833.67K
Категория: ЛитератураЛитература

Романтическая баллада в творчестве поэтов «озерной» школы

1.

РОМАНТИЧЕСКАЯ
БАЛЛАДА
в творчестве поэтов
«озерной» школы
Практическое занятие № 5

2.

План
1.
2.
3.
Генезис и становление английской баллады
Основные признаки жанра баллады
Специфика романтической разновидности баллады:
- пространственно-временное построение
(романтическое двоемирие: мир живых и мир
мертвых)
- проблема романтического героя; мир живых и мир
мертвых в персонажной системе баллады;
- сюжетно-композиционное построение баллады
- стилевые особенности баллады
4. Анализ баллад Кольриджа и Саути

3.

Тексты:
Сэмюэль Тейлор КОЛЬРИДЖ. Кубла
Хан. Кристабель. Сказание о старом мореходе
Роберт САУТИ. Баллада, в которой описывается,
как одна старушка ехала на черном коне
вдвоем и кто сидел впереди
См. также сб.: Английская романтическая поэзия. М.: ОЛМА, 2014.

4.

Нет единого определения баллады
т.к. жанр на протяжении столетий претерпевал
множество кардинальных изменений,
связанных с
географическими,
историческими,
национальными особенностями.

5.

3 источника баллады
миф
средневековый
героический
эпос
фольклор

6.

3 основных значения баллады
в переводе с
провансальского - это
лирическая хоровая
песнь,
• появившаяся в XIV-XV вв. во Франции и Италии и имевшая
строгую композиционную форму
лиро-эпический жанр
англошотландской
народной поэзии XIVXVI вв.,
• повествующий об исторических событиях, национальных войнах
и их героях (например, о Робин Гуде), во многом сходный с
испанскими романсами и некоторыми видами русских и
немецких былин. Основные его черты - это трагизм,
таинственность, драматический диалог
совмещает
лирическое, эпическое
и драматическое
начала
• английское происхождение жанра баллады, имеющего
гибридную форму
Баллада – гибридный жанр

7.

Этимология и история баллады
XVI в.
XIII в.
от лат. bailare
«плясать»: песня,
сопровождавшая танец
в Провансе bailada
Из Франции баллада
переходит в Италию (ит.
balata), где теряет связь
с плясовой народной
песней под влиянием
канцоны.
XIV в.
фр. "ballade" - «лит.
жанр, имеющий
определенную
метрическую форму и
чисто лирическое
содержание».
= анонимные
злободневные стихи в
виде печатных листков
по низкой цене (street
ballad): описание чудес,
катастроф,
преступлений.
См. "Good night»
(последняя ночь
преступника перед
казнью).

8.

Возникновение баллады в Англии
В Англии французская баллада
подвергается изменениям: ее строгая
форма изменяется, стиль упрощается,
появляется «балладная строфа» в
английской народной поэзии
XIV в. - бурный подъем и расцвет
английской литературы. Джеффри
Чосер вводит французскую балладу в
английскую поэзию, используя опыт
современных ему итальянских и
французских поэтов.
Также популярными были хоровые
песни-баллады на основе подлинных
исторических событий.
В нач. XVIII в. – т.н. «балладное
возрождение» (Ballad Revival), сборник
баллад Дж. Аддисона (1723)
Конец XVIII в. – в тв-ве «лейкистов»

9.

сб. «Лирические баллады» (1798)
80% - пр-ния
У.Вордсворта.
Первое издание вышло
анонимно
(«эксперимент»),
во втором
(дополненном)
значилось имя
Вордсворта

10.

Признаки романтической баллады
тема
• Борьба Добра со Злом (чаще побеждает Зло, но для утверждения хрупкости Добра,
защищать которое нужно с удвоенной силой)
сюжетнокомпозиционное
строение
• одноконфликтность,
• фантастический сюжет
• фрагментарность повествования,
• ярко выраженная сюжетность (динамизм - через редукцию экспозиции и завязки,
обращение к кульминационным точкам сюжета)
• иногда: диалогическая форма повествования
пространственновременная
организация
• двоемирие (мир земной, посюсторонний, и мир загробный, потусторонний)
• атмосфера иррационального страха («комплекс катастрофизма»)
• время: на границе дня и ночи, в сумерки или ночью, при свете луны, в тумане
• пространство: условное, на границе двух миров (сон / греза / видение / бред; лес,
населенный хтоническими существами)
субъектная
организация
• всезнающий повествователь (3-е л.)
• возможна многосубъектность повествования
система персонажей
• слабый герой (чаще – героиня, м.б. ребенок = чистая душа), вступающий в
противоборство с миром Зла, превозмогающего силы героя
• 2 группы героев, представляющие силы Добра и Зла
речевая организация
• стихотворная речь: балладная строфа (Я4 и Я3с рифмовкой abac акцентный стих)
• эмоциональная лексика (суггестивность)
• орнаментальная речь (обилие риторических тропов и фигур)

11.

Литература:
1.
Борецкая, У.А. Возникновение и эволюция жанра английской
баллады / У.А. Борецкая // Вестник Череповецкого
государственного университета. - 2013. - №4 (51).
2. Борецкая, У.А. Композиционно-образный строй английской
романтической баллады / У.А. Борецкая // Дискуссия. - 2013. №11 (41).
3. Гудкова, С.П., Пивкина, Е.В. Историко- и теоретиколитературные аспекты изучения жанра баллады / С.П. Гудкова,
Е.В. Пивкина // Филологические науки. Вопросы теории и
практики. 2018. №9-2 (87).
English     Русский Правила