Библия
Библия
Библия
Итак, Новый завет содержит идеи:
Философия Средневековья
Основные черты Средневековой философии
Общая характеристика эпохи Средневековья (прим. с V по XV вв.)
Основные черты средневековой философии:
Этапы Средневековой философии
Апологетика
Патристика
Схоластика
Фома Аквинский
Фома Аквинский
Из трактата Фомы Аквинского 1266 года «О правлении государей»:
Итак, мы рассмотрели:
2.1. Основные черты эпохи Возрождения (Ренессанса, XVI в. )
Ренессансный гуманизм
Франческо Петрарка (1304-1374)
Пико делла Мирандолла (1463-1494)
Мишель де Монтень (1533-1592)
Пантеизм. Гелиоцентризм
Социальные утопии
Реально-политическое учение Н. Макиавелли
Итак, основные черты ренессансной философии:
3.21M
Категория: ФилософияФилософия

Философия Средневековья и Возрождения

1.

Философия Средневековья и
Возрождения

2.

1. Задание для размышления: Прав или не прав Григорий Померанц
Григорий Померанц: Одна из проблем, которую нельзя решить
высокоточными ракетами, — миллиарды недорослей, недоучек,
недоразвитков. Примитивные народы умели воспитывать своих
мальчиков и девочек. Простая культура целиком влезала в одну
голову, и в каждой голове были необходимые элементы этики и
религии, а не только техническая информация.
Культура была духовным и нравственным целым. Естественным
примером этой цельности оставались отец с матерью. Сейчас они
банкроты…
Растут миллиарды людей, для которых святыни, открывшиеся
малограмотным пастухам, не стоят ломаного гроша.
Полчища Смердяковых… тучей скопились над миром.
И они в любой день готовы пойти за Бен Ладеном...
Судьбу Другого они на себя не возьмут…
2. В чем отличие Ветхого и Нового заветов?

3.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ по ТЕМЕ
1.Основное этическое содержание Ветхого и Нового заветов. Основные черты Средневековой философии.
Теоцентризм. Креационизм. Провиденциализм. Идеал знания в эпоху С. Патристика. Апологетика. Две
основные идеи Тертуллиана.
2.Августин Аврелий (АА). Заслуги АА перед католицизмом. Заслуги АА перед философией. Какова природа
людей после грехопадения Адама и Евы, согласно АА? АА о свободе воли, первородном грехе, спасении и
божественной благодати. О добрых делах вне Церкви, согласно АА.? Почему Бог не демонстрирует свою
справедливость, согласно АА? Учение о двух Градах. Цель истории человечества, согласно АА Откуда берется
зло, согласно АА.? Откуда берутся государство, право, власть, согласно А.А.? О государстве без
справедливости
3.Схоластика. Универсалии. Реализм. Номинализм. Умеренный реализм Фомы Аквинского. Какая позиция
(реализм или номинализм) ближе к естественно-правовому мышлению, а какая – к юридическому позитивизму?
Номинализм У. Оккама. Бритва Оккама.
4.Фома Аквинский. Томизм. Значение разума в познании Бога, согласно ФА Пять «доказательств»
существования Бога. Провиденциализм. Теодицея. Политико-правовая философия Ф.А. Земная цель
государства, согласно Ф.А? Конечная цель людей, согласно Ф.А. Фома о государстве, Боге, царе и Папе
римском. О чем должен заботиться царь, сведущий в законе Божием? Высшая христианская добродетель,
согласно Ф.А.
5.Гуманизм эпохи Ренессанса. Антропоцентризм. К чему призывает философия Петрарки? Согласно Пико
делла Мирандоле, человек обречен на предопределение свыше или самоопределение? Мишель де Монтень
как скептик, эпикуреец и стоик, и предтеча экзистенциализма.
6.Возникновение протестантизма. Протестантизм. 95 тезисов Мартина Лютера против индульгенций. В чем
отличие организации протестантской религии в отличие от католической? Отношение Лютера к добрым делам
(молитвы, пост, пожертвования…) В чем состоит значение переводов протестантами Библии на европейские
языки? Протестантская этика как двигатель капитализма. Судьба человека, согласно протестантам, - результат
самоопределения или предопределения?
•Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. Никколо Макиавелли. О людях. Концепция Realpolitik. В каких
ситуациях лучше монархия, а в каких – республика (согласно Н.М.)? О правителе.

4. Библия

1. Основное этическое содержание
Ветхого и Нового заветов
Библия
Ветхий завет (Тора)
составлен с XIII по I в. до н.э.
5 исторических книг Моисея,
или Законов
(Бытие, Исход, Левит, Числа,
Второзаконие),
4 книг под общим названием
«Книга царств» и т.д.
Новый завет
составлен в I в. н.э.
учениками Иисуса Христа.
(Четыре Евангелия:
от Матфея, от Марка,
от Луки, от Иоанна;
Деяния святых Апостолов;
Корпус посланий св.
Павла и т.д.).

5. Библия

Новый завет
Ветхий завет (Тора)
Этика Ветхого Завета. Закон Божий
(Исх.20:2-17)
I. Я Господь, Бог твой, Который вывел
тебя из земли Египетской, из дома
рабства; да не будет у тебя других
богов пред лицом моим.
II. Не делай себе кумира и никакого
изображения …
III. Не произноси имени Господа, Бога
твоего, напрасно…
IV. Помни день субботний, чтобы
святить его…
V. Почитай отца твоего и мать твою,
чтобы продлились дни твои на земле,
которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Так в Евангелии от Марка:
«Первая из всех заповедей: ...
Господь Бог наш есть Господь
единый; и возлюби Господа Бога
твоего всем сердцем твоим, и всею
душою твоею, и всем разумением
твоим, и всею крепостию твоею»,
а вторая: «... возлюби ближнего
твоего, как самого себя»
(Мар.12:30-31).
В Первом послании Иоанна:
«Возлюбленные! будем любить друг
друга, потому что любовь от Бога, и
всякий любящий рожден от Бога и
знает Бога. Кто не любит,
тот не познал Бога, потому что
Бог есть любовь…» (1Иоан.4:713).

6. Библия

Ветхий завет (Тора)
VI. Не убивай.
VII. Не прелюбодействуй.
VIII. Не кради.
IX. Не произноси ложного
свидетельства на ближнего твоего.
X. Не желай дома ближнего твоего; не
желай жены ближнего твоего, ни раба
его, ни рабыни его, ни вола его, ни
осла его, ничего, что у ближнего
твоего.
Новый завет
В Послании Апостола Павла:
«Если я говорю языками
человеческими и ангельскими,
а любви не имею, то я – медь
звенящая или кимвал звучащий.
Если имею [дар] пророчества, и
знаю все тайны, и имею всякое
познание и всю веру, так что
[могу] и горы переставлять, а не
имею любви, – то я ничто.
И если я раздам все имение мое
и отдам тело мое на сожжение,
а любви не имею, нет мне в том
никакой пользы…

7.

Из всех видов любви самая богоугодная – любовь к врагам.
В Евангелии от Матфея:
«...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих
вас… Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не
то же ли делают и мытари?.. Итак, будьте совершенны, как совершен
Отец ваш Небесный» (Мф.5:44-48).
Только через любовь к врагам можно стать сыном отца небесного,
который «благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:35).
Новый Завет призывает и к всепрощению.
«Когда книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в
прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта
женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам
побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его,
чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко,
писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же
продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас
без греха, первый брось на нее камень» (Иоан.8:3-7).

8.

Два представления о Царстве Божием
1) В Евангелии от Марка говорится:
«И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь,
которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в
силе» (Мар. 9:1). Т.о., Царство Божие предстаёт как некий рай на Земле.
2) В Евангелии от Луки: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет
Царствие Божие, [Иисус] отвечал им: не придет Царствие Божие
приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот,
Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:20-21).
«Царствие Божие не пища и питие, но
праведность и мир и радость во Святом Духе». (Рим.14:17).
Что ж? Ужели не должно обвинять согрешающих? Да; и
Павел то же самое говорит, или – лучше – Христос через
Павла: А ты что осуждаешь брата твоего? Или: И ты, что
унижаешь брата твоего? Кто ты, осуждающий чужого раба?
(Рим. 14:10, 4)? И опять: Посему не судите никак прежде
времени, пока не придет Господь (1 Кор. 4:5).

9. Итак, Новый завет содержит идеи:

• Бог есть любовь (включая любовь к врагам)
• Всепрощение
• Царство Божие внутрь нас есть
• Толкования на Мф. 7:1. Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 1-4 Не судите, да не судимы будете, ибо каким
судом судите, таким будете судимы; и какою мерою
мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь
на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе
не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я
выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе
бревно

10. Философия Средневековья

1.1. Общая характеристика эпохи
1.2. Основные черты средневековой
философии
1.3. Апологетика
1.4. Патристика
1.5. Схоластика

11. Основные черты Средневековой философии


Теоцентризм.
Креационизм.
Провиденциализм.
Идеал знания в эпоху Средневековья

12. Общая характеристика эпохи Средневековья (прим. с V по XV вв.)

394 г. – признание христианской религии
государственной религией Древнего Рима
476 г. – падение Западной Римской империи
Черты: феодальный строй, натуральное
хозяйство, социальные иерархии, патернализм
Эпоха Средневековья делится на 2 периода:
1. С 400-500 по 1100 – темные века (невежество,
переселение народов, упадок культуры)
2. С 1100 по 1500 – более светлые века
(политическая стабилизация, крестовые походы,
подъем экономики, культуры)

13. Основные черты средневековой философии:

• теоцентризм – важнейшим предметом познания
является Бог
• креационизм – учение о сотворении мира Богом
из ничего
• провиденциализм – понимание истории как
проявления воли Бога; например, Богом
установлены государство, право, социальные
иерархии

14. Этапы Средневековой философии

1. Апологетика (ранняя патристика)
II-IV вв.
2. Патристика IV-VIII вв.
3. Схоластика IX-XV вв.

15. Апологетика

Апологетика (защита), ранняя патристика –
защита христианского учения от языческой
критики
Тертуллиан (ок. 160-230):
- «Верую, ибо абсурдно» «Credo quia absurdum»
(принижение роли разума)
- идея о непогрешимости церковного авторитета

16. Патристика

Патристика (от лат. pater — отец) –
учение ранне-христианских философов и
богословов и прежде всего «отцов церкви»
III – VIII вв.
Виднейший представитель патристики –
Августин Аврелий (Блаженный) (354-430).
Главные труды Августина:
Против академиков;
Исповедь;
О граде Божием

17.

Учение Августина Аврелия
1. Бог как личность (христ. персонализм, теизм)
«не мать меня вскормила, а ты, Бог, через неё меня вскормил»
Бог справедлив, но не демонстрирует свою справедливость, чтобы
отделить зерна от плевел.
2. Первая философия истории
- Формирование представления о линейном (а не циклическом) характере
истории человечества.
- Смысл истории человечества – определение граждан Града Божьего из
числа граждан Града земного
3. Государство и право как творения Бога
(как плоды грехопадения для обуздания человеческих пороков,
«Государство без справедливости - бандитская шайка», но тирания –
наказание грешникам и её надо терпеть)
4. Социальное зло от возвышения государства над
церковью «Града земного» над «Градом божьим»

18.

Учение Августина Аврелия
5. Разработал первое христ. уч. о бессмертной душе
До Августина у христиан не было представления о
бессмертной душе, существующей независимо от тела,
Августин привнёс платонизм в христианство.
6. Первое философское учение о свободе воли.
7. Обоснование необходимости церкви как господствующей
организации (без церкви бесполезны добрые дела и молитвы)
8. О соотношении веры и разума:
«Верю, чтобы понимать»; «Понимаю, чтобы верить»; но истины веры
предпочтительнее истин разума:
«Невежды скорее ученых войдут в царство Божие»; Познавать только Бога
9. Дух как любовь к ближнему. «Люби Бога и делай что хочешь»
7. Разработка основ христианской теологии (например,
обоснование догмата о сотворении Богом мира из ничего)

19. Схоластика

Схоластика (от греч. σχολαστικός – учёный Scholia – школа)
– средневековая философия,
синтез христианского (католического) богословия
и философии античности, особенно логики Аристотеля;
Центральная проблема схоластики
Универсалии – это общие понятия (например, человек, дерево)
Реализм
Умеренный реализм
Номинализм
Реализм существует только общее. Познать общее — значит познать все.
Крайние реалисты (Иоганн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский)
склонялись к учению об идеях Платона, — общее есть идея, идеи
существуют до вещей (ante rem) и вне их.
Умеренный реализм. Фома Аквинский в споре об универсалиях избрал
средний путь, которому учил Аристотель. Он признаёт, что общее не
имеет отдельного бытия, что «общих сущностей» нет и что
индивидуальные отличия предметов и составляют их природу; общее
существует в предметах и разум извлекает его из них;

20.

• Таким образом, Фома Аквинский признаёт троякого рода
универсалии: они существуют до вещей — как их идеальная
сущность в уме Бога, в вещах — поскольку они составляют
общую сущность вещей, и после вещей — поскольку ум
человека извлекает их из предметов и образовывает понятия.
• Номинализм – учение, утверждающее, что универсалии
являются лишь именами вещей (Иоанн Росцелин, Уильям
Оккам)
? Какое из этих учений (реализм или номинализм) идейно
близко материализму, а какое идеализму (Платона)?

21.

Виднейший представитель схоластики:
Фома Аквинский (354-430)
Он – основатель томизма –
основной доктрины римской
католической церкви с 1878 г.
Главные труды: Сумма теологии;
Сумма против язычников

22. Фома Аквинский

• Христианизировал учение Аристотеля
• Вера выше разума, но разуму доступны
истины о существовании Бога, Его единстве,
о бессмертии человеческой души.

23.

24. Фома Аквинский

• Человек – существо политическое, и его цель
– достичь небесного блаженства.
• Цель политики – общественное благо.
• Поэтому «подданные не обязаны
подчиняться» несправедливым приказам.
• Тираноубийство допустимо в раннем тексте,
в позднем он более осторожен, нужны
институты для предотвращения тирании
• Цари должны подчиняться Папе Римскому

25. Из трактата Фомы Аквинского 1266 года «О правлении государей»:

• «Царю, сведущему в законе Божием, прежде всего
следует заняться тем, чтобы подчиненное ему
множество жило благой жизнью,
а эта забота состоит из 3 частей:
во-первых, чтобы он установил в подчиненном
множестве благую жизнь;
во-вторых, чтобы установленное сохранял;
в-третьих, чтобы его улучшал.

26.

27.

28. Итак, мы рассмотрели:


Отличия Ветхого и Нового заветов
Теоцентризм
Креационизм
Провиденциализм
Эсхатологизм
• Апологетика (ранняя патристика)
• Патристика IV-VIII вв. (Августин Блаженный)
• Схоластика IX-XV вв. (неализм, номинализм,
Фома Аквинский)

29.

Часть 2
Философия эпохи
Возрождения

30.

Часть 2
Философия эпохи Возрождения
2.1. Основные черты эпохи Возрождения
2.2. Ренессансный гуманизм
2.3. Социальные утопии Т. Мора и Т.
Кампанеллы
2.4. Реально-политическое учение Н.
Макиавелли
2.5. Пантеизм и гелиоцентризм
2.6. Основные черты философии эпохи

31. 2.1. Основные черты эпохи Возрождения (Ренессанса, XVI в. )


Расцвет искусств (поэзия, живопись…),
Зарождение мануфактурного производства
Рост недоверия к католической церкви
Возникновение протестантизма
Оживление светских настроений,
Стремление к возрождению духа Античности
Высшей ценностью признается человек как
творец

32. Ренессансный гуманизм

Гуманизм эпохи Р. – это не призыв
любить всех людей, а позволение
человеку самому определять свой образ
Отказываясь от схоластических споров,
гуманизм пытается сформулировать
знание, позволяющее человеку жить
достойно, а не умирать достойно

33. Франческо Петрарка (1304-1374)

• Поэт, философ и священник говорит о
бесполезности схоластики,
бросает вызов церковной морали,
• воспевает радость и значимость земного бытия,
любви, славы
• «Хорошо живи, похвальная жизнь презирает смерть»
Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!
Благословенна боль, что в первый раз
Я ощутил, когда и не приметил,
Как глубоко пронзен стрелой, что метил
Мне в сердце Бог, тайком разящий нас!

34. Пико делла Мирандолла (1463-1494)

«Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни
собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место,
и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно
твоей воле и твоему решению.
Образ прочих творений определен в пределах установленных нами
законов.
Ты же, не стесненный никакими пределами, определяешь свой
образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю.
Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее
обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни
земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы
ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе,
который ты предпочтешь.
Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но
можешь переродиться по велению своей души и в высшие
божественные».

35. Мишель де Монтень (1533-1592)

– французский философ, скептик и
эпикуреец
«философствовать – значит
сомневаться»;
«я живу… только для самого себя».
Монтень также считает схоластику
бесполезной и критикует
схоластическую трактовку человека
как «царя природы» и считает его
«сыном природы».

36. Пантеизм. Гелиоцентризм

• Н. Кузанский: Пантеизм идеалистический.
Бог есть абсолютный максимум, который
содержит в себе мир, и он же минимум,
потому что отражается в любой сколь
угодно малой вещи
• Н. Коперник: В центре мира находится
Солнце, а не Земля. Космос ограничен
• Дж. Бруно: Пантеизм материалистический.
Бог тождествен природе. Вселенная=Бог
бесконечна. Бог есть внутреннее
деятельное начало вещей и мира. Солнце
находится в центре СС, а не космоса

37.

Николай Кузанский (1401-1464)
Человек – это микрокосм в макрокосме, второй Бог благодаря
умственной и творческой деятельности. «У творческой деятельности
человека нет другой конечной цели, кроме человека»

38. Социальные утопии

Томас Мор (1478-1535) - английский
философ, гуманист и писатель в 1516 г. издает трактат
«Золотая книжечка, столь же
полезная, сколь и забавная о
наилучшем устройстве
государства и о новом острове
Утопия»
Утопия (от греч. ου-τοπος – не
место, место, которого нет) –
идеальное государство,
выстроенное на общественной
собственности, возвышающее
людей образованных и
добродетельных.
• Томмазо Кампанелла (15681639) – итальянский
мыслитель создал утопию
«Город Солнца»: в
идеальном городегосударстве его обитатели
ведут «философский образ
жизни общиной», основанной
на коллективной
собственности, всеобщем
труде и социальном
равенстве.

39. Реально-политическое учение Н. Макиавелли

• Никколо Макиавелли (1469-1527) создал первое
светское (после Средневековья) Realpolitic учение
о государстве и политике, разорвал связь между
политикой и нравственностью
• «Государь, если он хочет сохранить власть,
должен приобрести умение отступать от добра и
пользоваться этим умением, смотря по
надобности»
• Цель политики: мир и порядок, общее благо, а не
личный интерес правителя. «.. Когда на весы
положено спасение родины… предпочтение
следует отдать тому образу действий, который
спасет ее жизнь и сохранит свободу»

40.

41.

42.

43. Итак, основные черты ренессансной философии:


Антисхоластическая направленность
Антропоцентризм, гуманизм
Пантеизм
Светские учения о государстве
Возникновение протестантизма

44.

Философия
Средневековья и Возрождения
Там мастер ювелир работой долгих бдений,
По фону золота вправляя тонко сталь,
Концом своих кистей, омоченных в эмаль,
Выращивал цветы латинских изречений.
Максимилиан Волошин
1
English     Русский Правила