Похожие презентации:
Проектирование, ориентированное на пользователей. Пользовательский опыт (лекция 1)
1.
Проектирование,ориентированное
на пользователей.
Пользовательский опыт
Лекция 1
Авторы: Березовская Ю.В., Латухина Е.А., Носов К.А., Юфрякова О.А.
2.
СодержаниеВведение
Эволюция процесса разработки ПО
Проектирование взаимодействия
Проектирование, ориентированное на цели
Исследования пользовательского опыта
Персонажи, как модели пользователей
Сценарии и требования, как основы проектирования
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
2
3.
Проектирование взаимодействиятекстовые сценарии
взаимодействия
проектирование,
ориентированное
на цели
методика
персонажей
За отправную точку
принимается
человек, главная
цель выяснить, чего
хочет пользователь.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
3
4.
Проектирование взаимодействияописание окончательного варианта продукта,
которое содержит предельно ясную и точную
информацию о том,
кто конкретно будет использовать продукт?
каким образом?
с какой целью?
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
4
5.
Проектирование взаимодействия.Преимущества
программисты
осознают, что
именно они
создают
руководители
могут оценить
прогресс в работе
программистов
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
маркетологи
получают
понимание
источника
мотивации
покупателя
5
6.
Эволюция процессаразработки
программного
обеспечения
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
6
7.
Эволюция процесса разработки ПОАлана Купера
В ранние дни развития индустрии ПО процесс
разработки сводился к тому, что программисты
вынашивали идею продукта, а затем создавали
и самостоятельно тестировали его
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
7
8.
Эволюция процесса разработки ПОАлана Купера
В более поздние времена к процессу стали
подключаться профессиональные управленцы,
их задачи сводились к оценке потребностей
рынка и формулированию основных требований
к разрабатываемому ПО
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
8
9.
Эволюция процесса разработки ПОАлана Купера
С
развитием
индустрии
выделилось
тестирование
и
получили
графические
интерфейсы
пользователя,
появилась
необходимость
разработки
различных
визуальных элементов, в связи с чем к процессу
разработки
ПО
подключились
графические
дизайнеры
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
9
10.
Эволюция процесса разработки ПОАлана Купера
Сегодня решения о возможностях продукта, его
форме и поведении принимаются до начала
дорогостоящей
и
сложной
фазы
создания
продукта
Это обеспечивается включением в процесс
разработки этапа проектирования
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
10
11.
Эффективность проектированияопределяется
выбранным
стилем
принятия
решений
«непреднамеренное»
проектирование
Проектирование
«для себя»
проектирование,
ориентированное
на деятельность
Genius
проектирование
проектирование,
ориентированное
на пользователя
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
11
12.
Эффективность проектирования«непреднамеренное»
проектирование
• команда сосредоточена на разработке и
внедрении приложения, не задумывается
об удобстве его использования
проектирование «для себя»
• основывается на опыте использования
продукта членами команды
• хорош, когда члены команды являются
главными пользователями
разрабатываемого продукта
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
12
13.
Эффективность проектированияопределяется
выбранным стилем
Genius проектирование
принятия
решений
• основывается на опыте всех членов
команды в проектировании подобных
продуктов
• хорошо работает, если уже есть опыт
проведения предварительных
исследований пользователей и
сценариев их поведения с
последующей проверкой
соответствия дизайна ожиданиям
пользователей
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
13
14.
Эффективность проектированияпроектирование,выбранным
ориентированное
определяется
стилем
на деятельность
принятия
решений
• основывается на исследовании поведения
пользователей,
• для исследования часто применяются методики,
основанные на деятельность, и ориентированные
на задачи тестирование удобства использования
проектирование, ориентированное
на пользователя
• основывается на глубоком исследовании целей и
нужд пользователей, контекста использования
• позволяет принимать детальные решения, которые
были бы невозможны при использовании других
методов.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
14
15.
Проектированиевзаимодействия
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
15
16.
Проектирование взаимодействияпроектирование взаимодействия
сосредотачивается в основном на
проектировании поведения программного
продукта.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
16
17.
Основных инструменты для проектированиявзаимодействия
принципы
шаблоны
процессы
формулировки общих
идей о практике
проектирования
наборы идиом
взаимодействия, которые
регулярно применяются
для реализации
определенных
пользовательских
требований
схемы, позволяющие
понять и описать
требования
пользователей,
правила и советы
относительно наилучшего
применения тех или иных
идиом взаимодействия и
пользовательского
интерфейса;
решения типичных
проблем проектирования;
Схемы для
преобразования этих
требований в общую
структуру проекта
Схемы для нахождения
лучшего способа
применения принципов и
шаблонов проектирования
в конкретных ситуациях.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
17
18.
Основных инструменты для проектированиявзаимодействия
шаблоны
принципы
Процессы
ключ к созданию
эффективного
взаимодействия
и эффективных
интерфейсов цифровых
продуктов
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
18
19.
Формула успеха Ларри Кили (Larry Keeley)желанность
жизнеспособность
успешный
продукт
осуществимость
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
19
20.
Проектирование,ориентированное
на цели
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
20
21.
Проектирование, ориентированное на целипозволяет
создавать
продукты,
соответствующие
ожиданиям и
потребностям
пользователей
бизнестребованиям и
технологическим
ограничениям
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
21
22.
Процесс проектирования, ориентированногона цели
Исследования
Моделирование
Выработка
требований
Сопровождение
разработки
Детализация
поведения,
формы и
содержания
Определение
общей
инфраструктуры
интерфейса
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
22
23.
Этап 1. ИсследованияИсследования
• наблюдение
• интервью
• помогают классифицировать возможные
варианты использования продукта
набор шаблонов • выявить цели и мотивы применения
или моделей
продукта.
поведения
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
23
24.
Этап 2. Моделирование• информационные потоки
• диаграммы рабочих процессов.
Моделирование
Модели
пользователя –
«персонажи»
• устойчивые комбинации моделей поведения, склонностей, взглядов,
целей, мотивов, обнаруженных на этапе исследований.
• синтез персонажей,
• дифференциация персонажей
• ранжирование персонажей
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
24
25.
Модели пользователя – «персонажи»синтез
персонажей
•выявление целей и связывание
возможных моделей поведения с
персонажами таким образом, чтобы все
цели были охвачены и не было
повторений;
дифференциация
персонажей,
•сопоставление целей персонажей и
создание иерархии приоритетов,
основанной на том, насколько широко
цели того или иного персонажа
покрывают цели других персонажей;
ранжирование
персонажей
•присвоение персонажам типов в
зависимости от степени влияния
персонажа на окончательную форму и
поведение продукта.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
25
26.
Этап 3. Выработка требованийВыработка
требований
• сценарные методы проектирования,
направленные на достижение целей и
удовлетворение потребностей
конкретных персонажей,
• пользовательские требования
• требования бизнеса
сбалансированный
перечень
• технические ограничения
требований
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
26
27.
Этап 4. Определение общей инфраструктурыинтерфейса
• на основе контекстных сценариев с применением общих
принципов и шаблонов проектирования.
• Каждый шаблон проектирования задает решение
определенного типа уже проанализированных проблем.
общая
инфраструктура • Шаблоны проектирования выстраиваются в иерархию и
эволюционируют с появлением новых контекстов
интерфейса
устоявшаяся
концепция
проекта
• логическая и примерная формальная структура для
последующей детализации.
• Несколько вариантов визуальной инфраструктуры
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
27
28.
Этап 5. Детализация поведения, формы исодержания
Детализация
поведения,
формы и содержания
проектная
документация
• последовательные итерации более узко сфокусированных
сценариев.
• Такой подход часто представляет собой баланс проектирования
«сверху вниз» (опирающегося на шаблоны) и проектирования «снизу
вверх» (опирающегося на принципы).
• спецификация формы и поведения в бумажном или интерактивном
формате
• Проектировщики взаимодействия фокусируются на согласованности
задач
• Графические дизайнеры определяют наборы начертаний и размеров
шрифтов, пиктограмм и других визуальных элементов
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
28
29.
Этап 6. Сопровождение разработки• Реакция на все препятствия и
технические осложнения на
Сопровождение
пути разработчиков
разработки
корректировка
проектных
решений
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
29
30.
Исследованияпользовательского
опыта
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
30
31.
Пользовательский опыт (User Experience)показывает, насколько удобно чувствует себя
пользователь при использовании того или иного
интерфейса.
Можно рассматривать пользовательский опыт,
как комплексный подход к разработке системы
взаимодействий между человеком и продуктом
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
31
32.
Модели продуктамодель реализации
описывает подробности реализации продукта в
коде
ментальная модель
упрощенное
представление,
описывающее
взаимодействие с системой
модель представления (интерфейс)
способ
предъявления
пользователю
функционирования программы
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
32
33.
Модели продуктаМодель
реализации
Модели представления
Отражает
технологию
хуже
лучше
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
Ментальная
модель
Отражает
видение
программы
пользователем
33
34.
Группы пользователейЭксперты
Начинающие
необходимо
проектировать
наилучшее
взаимодействие
Вечные середняки
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
34
35.
Группы пользователейНачинающие
• обычно требуется быстрый и
целенаправленный
инструктаж, который не
будет фиксированной частью
интерфейса и исчезнет, как
только пропадет в нем
необходимость,
• обзорное «Знакомство с
программой» (guided tour).
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
35
36.
Группы пользователейЭксперты
• оказывают сильное влияние на менее опытных
пользователей, на мнение эксперта принято
полагаться больше, чем на мнение середняка.
• ожидают от интерфейса коротких путей к
большинству инструментов программы, если не ко
всем инструментам
• Ими становятся при регулярном использовании
программного продукта по нескольку часов в день,
• им хорошо знакомы особенности интерфейса,
нравятся новые мощные функции, не пугает
возрастающая сложность.
• постоянно ищут связи между своими действиями и
поведением и внешним видом программы.
• Код программы должен учитывать все возможные
ситуации, с которыми может столкнуться эксперт
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
36
37.
Группы пользователейВечные
середняки
• необходим доступ к инструментам, желательно
быстрый и понятный,
• достаточным напоминанием о возможностях
функций служат всплывающие подсказки.
• Основным инструментом для получения
дополнительных знаний о возможностях
программы служит встроенная справка
• Часто используют предметный указатель справки,
поэтому эта часть должна быть очень хорошо
проработана.
• уже выявили для себя рабочий набор часто
используемых инструментов, в этом случае вполне
логично возникает требование, чтобы инструменты
из этого набора были размещены на самом видном
месте в пользовательском интерфейсе.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
37
38.
Качественные исследования позволяютизучить
взгляды
пользователей
и
склонности
продукта,
выявить
потенциальных
шаблоны
их
поведения;
изучить предметную область, выявить технический,
экологический
и
деловой
контексты
разрабатываемого продукта;
изучить используемый лексикон и прочие социальные
аспекты предметной области;
применения
существующих
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
38
изучить
способы
продуктов.
39.
Качественные исследования позволяютизучить
взгляды
пользователей
и
склонности
продукта,
выявить
потенциальных
шаблоны
их
поведения;
изучить предметную область, выявить технический,
экологический
и
деловой
контексты
разрабатываемого продукта;
изучить используемый лексикон и прочие социальные
аспекты предметной области;
применения
существующих
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
39
изучить
способы
продуктов.
40.
Полезные методики качественныхисследований
интервьюирование
заинтересованных
лиц;
наблюдение
за пользователями/
этнографические
полевые
исследования;
интервьюирование
экспертов
в предметной области
(ЭПО);
интервьюирование
пользователей и
покупателей;
обзор литературы;
аудит
продукта/прототипа и
конкурирующих
решений
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
40
41.
Интервьюированиезаинтересованных лиц
представление о техническом окружении и бизнес-контексте
продукта.
предварительное видение продукта;
бюджет и график проекта;
технические возможности и ограничения;
потребности бизнеса;
представление о пользователях.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
41
42.
Интервьюирование экспертовв предметной области (ЭПО)
Имеющиеся нормы и
зарекомендовавшие себя на
практике подходы, действующих в
данной предметной области.
планирование исследований
пользовательской аудитории.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
42
43.
Интервьюирование пользователей и покупателей.цели приобретения продукта;
недостатки существующих решений;
процесс принятия решений при покупке программных продуктов;
роль в установке, обслуживании и управлении продуктом;
проблемы предметной области и особенности используемой
терминологии.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
43
44.
Интервьюирование пользователей и покупателейкогда, почему и каким образом применяется продукт;
что необходимо знать пользователям, чтобы делать свою работу;
существующие задачи и виды деятельности, поддерживаемые продуктом;
цели и мотивы использования продукта;
ментальная модель;
проблемы и сложности при работе с продуктом (или аналогичной системой, если
продукт еще не создан).
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
44
45.
Наблюдениеболее полные и точные
данные о ситуации,
которую стремится
понять проектировщик, и
поведении пользователя
в тех или иных условиях
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
45
46.
Опыт практических исследованийв области проектирования
наиболее полезным и
эффективным инструментом
для сбора качественных
данных о пользователях и их
целях в арсенале
проектировщика является
сочетание индивидуальных
интервью с наблюдением.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
46
47.
Обзор литературыдополнительные данные о предметной области и терминологии,
маркетинговые планы
стратегия бренда,
исследования рынка,
опросы пользователей,
технические спецификации и информационные материалы,
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
47
48.
Обзор литературыстатьи в деловых и технических журналах, связанных с
предметной областью,
сравнительный анализ конкурентных решений,
результаты поиска в Интернете похожх продуктов и
новостей о них,
результаты и метрики юзабилити-исследований,
данные службы поддержки, такие как статистика
обращений пользователей за поддержкой.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
48
49.
Аудит продукта/прототипаи конкурирующих решений
представление о состоянии дел в
предметной области и базу для подготовки
вопросов к интервью
сильные и слабые стороны доступных
пользователю продуктов
Текущий объем функциональности
продукта.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
49
50.
Персонажи, как моделипользователей
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
50
51.
Персонажописательная модель пользователей
представитель значимого
подмножества целевой аудитории
строится на основе
мотивации реальных людей
поведенческих шаблонов
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
51
52.
Персонажи позволяют решать основныепроблемы:
Проблема
пластилинового
заключается
в
представления
о
пользователя
возможности
пользователе
под
подстройки
мнения
и
предположения разработчиков, тогда как требуется
решение, удовлетворяющее потребности реальных
пользователей
Проектирование
под
себя,
когда
пользователь
продукта наделяется качествами проектировщика или
разработчика
Проектирование в расчете на исключительные
ситуации
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
52
53.
Стимулами поведения любого пользователяявляются
его
поведение
цели,
функциональность
продукта
должны
быть
достижение
целей
ориентированы
на
пользователя,
поэтому
описания
каждого
при
и
формировании
персонажа
необходимо
моделировать цели пользователя.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
53
54.
Эмоциональные целиописывают качество взаимодействия с продуктом и являются сугубо
личными.
Для
проектировщиков
необходимо
переводить
эмоциональные цели персонажа в элементы формы, поведения,
динамики, звукового сопровождения продукта, чтобы передать
нужные эмоции и тон.
Примеры:
Чувствовать уверенность в том, что ситуация под контролем.
Получать удовольствие.
Ощущать душевный подъем или расслабленность.
Быть собранным и сосредоточенным.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
54
55.
Конечные целиотражают
мотивацию
пользователей
при
выполнении
задач,
связанных с использованием конкретного продукта. Эти цели
являются
предметом
взаимодействия,
рассмотрения
создании
при
информационной
проектировании
архитектуры
и
проработке функциональных аспектов дизайна.
Примеры:
Узнавать о проблемах до того, как они станут причиной
катастрофы.
Поддерживать контакт с родными и друзьями.
Заканчивать запланированные дела в 17:00 ежедневно.
Найти музыку, которая мне понравится.
Получить наилучшее предложение.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
55
56.
Жизненные целипредставляют личные стремления пользователя и обычно выходят
за пределы контекста работы с проектируемым продуктом, связаны
с глубинными стимулами и мотивами, помогающими объяснить,
почему пользователь пытается достичь конечных целей. Эти цели
являются предметом рассмотрения при проектировании продукта в
целом, создания стратегии и брендинга для него.
Примеры:
Прожить хорошую жизнь
Преуспеть в реализации амбиций
Стать знатоком в определенной области
Быть
привлекательным,
популярным,
завоевать
уважение
коллег
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
56
57.
Процесс разработки персонажаВыявление
поведенческих
переменных
Сопоставление
респондентов с
поведенческими
переменными
Выявление
значимых
шаблонов
поведения
Расширение
описания
атрибутов и
поведений
Проверка полноты
и выявление
избыточности
Синтез
характеристик и
соответствующих
им целей
Назначение
персонажам типов
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
57
58.
Шаг 1. Выявление поведенческихпеременных
определяют
самостоятельные
аспекты
наблюдавшихся
вариантов
поведения
Типы:
Деятельность: чем занят пользователь, частота и объем.
Взгляды: каким образом пользователь думает о предметной области
и технологии продукта.
Наклонности: каковы образование и подготовка пользователя, его
способность обучаться.
Мотивация: каким образом пользователь вовлечен в предметную
область продукта.
Навыки: умения пользователя, связанные с предметной областью
продукта и используемой технологией.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
58
59.
Шаг 2. Сопоставление респондентов споведенческими переменными
Необходимо
каждому
соответствующее
респонденту
место
в
назначить
диапазоне
каждой
переменной. Некоторые из переменных будут отражать
непрерывный
диапазон
поведения
(к
примеру,
от
новичка до эксперта в компьютерной области), а
некоторые – дискретные варианты выбора (скажем,
использование
цифрового
либо
пленочного
фотоаппарата). При расположении важна не столько
точность значений, сколько взаимное расположение
респондентов. Результатом этого шага должна стать
группировка всех респондентов по каждой из осей.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
59
60.
Шаг 3. Выявление значимых шаблоновповедения
После
размещения
респондентов
по
осям,
можно
выделить группы (кластеры) отдельных респондентов,
близких
сразу
по
нескольким
диапазонам
или
переменным. Группа респондентов, кластеризованная
сразу
по
вероятнее
шести-восьми
всего,
различным
представляет
переменным,
значимый
шаблон
поведения, который ляжет в основу персонажа. У
некоторых специализированных ролей может быть лишь
один значимый шаблон, однако обычно таких шаблонов
два или даже три
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
60
61.
Шаг 4. Синтез характеристик исоответствующих им целей
Для
каждого
поведения
выявленного
необходимо
значимого
синтезировать
шаблона
детали
на
основе имеющихся данных. На этом этапе достаточно
простого
перечисления
различных
характеристик
поведения, представленного в сжатой форме.
Самыми значимыми из деталей, синтезируемых на
основе данных интервью и наблюдений за поведением,
являются цели. Цели должны всегда иметь некоторое
непосредственное
отношение
к
проектируемому
продукту.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
61
62.
Шаг 5. Проверка полноты и выявлениеизбыточности
На
этом
этапе
персонажи
уже
должны
начать
оживать. Необходимо убедиться в полноте набора
персонажей и в том, что все персонажи осмысленно
уникальны, в этом случае можно получить набор
персонажей,
достаточно
хорошо
представляющий
разнообразие вариантов поведения и потребности
реальных
людей
и
при
этом
максимально
компактный, что позволит сократить усилия на этапе
проектирования взаимодействия.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
62
63.
Шаг 6. Расширение описания атрибутов иповедений
Повествование от
способом
третьего
представить
лица является
взгляды,
ярким
потребности
и
проблемы персонажа другим участникам процесса
разработки.
Типичное описание персонажа – это синтез наиболее
важных деталей, полученных в ходе исследований и
относящихся к этому персонажу.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
63
64.
Шаг 7. Назначениеперсонажам типов
ключевой
покупатель
второстепенный
обслуживаемый
дополнительный
отвергаемый
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
64
65.
Шаг 7. Назначение персонажам типовключевой
задает основную цель в проектировании интерфейса,
выбирается
методом
исключения:
цели
каждого
персонажа рассматриваются в сравнении с целями
остальных. Если не очевидно, какой из персонажей
является ключевым, это может означать одно из двух:
или
продукту
каждый
ключевого
из
требуется
которых
персонажа
несколько
предназначен
(так
часто
интерфейсов,
для
своего
бывает
в
корпоративных и технических продуктах), или же
объем его функциональности слишком широк.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
65
66.
Шаг 7. Назначениеперсонажам типов
второстепенный
дополнительный
в основном оказывается
доволен интерфейсом
ключевого персонажа, но
имеет дополнительные
потребности, которые
можно включить в
продукт, не нарушая его
способности служить
ключевому персонажу
пользовательский персонаж,
не являющийся ни
ключевыми, ни
второстепенным.
Их нужды обычно полностью
представлены сочетанием
нужд ключевого и
второстепенных персонажей
и удовлетворяются одним из
ключевых интерфейсов
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
66
67.
Шаг 7. Назначениеперсонажам типов
покупатель
персонаж, отражающий потребности покупателей, а не
конечных
пользователей.
Обычно
персонажи
покупателей используются в качестве второстепенных
персонажей.
Однако
в
некоторых
корпоративных
средах кто-то из таких персонажей может оказаться
ключевым, если ему предназначается собственный
административный интерфейс.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
67
68.
Шаг 7. Назначениеперсонажам типов
обслуживаемый
не является пользователем продукта, однако его
непосредственно затрагивает применение продукта.
Обслуживаемые персонажи – это способ отслеживать
социальные
порядка,
и
физические
оказываемые
воздействия
продуктом.
Эти
второго
персонажи
используются так же, как второстепенные персонажи.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
68
69.
Шаг 7. Назначениеперсонажам типов
отвергаемый
используются,
чтобы
демонстрировать
заинтересованным лицам и участникам разработки, что
существуют пользователи, для которых продукт не
предназначен.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
69
70.
Сценарии и требования,как основы
проектирования
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
70
71.
Виды деятельности, используемыедля получения искомых проектных решений
создание сценариев, как средства описания
идеального для пользователя взаимодействия;
использование этих сценариев для выработки
требований;
определение
на
основе
этих
требований
инфраструктуры взаимодействия для продукта и
пошаговое
наполнение
этой
структуры
все
более детальными решениями
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
71
72.
Типы сценариев, основанных на персонажахКонтекстные
сценарии
Сценарии
ключевого
пути
Проверочные
сценарии
создаются до начала
проектирования, пишутся с
точки зрения персонажа,
появляются в результате
пересмотра контекстных
сценариев, путем
добавления к ним более
подробных описаний
взаимодействия
пользователя с продуктом,
используются для
тестирования проектных
решений в различных
ситуациях,
сосредоточены на
человеческих действиях,
впечатлениях и желаниях,
при написании
используется проектный
лексикон.
обычно имеют форму
набора вопросов: «а что,
если...?», касающихся
предложенных решений
позволяют определить, как
продукт может наилучшим
образом послужить
потребностям персонажей.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
72
73.
Процесс формирования требованийк продукту на основе персонажей и
сценариев
Постановка
задачи и
определение
образа продукта
Мозговой штурм
Выявление
ожиданий
персонажей
Выявление
требований
Разработка
контекстных
сценариев
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
73
74.
Шаг 1: Постановка задачи иопределение образа продукта
Создание
надежного
основания
для
процесса
проектирования.
Постановка задачи определяет цель самого проектирования,
кратко отражает ситуацию, требующую изменения, как с
точки зрения персонажей, так и с точки зрения бизнеса,
который создает для этих персонажей продукт.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
74
75.
Шаг 1: Постановка задачи иопределение образа продукта
Определение образа продукта ставит на первое место
потребности пользователей
Сводка
целей
пользователей
и
испытываемых
ими
сложностей в виде постановки задачи и определения образа
продукта
помогает
команды
и
достичь
привлечь
ее
взаимопонимания
внимание
к
внутри
приоритетам
предстоящего проектирования
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
75
76.
Шаг 2: Мозговой штурмизвлечение идеи о персонажах и их желаниях в
отношении взаимодействия с продуктом
избавление
проектировщиков
от
предубеждений,
определение возможности открыто и гибко
работать над созданием сценариев, задействуя
свое
воображение
аналитические
и
применяя
способности
для
свои
извлечения
требований из этих сценариев.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
76
77.
Шаг 3: Выявление ожиданий персонажейДля каждого ключевого или второстепенного персонажа
необходимо выявить:
Взгляды, опыт, устремления, а равно и другие
социальные, культурные, физические и когнитивные
факторы, влияющие на ожидания персонажа.
Общие ожидания и желания, которые может иметь
персонаж в связи с использованием продукта.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
77
78.
Шаг 3: Выявление ожиданий персонажейДля каждого ключевого или второстепенного персонажа
необходимо выявить:
Ожидаемое или желаемое персонажем поведение
продукта.
Что
персонаж
думает
о
базовых
единицах
информации (скажем, в приложении для электронной
почты
базовой
единицей
информации
будет
сообщение или корреспондент).
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
78
79.
Шаг 4: Разработка контекстныхсценариев
Контекстные сценарии
сконцентрированы вокруг деятельности персонажа, его
ментальных моделей и мотивов,
описывают широкий контекст, в котором проявляются
шаблоны использования,
включают
информацию
о
среде
использования
и
об
организационных вопросах.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
79
80.
Шаг 4: Разработка контекстныхсценариев
При создании контекстных сценариев необходимо
основное внимание уделить тому, как проектируемый
продукт
может
наилучшим
образом
помогать
персонажам в достижении их целей. Именно здесь
начинается проектирование.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
80
81.
Шаг 4: Разработка контекстныхсценариев
Контекстные сценарии устанавливают основные точки
соприкосновения
каждого
второстепенного
персонажа
ключевого
с
и
проектируемой
системой (возможно, и с другими персонажами
посредством системы) в течение дня или иного
осмысленного промежутка времени.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
81
82.
Шаг 5: Выявление требованийНа
основе
анализа
контекстного
сценария
можно получить потребности персонажей –
требования, которые могут включать в себя
объекты, действия и контексты
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
82
83.
Шаг 5: Выявление требованийИнформационные
требования
Функциональные
требования
Требования
бизнеса
Требования
бренда и опыта
пользователей
Технические
требования ограничения
Требования
покупателей и
партнеров
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
83
84.
Шаг 5: Выявление требованийИнформационные
требования
отражают потребности
персонажей в информации,
которую должна предоставлять
система.
Функциональные
требования
операции или действия, которые
должны выполняться с объектами
системы
реализуются в виде интерфейсных
элементов управления
действия продукта
Объекты и прилагательные,
связанными с этими объектами.
места или контейнеры, с помощью
которых объекты или данные
отображаются пользователю.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
84
85.
Шаг 5: Выявление требованийТребования бизнеса
Требования бренда
и опыта
пользователей
сроки разработки
стандарты
структуры
ценообразования
характеристики опыта,
который пользователи и
клиенты связывали бы с
вашим продуктом,
компанией или
организацией.
бизнес-модели
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
85
86.
Шаг 5: Выявление требованийТехнические
требования ограничения
Требования
покупателей и
партнеров
по весу,
простота установки,
размеру,
форм-фактору,
свойствам дисплея,
энергопотреблению,
выбору программной платформы.
Простота обслуживания и
настройки,
стоимость поддержки
лицензионных соглашений
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
86
87.
Процессвыявления
требований
является
итерационным
шаги с третьего по пятый придется выполнить
несколько раз, прежде чем требования станут
устойчивыми.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
87
88.
Послевыполнения
всех
действий
должно
появиться приблизительное описание того, как
продукт
поможет
пользователям
достигать
своих целей, которое содержит контекстные
сценарии и перечень основных требований.
На построенной базе можно рассматривать
детали поведения продукта и формировать
инфраструктуру взаимодействия.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
88
89.
Что дальше?Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
89
90.
Список дополнительных источниковКупер А., Рейман Р., Кронин Д. Алан Купер об интерфейсе.
Основы проектирования взаимодействия. – Пер. с англ. –
СПб.: Символ-Плюс, 2009. – 688 с.
JARED M. SPOOL, “5 Design Decision Styles. What's Yours?”
[Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:
https://www.uie.com/articles/five_design_decision_styles/
Л. Константайн, Л. Локвуд «Разработка программного
обеспечения». – Пер. с англ. – СПб: Питер, 2004.
А. Купер «Психбольница в руках пациентов. Почему высокие
технологии сводят нас с ума и как восстановить душевное
равновесие», дополненное издание. – Пер. с англ. – СПб:
Символ-Плюс, 2009.
Разработка приложений для смартфонов на ОС Android. Лекция 1.
Проектирование, ориентированное на пользователей. пользовательский опыт
90