12.43M
Категория: ИскусствоИскусство

Муза нужна каждому. Даже музе

1.

улей
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ AP-STUDIO
ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ОТКРЫТОМ ФЕСТИВАЛЕ-КОНКУРСЕ КУКЛОГРАД 2023
ТЕМА: «МУЗА НУЖНА КАЖДОМУ. ДАЖЕ МУЗЕ»
АВТОР ПРОЕКТА: ИРИНА ПАНФИЛЕНОК

2.

муза нужна каждому.
даже музе
ВДОХНОВЕНИЕ ПРИРОДОЙ, КРАСОТОЙ, ТАЛАНТОМ …
Музы - богини в древнегреческой мифологии, дочери бога
Зевса и титаниды Мнемосины, либо дочери богини
Гармонии, покровительницы искусств и наук. Обитали на
Парнасе. Кроме того, обителью муз считалась гора Геликон
в Беотии, где били священные ключи, источники
вдохновения. От муз происходит слово «музыка»,
первоначально обозначавшее не только музыку в
нынешнем смысле, но любое искусство или науку,
связанные с деятельностью муз. Музам посвящались
храмы, которые назывались мусейонами.
Пабло Пикассо,
Авиньонские девицы
(1907)

3.

история…
«La Ruche», что в переводе означает «Улей». Бывший винный павильон, купленный и перевезенный по адресу
2 Passage de Dantzig, Paris довольно известным в то время скульптором Альфредом Буше после всемирной
торговой выставки, прошедшей в Париже в 1900 году. Павильон был создан по проекту Гюстава Эйфеля, того
самого, что установил Башню в центре Парижа.

4.

У Буше возникла филантропическая идея:
он разделит винную ротонду на маленькие
студии, окружит ее другими бараками с
множеством крошечных жилых комнат и
будет их сдавать за ничтожную,
символическую плату собратьям –
скульпторам, художникам, артистам,
которые со всего света устремились в ту пору
в новую художественную Мекку – Париж.
Так в 1902 году родился «Улей», вписавший удивительную страницу в историю так называемой
Парижской школы живописи и в историю искусства вообще…

5.

Альфред Буше
(1850-1934)
Фернан Леже
(1881-1955)
По воспоминаниям Фернана Леже:
«Буше не приставал к своим
постояльцам со счетами за квартиру, а
добросердечная консьержка мадам
Сегондэ подкармливала тех, кто казался
уж совсем оголодавшим. В бараках и
клетушках «Улья» жили надеждой и
исступленным поиском. По вечерам
бренчала гитара, звучали испанские или
русские песни, а у живших здесь русских
анархистов даже ночью можно было
раздобыть стакан водки…»

6.

Анатолий Луначарский
(1875-1933)
Анатолий Луначарский, будущий нарком просвещения
Советской России, а в ту пору корреспондент газеты «Киевская
мысль» в Париже, называл «Улей» живописным и убогим,
огромным коллективным гнездом художников, Вавилоном
номер 2, который сооружён из рухляди и остатков
разрушенных зданий, приспособленных к потребностям
бедного художника, и даёт приют доброй сотне молодых
людей, ведущих отчаянную материальную борьбу с жизнью.

7.

Хаим Сутин, Говяжья туша, 1924
Многие из ремесленников, поэтов и актеров, наглядевшись
на живописцев, и сами начинали писать, лепить, тесать
камень. При этом полиция не сильно беспокоила не
имеющую паспортов здешнюю «лимиту». Художник Сутин
(родом из Белоруссии) получил свое первое французское
удостоверение личности через семь после водворения в
«Улье».
Попав как-то в «Улей» из любопытства и по служебной
надобности, полицейский комиссар Заморон был так
поражен этим странным занятием лепить краску на холст в
надежде превзойти Творение Божие, что и сам увлекся
собиранием живописи и стал снисходительно и даже
ласково относиться к этим безвредным безумцам. «Лежит
посреди бульвара? — кричал он в телефон. — Кто лежит?
Художник? Везите его ко мне!».

8.

Иностранные художники
вовлекались в парижскую
артистическую среду
и в середине, и в конце XIX
столетия. И часто именно
парижский период жизни
и творчества подтверждал их
талант и значимость в национальных художественных кругах…
Среди них – известные на весь
мир имена: Пабло Пикассо,
Амедео Модильяни, Пит
Мондриан, Диего Ривера, Мария
Воробьева-Стебельская, Фернан
Леже, Марк Шагал, Хаим Сутин,
Леонард Фужита...

9.

художники «улья»
Мария ВоробьеваСтебельская
(1892-1984)
Диего Ривера
(1886-1957)
Марк Шагал
(1887-1985)
Пабло Пикассо
(1881-1973)

10.

художники «улья»
Амедео Модильяни
(1884-1920)
Жак Липшиц
(1891-1973)
Леонард Фужита
(Tsuguharu Foujita,
1886 - 1968)
Александр Архипенко
(1887-1964)

11.

парижская школа
Понятие «Парижская школа» введено критиком Андре Варно. Тогда в это понятие вмещалось
сообщество художников, главным образом, выходцев из Восточной Европы, Испании , Италии и
Германии. «Бато-Лавуар» («Плавучая прачечная») и «Ла Рюш» («Улей») - особенные места для
художников Парижской школы. Здесь они проводили много времени: кто-то жил, кто-то снимал
студию, другие просто проводили свободное время в беседах и обмене новостями.
«Парижская школа» охватывает два коротких периода: первый – «классический»
(«героический») до Первой Мировой войны, время становления фовизма и кубизма, первых
значительных работ Пикассо, Бранкузи, Сутина, Модильяни, Архипенко, Шагала заметно
продвижение пластических идей новых парижских мастеров в страны Европы, Россию, США; и
второй - своего рода эпилог – первые годы после Мировой войны, экспансия дадаизма и
сюрреализма, время Ман Рэя, Макса Эрнста, Альберто Джакометти, Хэмингуэя, Дос-Пассоса,
Генри Миллера.
Искусствоведы давно пришли к выводу, что Парижская школа в изобразительном искусстве – это
не направление, не стиль, а ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ!

12.

Мария Воробьева-Стебельская
Групповой портрет
По воспоминаниям Марии Воробьевой-Стебельской (Маревна) «Обычно впереди уверенной походкой, с огромным чувством
достоинства шел, размахивая мексиканской тростью с ацтекскими фигурками, огромный, смуглый, бородатый Диего Ривера.
Дальше я – в розовой широкополой шляпе, отцовской накидке, велосипедных бриджах, затянутая широким неаполитанским
поясом, в белых носочках и черных туфельках. Потом Модильяни – чудесные кудри эпохи Возрождения, расстегнутая до пояса
рубашка, книга в руке. Он шел, декламируя строчки из «Ада» Данте. За ним – Сутин: длинная челка до глаз, сигарета в зубах. Далее
– Эренбург с лошадиным лицом, похожий на льва Волошин. Пикассо и Макс Жакоб, один в огромном пальто кубиста, на голове
жокейская кепка огромных размеров, другой – в приталенном пальто, черном цилиндре, белых перчатках. Радость уличных
мальчишек не имела границ. Они забегали вперед, чтобы лучше нас видеть, с криком: «Эй, смотрите, цирк идет! Великан с булавой,
животные и клоуны!»

13.

ИДЕЯ проекта «УЛЕЙ»
Создать групповую композицию на тему «Улья» - сообщества
художников, которые жили, любили, работали вместе, оставаясь
при этом самобытными творцами, оригинальными
мыслителями, интерпретаторами жизни, источниками
вдохновения друг для друга.
Отразить идею коллективной творческой среды, которая своим
национальным и культурным многообразием, духовностью и
гуманизмом, способствует расцвету таланта, личности и
искусства.

14.

ОБЪЕКТЫ изучения
БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ХУДОЖНИКОВ-МОДЕРНИСТОВ НАЧАЛА XX ВЕКА
Постимпрессионизм Марка Шагала, отразившего уходящий стиль французских живописцев Моне и
Тулуз-Лотрека в наивной авторской манере и Марии Воробьевой-Стебельской, тонкой и трепетной
мечтательницы, вдохновленной эпохой Ренессанса и живописью пуантилистов…
Мария Воробьева-Стебельская
«Нежность», 1943
Марк Шагал из цикла «Влюбленные»

15.

ОБЪЕКТЫ изучения
БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ХУДОЖНИКОВ-МОДЕРНИСТОВ НАЧАЛА XX ВЕКА
Интерпретация восточной традиционной живописи Леонарда Фужита и мурализм Диего Риверы…
Леонард Фуджита
Диего Ривера

16.

ОБЪЕКТЫ изучения
БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ХУДОЖНИКОВ-МОДЕРНИСТОВ НАЧАЛА XX ВЕКА
Кубизм и абстракционизм Александра Архипенко, Жака Липшица и Пабло Пикассо…
Александр Архипенко
«Карусель Пьеро», 1915
Жак Липшиц
«Гитарист», 1915
Пабло Пикассо

17.

ОБЪЕКТЫ изучения
БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ХУДОЖНИКОВ-МОДЕРНИСТОВ НАЧАЛА XX ВЕКА
Экспрессионизм Василия Кандинского и супрематизм Казимира Малевича...
Василий Кандинский
Казимир Малевич

18.

ИДЕИ авторских проектов
«МУЗА И ЕЕ ИЗБРАННИК»/ЛЮБОВЬ ВЕЛИКИХ
Амедео Модильяни
и Жанна Эбютерн
+ Анна Ахматова
+ Беатрис Хестингс
Пабло Пикассо
и Ольга Хохлова
+ Франсуаза Оливье
Диего Ривера и его «Музы»:
Ангелина Белова, Мария Воробьева-Стебельская,
Гуаделупа Марин, Фрида Кало
+ Дора Моар
+ Франсуаза Жило…

19.

ИДЕИ авторских проектов
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АЛЛЮЗИИ
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны вёслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел…
А.С. Пушкин, Арион, 1827
Рисунок на античной вазе
Идея объединения ради общей цели («Аргонавты»), героизм и жертвенность во имя свободы
(Общество декабристов, стихотворение А.С.Пушкина «Арион», 1827) – литературные и исторические
аналогии в переложении на эпоху модернизма начала XX века.

20.

ИДЕИ авторских проектов
ОРИГИНАЛЬНЫЕ АРТ-ОБЪЕКТЫ, СКУЛЬПТУРЫ, КОЛЛАЖИ В СТИЛЕ ХУДОЖНИКОВ «УЛЬЯ»…
???
Комбинаторные методы решения творческой задачи,
включающие общность целей, идеи коллективного разума,
гуманизма. Соединение классики и авангарда, эстетики
буржуазного Парижа с революционными поисками нового
пути в искусстве, ироничный и критический взгляд на
наследие модернизма (постмодернистские течения:
концептуальное искусство, сюрреализм, поп-арт).
Использование в своих работах традиционных и
современных техник (материалов). Эксперименты

21.

ПУТИ реализации проекта
ПРИМЕНИТЬ художественные средства (стиль), полностью или частично отразить модернистские
течения в искусстве начала XX века в современном прочтении заданной темы, в предметном
изображении персонажа (арт-объекта).
ПРИМЕР № 1: изображение Музы Модильяни, Пикассо, Шагала и пр. (женский образ,
выполненный в фигуративной скульптуре и живописной манере художника).
ПРИМЕР № 2: изображение любимого литературного или исторического персонажа,
выполненного (полностью или частично) в абстрактном или экспрессионистском стиле (кубы,
шары, пирамиды, лестницы, типографика в оформлении пространства куклы, в костюме или
атрибутах). Соединение стилей и эпох, реалистичной и условной (стилизованной) манеры
исполнения.
ПРИМЕР № 3: изображение фантазийного персонажа в виде антропоморфной фигуры:
Женщина-Флейта, Женщина-Книга, Женщина-Мольберт (в стиле сюрреализм, ассамбляж,
стимпанк и пр.). Метафорическое изображение Музы художников, поэтов и музыкантов.

22.

ПРИМЕРЫ решения творческих задач:
сборка, ассамбляж, (смешение материалов: металл, дерево, пластик)
Автор: Hans Bellmer
Автор: Joe Brubaker
Автор: Morgan Brig

23.

ПРИМЕРЫ решения творческих задач:
игра с формами и цветом (в одном материале: картон, керамика, текстиль)
Автор: Naum Gabo
Автор: Ute Großmann
Автор: Ники де Сен-Фалль

24.

способы реализации №1: ПОВТОРИТЬ ОРИГИНАЛ
Автор: Марина Мурашкина
Автор: Gabi Szita
Текстильные куклы Марины
Мурашкиной и фигуративная
скульптура Gabi Szita воссоздают
портреты любимых моделей
Амедео Модильяни и Гюстава
Климта. Задача художников-кукольников – ПОВТОРИТЬ
ОРИГИНАЛ с наименьшими
потерями при переносе на
объем. Это один из способов
решения творческой задачи.

25.

способы реализации № 2: СОЗДАТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ
Автор: Ольга Рёль
Автор: Пабло Пикассо
В раскрытии содержания
«Девочки на шаре» (1915) Пабло
Пикассо большую роль играет
пластический КОНТРАСТ:
сопоставление двух
противоположных качеств
(слабости и силы, старости и
молодости, и т. п.). Это
существенная черта поэтики
раннего Пикассо.
Ольга Рёль применила тот же
принцип в одиночной фигуре,
сделав героиню значительно
старше прототипа, наделив ее
пышными формами, что
добавляет иронии персонажу и
рассказывает зрителю историю
несостоявшейся любви…

26.

способы реализации № 3: КОНСТРУКЦИИ
Автор: Василий Кандинский
Автор: Benja Harney
Композиция…
В живописи Василия Кандинского
было несколько периодов, один
из которых отдалил художника от
коллег в силу его
приверженности абстракции…
Кандинский играет с цветом и
формами: от ярких и
контрастных переходит к мягким,
более природным. На первый
план выходят новые,
биоморфные элементы, которые
непринужденно чувствуют себя в
пространстве картины.
Эксперименты с формами и
цветом Benja Harney продолжают
идею авангарда в ОБЪЕМНЫХ артобъектах.

27.

способы реализации № 4: СМЕШЕНИЕ СТИЛЕЙ
Автор: Елена Сапега
Автор: Михаил Ларионов
Авторская кукла Елены Сапега (по
дизайну Эйко Исиока «Белоснежка
и месть гномов», 2012), и костюм к
балету «Шут» (1921) Михаила
Ларионова объединены единым
ЦВЕТОВЫМ РЕШЕНИЕМ на
контрасте стилей и эпох.
В первом случае мы видим парик
эпохи Марии-Антуанетты и платье
«бидермейер» (общая цветовая
палитра). Во втором –
формообразующие элементы
костюма Комедии Дельарте (маска
дзанни – слуги) при соединении с
супрематической росписью.

28.

способы реализации № 5: АВТОРСКИЙ ПЕРЕСКАЗ
Автор: Светлана Рудой
Автор: Сальвадор Дали
Авторская кукла Светланы Рудой
и полотно Сальвадора Дали
«Гитара». Пример авторской
ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕМЫ исканий
художника, вдохновения, грусти,
неразделенной любви…
Обе работы объединены одной
ИДЕЕЙ в разных стилистических
решениях.

29.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?
план работы по подготовке и реализации проекта
Выбрать ХУДОЖНИКА
(музыканта, поэта).
Ознакомиться с его
биографией и творчеством
Найти примечательный
ФАКТ его жизни и
творчества: история любви,
поиски себя, счастливый
случай, признание публики,
путешествия и пр.
Продумать и описать идею
Сделать эскизы работы и
всей композиции в целом
(в карандаше, в цвете; в
пластилине) и технический
чертеж конструкции
Подготовить материалы и
инструменты для работы
(пластик, ткани, крепежи,
подставку и пр.)
Составить индивидуальный
план работы
Согласовать
индивидуальный план
работы с куратором
проекта до 1 ноября 2022
Заявки на участие в
Фестивале-конкурсе
«Куклоград» принимаются
10 января-15 февраля 2023
20-28 февраля 2023 –
прием конкурсных работ
4-8 марта 2023 – работа
выставки

30.

ЭТЮДЫ
Перестановка
Happy end
Эксперимент
Выберите картину или
скульптуру известного
художника и поменяйте
композицию (пластику и
расположение в
пространстве), действующих
лиц местами, дополните
элементами конструкций или
цветовыми пятнами, создайте
собственный сюжет.
Трагическая биография
художника может быть
изменена вашей фантазией
и желанием повернуть время
вспять.
Если вы никогда не работали
с деревом или металлом,
попробуйте свои силы в новой
технологии.
Опишите его на письме,
сопровождая короткими
зарисовками.
Создайте эскиз на бумаге
или в пластилине (коллаж)
Возьмите за основу своего
проекта историю со
счастливым финалом.
Создайте литературное
описание и эскиз (коллаж)
Люди искусства всегда шли
новыми путями: художники
обращали естественное
сопротивление материала
себе на пользу. Так
рождались абстрактные
скульптуры и
экспериментальная
живопись. Паять, тесать
камень, резать дерево,
запечатлеть бессознательное!
English     Русский Правила