ДЕЛЬФТСКИЙ СФИНКС
Карел Фабрициус «Вид Дельфта с лавкой продавца музыкальных инструментов, 1652 Британская национальная галерея
Я. Вермер У сводни, 1656 Картинная галерея, Дрезден
Дельфт без Вермера
Дельфт. Городской музей.
Групповые портреты из экспозиции городского музея Дельфта.
Семинар «Фабрика Миревельта»
Теофиль Торе (1807-1869)
5 вопросов от Вермера
Вопрос: Совпадает ли литературно-повествовательная тема картины с живописно - пластической? Почему художник отказался от
Я. Вермер Молочница, 1658-60. Государственный музей, Амстердам
Ян ва Эйк Портрет четы Арнольфини, 1434 Национальная галерея, Лондон
Ян Вермер Искусство живописи, ок. 1666-1667 Музей истории искусств, Вена
Пьер Миньяр Клио, 1689 Музей изящных искусств, Будапешт
Адриа ван Остаде Художник в мастерской, 1663 Галерея старых мастеров, Дрезден
Я. Вермер Урок музыки, 1662-1665 Британская королевская коллекция в Сент-Джеймской дворце, Лондон
Адреса для подготовки ответов:
24.96M
Категория: ИскусствоИскусство

Ян Вермер - гений места

1.

ЯН ВЕРМЕР
ГЕНИЙ МЕСТА

2.

3. ДЕЛЬФТСКИЙ СФИНКС

О жизни и деятельности
Вермера не сохранилось
никаких сведений.
Достоверно мы ничего не
знаем ни о его взглядах на
искусство, нет его писем и
даже отсутствует
автопортрет художника.
Произведения Вермеера –
единственный источник о
мастере живописи.

4. Карел Фабрициус «Вид Дельфта с лавкой продавца музыкальных инструментов, 1652 Британская национальная галерея

«…Погас этот
феникс, с
нашему
несчастию, в
расцвете своей
славы он ушёл
из жизни. Но к
счастью, из
пепла должен
был подняться
Вермер как
мастер, идущий
по его стезе».
Карел Фабрициус «Вид Дельфта с лавкой продавца
музыкальных инструментов, 1652
Британская национальная галерея
Из некролога
К. Фабрициуса

5. Я. Вермер У сводни, 1656 Картинная галерея, Дрезден

Рембрандт Автопортрет с Саскией, 1633
Картинная галерея, Дрезден

6.

Ян Верколье
Портрет Антони ван Левенгука
(1632-1723), ок. 1680

7. Дельфт без Вермера

8. Дельфт. Городской музей.

Раздел экспозиции посвящённый
гильдии Св. Луки г. Дельфта

9. Групповые портреты из экспозиции городского музея Дельфта.

10. Семинар «Фабрика Миревельта»

Виллем Якобс Делф
Портрет М. Я. Ван Миревельта,
между 1610-1625.

11.

М. ван Миревельт
Мужской портрет
М. ван Миревельт
Женский портрет

12.

Питер де Хох
Парочка с попугаем, 1668
Музей Вальрафа Рихардс, Кёльн
Питер де Йонг
Женщина, получающая письмо. 1658-1660
Ascott House, Англия

13.

Я. Верколье
Элегантная пара с музыкальными
инструментами в интерьере, 1674
Частная коллекция
Я. Вермер Урок музыки, ок. 1662-1665
Королевская коллекция, Британия

14. Теофиль Торе (1807-1869)

Ян Вермеер Вид Делфта, 1760-1761
Маурицхёйс, Гаага
Французский историк искусства,
Первый исследователь биографии
Яна Вермера Дельфтского

15.

16.

17.

18.

19. 5 вопросов от Вермера

20. Вопрос: Совпадает ли литературно-повествовательная тема картины с живописно - пластической? Почему художник отказался от

Вопрос:
Совпадает ли литературноповествовательная тема картины
с живописно - пластической?
Почему художник отказался от
изображения картины на задней
стене?
(о сюжете картины см. в ссылке на полный
каталог картин Вермера).
Ян Вермер
Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657
Галерея старых мастеров, Дрезден

21. Я. Вермер Молочница, 1658-60. Государственный музей, Амстердам

Удивительно, как из такого заурядного действия
художнику удалось извлечь столько красоты и
поэзии. Простотой, уверенным спокойствием и
природной силой веет от её крепкой, ладной
фигуры, привычных к труду рук, обветренного
загорелого лица. И эта связь с первозданным
миром природы возвышает изображенную
женщину над прозой будней, сообщает величие и
монументальность. Под стать героине и
натюрморт на столе, сложенный из таких же
простых, изначальных вещей.
Вопрос:
Дайте характеристику колористического решения
картины. Какие цвета можно считать основными
в картине и почему художник делает акцент
именно на них?
Я. Вермер Молочница, 1658-60.
Государственный музей, Амстердам

22. Ян ва Эйк Портрет четы Арнольфини, 1434 Национальная галерея, Лондон

Если сравнить произведение великого
предшественника Вермера по нидерландской
школе Яна ван Эйка («Портрет четы
Арнольфини») с произведениями художника
XVII века, то становится видно, как
усложнилась картина мира. Между Богом и
человеком вклинивается мир социальный, а
так же мир природный. В новой структуре
возрастает роль земного, индивидуального и
характерного, но постепенно исчезает
целостность.
Вопрос:
Как можно объяснить одиночество женщин на
многих произведениях Вермера? (см.
следующий слайд). Это следование удачно
найденному приёму или данную особенность
можно рассмотреть как мотив, за которым
скрываются хорошо понятные для того
времени обстоятельства?
Ян ва Эйк
Портрет четы Арнольфини, 1434
Национальная галерея, Лондон

23.

24. Ян Вермер Искусство живописи, ок. 1666-1667 Музей истории искусств, Вена

Особенность творческого процесса Вермера
заключалась в том, что он не пользовался
подготовительными рисунками (не известно ни одного
его графического листа), а создавал композицию сразу
на холсте. О том, что художник сознательно стремился
достичь совершенной уравновешенности,
откристаллизованной точности и ясности композиции,
говорят многочисленные исправления, обнаруженные
почти в каждой его картине при рентгеновском или
радиографическом исследовании.
Вопрос:
Как вы думаете, почему у этой картины название:
«Искусство живописи», а не «Художник в мастерской»?
Какие детали изображения и особенности организации
композиции в целом могут указывать на более глубокий
смысл, чем жанровая сцена.
Сравните картину А. ван Остаде «Художник в
мастерской» и аллегорическое полотно Пьера Миньяра
«Клио» (на следующих слайдах) с произведением
Вермера, чтобы выявить своеобразие трактовки сюжета
в картине голландского мастера.
Ян Вермер Искусство живописи, ок. 1666-1667
Музей истории искусств, Вена

25. Пьер Миньяр Клио, 1689 Музей изящных искусств, Будапешт

26. Адриа ван Остаде Художник в мастерской, 1663 Галерея старых мастеров, Дрезден

Адриа ван Остаде
Художник в мастерской, 1663
Галерея старых
мастеров, Дрезден

27. Я. Вермер Урок музыки, 1662-1665 Британская королевская коллекция в Сент-Джеймской дворце, Лондон

Это одно из самых интересных произведений
Вермера на тему, связанную с музыкой.
Композиция картины воздействует, в первую
очередь, стремительно уходящей в глубину
перспективой и подчёркнуто трёхмерным
ощущением пространства комнаты (в старинных
документах картины художника именуют просто
«перспективами»). Чтобы достичь такого
эффекта художник, как считают исследователи,
использовал корректирующую помощь камеры
обскуры.
Вопрос:
В комнате два персонажа (женщина и мужчина) и
в первоначальном решении был один
музыкальный инструмент (вёрджинал –
разновидность клавесина). Зачем, по вашему
мнению, художник изменил композицию и
добавил второй инструмент - виолу да гамбу?
Если эта деталь дополнила сюжет произведения,
то какая функция возложена на неё в
композиции? Что отражается в зеркале над
головой женщины и как меняет эта деталь
восприятие картины?

28. Адреса для подготовки ответов:

http://www.essentialvermeer.com/
vermeer_painting_part_one.html
Полный каталог картин Вермера
(подробная информация о каждой картине:
история, сюжет, детали, исследования и т.д.);
http://flyingfox.jonathanjanson.com/tag/littl
e-street/#.X8oZmWgzbct
Статья о картине Вермера «Улочка» с
приложением двух презентаций.
English     Русский Правила