2.18M
Категория: МедицинаМедицина

Модели медицинской этики. Основные проблемы современной медицины

1.

ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им. Г.К.Петровой»
МОДЕЛИ
МЕДИЦИНСКОЙ
ЭТИКИ.
ОСНОВНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОЙ
МЕДИЦИНЫ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КОРЕНЕВСКАЯ-ШЕВЧЕНКО В.А.

2.

Более 25 веков в европейской
культуре формировались, изменялись
различные моральные принципы и
правила, сопровождавшие
многовековое существование
медицины.
Различные нравственные регуляторы, функционировавшие
на разных этапах развития общества, — религиозные,
культурные, этнические, социально-экономические — влияли
на формирование этических моделей в медицине.

3.

УЧИТЫВАЯ ВСЕ МНОГООБРАЗИЕ ВРАЧЕБНОГО
НРАВСТВЕННОГО ОПЫТА, МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ
4 СОСУЩЕСТВУЮЩИЕ МОДЕЛИ:
• Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).
• Модель Парацельса (принцип «делай добро»).
• Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).
• Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).
Исторические особенности и логические основания каждой
из моделей определяли становление тех моральных
принципов,
которые
составляют
сегодня
ценностнонормативное содержание современной биомедицинской этики.

4.

МОДЕЛЬ ГИППОКРАТА –
ПРИНЦИП «НЕ НАВРЕДИ»
Первой формой врачебной этики были моральные принципы
врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н. э.), изложенные им в
«Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах», «О
благоприличном поведении», «Наставления» и др.
Практическое отношение врача к больному и здоровому
человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь,
поддержку является основной чертой профессиональной
врачебной этики.

5.

ПРИНЦИПЫ
МОДЕЛИ ГИППОКРАТА:
• обязательства перед учителями, коллегами и учениками;
• гарантии непричинения вреда, оказания помощи,
проявления уважения («Я направлю режим больных к их
выгоде сообразно с моими силами и моим разумением,
воздерживаясь от всякого вреда и несправедливости»);
• отрицательное отношение к убийству и эвтаназии («Я не дам
никакому просимого у меня смертельного средства и не
покажу пути для подобного замысла»), абортам («Я не вручу
никакой женщине абортивного пессария»);

6.

• отказ от интимных связей с пациентами («В какой бы дом я
ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек
от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно
от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и
рабами»);
• врачебная тайна («Что бы при лечении — а также и без
лечения я ни услышал касательно жизни людской из того,
что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая
подобные вещи тайной»).

7.

Основополагающим
среди
перечисленных
принципов
для
модели
Гиппократа
является
принцип «не навреди». Этот
принцип
формирует
исходную
профессиональную
гарантию,
которая может рассматриваться как
условие и основание его признания
обществом в целом и каждым
человеком
отдельно,
который
доверяет врачу свое здоровье и
жизнь.

8.

МОДЕЛЬ ПАРАЦЕЛЬСА –
ПРИНЦИП «ДЕЛАЙ ДОБРО»
Форма врачебной этики, в рамках которой нравственное
отношение с пациентом понимается как составляющая
стратегии терапевтического поведения врача.
Это
учет
эмоционально-психических
особенностей
личности, признание глубины ее душевно-духовных контактов
с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс.
Основным моральным принципом, формирующимся в
границах данной модели, является принцип «делай добро»,
благо, или «твори любовь», благодеяние, милосердие.

9.

ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ –
ПРИНЦИП «СОБЛЮДЕНИЯ ДОЛГА»
Данная модель - это совокупность «должных» правил
(соизмерение себя с «должным» и осуществление оценки
действия не только по результатам, но и по помыслам),
соответствующих той или иной конкретной области
медицинской практики.
«Соблюдать долг» — это значит выполнять определенные
требования. Недолжный поступок - тот, который противоречит
требованиям,
предъявляемым
врачу
со
стороны
медицинского сообщества, общества, собственной воли и
разума.

10.

МОДЕЛЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ВОПРОСЫ:
• соблюдения врачебной тайны;
• меры ответственности за жизнь и
здоровье больных;
• взаимоотношений в медицинском
сообществе;
• взаимоотношений с больными и их
родственниками.

11.

БИОЭТИКА –
ПРИНЦИП «УВАЖЕНИЯ ПРАВ
И ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА»
В 60-70-х гг. XX в. формируется новая модель медицинской
этики, которая рассматривает медицину в контексте прав
человека.
Основным моральным принципом биоэтики становится
принцип «уважения прав и достоинства личности».
В современной медицине речь идет уже не только о
«помощи больному», но и о возможностях управления
процессами патологии, зачатия и умирания с весьма
проблематичными «физическими» и «метафизическими»
(нравственными) последствиями этого для человеческой
популяции в целом.

12.

ОСНОВНЫЕ БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЕ
Основные проблемы биомедицинской этики отчасти перекликаются, а
иногда дополняют проблемы классической медицинской этики:
- право на жизнь;
- аборт, контрацепция, стерилизация;
- новые репродуктивные технологии;
- право на смерть, эвтаназия;
- медико-биологические эксперименты на человеке;
- генетика, генные технологии;
- трансплантация органов;
- психиатрия и права человека;
- моральные проблемы ВИЧ-инфекции;
- межпрофессиональные отношения в медицине;
- проблемы социальной справедливости в медицине.
English     Русский Правила