30.82M
Категория: ИскусствоИскусство

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт как жанр изобразительного искусства

1.

Жанры изобразительного искусства
Натюрморт как жанр изобразительного искусства

2.

Содержание
1. Определение жанра
2. Сюжет изображения
3. Дополнения к основному сюжету
4. Цели и задачи жанра натюрморт
5. Виды натюрморта
6. История развития жанра натюрморт
7. Контрольные вопросы
8. Домашнее задание
9. Список использованных источников и литературы
10. Аннотация

3.

Натюрморт
как жанр изобразительного искусства

4.

Определение жанра
Питер Клас «Стол с лобстером и кувшином»
Винсент ван Гог «Подсолнухи»
Джон Линнеман «Обманка»
Джорджо Моранди «Натюрморт»
Натюрморт (от фр. nature
morte — «мёртвая
природа») – жанр
изобразительного
искусства , который
посвящен изображению
различных предметов.
Этот жанр также
называют «тихая жизнь»
или «застывшая жизнь»
(англ. still-life, нем. stilleben,
голл. stilleven).

5.

Сюжет изображения
Сюжетом изображения в
натюрморте чаще всего
являются неодушевленные
предметы: бытовые
предметы, кухонная
утварь, музыкальные
инструменты , книги и т.п.
Виллем Клас Хеда
«Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом»
Натюрморт также
может включать объекты
живой природы: рыбу на
столе, цветы в букете,
овощи и фрукты и т.п.

6.

Питер Клас «Натюрморт с фруктами»

7.

Питер Клас «Натюрморт с турецким пирогом и кубком Наутилус»

8.

Питер Клас «Стол с лобстером и кувшином»

9.

Симеон Шарден «Натюрморт с атрибутами искусств»

10.

Дополнения к основному сюжету
Франс Снейдерс «Натюрморт с белкой»
В качестве дополнения основного мотива натюрморта иногда могут
встречаться даже изображения насекомых, птиц, зверей, людей.

11.

Ян Давидс де Хем «Роскошный натюрморт с попугаем»

12.

Адриан ван Утрехт «Натюрморт с животными и попугаем»

13.

Франс Снейдерс «Фруктовая лавка»

14.

Франс Снейдерс «Фруктовая лавка»

15.

Франс Снейдерс «Торговец рыбой»

16.

Цели и задачи
жанра натюрморт
Питер Клас «Натюрморт с серебряной чашей и бокалом»
Специфика жанра определяет
внимание художника к форме
предметов, фактуре
поверхности, передачи
материальности.
Но в изображении вещей в
натюрморте художники могут
использовать творческий
подход.
Поль Сезанн «Персики и груши»

17.

Виды натюрморта

18.

Учебный натюрморт
Учебные задачи изображения формы и материальности предметов.

19.

Творческий натюрморт
К.С. Петров-Водкин «Селёдка»
В творческом натюрморте важен художественный образ произведения.

20.

Ю.И. Пименов «Ожидание»

21.

Ю.И. Пименов «Дальняя дорога»

22.

Реалистический натюрморт
Ф.П. Толстой «Веточка винограда»
Правдоподобное изображение предметов.
Сильнее всего реализм проявляется в жанре натюрморта «Обманка».

23.

Ф.П. Толстой «Ягоды красной и белой смородины»

24.

Ф.П. Толстой «Ветка малины, бабочка и муравей»

25.

Самуэль ван Хогстратен «Обманка»

26.

Креспи Джузеппе Мария «Натюрморт с книжными полками»

27.

Н.А. Мордвинов «Обманка»

28.

Йохан Фузли «Обманка»

29.

Декоративный натюрморт
Поль Сезанн «Персики и груши»
Декоративное изображение предметов с использованием стилизации и
творческих методов работы.

30.

Винсент ван Гог «Подсолнухи»

31.

Анри Матисс «Красные рыбы»

32.

Анри Матисс «Натюрморт с морской раковиной»

33.

Пабло Пикассо «Скрипка и виноград»

34.

Натюрморт о предметах
Джорджо Моранди «Натюрморт»
Внимание сосредоточено на изображении предметов.

35.

Джорджо Моранди «Натюрморт»

36.

Джорджо Моранди «Натюрморт»

37.

Натюрморт о природе
Балтазар ван дер Аст «Изучение цветов и насекомых»
Внимание сосредоточено на изображении природных форм.

38.

Балтазар ван дер Аст «Натюрморт с цветами, раковинами и насекомыми»

39.

Балтазар ван дер Аст «Натюрморт с фруктами и ракушками»

40.

Балтазар ван дер Аст «Натюрморт с цветами, ящерица и кузнечик»

41.

Натюрморт о человеке
Ю.М. Непринцев «Натюрморт»
Изображенные предметы рассказывают о их владельце – человеке.

42.

Винсент ван Гог «Стоптанные башмаки»

43.

Ю.И. Пименов «Актриса»

44.

Аллегорический натюрморт
Хендрик Андерсон «Ванитас»
Францискус Гейсбрехтс «Ванитас»
Натюрморт с изображением предметов, имеющих скрытый смысл.
Название жанров: «ученый натюрморт», «ванитас», «memento mori».

45.

Питер Клас «Натюрморт со скрипкой и блестящим шаром»

46.

Натюрморт в жанровой композиции
Б.М. Кустодиев «Купчиха за чаем»
Часто натюрморт включается в другие жанры:
бытовой, исторический, портрет и др.

47.

П.П. Кончаловский «А.Н. Толстой в гостях у художника»

48.

Диего Веласкес «Завтрак»

49.

Огюст Ренуар «Завтрак гребцов»

50.

История развития жанра
натюрморт

51.

Зарождение жанра
Истоки натюрморта можно
найти в XV—XVI веках, когда он
рассматривался как часть
исторической или жанровой
картины.
Питер II Брейгель (Младший)
«Цветочная гирлянда с поклонением волхвов»
Долгое время натюрморт
сохранял связь с религиозными
сюжетами, обрамляя цветочными
гирляндами фигуры Богоматери и
Христа, а также часто
располагаясь на оборотной
стороне алтарного образа.

52.

Натюрморт XVII века
Начиная с 40-х годов XVII века,
натюрморт в нидерландской
живописи получил широкое
распространение как
самостоятельный жанр.
Амброзиус Босхарт (Старший)
«Цветочный натюрморт»
Одним из самых первых выделился
«цветочный натюрморт». Это
было связанно с особенностями
быта нидерландского общества традиции иметь сады,
загородные виллы или
комнатные растения.

53.

Натюрморт XVII века
Предметы в жанре «учёного
натюрморта» часто содержат
скрытую аллегорию
быстротечности всего земного и
неизбежности смерти, а в более
широком смысле Страстей
Христовых и Воскресения.
Питер Клас «Ванитас»
Жанр получает название
«ванитас» (суета сует) или
«memento mori» (помни о
смерти).

54.

Натюрморт XVII века
Увлечение иллюзионистской
передачей натуры привело к
возникновению особого вида
натюрморта - так называемых
«обманок».
Взор художников направляется на
национальные особенности
быта, вещей, которыми
окружают себя простые люди.
Джон Линнеман «Обманка»

55.

Натюрморт XVII века
Вещь в натюрморте являла
собой не просто статический
предмет, но несла определенные
черты быта, культуры, труда,
характер окружающей ее
действительности.
Творчество голландских и
фламандских художников XVII
века определило основные
принципы написания
натюрморта на многие
столетия вперед.
Виллем Клас Хеда «Натюрморт с крабом»

56.

Развитие жанра
Менялись мастера, методы,
взгляды на предмет, его
трактовка и понимание, но
главное осталось неизменным –
на протяжении многих столетий
люди сознательно искали в
предметном мире нечто
большее, некий скрытый смысл,
недоступный при поверхностном
знакомстве и требующий от
наблюдателя долгого труда
размышлений.
Винсент ван Гог «Подсолнухи»

57.

Натюрморт в русской
живописи
Натюрморт как
самостоятельный жанр
живописи появился в России в
начале XVIII века.
И.Ф. Хруцкий «Цветы и плоды»
Вплоть до конца XIX века
натюрморт, в отличие от
исторической картины,
рассматривался в качестве
«низшего» жанра. Его
рассматривали лишь в
ограниченном понимании как
живопись цветов и фруктов.

58.

Натюрморт в русской
живописи
Начало ХХ века ознаменовалось
расцветом русской
натюрмортной живописи,
впервые обретшей равноправие
среди прочих жанров.
Стремление художников
расширить возможности
изобразительного языка
сопровождалось активными
поисками в области цвета,
формы, композиции. Все это
особенно ярко проявилось в
натюрморте.
К.А. Коровин «Розы и фиалки»

59.

И.И. Машков «Снедь московская: хлебы»

60.

И.Э. Грабарь «Неприбранный стол»

61.

К.С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт»

62.

Ю.И. Пименов «Клубника с молоком»
English     Русский Правила