Социальные институты
1. Понятие социального института
Социальные институты так же, как и социальные отношения, которые они воспроизводят и регулируют, могут быть формальными и
Классификация социальных институтов
2. Теория институционализации
Институциализация
Институты имеют свои отличительные признаки:
Социальные институты в обществе выполняют значительный набор функций:
Виды санкций:
3. Семья как социальный институт общества
Семья призвана выполнять следующие функции
4. Политические институты
Основные причины возникновения политики:
Мифологическая модель
Теологическая модель
Биологическая модель
Структурно-функциональная модель
Конфликтологическая модель
Основные черты политической власти:
Функции политики как социального института:
Методы института власти:
Типология социального господства М. Вебера:
В соответствии с ресурсами, на которых власть основывается, выделяют:
Политические системы
Политическая организация
Политические отношения
5. Экономика как социальный институт
Можно выделить пять видов экономической деятельности
В социологии существует две основные точки зрения на процессы взаимовлияния экономических и других социальных институтов
6. Социальные институты образования и науки
7. Религия как социальный институт
Основные функции религии
Спасибо за внимание!
6.40M
Категория: СоциологияСоциология

Социальные институты. Лекция 4

1. Социальные институты

2.

Цель – изучить природу социального
института, рассмотреть теорию
институционализации, обозначить
основные виды социальных институтов.
План лекции:
1. Понятие социального института
2. Теория институционализации
3.Семья как вид социального института
4.Политические институты
5. Экономика как социальный институт
6. Социальные институты образования и
науки
7. Институт религии

3.

Основная литература:
1. Волков, Ю. Г. Социология [Текст] : учебник для
студентов вузов / Ю. Г. Волков ; под общ. ред. В.И.
Добреньков. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. 667 с.
2. Добреньков, В.И. Социология [Текст] : учебник для
студентов вузов, обучающихся по специальностям
социологии / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. :
ИНФРА-М, 2017. - 624 с.
3. Лапин, Н.И. Общая социология [Текст] : учебное
пособие для студентов вузов / Н. И. Лапин. - 2-е изд.,
доп. - М. : Высшая школа, 2009. - 452 с.
Дополнительная литература:
1. Фененко, Ю.В. Социология [Текст] : учебник / Ю. В.
Фененко. - М.: Проспект, 2007.- 512 с.
2. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования:
описание,
объяснение,
понимание
социальной
реальности [Текст] : учебное пособие / В.А. Ядов. - 4-е
изд., стер. - М.: Омега-Л, 2009. - 567 с.

4. 1. Понятие социального института

5.

Социальные институты – (термин происходит
от латинского
«institutum» –
«устав»)фундамент на котором строится все общество.
Социальный институт в широком смысле слова
– это система ценностей, норм и связей, которые
организуют людей для удовлетворения их
потребностей.
Внешне социальный институт выглядит как
совокупность лиц, учреждений, снабженных
определенными материальными средствами и
осуществляющих
конкретную
социальную
функцию.

6.

Впервые это понятие ввел в
научный оборот американский
социолог Т. Веблейн в книге
«Теория праздного класса» в
1899 г.
То́рстейн Бунд Ве́блен - американский экономист,
социолог,
публицист
и
футуролог.
Основоположник институционального направления
в политической экономии.

7.

Т. Веблен определяет:
«институция»
(обычай,
заведенный порядок.
«институт»
(порядок,
закрепленный в форме
закона или учреждения).

8.

Другое
важное
институционалистской
эволюция институтов.
понятие
теории

Веблену принадлежит идея о том, что
институты могут быть уподоблены
генам и что эволюция в хозяйственной
системе и в живой природе протекает
если не по общим, то по близким
законам.
Эволюционная экономика в той или
иной
мере
опирается
на
дарвиновские принципы селекции:
наследственность, изменчивость и
естественный
отбор.
Веблен
описывает механизмы реализации
этих принципов.

9.

Согласно Веблену, институт по своей
природе
обладает
свойствами
«непрерывности» (наследственности),
поскольку
представляет
собой
самовоспроизводящийся социальный
феномен.
Как и биологический ген, институт тоже
передает
информацию,
но
в
экономической
среде
и
путем
имитации и обучения.
Этим
и
объясняется
огромное
значение, которое Веблен придавал
социокультурной среде.

10.

Как и биологические гены, институты
обладают
изменчивостью
под
влиянием социальной, культурной,
политической и природной среды.
Однако институты могут мутировать и
случайно, при этом могут возникать
устойчивые случайные траектории
развития.
Этим
признанием
случайных
процессов
институцональноэволюционная теория отличается от
других учений, которые исходят из
принципа
детерминированности
экономических процессов и явлений.

11. Социальные институты так же, как и социальные отношения, которые они воспроизводят и регулируют, могут быть формальными и

неформальными.

12.

Формальные институты
Неформальные институты
это институты, в которых объём функций,
средства и методы функционирования
регулируются предписаниями законов
или иных нормативных правовых актов,
формально утвержденных
распоряжений, установлений, правил,
уставов и так далее.
К формальным социальным институтам
относятся государство, суд, армия, семья,
школа и тому подобные.
Свои управленческие и контрольные
функции они осуществляют на основе
строго установленных формальных
регламентов, негативных и позитивных
санкций. Формальные институты играют
важную роль в стабилизации и
консолидации современного общества.
«Если социальные институты — могучие
канаты системы социальных связей, то
формальные социальные институты —
это достаточно прочный и гибкий
металлический каркас, определяющий
прочность общества»
это институты, в которых функции,
средства и методы деятельности не
установлены формальными правилами
(то есть чётко не определены и не
закреплены в специальных
законодательных и других нормативных
актах). Неформальные институты так же,
как и формальные, выполняют
управленческие и контрольные функции в
самом широком социальном спектре,
так как являются результатом
коллективного творчества,
самодеятельности и волеизъявления
граждан (объединения по интересам,
различные досуговые и др.).
Социальный контроль в таких институтах
осуществляется на основе
неформальных санкций, То есть с
помощью норм, зафиксированных в
общественном мнении, традициях,
обычаях. Подобные санкции бывают
более эффективным средством
контроля за поведением людей, чем
нормы права или другие формальные
санкции.

13. Классификация социальных институтов

Реляционные институты (например, страхование,
труд, производство) определяют ролевую структуру
общества на основании определенного набора
признаков. Объектами этих социальных институтов
являются
ролевые
группы
(страхователей
и
страховщиков,
производителей
и
наёмных
работников и так далее).
Регулятивные институты определяют границы
независимости
личности
(не
независимых
действий) для достижения собственных целей. К
этой группе относятся институты государства,
власти,
социальной
защиты,
бизнеса,
здравоохранения.

14.

Эндогенные
(или
внутренние)
социальные
институты характеризуют состояние морального
устаревания
института,
требующее
его
реорганизации или углубленной специализации
деятельности, например институты кредита, денег,
устаревающие со временем и нуждающиеся во
внедрении новых форм развития.
Экзогенные институты отражают действие на
социальный
институт
внешних
факторов,
элементов культуры или характера личности
руководителя (лидера) организации, например
изменения, происходящие в социальном институте
налогов под влиянием уровня налоговой культуры
налогоплательщиков,
уровня
деловой
и
профессиональной культуры руководителей этого
социального института.

15. 2. Теория институционализации

16.

Социальные институты имеют
историческое происхождение и
находятся
в
постоянном
изменении
и
развитии.
Их
становление
называется
институциализацией.

17. Институциализация

Институциализация
– это процесс
определения и закрепления социальных
норм, связей, статусов и ролей,
приведение их в систему, которая
способна действовать в направлении
удовлетворения
некоторой
общественной потребности.

18.

Этот процесс
стадий:
состоит
из
нескольких
1) возникновение потребностей, которые
можно удовлетворить только в результате
совместной деятельности;
2)
появление
норм
и
правил,
регулирующих
взаимодействие
по
удовлетворению возникших потребностей;
3) принятие и реализация на практике
появившихся норм и правил;
4) создание системы статусов и ролей,
охватывающих всех членов института.

19. Институты имеют свои отличительные признаки:

1) культурные символы (флаг, герб, гимн);
2) кодексы поведения (присяга, клятва);
3) идеологию, философию (миссия).

20. Социальные институты в обществе выполняют значительный набор функций:

1) воспроизводственная – закрепление и воспроизводство
общественных отношений, обеспечение порядка и рамок
деятельности;
2) регулятивная – регулирование взаимоотношений между
членами общества путем выработки образцов поведения;
3) социализация – передача социального опыта;
4)
интегративная

сплочение,
взаимосвязь
и
взаимоответственность членов групп под воздействием
институционных норм, правил, санкций и системы ролей;
5) коммуникативная – распространение информации внутри
института и во внешнюю среду, поддержание взаимосвязи с
другими институтами;
6) автоматизация – стремление к самостоятельности.

21.

Функции, выполняемые институтом,
могут быть явными и латентными.
Существование латентных функций
института позволяет говорить о его
возможности принести обществу
большую пользу, чем заявляется
изначально.

22.

Социальные
институты
выполняют
в
обществе функции социального управления и
социального контроля.
Социальные институты руководят поведением
членов общности через систему санкций и
наград.
Формирование системы санкций является
основным условием институциализации.

23. Виды санкций:

Позитивные санкции
Негативные санкции
направлены на то, чтобы
поощрять и стимулировать
правильное и инициативное
поведение
предусматривают наказание за
неточное, небрежное и
неправильное выполнение
должностных обязанностей
благодарность, материальное
поощрение, создание
благоприятных условий.
штраф, изоляция, понижение в
должности увольнение и т.д.

24.

Социальный институт, таким образом,
определяет ориентацию социальной
деятельности и социальных отношений
посредством
взаимосогласованной
системы
целесообразно
ориентированных
стандартов
поведения.
Их возникновение и группировка в
систему
зависят
от содержания
решаемых социальным институтом
задач.

25.

Каждый такой институт характеризуется
наличием цели деятельности, конкретными
функциями,
обеспечивающими
ее
достижение, набором социальных позиций и
ролей,
а
также
системой
санкций,
обеспечивающих поощрение желаемого и
подавление отклоняющегося поведения.
Социальные институты всегда выполняют
общественно
значимые
функции
и
обеспечивают достижение относительно
устойчивых социальных связей и отношений
в рамках социальной организации общества.

26.

Неудовлетворенные институтом социальные
потребности вызывают к жизни новые силы и
нормативно
нерегулируемые
виды
деятельности.
На практике возможна реализация следующих
путей выхода из такой ситуации:
1) переориентация
институтов;
старых
социальных
2) создание новых социальных институтов;
3)
переориентирование
сознания.
общественного

27.

Система классификации социальных институтов:
1) семья – воспроизводство рода и социализация
личности;
2) политические институты – потребность в
безопасности и общественном порядке, с их помощью
устанавливается и поддерживается политическая власть;
3) экономические институты – производство и
добывание средств к существованию, они обеспечивают
процесс производства и распределения благ и услуг;
4) институты образования и науки – потребность в
получении и передаче знаний и социализации;
5) институт религии – решение духовных проблем,
поиск смысла жизни.

28. 3. Семья как социальный институт общества

Семья – это социально-биологическая система
общества, обеспечивающая воспроизводство членов
сообщества

29. Семья призвана выполнять следующие функции

1) социально-биологическую – удовлетворение
сексуальных потребностей и потребностей в
продолжении рода;
2) воспитание, социализация детей;
3) экономическую, которая проявляется в
организации хозяйственно-бытовой жизни всех членов
семьи, включая обеспечение жильем и необходимой
инфраструктурой;
4) политическую, которая связана с властью в семье
и управлением ее жизнедеятельностью;
5) социокультурную – регулирование всей духовной
жизни семьи

30.

Выделение типов семей и их классификацию
можно
осуществлять
по
различным
основаниям:
1) по форме брака:
а) моногамные (брак одного мужчины с одной
женщиной);
б) полиандрия (женщина имеет несколько
супругов);
в) полигиния (брак одного мужчины с двумя и
более женами).

31.

2) по составу:
а) нуклеарные (простые) – состоят из мужа,
жены и детей (полные) или с отсутствием
одного из родителей (неполные);
б) сложные – включают
нескольких поколений.
представителей
3) по числу детей:
а) бездетные;
б) однодетные;
в) малодетные;
г) многодетные (от трех и более детей).

32.

4) по этапам цивилизационной эволюции:
а) патриархальная семья традиционного
общества с авторитарной властью отца, в руках
которого находится решение всех вопросов;
б) эгалитарно-демократическая, основанная на
равенстве в отношениях мужа и жены, на
взаимоуважении и социальном партнерстве.

33.

Согласно Н. Смелзеру возврата к традиционной семье не
будет. Современная семья будет меняться, частично
утрачивая или меняя некоторые функции, хотя
монополия семьи на регулирование интимных
отношений, деторождение и уход за маленькими детьми
сохранится в будущем.
Вместе с тем произойдет частичный распад даже
сравнительно устойчивых функций.
Так, функция деторождения будет осуществляться
незамужними женщинами.
В социализации будут в большей степени участвовать
центры по воспитанию детей.
Дружеское расположение и эмоциональную поддержку
можно будет получить не только в семье.

34.

Э. Гидденс отмечает устойчивую тенденцию
ослабления регулятивной функции семьи в
отношении сексуальной жизни, но считает,
что брак и семья останутся прочными
институтами.
Семья как социально-биологическая система
анализируется с позиций функционализма и
теории конфликта. Семья, с одной стороны,
тесно связана с обществом через свои
функции, а с другой, все члены семьи
взаимосвязаны
кровнородственными
и
социальными отношениями.

35.

Следует отметить также, что семья является носителем
противоречий, как с обществом, так и между ее членами.
Жизнь семьи связана с решением противоречий между
мужем, женой, детьми, родственниками, окружающими
людьми по поводу выполнения функций, даже если она
основана на любви и уважении.
В семье, как и в обществе, есть не только единство,
целостность и гармония, но и борьба интересов.
Понять природу конфликтов можно с позиций теории
обмена, подразумевающей, что все члены семьи должны
стремиться к равноценному обмену в своих отношениях.
Напряженность и конфликты возникают из-за того, что
кто-то не получает ожидаемой «награды».
Источником конфликта может быть низкая заработная
плата одного из членов семьи, пьянство, сексуальная
неудовлетворенность и т. д.

36.

Сильная выраженность нарушения в обменных
процессах ведет к распаду семьи.
В 1916 г. Сорокин выявил тенденцию кризиса
современной семьи, для которой характерны: рост
числа разводов, уменьшение числа браков, рост
гражданских браков, рост проституции, падение
рождаемости, освобождение жен из-под опеки мужа
и изменение их взаимоотношений, уничтожение
религиозной основы брака, ослабление охраны
института брака со стороны государства.

37.

Проблемы современной российской
семьи
в
целом
совпадают
с
общемировыми.
Все указанные причины позволяют
говорить об определенном кризисе
семьи.

38.

Среди причин кризиса можно выделить:
1) уменьшение зависимости жен от мужей в экономическом
смысле;
2) увеличение мобильности, особенно миграции;
3) изменение функций семьи под влиянием социальных,
экономических, культурных, религиозных и этнических
традиций, а также новой технической и экологической
ситуации;
4) сожительство мужчины и женщины без оформления брака;
5) уменьшение количества детей в семье, в результате чего не
происходит даже простого воспроизводства населения;
6) процесс нуклеризации семей ведет к ослаблению связей
между поколениями;
7) увеличивается количество женщин на рынке труда;
8) рост общественного сознания женщин.

39.

Наиболее
острой
проблемой
являются
неблагополучные семьи, возникающие по социальноэкономическим, психологическим или биологическим
причинам.
Выделяются
следующие
типы
неблагополучных семей:
1) конфликтная – наиболее распространена (около
60 %);
2) аморальная – забвение моральных норм (в основном
это пьянство, употребление наркотиков, драки,
сквернословие);
3) педагогически несостоятельная – низкий уровень
общей
культуры
и
отсутствие
психологопедагогической культуры;
4) асоциальная семья – обстановка пренебрежения к
общепринятым социальным нормам и требованиям.

40.

Для
поддержания
семьи
государство
формирует семейную политику, которая
включает в себя комплекс практических мер,
дающих семьям и детям определенные
социальные
гарантии
с
целью
функционирования семьи в интересах
общества.
Так,
в
ряде
стран
осуществляется
планирование семьи, для примирения
конфликтующих пар создаются специальные
брачно-семейные консультации, изменяются
условия брачного договора (если прежде
супруги должны были заботиться друг о
друге, то теперь они должны любить друг
друга, а невыполнение этого условия – одна
из самых веских причин развода).

41. 4. Политические институты

Политика как социальный институт – это совокупность
определенных организаций (органы власти и управления,
политические
партии,
общественные
движения),
регулирующих
политическое
поведение
людей
в
соответствии с принятыми нормами, законами, правилами.

42. Основные причины возникновения политики:

1) поляризация общества, ведущая к появлению
социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в
разрешении;
2) возросший уровень сложности и значимости
управления обществом, потребовавший формирования
особых, отделённых от народа, органов власти.
Таким образом, важнейшей предпосылкой политики
является появление государственной и политической
власти. Первобытные общества были неполитическими.
Не может рассматриваться как политическая и власть
руководителя, лидера и в ряде других малых
самодеятельных групп и объединений.

43.

Основа политики – власть, связанная с применением
силы, принуждения по отношению ко всем членам
общества, организациям, движениям.
В основе подчинения власти лежат:
1) традиции и обычаи (традиционное господство,
например, власть рабовладельца над рабом);
2) преданность человеку, наделенному некой высшей
властью (харизматическая власть лидеров, например,
Моисей, Будда);
3) сознательная убежденность в правильности
формальных правил и необходимости их выполнения
(данный тип подчинения характерен для большинства
современных государств).

44. Мифологическая модель

Концепция власти была обоснована в начале XX
в. французским политологом Л. Дюги.
Источником власти Л. Дюги считал реальное и
естественное превосходство «сильных» над
«слабыми» (интеллектуальное, моральное,
религиозное, идеологическое). Однако «слабые»
(«подчиненные») протестуют против власти
«сильных».
Власть нуждается в законном оправдании
(легитимности).
С
целью
оправдания
«законности» господства «сильных» над
«слабыми» создаются мифы о происхождении
власти.

45. Теологическая модель

Одно из наиболее ранних определений власти исходило из
теологического объяснения ее природы и строилось с помощью
теории божественного права.
Согласно данной концепции всякая государственная власть
происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, —
лишь исполнители божественной воли. Потребность во власти
выводилась из тезиса о «естественной греховности» человека.
По своей сущности власть является божественным установлением,
которое основано на христианских заповедях. Подчинение людей
воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает
порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого
рода.
Власть
является
божественным
установлением,
всякая
государственная власть происходит от Бога, а все монархи,
осуществляющие власть, - лишь исполнители божественной воли.

46. Биологическая модель

Представители биологической концепции власти рассматривают
ее
как
механизм
обуздания
человеческой
агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных
инстинктах человека как биологического существа.
Так, французский политолог М. Марсель (1889—1973) считал,
что «власть не есть факт специфически человеческий, она имеет
предпосылки и корни в биологической структуре, которая обща
нам с животными».
В структуре биологических свойств, присущих и людям, и
животным, агрессия выступает как инстинкт борьбы,
направленной против представителей той же особи. Следуя
этому положению, Ф. Ницше (1844—1900) утверждал, что
власть есть воля и способность к самоутверждению.

47. Структурно-функциональная модель

Рассматривает
власть
как
способ
самоорганизации общества, основанный на
целесообразности
разделения
функций
управления и исполнения (Т. Парсонс).
Власть - это свойство социальных статусов,
ролей, позволяющее контролировать ресурсы,
средства влияния, воздействовать на людей с
помощью позитивных и негативных санкций,
поощрения и наказания.

48.

Власть рассматривается как отношение
неравноправных
субъектов,
чье
поведение обусловлено выполняемыми
ими
ролями
(например,
роль
управляющих или управляемых).
При
этом
предполагается,
что
социальная роль определяет стиль (тип,
характер, содержание) ожидаемого от
человека поведения, соответствующего
занимаемому
им
положению
в
обществе (статусу).

49. Конфликтологическая модель

Конфликтологический
подход
к
проблеме государства в значительной
мере сформировался под влиянием
произведений Карла Маркса.
Маркс полагал, что люди от природы
наделены добротой. Но социальные
институты обычно оказывают пагубное
влияние на их поведение; общество
разъединяет их. Он считал, что
неравное распределение власти - одна
из главных особенностей общества.

50.

По мнению Маркса, способ экономического производства
определяет характер власти в данном обществе.
Те, кто владеет средствами производства, занимают
господствующее положение, имеют власть. Поскольку они
управляют распределением ресурсов, они заинтересованы в
укреплении и защите своей власти, что вызвано классовыми
интересами.
Маркс анализировал классовые отношения в различных
обществах, в том числе и в капиталистических странах своего
времени. С одной стороны, сформировался класс
капиталистов, владевший средствами производства и
управлявший экономикой. С другой - существовали рабочие
или пролетарии, которые продавали свой труд капиталистам.
Он полагал, что классовые интересы этих двух групп
вступают в противоречие, поскольку капиталисты стремятся
получить больше прибыли за счет рабочих, которые
стараются затратить на работу меньше времени и усилий.

51.

Макс
Вебер,
разработавший
многие
социологические понятия, ввел некоторые
основные
положения
политической
социологии.
Он предложил одно из наиболее известных
определений власти: это «возможность для
одного деятеля в данных социальных
условиях проводить собственную волю даже
вопреки сопротивлению».

52. Основные черты политической власти:

1. Наличие объекта и субъекта политического управления.
Субъекты делятся на:
• первичные — крупные социальные группы со своими
интересами;
• вторичные

органы
государственной
власти,
политические
партии
и
организации,
лидеры,
политическая элита.
2. Закрепление в законах полномочий субъекта правления
чёткий механизм реализации решений политической власти
на практике:
• принцип (функционального) разделения власти.
• легитимность власти:
• легальность (законное основание для власти);
• легитимность (поддержка власти обществом).

53.

3. Легальностью использования силы в пределах государства
(только за ним признаётся право применения всех видов
санкций,
включая
физическое
принуждение,
лишение
собственности, свободы и даже жизни). Политическая власть
отличается от банды разбойников тем, что её насилие легитимно
– признано и принято большинством членов общества;
4. Верховенством, обязательностью решений для всякой иной
власти; способностью руководить общественными процессами;
5. Публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью (власть
распространяется
на
всё
общество
в
целом);
6. Моноцентричностью (наличием единого центра принятия
решений, многообразием ресурсов). Политическая власть
использует как принуждение, так и экономические, социальные,
культурно-информационные
ресурсы.
Каждая политическая система, чтобы сохранить своё
существование, должна быть легитимной, признанной
участниками такой системы. Таким образом, требование
легитимной власти становится обычной социальной нормой.

54.

В центре внимания политики – власть и управление в обществе.
Главным носителем политической власти выступает государство,
которое, опираясь на право и закон, осуществляет
принудительное регулирование и контроль над социальными
процессами с целью обеспечения нормального и стабильного
функционирования общества
Универсальной структурой государственной власти являются:
1) законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т. д.);
2) исполнительные органы (правительство,
госкомитеты, органы правопорядка и т. д.);
3) судебные органы;
4) армия и органы госбезопасности;
5) государственная система информации и т. д.
министерства,

55. Функции политики как социального института:

Управленческая
(формирование
указаниями все сферы жизни);
руководящими
Интегрирующая
(интеграция
интересов общества в целом);
общественных
Мотивационная (создания системы авторитетов);
Мобилизационная (оперативное принятие решений.
Быстрое объединение власти);
Контролирующая
(обеспечение
социальный контроль);
правопорядка,
Культурная (удовлетворение потребностей в участии
политической жизни общества, повышение правовой
культуры).

56. Методы института власти:

• принуждение (субъект властных отношений
угрожает объекту применением силы в случае
неповиновения);
• применение силы;
• убеждение (посредством пропаганды и др.);
• манипулирование информацией;
• побуждение (субъект предлагает объекту
некое вознаграждение за подчинение);
• применение авторитета.

57. Типология социального господства М. Вебера:

Тип господства
Основные положения
Примеры
Рациональнолегитимное
Основано на вере подчиненных в Владимир
формальную
рациональность Путин
установленных
отношений
(господство на основе устава).
Такой тип отношений власти и
подчинения
рационален,
т.е.
адекватен
с
точки
зрения
достижения целей. По Веберу, это
самый технически совершенный
из
существующих
типов
легитимного господства.
Традиционное
Основано на традициях и обычаях. Королева
В качестве примеров можно Великобритани
привести власть монарха над и
подданными
Харизматическое
Основывается на преданности Фидель Кастро
человеку,
наделенному
некой
высшей мистической властью

58. В соответствии с ресурсами, на которых власть основывается, выделяют:

экономическую
власть
представляет собой контроль над экономическими
ресурсами,
собственностью,
материальными
ценностями,
предполагает
способность
распределения материальных благ;
социальную власть
основана на распределении позиций (статусов,
должностей, льгот и привилегий) по социальной
лестнице;
культурноинформационную
власть
осуществляется с помощью научных знаний,
информации и средств их распределения;
принудительную
власть
контроль над людьми с помощью применения или
угрозы применения физической силы.

59.

Рациональность
власти
Иррациональность
власти
Рациональная власть (или Иррациональная власть —
авторитет) — власть,
власть, достигнутая только
основанная на
силой.
компетентности.
Компетентность помогает
человеку, который на неё
опирается, расти.
Власть служит для того,
чтобы эксплуатировать
подчинённых.

60.

Устойчивость политической власти достигается в
процессе
ее
институционализации.
Эта
институционализация
начинается
с
выделения
статусно-ролевых групп, которые должны управлять
обществом.
Одновременно формируется нормативно-правовая
система, которая отвечает за регулирование степени
ответственности этой группы, а также система
ответственности населения перед государством –
гражданская ответственность.
Для поддержания нормативного порядка создается
надежный механизм санкций, обеспечивающий
выполнение индивидами предписаний норм и правил.
Со
временем
сложившийся
политический
институциональный порядок входит в привычку.

61.

Институционализация
естественный процесс.
политической
власти

Она основана на результате действий людей,
преследующих
сиюминутные
интересы,
но
вынужденных в своих поступках исходить из
ожиданий других людей, ориентироваться на них.
Институционализация

это
отбор
взаимодействия из множества других.
правил

62.

Итогом
институционализации
является
устойчивый механизм, который обеспечивает
постоянное воспроизводство политических
властных отношений.
В ходе институционализации политическая
власть приобретает четкие очертания.
Властные отношения становятся понятными,
позволяющими каждому человеку определить
в них свое место.

63. Политические системы

это
особый
социальный
механизм,
обеспечивающий
целостность
его
политической жизни.
Политическая система представляет собой
подсистему
общественной
системы,
взаимодействующую
с
другими
подсистемами: социальной, экономической,
правовой, культурой и т. д.
Это
универсальная
управляющая
и
регулирующая система, обеспечивающая
единство функционирования всех других
подсистем
на
основе
использования
государственной власти.

64.

65.

66.

67. Политическая организация

К её главным компонентам относят:
- органы государства, законодательную и
исполнительную власти;
- армию;
- правоохранительные органы (суд,
прокуратура, полиция);
- государственный арбитраж;
- политические партии;
- политические движения;
- общественные организации.

68. Политические отношения

Это взаимоотношения социальных групп,
личностей, социальных институтов по поводу
управления обществом.
Все политические отношения можно разделить на
три группы:
- отношения между классами, крупными
социальными группами, нациями и
государствами. Именно они составляют основу
политической системы;
- вертикальные отношения – отношения, которые
складываются в процессе осуществления
политической власти;
- отношения между политическими организациями
и учреждениями.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

Каждый из политических институтов
осуществляет определенный вид политической
деятельности и включает социальную общность,
слой,
группу,
специализирующиеся
на
реализации политической деятельности по
управлению обществом. Для этих институтов
характерны:
1) политические нормы, регулирующие
отношения внутри политического института и
между ними, и между политическими и
неполитическими институтами общества;
2) материальные средства, необходимые для
достижения поставленных целей.

76.

Политические
институты
обеспечивают
воспроизводство,
стабильность
и
регулирование
политической
деятельности,
сохранение
идентичности
политической общности даже при
смене состава, усиливают социальные
связи
и
внутригрупповую
сплоченность, осуществляют контроль
за политическим поведением.

77.

Социологический характер деятельности
государства
и
других
политических
организаций связан с функционированием
общества в целом.
Политика должна способствовать решению
общественных проблем, вместе с тем
политикам
свойственно
стремление
использовать государственную власть и
представительные органы для удовлетворения
тех или иных групп давления.

78. 5. Экономика как социальный институт

Экономика как социальный институт представляет собой
совокупность
институализированных
способов
деятельности,
образцов социальных действий, образующих различные типы
экономического
поведения
людей
и
организаций
для
удовлетворения своих потребностей.

79.

Ядром экономики является работа.
Работа – это решение задач, связанное с затратой умственных
и физических усилий, имеющее своей целью производство
благ и услуг, удовлетворяющих человеческие потребности.
Э. Гидденс выделяет шесть основных характеристик работы.
1. Деньги. Заработная плата или должностной оклад для
большинства людей – главный источник удовлетворения их
потребностей.
2. Деятельностный уровень. Профессиональная деятельность
часто является основой приобретения и реализации знаний и
возможностей.
3. Разнообразие. Занятость дает доступ к ситуациям помимо
бытового окружения. В рабочей обстановке, даже тогда, когда
задачи относительно однообразные, индивид может получать
удовлетворение от исполнения обязанностей, не похожих на
домашние.

80.

4. Структурирование времени. У людей, занятых на
регулярной работе, день обычно организован вокруг
ритма работы. Хотя иногда это может действовать
угнетающе, однако дает ощущение направленности в
повседневных делах.
5. Социальные контакты. Рабочее окружение часто
порождает дружбу и возможность участвовать в
совместной деятельности с другими.
При отсутствии контактов на работе круг друзей и
знакомых человека уменьшается.
6. Личностная идентичность. Занятость обычно ценится за
то чувство личной социальной стабильности, которое
она дает.

81.

В исторической ретроспективе выделяются следующие
основные виды экономической деятельности:
1) в первобытном обществе – охота, рыболовство,
собирательство;
2) в рабовладельческом и феодальном обществах –
занятие сельским хозяйством;
3)
в
индустриальном
промышленное производство;
обществе

товарно-
4) в постиндустриальном обществе – информационные
технологии.

82.

В современной экономике можно выделить три сектора:
первичный, вторичный и третичный.
Первичный сектор экономики включает сельское хозяйство,
добывающую и лесную промышленность, рыболовство и пр.
Вторичный сектор объединяет предприятия,
преобразуют сырье в промышленные товары.
которые
Третичный сектор связан с индустрией услуг, с теми видами
деятельности, которые, не производя материальные блага прямо,
предлагают остальным какие-либо услуги

83. Можно выделить пять видов экономической деятельности

Государственная экономика – это совокупность
общенародных предприятий и организаций, работающих на
благо всего населения.
Частная экономика доминирует в современных развитых
странах. Она возникла в результате промышленной революции
на этапе индустриального общества.
Казарменная экономика – это экономическое поведение
военнослужащих, заключенных и всех других людей, живущих в
замкнутом пространстве, «казарменной» формы.
Теневая (криминальная) экономика существует во всех
странах мира, хотя и относится к преступной деятельности.
Смешанная (дополнительная) экономика – работа человека
вне сферы его профессиональной занятости.

84. В социологии существует две основные точки зрения на процессы взаимовлияния экономических и других социальных институтов

общества.

85.

М. Вебер считал, что основу социальных
механизмов,
регулирующих
развитие
экономической жизни, составляют политические,
этические и религиозные институты.
Они формируют необходимые духовные качества,
особые
черты
человеческого
характера,
позволяющие не бояться нововведений и смены
традиций, смотреть на свое дело как на духовное
предназначение.
Религиозные институты формируют трудовую
мораль хозяйственных субъектов, такой тип
рационального поведения, в процессе которого
реализуется «систематическое и рациональное
стремление к законной прибыли в рамках своей
профессии».

86.

Т. Веблен отстаивал мнение, что главным
фактором, лежащим в основе изменения
экономических
институтов,
являются
техникотехнологические нововведения, т.к. образ мыслей
людей определяется тем, что они производят и,
соответственно, потребляют.
Регуляторами
потребительского
поведения
выступают инстинкты, склонности и привычки,
непосредственно
вытекающие
из
потребительского образа жизни.
Социальными механизмами формирования тех
или иных типов потребительского поведения
выступают обычаи, «социальные привычки», стиль и
образ жизни, сформированные определенной
стадией исторического развития.

87. 6. Социальные институты образования и науки

Система образования
относится
к числу важнейших
социальных институтов. Она обеспечивает социализацию
индивидов, посредством которой они развивают качества,
необходимые для непременных жизненных процессов и
преобразований.

88.

Основы социологии образования были заложены Э.
Дюркгеймом и М. Вебером, исследовавшими
социальные функции образования, его связь с
экономическими, политическими процессами.
Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования
как института социализации, а учебных заведений - как
социальных систем.

89.

Институт образования имеет длительную историю от
первичных форм передачи знания от родителей к детям.
Образование служит развитию личности, способствует ее
самореализации.
В то же время образование имеет решающее значение для
самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач
практического и символического характера.
Система образования вносит существенный вклад в
интеграцию общества и способствует формированию чувства
общности исторической судьбы, принадлежность к данному
единому обществу.
Но система образования имеет и другие функции. Сорокин
отмечает, что образование (особенно высшее) является
своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди
повышают свой социальный статус. В то же время
образование осуществляет социальный контроль поведения и
мировоззрения детей, подростков.

90.

Система образования как институт включает в себя
следующие компоненты:
1) органы управления образованием и подведомственные им
учреждения и организации;
2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи,
гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая
институты повышения квалификации и переподготовки
преподавателей;
3) творческие союзы, профессиональные ассоциации,
научные и методические советы и иные объединения;

91.

4) учреждения инфраструктуры образования и науки,
проектные, производственные, клинические, медикопрофилактические, фармакологические, культурнопросветительские предприятия, типографии и т. д.;
5) учебники и учебно-методические пособия для
преподавателей и учащихся;
6) периодические издания, включая журналы и
ежегодники, отражающие самые последние
достижения научной мысли.

92.

Основные функции:
Передача ценностей господствующей культуры;
Средство социализации личности;
Средство социального контроля.

93.

Институт образования включает в себя определенную сферу
деятельности, группы лиц, уполномоченных выполнять те
или иные управленческие и другие функции на основе
установленных прав и обязанностей, организационные
нормы и принципы отношений между официальными
лицами.
Совокупность норм, регламентирующих взаимодействие
людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что
образование является социальным институтом.
Гармоничная и сбалансированная система образования,
обеспечивающая удовлетворение современных потребностей
общества, является важнейшим условием сохранения и
развития общества.

94.

Наука, как и система образования,
является центральным социальным
институтом во всех современных
обществах и представляет собой самую
сложную область интеллектуальной
деятельности человека.
Основная функция науки – выработка и
теоретическая систематизация объективных
знаний о действительности.
Цель научной деятельности – получение
нового знания.

95.

Цель образования
– передача нового знания новым
поколениям, т. е. молодежи.
Если нет первого, то нет и второго. Именно поэтому данные
институты рассматриваются в тесной взаимосвязи и в
качестве единой системы.
В свою очередь, существование науки без обучения также
невозможно, так как именно в процессе обучения
формируются новые научные кадры.

96.

Формулирование принципов
Робертом Мертоном в 1942 г.
науки
было
предложено
Принцип универсализма
обозначает, что наука и ее
открытия
носит
единый,
универсальный
(всеобщий)
характер. Никакие личностные характеристики отдельных
ученых (пол, возраст, вероисповедание и т. д.) не имеют
значения при оценке ценности их работ.
Результаты
исследований
должны
оцениваться
исключительно по их научным достоинствам.
Согласно принципу коммунализма никакое научное знание
не может стать личной собственностью ученого, а должно
быть доступно любому члену научного сообщества.
Принцип
незаинтересованности
означает,
что
преследование
личных
интересов
не
соответствует
требованию, предъявляемому к профессиональной роли
ученого.
Принцип организованного скептицизма означает, что ученый
должен воздерживаться от формулировки выводов до
полного соответствия фактов.

97. 7. Религия как социальный институт

Религиозный институт относится к несветской
культуре, но играет очень важную роль в жизни
многих людей как система норм культурного
поведения.

98. Основные функции религии


1. Интегративная функция религии была достаточно полно
раскрыта Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии
аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный
символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют
социальной
сплоченности,
обеспечивают
устойчивость
и
стабильность первобытных обществ. Принятие определенной
системы верований, символов, согласно Дюркгейму, включает
человека в религиозную моральную общность и служит
интегративной силой, сплачивающей людей.
2. Регулятивная функция религии заключается в том, что она
поддерживает и усиливает действие принятых в обществе
социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль,
как формальный - через деятельность церковных организаций,
могущих
поощрять
или
наказывать
верующих,
так
и
неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве
носителей моральных норм по отношению к окружающим людям.
В сущности, эту функцию религии можно было бы назвать
нормативной,
ибо
любая
религия
предписывает
своим
приверженцам
определенные
стандарты
поведения,
обусловленные господствующими религиозными ценностями.

99.


3. Психотерапевтическая функция религии. Сферой ее
действия
выступает,
в
первую
очередь,
само
религиозное сообщество. Давно было замечено, что
различные религиозные действия, связанные с культовой
деятельностью - богослужения, молитвы, ритуалы,
обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное
воздействие на верующих, придают им моральную
стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.
4. Коммуникативная функция, как и предшествующие,
имеет значение, в первую очередь, для самих
верующих. Общение для верующих протекает в двух
планах: общение индивида с богом (богами, духами и
т.д.), общение адептов внутри группы (друг с другом).
«Богообщение» считается высшим видом общения и в
соответствии
с
этим
общение
с
«ближними»
приобретает характер второстепенности. Важнейшим
средством общения выступает культовая деятельность богослужение в храме, общественная молитва, участие
в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит
религиозная символика, священные писания, ритуалы.

100.

Религия - совокупность ценностей, норм и правил
поведения,
относящихся
к
сфере
трансцендентного;
форма
организации
социального взаимодействия, ориентированного
на сакральное (священное).
Религия представляет собой один из способов
придания смысла социальному действию.
Социологический
подход
к
религии
сформировался в огромной степени под влиянием
идей трех «классиков» социологии:
К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера.

101.

Э. Дюркгейм подчеркивал, что религии никогда не
представляли собой только набор верований.
Для
любой
религии
характерны
повторяющиеся ритуалы и обряды,
принимают участие группы верующих.
постоянно
в которых
Ритуал - (лат. ritualis — обрядовый, от лат. ritus,
«торжественная церемония, культовый обряд») —
совокупность
обрядов,
сопровождающих
религиозный акт, или выработанный обычаем или
установленный порядок совершения чего-либо;
церемониал.

102.

Обряд - совокупность действий стереотипного
характера, которой присуще символическое
значение.
Стереотипный характер действий обряда, то
есть их чередование в некотором более или
менее жестко заданном порядке, отражает
происхождение слова «обряд».
С точки зрения этимологии оно означает
именно «приведение чего-либо в порядок».
Обряды характеризуют как традиционные
действия человека. Обряды, связанные с
рождением, инициацией, свадьбой, смертью,
называются
семейными,
а,
например,
сельскохозяйственные
календарными
обрядами.

103.

Благодаря
коллективным
обрядам
чувство
групповой солидарности получает подтверждение
и крепнет. Обряды отвлекают людей от забот
мирской жизни и переносят их в сферу, где царят
возвышенные чувства и где они могут ощутить
слияние с высшими силами.
Обряды и ритуалы, с точки зрения Э. Дюркгейма,
имеют существенное значение для укрепления
солидарности членов социальных групп.
Это является причиной, по которой обряды
обнаруживаются не только в стандартных ситуациях
проведения регулярных богослужений, но и при
всех
важнейших
событиях,
связанных
с
переменами в социальном положении человека и
его близких, например, при рождении, заключении
брака или смерти. Ритуалы и обряды такого рода
встречаются практически во всех обществах.

104.

Дюркгейм делает вывод, что коллективные обряды,
совершаемые в те моменты, когда люди
оказываются
перед
необходимостью
приспособиться к значительным изменениям в их
жизни, укрепляют групповую солидарность.
В малых культурах традиционного типа, утверждает
Дюркгейм, почти все стороны жизни буквально
пронизаны религией.
Религиозные обряды, с одной стороны, порождают
новые идеи и категории мышления, а с другой —
укрепляют уже сложившиеся ценности.
Религия является не только последовательностью
чувств и поступков, она фактически определяет
способ
мышления
людей
в
культурах
традиционного типа.

105.

К. Маркс, рассматривая религию с позиции
конфликтологического подхода, видел в ней,
прежде всего, средство социального контроля.
Он разделял взгляд на религию как на свойственное
людям самоотчуждение.
Религия, по его мнению - «сердце бессердечного
мира, прибежище от жестокой повседневной
реальности».
С точки зрения К. Маркса, религия во всех
традиционных формах должна исчезнуть.

106.

Знаменитое высказывание К. Маркса «религия есть
опиум для народа» можно трактовать следующим
образом: религия обещает, что награда за все
тяготы земной жизни будет получена в загробном
мире, и учит смиряться с существующими
жизненными условиями.
Возможное счастье в загробной жизни, таким
образом, отвлекают внимание от борьбы с
неравенством и несправедливостью в жизни
земной.
В данном случае, К. Маркс обращает внимание на
прикладную
функцию
религии:
религиозные
верования и ценности часто служат оправданием
имущественного неравенства и различий в
социальном положении. Например, тезис о том,
что «кроткому воздается», предполагает, что
следующие этому положению занимают позицию
покорности, непротивления насилию.

107.

М. Вебер, с позиции «понимающей» социологии,
предпринял
масштабное
исследование
существующих в мире религий.
Немецкий
социолог,
в
первую
очередь,
акцентирует
внимание
на
исследовании
взаимосвязи между религиозными и социальными
изменениями.
М. Вебер, в отличие от К. Маркса, утверждает, что
религия не обязательно является консервативной
силой, напротив, социальные движения, имевшие
религиозные
корни,
часто
приводили
к
разительным переменам в обществе. Так,
протестантизм
повлиял
на
формирование
капиталистического развития Запада.

108.

Для всех религий характерно наличие общин
верующих, но способы организации таких общин
весьма разнообразны.
Специфика
социологического
изучения
христианства состоит в том, что церковь и секта
рассматриваются как дихотомия, а не как
отдельные и не связанные друг с другом
феномены.
Понятие дихотомии «церковь-секта» было введено в
социологию религии немецкими учеными М.
Вебером и Э. Трельчем.

109.

Церковь и секта представляют собой наиболее
крупные
религиозные
организации,
упорядочивающие религиозную деятельность и
религиозные
отношения
в
обществе.
На
протяжении длительного периода времени церковь
и секта сосуществуют, находясь в тесной связи с
фактической ситуацией в обществе и его
развитием. При этом различия этих религиозных
организаций носят как формальный, так и
содержательный характер.
Секта - это небольшая добровольная религиозная
группа, которая создается на основе принципа
исключительности, требует от своих членов полного
подчинения и подчеркивает свою отделенность от
общества.
Ее характерные черты - добровольное членство,
восприятие своих установок и ценностей как
исключительных,
отсутствие
деления
на
священнослужителей и мирян, харизматический
тип лидерства.

110.

Церковь - это крупная религиозная организация,
которая признает значение государства и других
светских институтов в поддержании социального
порядка, имеет иерархическую организацию,
основанную на духовенстве.
Церковь, как правило, имеет большое количество
последователей, так как принадлежность к ней
определяется не свободным выбором индивида, а
традицией (фактом своего рождения в той или
иной религиозной среде, на основе обряда
крещения индивид автоматически включается в
данную религиозную общность).
Кроме того, в церкви отсутствует постоянное и
строго контролируемое членство.

111.

Существенной особенностью современного этапа
развития религии, прежде всего в Западных
странах, является процесс секуляризации.
Секуляризация
трактуется
как
процесс
вытеснения религиозно-мифологической картины
мира научно-рациональным ее объяснением, и
тесно связанное с этим ослабление влияния
религии на различные социальные институты образование, экономику, политику и др.
Признаками секуляризации могут также служить
ослабление роли религиозных санкций в качестве
средства социального контроля, отделение церкви
от
государства,
распространение
научного
атеизма, превращение религиозной веры в
частное дело индивида.

112.

Каждый институт характеризуется наличием цели
деятельности,
конкретными
функциями,
обеспечивающими ее достижение, набором
социальных позиций и ролей, а также системой
санкций, обеспечивающих поощрение желаемого
и подавление отклоняющегося поведения.
Социальные
институты
всегда
выполняют
общественно значимые функции и обеспечивают
достижение относительно устойчивых социальных
связей и отношений в рамках социальной
организации общества.

113. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила