Похожие презентации:
Античная философия. Периодизация Античной философии
1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
2. План:
Периодизация Античной философииПонятие космоцентризм
Возникновения философии
Проблемы греческой философии
3. ПЕРЕОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Философия «физиков»(6 - сер. 5 в. до н. э.).
• Интерес первых греческих философов был направлен на природу (фюзис). Их
сочинения были стандартно озаглавлены «О природе». Природа, совпадая с
космосом, включала в себя всё сущее, в том числе мир общества и культуры.
Чрезвычайно значимой для физиков была проблема поиска архэ (первоначала)
всего сущего. К числу представителей физической философии относятся
философы ионийской и элейской школ, Пифагор и его последователи,
родоначальники античного атомизма (Левкипп и Демокрит) и др.
Классический период
античной философии
(сер. 5 в. - 4 в до н.э).
• В начале этого периода происходит антропологический поворот в греческой
философии, связанный с деятельностью софистов и Сократа. Главным
предметом философии становится человек. Возникает наряду с физической и
этическая философия. Подчёркивается, что мир общества и культуры
развивается по иным принципам, чем природа, что многое в нём возникло «по
установлению». Появляются чётко сформулированные учения субъективного и
объективного идеализма. Платоном и Аристотелем создаются первые
всеобъемлющие системы философии
Философия поздней
античности
(эллинистическая
философия 3 в. до н.э.
- 6 в. н.э.).
• В этот период разворачивается деятельность множества философских школ
(стоики, скептики, киники, эпикурейцы и др.). На первое место выходит
этическая проблематика; изучение природы должно лишь помогать изгонять
страхи, содействовать исцелению души, её покою, невозмутимости. Философия
воспринимается как искусство счастливой жизни, намечается расхождение
философии и науки. Античная философия исчезает вместе с утверждением
христианства.
4. Понятие космоцентризм
Космоцентризм - основная характерная чертой античнойфилософии (особенно на первом этапе её развития). Все
силы эллинской философии направлены на постижение
космоса и включённых в него явлений.
Вся эволюция мироздания представлялась переходом от
хаоса как неупорядоченного состояния вселенной к
космосу.
Космос понимался в качестве некоего упорядоченного
мирового целого, противоположного бесформенному
доисторическому хаосу.
5. Проблема возникновения философии
Мифогеннаяконцепция:
возникновение
философии из
универсального
нетеоретического
мировоззрения
(мифологического).
6. Черты мифологического мировоззрения
Универсальность по содержанию (всеобщность ицелостность)
Синкретичность (отсутствует разделение на субъект и
объект, что порождает непосредственное толкование
происходящего)
Образность (чувственный образ фиксируется в слове)
Дологичность (миф не подчиняется законам формальной
логики)
Некритичность
Императивность (миф предписывает поведение)
7. Причины возникновения философии
Философия возникает, когда человекпытается теоретически обосновать
основы мировоззрения. Для этого
необходимо:
- столкновение различных типов
мировоззрения
- существование индивидуального
интеллекта
8. В Греции в 8-7 в.в. до н.э. складываются условия для возникновения философии
Греция на перекрестке торговых путейкрупнейших древних цивилизаций (столкновение
мировоззрений).
В Греции демократическая полисная система
(осознание собственных интересов –
индивидуализация сознания)
Культура «агона» (соревнования) формирует
установку на утверждение своей человечности
через творческую активность.
Культура слова
9. Греческая цивилизация
10. Натурфилософия
Бытие отождествляется лишь с видимойего частью – с природой.
Вопросы:
Из чего состоит все в природе?
Откуда берутся вещи и куда они исчезают?
Натурфилософия решает проблему
первоначала(«архэ») всего сущего
11. Многообразие интерпретаций первоначала
Фалес (6 в. до н.э.)Вода
Анаксимандр(6в. до
«апейрон»
н.э.)
Анаксимен(6в. до н.э.)
Гераклит(6-5вв. до
н.э.)
Эмпедокл (5в. до н.э.)
Анаксагор(5в. до н.э.)
Левкипп и Демокрит
(5в. до н.э.)
(беспредельное)
Воздух
Огонь
4 стихии
Гомеомерии
Атомы и пустота
12. Проблема изменчивости бытия
Первое поколение греческихфилософов воспринимает мир как
изменчивый и отвечает на вопрос:
что является единым основанием
этих изменений?
Второе поколение философов
задается вопросом: а существуют ли
эти изменения?
13. Существуют ли изменения?
ПарменидБытие едино,
неподвижно и
неизменно, т.к.
изменения нельзя
помыслить
непротиворечиво.
Гераклит
«Все течет, все
изменяется. В одну
и ту же реку
нельзя войти
дважды»
14. Возможно ли истинное познание бытия ?
Софисты – платныеучителя мудрости.
Ставят человека в
центр философии,
отрицают наличие
объективной истины
(агностицизм).
Протагор: «Человек
–мера всех вещей…»
15. Философия классического периода истории Греции (5-4 в. до н.э.)
СОКРАТ (469-399 гг. до н.э.)Обращается к анализу
человеческого мышления.
Вводит в философию этическую
проблематику (Что есть Благо?).
Создает новый метод поиска
истины – диалектический.
«Бог создал вселенную, а Сократ
создал добро. До Сократа добра
не было нигде в мире».
Л.Шестов
16. Вывод:
Философия возникает вусловиях необходимости
теоретического обоснования
мировоззрения. Такие условия
сложились в VIII в. до н.э. в
Греции.
Греческие мыслители считали,
что мир упорядочен и
стремились обнаружить этот
порядок за потоком явлений и
событий.
Каждое последующее
поколение философов решало
те проблемы, перед которыми
вставали предыдущие
мыслители.