Похожие презентации:
Развитие философии в период средневековья и Возрождения
1.
Раздел 3. Развитие философии в период средневековья иВозрождения.
План лекции
1.Теоцентризм: человек и Бог в философии средневековья.
2.Учение Филона Александрийского.
3.Августин Аврелий (Блаженный): учение о Боге как бытии, проблема теодицеи, о
видимой и невидимой Церкви, идея исторического прогресса.
4.Фома Аквинский: значение рациональной деятельности для богопознания. Вера
и разум.
5.Полемика реализма и номинализма и ее значение для новоевропейской
философии.
6.Антропоцентризм эпохи Возрождения. Возрождение как синтез античности и
средневековья. Гуманистический тип культуры.
2.
Теоцентризм: человек и Бог в философии средневековья.Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.).
Средневековая философия — это философия эпохи феодализма V - XV вв.
Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии и
выступает как синтез двух традиций: античной философии и христианского
откровения.
В средневековой философии можно выделить два периода: становления и развития.
1. Период апологетики и патристики (II, III -VIII вв.).
2. Схоластический период (VIII — XV вв.).
Особенностью средневековой философии была ее зависимость от религии.
«Философия — служанка богословия».
Средневековое мышление по существу своему теоцентрично (от лат. theos — Бог):
• В соответствии с принципом теоцентризма источником всякого бытия, блага и
красоты является Бог.
• Теоцентризм лежал в основе средневековой онтологии — учения о бытии.
• Главным принципом средневековой философии является принцип абсолютной
личности, личности Бога.
• Высшая цель в жизни выражается в служении Богу.
• Исходным пунктом философских размышлений стали догматы Священного
писания (Откровения). Предпочтение отдавалось вере, а не знанию; религии, а не
науке.
3.
Патристика. Термин происходит от латинского «pater» — отец.Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и
богословов периода раннего христианства и, прежде всего, так называемых Отцов
церкви, т. е. богословов, чьи учения сыграли доминирующую роль в формировании
христианской ортодоксальной теологии. Основное время развития патристики —
III—VIII вв.
Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в
патристике, были:
1.Троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями («споры о
Троице»).
2.Природа Христа — божественная и человеческая или только божественная
(христологическая проблема).
3.Соотношение свободы и благодати.
4.Отношение веры и разума.
Патристику принято делить на восточную и западную. Учения западных Отцов
церкви (Иеронима, Амвросия, особенно Аврелия Августина) сыграли ведущую роль
в развитии католической теологии и философии.
Учения восточных (Ориген, Климент Александрийский, Василий Великий, Григорий
Назианзин (Богослов), Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Леонтий Византийский,
Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин) — православной.
4.
Схоластика (от греч. shole — школа), т. е. «школьная философия», господствовавшаяв средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с
логическими рассуждениями.
Основной задачей схоластики было обоснование, защита и систематизация
религиозных догматов логическим путем.
Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения догматов
веры.
Схоластика не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его к
логическому познанию Бога.
Наиболее яркими представителями средневековой схоластической философии
являлись: Боэций (480 - 524), Тертуллиан Карфагенский (160 - 220), Альберт Великий
(1193 - 1280), Фома Аквинский (1225 - 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 1109), Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уильям Оккам (1285 - 1349), Николай из Отрекура
(XIV в.).
В самой схоластике различают три периода: ранняя схоластика — по XII в., период ее
расцвета — XIII в. и поздняя схоластика — XIV—XV вв.
5.
Учение Филона Александрийского (середина I в. н. э.).На формирование христианской философии значительное влияние оказало учение
иудейско-эллинистического философа Филона Александрийского.
Бог наполняет мир посредством присущих ему духовных бестелесных сил —
логосов.
Высший из этих логосов — Божественное Слово, это Сын Божий, посредник между
Богом и миром. Остальные логосы Филон называет ангелами. Совокупность логосов
составляет идеальный, невидимый и умопостигаемый мир.
Бог запределен в познавательном отношении. Постичь Бога можно только в
состоянии некоего экстаза, когда человек обретает сверхразумную мистическую
интуицию, и она соединит его с Богом.
Согласно Филону, высшее начало Бог – это сущность, превосходящее всякое бытие.
Сверхсущий Бог творит бытие, которое имеет триадическое строение:
1.Небесная иерархия - священноначалия - Сын Божий и ангелы.
2.Церковная иерархия – священнослужители.
3.Земная иерархия – живые разумные и неразумные существа и безжизненные тела.
Все вместе они образуют нить или цепь бытия, по которой совершается круговорот
нисхождения от Бога и восхождения к нему.
6.
Августин Аврелий (Блаженный). Крупнейшим представителем патристикиявляется Августин Блаженный (354 - 430 гг.).
Онтология. Мировоззрение Августина было теоцентричным - Бог первичен и
является высшей сущностью.
В своей философии Августин отождествлял Бога с бытием. Бог предстает для него
как высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма, наивысшая красота. Бог
первичен, только он один обладает необходимым существованием, бытие же всего
остального – в той или иной мере случайно. А потому первичны и душа и воля,
которые превосходят по своей важности тело и разум.
Бог создал мир из «ничего». Поддержание существования мира есть постоянное
творение его Богом вновь. Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую
все сущее.
Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и
назначениями.
Время — это мера движения и изменения. Начало творения мира — вместе с тем и
начало времени.
Человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть) презренно и греховно.
Душа познает Бога, тело же препятствует ей.
После грехопадения человек несвободен и не волен ни в чём, он всецело зависит от
Бога.
С момента грехопадения люди предопределены к злу и творят его даже тогда, когда
стремятся делать добро. Главная цель человека — спасение перед Страшным Судом,
искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви.
7.
Учение о теодицеи. Августин разработал в христианском богословии философскуюпроблему теодицеи (от греч. theos — бог и dike — справедливость) - проблему
существования зла в мире, творимом Богом.
Добро — это проявление Бога на земле, учил Августин, зло — это недостаток добра и
его порча, небытие.
Концепция Божественного предопределения и благодати. В учении Августина
важное место занимает концепция Божественного предопределения и благодати. Бог
еще до рождения каждого человека предопределил одних людей к добру, спасению и
блаженству, а других — к злу, погибели и мучениям. Добрую волю (т. е. волю к
спасению) человек получает только благодаря даруемой ему Богом благодати.
Гносеология. В теории познания Августином была провозглашена формула: «Верую,
чтобы понимать». Эта формула не означает отказа от рационального познания
вообще, но утверждает безусловный примат веры. Познание возможно лишь при
условии веры в Бога.
Самым достоверным знанием является знание, полученное от Бога. В то же время,
человек наделен умом (познавательные, аналитические способности) волей
(способность делать выбор и совершать действия) и памятью.
Гносеологический смысл позиции Августина – познание начинается с веры
авторитету (Богу) и движется от нее к разуму, а разум приводит человека к
пониманию и знанию.
8.
Учение об обществе и философия истории. Августин считал, что спасениечеловека, прежде всего, в принадлежности к христианской церкви, которая является
представителем «града Божьего на земле».
Согласно Августину Блаженному, человечество образует в историческом процессе два
«града»:
• с одной стороны, светское государство – царство зла, греха, царство дьявола;
• с другой стороны, христианскую церковь – Царство Божие на земле.
Небесный град – это не какая-либо определенная реальность, она не совпадает с чемлибо из существующего в христианском мире. Он – сущность метафизическая (или
трансцендентная). Небесный град, собственно, еще не обрел существования, а
странствует внутри земного града и подвергается гонениям с его стороны.
Земной град представляет собой всю историю человечества, которая принимает
линейный характер и делится на шесть эпох:
1.от Адама до Ноя (до потопа).
2.от Ноя до Авраама.
3.от Авраама до Давида.
4.от Давида до Вавилонского пленения.
5.от Вавилонского пленения до первого прихода Христа.
6.от первого до второго прихода Христа (до Страшного Суда, т. е. конца света).
Главная идея Августина – движение человечества от земного града к небесному – это
идея истории.
9.
10.
Фома Аквинский (1225-1274 г.г.) выдающийся представитель и систематизаторсхоластики, автор томизма, представляющего собой последовательный и
систематический синтез идей Аристотеля и христианского вероучения.
Фома разграничивал области философии и теологии. Предметом первой является
«истины разума», предметом второй – «истины откровения». Богословские истины
«сверхразумны».
Онтология. В основе томизма лежит отождествление аристотелевской Первоформы
(Перводвигателя) и Бога — создателя мира. При этом на смену аристотелевскому
дуализму, в котором материя является вечной и несотворимой, приходит
идеалистический монизм, где материя, природа есть результат творения Богом «из
ничего».
Фома выделяет субстанции:
1. Субсистентные субстанции (имеют собственное бытие и деятельны без всякой
материи, подразумевают в качестве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи либо
явления).
а) Бог или божественная субстанция – это богова сущность и его само существование.
б) Бестелесные (духовные) субстанции (ангелы и души) – это чистая (без материи)
форма.
2. Телесные субстанции – это уже образование из материи и формы (подразумевают в
качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи).
11.
Фома приводит пять доказательств бытия Бога:1.Доказательство через движение. Должен существовать первый двигатель.
2.Доказательство через производящую причину. В цепи действующих причин должна
существовать первая причина (Фома не говорит, что она-то и есть бог, но так
называем ее мы).
3.Доказательство через необходимость. Все вещи мира случайны, но случайное
зависит от необходимого, поэтому должно существовать и абсолютно необходимое
существо (бог).
4.Доказательство от степеней бытия. Вещи обнаруживают различные степени
совершенства, поэтому должно существовать и абсолютно совершенное существо,
воплощающее в себе саму идею совершенства.
5.Доказательство через целевую причину. Целесообразность в природе не может быть
объяснена естественными причинами, поэтому необходимо согласиться с тем, что
имеется сверхприродное разумное существо, которое упорядочивает мир.
12.
В вопросе о природе «универсалий» Фома занял позицию умеренного реализма ипредложил свою концепцию - «Универсалии» имеют троякое существование:
• «до вещей» - как вечные идеальные прообразы вещей в божественном интеллекте;
• «в вещах» - как их сущность;
• «после вещей» - в мышлении человека в результате операций абстрагирования и
обобщения.
13.
14.
Гносеология. Фома создал учение о соотношении веры и разума. Помимобогословия, есть еще один путь знания о Боге – это научно-рациональный путь. Это
познание через природу, при помощи естественных познавательных способностей
или природного разума.
Фома Аквинский выдвинул гносеологический принцип: истины веры и разума
различны, но они не противоречат друг другу, вера и разум предполагают друг друга,
между ними существует гармония. Вера предостерегает разум от ошибок,
предназначение разума — служить вере.
В соответствии со средневековыми воззрениями человек понимался как соединение
материального тела и нематериальной души. Человек в качестве единства души и тела
– это полная субстанция. Свое завершающее осуществление индивидуальная
человеческая душа получает только при соединении с телом и благодаря этому
соединению.
Душа – субстанциональная форма, неразрывно связанная с оживляемым ею телом.
Душа бессмертна. Бестелесная душа творится Богом для данного индивидуального
тела и всегда соразмерна ему. Посмертное существование души – неполная
субстанция.
Тело – не оковы души, а ее необходимое дополнение.
15.
Реализм и номинализм о природе универсалий.Универсалии (лат. universalis - общий) – это общие понятия. Проблема универсалий
соединяет в себе такие фундаментальные философские проблемы как: проблема
соотношения единичного и общего; проблема соотношения абстрактного и
конкретного; проблема соотношения бытия и мышления.
В схоластике сложилось три основных направления в решении проблемы универсалий:
1. Реализм крайний и умеренный - с точки зрения крайнего реализма общее
существует реально до вещей и независимо от человеческого мышления.
Представители: Эриугена (810—877), Ансельм Кентерберийский (1033-1109),
Гильом из Шампо (1068—1121). С точки зрения умеренного реализма - общее
существует реально, но в самих единичных вещах, а не «до» них. Представители:
Альберт Великий (11937—1280), Фома Аквинский (1225—1274).
2. Крайний номинализм – данное учение утверждало, что реально существуют
только единичные предметы, а общее есть просто понятие о них. Универсалии – это
только имена, которые существуют не до, а после вещей. Представитель: Росцелин
(1050— 1110).
3. Умеренный номинализм (концептуализм) - данное учение утверждало, что
реальным существованием обладают только единичные вещи, которые в свою
очередь имеют сходные признаки. Универсалии представляют собой выраженные
словом концепты или понятия (от лат. conceptus — понятие), возникающие в
процессе объединения в уме сходных признаков единичных вещей. Представители:
Пьер Абеляр (1079— 1142). Иоанн Дунс Скотт (1266—1308), Уильям Оккам
(1285—1349).
16.
Философия эпохи Возрождения. Философией эпохи Возрождения называетсясовокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV
- XVI вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность,
устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал,
жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Характерные черты философии эпохи Возрождения:
• антропоцентризм и гуманизм – это преобладание интереса к человеку, вера в его
безграничные возможности и достоинство;
• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии;
• научно-материалистическое понимание окружающего мира;
• большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
• торжество индивидуализма и широкое распространение идеи социального
равенства.
Основные направления философии эпохи Возрождения:
1. Гуманистическое направление (XIV - XV вв.) - в центр внимания ставило
человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над
догматами Церкви. Представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо
Валло.
2. Неоплатоническое направление (сер. XV - XVI вв.), в основе которого были
учения Платона и неоплатонизма, развивало идеи пантеизма. Представители: Николай
Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола, Парацельс и др.
17.
3. Натурфилософское направление (XVI - нач. XVII вв.) - пыталось развенчатьположения учения церкви об основах мироздания, опираясь на астрономические и
научные открытия. Представители: Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано
Бруно и др.
4. Политическое направление (XV - XVI вв.) - изучало проблемы управления
государством, поведение правителей. Представитель: Николо Макиавелли.
5. Утопическо-социалистическое направление (XV - XVII вв.) - искало идеальнофантастические формы построения общества и государства, основанные на
отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании
со стороны государственной власти. Представители – Toмас Мор (1478-1535) и его
сочинение «Утопия», Томмазо Кампанелла (1568-1639) и его сочинение «Город
Солнца».
6. Реформационное направление (XVI - XVII вв.) - стремилось коренным образом
пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и
церковью. Представители: Maртин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Джон
Усенлиф, Эразм Роттердамский и др.