиции современной
им западной философии
(материализм, эмпиризм) и пытались
привести их в русскую философию.
По мнению западников, отдельного от
остальной цивилизации, "уникального"
исторического пути России нет. Россия
просто отстала от мировой
цивилизации и законсервировалась
сама в себе.
Благо для России — освоить западные
ценности и стать нормальной
цивилизованной страной.
Славянофилы.
Согласно славянофилам основу
исторического бытия России
составляют православие и
общинный образ жизни, а русский
народ принципиально отличается
по своему менталитету от народов
Запада (святость, соборность,
набожность, коллективизм,
взаимовыручка против
бездуховности, индивидуализма,
конкуренции Запада).
По их мнению, любые реформы,
попытки насадить на русскую почву
западные традиции рано или
поздно оканчивались для России
трагически.
И те и другие хотели видеть Россию сильной,
самодостаточной страной. Пути развития
предлагали разные. Каков ваш ответ?

59.

Россия в представлении славянофилов была
4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА;
отдельной цивилизацией, отличной от
западноевропейской. В приверженности
русского народа православию, самодержавию и
общинному началу они видели залог спасения
самобытности русской культуры. Славянофилы
учили, что русский народ религиозен и
негосударственен по своей природе, не
Хомяков ввёл в широкий оборот понятие
«соборность», которое он считал главной
стремится участвовать в управлении, что он
характеристикой русской культуры и
ищет лишь нравственной свободы мнения.
свойственного русскому человеку
мировоззрения. Соборность – это
Славянофилы отвергали «политический дух»,
симфоническая гармония, согласованность.
идущий с Запада, и полагали, что русский народ
Как писал Хомяков, соборность это
«свободное единство живой веры, которое
не стремится к революциям и переворотам.
Славянофил Аксаков осуждал Петра 1за то,
что он, пренебрегая глубоким национальным
культурным своеобразием России, насильно
навязал ей нормы и ценности чуждой ей
европейской культуры, что привело к
расколу бывшего прежде внутренне единым
русского общества. Культура высших слоёв
общества стала разительно отличаться от
культуры народа.
есть проявление Духа Божия. Таков догмат,
лежащий в глубине идеи собора … Соборное единство есть единство свободное и
органическое, живое начало которого есть
Божественная благодать взаимной любви».
Соборность как свободное коллективное
начало противопоставляется Хомяковым
индивидуализму западной культуры.
Сравните их позицию с
Чаадаевым
Чаадаев писал: "Мы «ничего не восприняли из
преемственных идей рода человеческого … Одинокие
в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили
его, мы не внесли ни одной идеи в массу идей
человеческих». Согласно Чаадаеву, причина столь
незавидного положения России заключается в отрыве
её от Европы, произошедшем вследствие того, что
Россия приняла православную, (а не католическую)

60.

4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА;
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (1821 - 1881)
будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в
опоре на русскую "национальную почву" — обычаи, традиции.
Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного
человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится
человеческая духовность, она есть "панцирь", оберегающий
человека от грехов и зла.
Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми
пропитано все его литературное творчество) занимает проблема
человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного
пути, по которому может идти человек:-путь человекобожества;-путь
богочеловека.
Путь человекобожества — путь абсолютной свободы человека.
Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои
возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам
пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь
губителен и опасен как для окружающих, так и для самого
человека. Идущий по нему потерпит крах.
Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремление к
нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский
считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.

61.

4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА;
Л.Н. ТОЛСТОЙ (1828
– 1910 ГГ)
создал особую религиозно-философскую доктрину толстовство.
многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике
и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;
религия должна стать простой и доступной для народа;
Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть;
смысл жизни — самосовершенствование;
главное зло на Земле - смерть и насилие;
необходимо отказаться от насилия как способа решения
каких-либо проблем;
В основе поведения человека должно быть непротивление злу;
государство — отживающий институт и, поскольку оно —
аппарат насилия, не имеет права на существование;
всем необходимо возможными способами подрывать
государство, игнорировать его — не ходить на работу
чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.
За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой
был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.

62.

4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА;
ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА CЕРГЕЕВИЧА
СОЛОВЬЕВА (1853 - 1900)
Основными идеалами его философии были:
• идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия
(материальной, духовной и др.). Он объединил философскую и богословскую
мысль. Он оставался глубоко русским, христиаснко-соборным мыслителем.
• идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень
нравственности — право, высший — любовь);
• идея прогресса — как всеобщей связи поколений;
• идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых
(телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться
человечество;
• идея Бога как выражения добра;
• идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на
следовании Богу, добре, нравственности;
• идея Софии — всеобщей Божественной мудрости;
• русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва —
Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свободной Руси" (дух
декабристов и Пушкина).

63.

ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА
CЕРГЕЕВИЧА СОЛОВЬЕВА (1853 - 1900)
Онтологические, этические взгляды Соловьева отражены в его труде
«Оправдание Добра. Нравственная философия». Должное содержание или
смысл человечной жизни он видит в осуществлении человеком, обществом и
человечеством в целом идеи Добра. При этом Добро трактуется
онтологически, как некая высшая сущность, получающая воплощение в
различных формах: в бытии человека, религии, церкви. Добро проявляется в
чувствах стыда, жалости и благоговении. Эти первичные данные составляют
основу нравственной жизни человека. Благодаря этим первичным данным
люди способны видеть различие между добром и злом, вырабатывать и
воспринимать моральные нормы.
Значительная часть работа Соловаьева посвящена размышлениям о
возможных путях достижения богочеловечества- о том, что для этого могли бы
сделать личность, государство-вся Россия.

64.

4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА;
ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ B.C.
СОЛОВЬЕВ (1853 - 1900)
«Сравнивают народ с растением, говорят о крепости
корней, о глубине почвы. Забывают, что и растение, для
того чтобы приносить цветы и плоды, должно не только
держаться корнями в почве, но и подниматься над
почвой, должно быть открыто для внешних чужих
влияний, для росы и дождя, для свободного ветра и
солнечных лучей.»

65.

4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА;
Иван Михайлович Сеченов (18291905)
выдающийся русский физиолог, врач и
исследователь. Его фундаментальные
труды в своё время не только в корне
изменили представление научной среды о
деятельности нервной системы человека,
но и стали одной из основ, на которой
была построена материалистическая
психология.
Доказал, что психическая жизнь человека
– результат деятельности клеток головного
мозга.

66.

4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА;
Иван Михайлович Сеченов (18291905)
Он открыл понятия «центральное торможение
головного мозга». Впервые за долгое время
публичное заявление о том, что в поведении
человека ведущую роль играет не некая
загадочная «душа», а целый комплекс
раздражителей, поступающих из внешнего мира.
На любое раздражение организм дает ту саму
ответную реакцию, получившую название
«рефлекс». Мозг способен сдерживать
процессы возбуждения заменяя их на
торможение. Это явление получило название
«сеченевского торможения».

67.

4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА;
Иван Михайлович Сеченов (18291905)

68.

4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА;
Иван Михайлович Сеченов (18291905)
1)является основателем отечественной физиологии;
2)заложил основы авиационной и космической физиологии;
3)исследовал влияние алкоголя на организм;
4)осуществил полное извлечение всех газов из крови и определил их
количество в сыворотке и эритроцитах;
5) обнаружил и описал тормозящее действие блуждающего нерва;
6)открыл свойства центрального торможения, как особой
физиологической функции головного мозга;
7)доказал явление суммации — важной характеристики нервной
деятельности. явился одним из основателей отечественной
электрофизиологии;
8)положил конец религиозно-идеалистическому обособлению
психического от физического.

69.

4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА;

70.

5.РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА

71.

5.Русская философия XX века;
Н.А.БЕРДЯЕВ (1874- 1948)
В основе его философского мировозрения лежит различение
мира призрачного(эмперические условия жизни) и мира
подлинного (идеальное бытие). Человек, его тело и дух находятся
в плену у мира призрачного бытия. Задача же человека состоит
в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, выйти из
рабства в свободу, из вражды мира в космическую любовь. Это
возможно лишь благодаря творчеству , способностью к которому
одарён человек, поскольку человек есть образ и подобие –
Творца. Свобода и творчество неразрывно связаны.
Рассмотрение человека как существа одаренного огромной
творческой мощью и вынужденного подчиняться материальной
необходимости, определяет характер понимания Бердяевым
глубинных вопросов человеческого существования : вопросы
любви и пола. Мужчины и женщины соединяясь в любви,
образуют целостную личность, подобную личности
божественной.

72.

5.Русская философия XX века;
Н.А.БЕРДЯЕВ (1874- 1948)
Философию он считает чистым творчеством в отличии от науки,
которая всегда должна приспосабливаться к необходимости
бытия.
Исходя из творческой природы философии он предлагает свою
концепцию миростроения, ориентированную на человека:
В качестве первореальности выдвигается история и природа.
Они вечны и включают в себя несотворенную свободу.
Всё зло в мире истекает из этой свободы (Зло - это испытание,
посланное людям благим Богом).В итоге - Бог мир создает, Себя в
мире проявляет, но не управляет миром.
Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на
спасение.

73.

5.Русская философия XX века;
• Богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся к
богочеловеческому образцу. Достичь этого результата человек может
лишь через катастрофу, конец света, страшный Суд.
• В результате наступит новый мир - вечное царство свободы и духа,
человеческое бессмертие.
• Личность представляет собой сосредоточение индивидуальных
духовных сил и сферу свободы. Она постоянно испытывает давление
со стороны общества, которое стремиться поработить личность,
включив её в какую- нибудь общность.
• Истинная свобода личности заключается в «соборности»,
концентрации индивидуальной духовной силы и воли, т.е.
подразумевается верховенство личного начала над коллективным.
• Идеи Бердяева оказали значительное влияние на развитие
французского экзистенциализма
«Мы приходим к Богу совсем не потому, что рациональное
мышление требует бытия Божьего, а потому, что мир
упирается в тайну и в ней рациональное мышление
кончается.»

74.

5.Русская философия XX века;
«РЕЛИГИОЗНАЯ» ФИЛОСОФИЯ К.19-НАЧ.20 В.
С.Н. Булгаков своей центральной задачей считал обоснование целостности
христианского мировоззрения (в 1918 году он принял сан священника).Все
социальные отношения и культура должны быть оценены и перестроены на
религиозных началах.
Н.О. Лосский главную задачу философии видел в том, чтобы построить теорию о
мире как едином целом на основе прежде всего религиозного опыта.
Центральный элемент мира - личность.
П.А. Флоренский также разрабатывал религиозно-философскую проблематику, в
центре которой - идущее от В. Соловьева концепция о всеединстве и учение о
Софии, учение об интуитивном образно-символическом постижении мира
основывающееся на нравственном учении личности.
«Только любовь есть
совершенное
приятие чужого
бытия..»
Н.Лосский

75.

5.Русская философия XX века;
РУССКИЙ КОСМИЗМ 20-Е ГОДЫ 20 ВЕКА
Космизм – это философское направление, в котором космос
рассматривается в качестве целостного структурного
образования, т.е.живого организма, находящегося в общем
процессе развития.

76.

5.Русская философия XX века;
РУССКИЙ КОСМИЗМ 20-Е ГОДЫ 20 ВЕКА
Учение Федорова, именуемое им как «философия общего дела»,
концентрируется вокруг главной для него идеи - победы над смертью:
достижение человеческого бессмертия и воскрешение всех прежних
поколений («патрофикация отцов»).
Величайшей несправедливостью он считал ограничение жизни
определенным временем. По мысли Федорова, главной целью
деятельности человечества должна стать борьба за человеческое
бессмертие. Причем за бессмертие не личное и не для избранных, а для
всего человеческого рода, в том числе для давно умерших предков
«отцов». Он полагал нравственным долгом потомков вернуть жизнь тем
поколениям, на плечах которых они стоят.
Для осуществления грандиозной идеи достижения бессмертия
необходимо осуществить ряд конкретных задач. Первое - изменить
небратское, «неродственное» отношение людей друг к другу. В
реальном мире в отношениях живых людей обычно царит холодная
отчужденность.

77.

5.Русская философия XX века;
РУССКИЙ КОСМИЗМ 20-Е ГОДЫ 20 ВЕКА
В реализации своей мечты Федоров в духе
славянофилов возлагал большие надежды на
Россию. «Только Россия, - писал Н. Федоров, - как
по своему географическому положению, так и по
своим физическим особенностям, может стать
исходным пунктом «общего дела».
Огромная роль в реализации «философии общего
дела» принадлежит науке. Задача: сначала
максимально продлить жизнь человека, а затем
сделать его организм бессмертным. Затем наука
поможет воскресить всех людей, когда-либо
живших, причем не в мистически-духовном, а в
телесном виде.

78.

РУССКИЙ КОСМИЗМ 20-Е ГОДЫ 20 ВЕКА
Другая задача науки - обеспечить человека и все воскресшие
предшествующие поколения местом для существования (путем
освоения космоса и переселения на другие планеты. Вот она
взаимосвязь человека и космоса!
Своеобразие Федоровской идеи заключается в том, что само
воскрешение достигается в первую очередь не благодаря Богу, а
при помощи науки и техники, то есть усилиями самого человека.
Именно поэтому Федоров различает религиозное понятие
«воскресение» и естественно-научное «воскрешение».
Русский мыслитель в своих дерзновенных мечтах предлагал свой
вариант решения вопроса о способе перемещения человека в
космосе. Для этого необходимо освоить электромагнитную
энергию земного шара. Это позволит регулировать его движение
в пространстве и превратит Землю в космический корабль
(«земноход» - для полетов в космос).

79.

5.Русская философия XX века;
ЦИОЛКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ (1857-1935ГГ)
Циолковский К.Э.- основоположник теории межпланетных
сообщений. Его исследования впервые показали возможность
достижения космических скоростей, доказав осуществимость
межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос о ракете —
искусственном спутнике Земли (ИСЗ) — и высказал идею создания
околоземных станций как искусственных поселений, использующих
энергию Солнца и промежуточных баз для межпланетных
сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы,
возникающие при длительных космических полётах.
Теория освоения человеком космического пространства, конечная
цель которого представлялась ему в виде полной перестройки
биохимической природы порожденных Землёй мыслящих
существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации
человечества, в которых своеобразно переплетаются идеи
социальных утопий различных исторических эпох. Ц. — автор ряда
научно-фантастических произведений, а также исследований в др.
областях знаний: лингвистике, биологии и др.

80.

5.Русская философия XX века;
ЦИОЛКОВСКИЙ К.Э (1857-1935ГГ)
Циолковский предвосхитил обсуждение многих глобальных
проблем, в частности экологической. Одни из возможных
путей предотвращения гибели человечества он считал
освоение космического пространства, а создание
ракетно-космической техники- средством для решения
этой задачи.
Он выработал «космическую этику»- которая включает
выработку этических основ контактов с инопланетянами,
признание необходимости совместного труда для
преобразования космоса.

81.

5.Русская философия XX века; Владимир Иванович Вернандский

82.

5.Русская философия XX века; Владимир Иванович Вернандский
Вернандский указывает на существование трех
различных пластов реальности:
1.Космических просторов.
2.Атомных явлений.
3.Жизни человека, природных явлений ноосферы и
нашей планеты. Эти три пласта отличны друг от
дрга по свойствам пространства и времени.

83.

5.Русская философия XX века;
РУССКИЙ КОСМИЗМ 20-Е ГОДЫ 20 ВЕКА
Человека может
преобразовать не
только
окружающий мир
во круг себя.но и
всю Вселенную..
В.Вернадский и теория биосферы.
Поскольку эволюция и возникновение новых видов биосферы предполагают
существование своего начала, постольку закономерно возникает вопрос: а есть
ли такое начало у жизни? Если есть, то где его искать – на Земле или в Космосе?
Может ли возникнуть живое из неживого? Живое вещество эволюционирует в
сторону усложнения уровня организации, уменьшения прямой зависимости от
среды обитания, усовершенствования способов ориентации и передвижения в
пространстве.
Перенеся идеи физики о неразрывности пространства и времени на явления
природы, В.И. Вернадский объяснил направленность эволюции биосферы: она
ограничена пространством, что определяется телом планеты, и направлена в
сторону прогрессивного развития, так как необходимо приобрести свойства,
которые позволят это ограниченное пространство использовать по возможности
максимально.
Особое внимание в своих трудах ученый уделял возрастающему влиянию
человека на ход эволюции биосферы. Вернадский подчеркивал, что человек
разумный - невиданная по своим масштабам геохимическая сила, которая
увеличивает свое влияние по мере развития научной мысли. Еще в 20-х годах
прошлого века ученый сумел предугадать многие тенденции воздействия
человека на природу. Его теоретические положения о биосфере и месте в ней
человека - блестящий пример научного обобщения.

84.

5.Русская философия XX века;
РУССКИЙ КОСМИЗМ 20-Е ГОДЫ 20 ВЕКА

85.

5.Русская философия XX века;
ЧИЖЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР
ЛЕОНИДОВИЧ (1897—1964)
«Мы можем также утверждать,
что единый принцип,
создающий мир, один и тот же,
и проявляется в самых
удаленных участках вселенной
с той же последовательностью
и в том же порядке действия.
Таким образом, мы приходим к
утверждению Единства
образующего физического
закона во всей вселенной».
А.Л.Чижевский сформулировал закон: «Состояние предрасположения к поведению
человеческих масс есть функция энергетической деятельности Солнца».
Жизнь создана воздействием «творческой динамики Космоса на инертный материал
Земли». Он заложил основы энергетического (электромагнитного) мировоззрения 20-го
века.
Космический ритм, присущий всем явлениям в мироздании, есть одна из особенностей,
которая объединяет процессы и проявления энергии и материи. «Эволюция, в самом
широком и обобщающем смысле, – конечна, но количество этих ритмически сменяющихся
эволюций не имеет конца».

86.

ФИЛОСОФИЯ В ПЕРИОД СУЩЕСТВОВАНИЯ СССР.
Марксизм
Большое влияние на советскую философию
Среди имен, оставивших наиболее яркий
след в советской философии:
В.И. Ленина, который пытался развить
марксистское материалистическое учение и
приспособить его к условиям России.
Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);
А. Богданов (теория систем — "тектология");
А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);
Три этапа развития советской философии:
A.M. Деборин (творческое понимание
материализма);
Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);
М. Мамардашвили (проблемы человека,
морали, нравственности);
В. Асмус (широкий круг исследований);
Ю. Лотман (общество, философия,
история).
оказало философское творчество
• 1917 — 30-е гг. — время продолжающихся
дискуссий при сильном давлении
официального марксизма-ленинизма;
• 30-е — 50-е гг. — период полной
идеологизации философии, превращения
ее в служанку официальной власти; сильное,
определяющее влияние на философию
позиции И.В. Сталина по ряду философских
вопросов;
«Человек – вечная проблема, которая вечно
• 50-е — 80-е гг. — время возрождения
самостоятельности советской философии.
решается... – и которая никогда не будет
решена.» Лосев А.Ф.

87.

5.Русская философия XX века;
К основным направлениям, которыми занималась советская
философия 60-х — 80-х гг., можно отнести следующие:
проблема ценностей;
проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к
"истинному Марксу", "истинному Ленину";
проблема гносеологии;
проблема сознания;
проблема идеальности;
проблема культуры;
проблема философских методов.
Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и
философских изысканий в СССР после установления советской власти.
"философия русского зарубежья". Его видными представителями являлись Д.С.
Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.

88.

5.Русская философия XX века;
Ленин
Владимир Ленин (Ульянов) (1870-1924). Собственно
философкими являются его труды «Материализм и
эмпириокритицизм» (в котором дается понимание
материи и критикуется идеализм).В качестве значимых
отличий теории Ленина от системы К. Маркса и Ф.
Энгельса можно назвать:
1) уверенность в возможности построения социализма в
отдельно взятой стране;
2) принцип партийности, в котором партия представлена
передовым и руководящим органом общества;
3) представление о практической первостепенности
политических и идеологических (а не экономических)
проблем

89.

5.Русская философия XX века;
Сталин
Иосифом Виссарионовичем Сталиным (Джугашвили) (18791953). Официальным примером философствования стала
написанная Сталиным глава «О диалектическом и
историческом материализме» из работы «Краткий курс
истории ВКП(б)»1 (1938), где в доступной форме излагались
идеи Маркса, Энгельса и Ленина.
Долгие годы отступления от ее идей жестко пресекались. В
целом при Сталине философия приобрела догматический
характер, обслуживая политические цели, т.е. фактически
перестала быть собой, превратившись в форму
обслуживания государственной идеологии.

90.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ:
1.Назовите характерные особенности русской философии?
2.Какие исторические факторы влияли на формирование русской
философии?
3.Назовите этапы развития русской философии?
4. Назовите особенности развития древнерусской философии,
перечислите имена философов?
5.Назовите особенности развития русской философии XVIII века?
6.Перечислите философов, какие проблемы были актуальны?
7.Назовите характерные особенности проблемы русской философии
XIX века?
8.Основные идеи русской философии XX века?

91.

РЕФЛЕКСИЯ

92.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Изучить конспект по теме: «Особенности
русской философии».
2.рефераты:
- Сеченев Иван Михайлович.
- И.П.Павлов.
- Н.И.Мечников.
- К.А.Тимирязев.
English     Русский Правила