Похожие презентации:
Этика личного и социального успеха в современном Казахстане: культурно-психологические особенности
1.
Этика личного и социального успехав современном Казахстане:
культурно-психологические
особенности.
Выполнила: студентка 2 курса специальности «Научная география»Куанышбай Акерке.
2.
История возникновения этики и ее предметЭтика относится к древнейшим наукам – она возникла на
рубеже V-IV вв. до н.э. Официально ее родоначальником
считается Аристотель. Он образовал понятие «этический»
(добродетельный), отсюда произошло название науки – этика.
Слово этика происходит от древнегреческого слова «этос» –
дом, очаг (во времена Гомера, VII в. до н. э.); а позднее – нрав,
обычай, характер. Этика – это наука о поведении людей, нравах
и обычаях в поведении.
Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.п.), позднее – с I в. до
н.э. – получило название «мораль». Родоначальник этого слова Гай Юлий
Цезарь образовал его от латинского слова moss, обозначающего дом, очаг,
обычай и т.д. В большинство языков мира понятия этика и мораль вошли
в первоначальном варианте: этика – наука о морали.
Но в некоторых языках есть свои слова, так в русском
языке существует слово нравственность. Впервые в
России это слово появилось в 1798 г. в словаре Российской
академии наук, оно было образовано не от слова нрав, а от
выражения «по ндраву», «по сердцу». Н.Г. Чернышевский
писал: «Нравственность в русском языке – это то, что
способствует позитивному развитию морали».
Цезарь Гай
Юлий
3.
Основателем классического этапа этики в античной философиисчитается Демокрит. Он был родоначальником классического этапа в
античной философии. В своих философских произведениях он писал об
этике и первым предпринял попытку дать критерий разделения добра и зла
– основных категорий этики.
Этика сформировалась в эпоху, когда начались распад родоплеменного строя и формирование
раннего рабовладения. К этому моменту общество накопило обширные представления о добре и
зле. Эти первые представления были выражены в древних эпосах, например в «Сказании о
Гильгамеше», в ранних литературных произведениях, в принятых в древнем обществе законах, в
пословицах и поговорках, в развитых мифологических системах и т.д. Например, основная
проблема в эпосе о Гильгамеше (Древний Шумер) – вопрос смерти и бессмертия. Вывод –
бессмертие человека в делах, которые он оставил после себя.
Мораль является основным п р е д м е т о м э т и к и, осмыслением которого она
занимается на протяжении всей истории своего развития.
Определение морали – сложный процесс, что объясняется целым
рядом причин: сложностью, содержательной изменчивостью,
многоаспектностью этого феномена; различием в методологических
установках различных направлений этической рефлексии и т.д.
Вместе с тем, современный этап развития этики позволяет ученым
дать следующее определение морали:
Мораль — это особый способ регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на
различении добра и зла.
4.
Современный смысл терминов «этика», «мораль» и«нравственность»
Толкования понятий
Этика
Наука,
область
знания
Наука о
морали
Мораль
Предмет, изучаемый этикой
Субъективные оценки
индивидами своей
деятельности: то, какими
видятся поступки индивиду в
его субъективных оценках
приземленные, исторически
изменчивые нормы поведения
(наставления школьного
учителя)
Нравственность
Объективные оценки
поступков людей: то,
какими на самом деле
являются поступки
человека в реальном
опыте жизни
высокие
основополагающие
принципы (библейские
заповеди)
5.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВЫХ РАЗДЕЛОВ ЭТИКИI РАЗДЕЛ
Первоначально учёные занялись описанием уже сложившихся обычаев и
нравов. Но очень быстро этого оказалось недостаточно, и примерно с VI в.
н.э. в русле философии появляются попытки осмыслить природу
поведения человека, основные механизмы, определяющие поведение. Этот
период получил название предэтики.
II РАЗДЕЛ
Второй раздел этики сформировался вместе с возникновением самой
науки. Этика стала накапливать практический материал и осмысливать
возникновение, развитие, основные механизмы частных, специфических,
особенных этических систем.
III РАЗДЕЛ
Осмысление пройденного наукой пути и рождение истории этических
учений.
IV РАЗДЕЛ
Моральная прогностика. Почти с самого рождения науки учёные
пытались дать идеалы, к которым надо стремиться. Однако сначала этот
раздел не занимал существенного места в науке. Особую роль он начал
играть уже в новом времени, особенно в ХХ веке. Это было связано с
усилением социального бремени и с изменением динамики социальных
процессов.
6.
ДОЛГЧЕСТЬ
ДОБРО
ОСНОВНЫЕ
КАТЕГОРИИ
ЭТИКИ
ДОСТОИНСТВО
РАВЕНСТВО
СОВЕСТЬ
ЗЛО
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Категориями
называются понятия, в
которых наука этика
раскрывает сущность
морали и моральной
деятельности человека.
Категории меняют свою
иерархию в зависимости
от изучаемой сферы.
Например, у Канта на
первом месте стоит долг.
Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это отражается категориями
«добро и зло».
Добро и зло – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего
общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо,
как польза, зло – это вред. Добро и зло конкретно историчны.
В практику эти нормы воплощаются только через
поведение конкретного человека, после того как
информация о норме пропущена через индивидуальное
сознание, – это отражается категориями честь,
достоинство и совесть. Но что бы мы ни делали, мы
всегда действуем среди людей и по отношению к людям.
Личные поступки описываются категориями долг и
ответственность.
7.
Основные категории этикиСовесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального
морального сознания.
Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную
функцию, она сравнивает общественно признанное понимание добра с
конкретным поступком человека. Эта функция совести людьми давно
понята, и в индивидуальном сознании выработались механизмы
нейтрализации совести. Природа совести такова, что она может
неоднократно возвращаться и тревожить нас годы спустя после
совершения деяния. Иногда внутренний суд намного строже, чем суд
людской. Это состояние человека зафиксировала религия. Поэтому
предсмертная исповедь во многих странах является безусловным
свидетельским доказательством чего-либо важного. Принять
предсмертную исповедь может священник любой конфессии, церковь
это допускает. Достоинство – собирательная категория, в которой
аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе
формирования
личности.
Содержательное
понимание
своего
достоинства накапливается постепенно, по мере осознания человеком
того, что он несёт в себе, под своим «я».
8.
Честь – это те границы, которые устанавливает себе самчеловек, в рамках которых он считает, что не теряет своего
достоинства. Честь устанавливает даже более узкие границы,
чем право.
Долг – социальный заказ от общества к человеку, социальные ожидания,
оформленные в представлениях о добре и зле соответственного
исторического периода (покорность жены мужу в древности). С этими
ожиданиями человек знакомится всю свою жизнь, но пока человек не
выполняет свой долг – его представления иллюзорны. Полностью мы
осознаём свой долг во время прямого столкновения с конкретной ситуацией.
Ответственность, – усваивая представления о долге, мы
проводим селекцию требований, признаём какие - то ожидания
верными, а какие то отвергаем. Ответственность – это та часть
требований долга, которую человек принимает на себя, и за
отступление от которых готов нести ответственность.
9. Этика в современном Казахстане
10.
11. Этикет казахского народа
У каждого народа существуют какие-то свои отличительныеособенности в поведении в тех или иных ситуациях. Но время и
глобализация вносят и здесь свои коррективы, но, тем не
менее, многие национальные обычаи в области этикета
сохраняются по сей день:
• приветствие (салем беру)
• «гость несет счастье»
• роль старейшин
• почитание
• забота о пожилых и др.
12.
• Соблюдение приличий как старшими по возрасту, таки младшими, всегда считалось и считается высшей
этикой. Примеров национальной этики поведения
взрослых перед младшими и, наоборот, мужчин
перед женщинами, женщин перед мужчинами
великое множество. К примеру, младший по возрасту
не пересекает дорогу старшему; свекор должен быть
всегда вежливым в разговоре с келин (невестка);
келин в свою очередь обязана быть учтивой,
вежливой, соблюдать приличия в общественных
местах, в общении с другими людьми.
13. ЭВОЛЮЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В КАЗАХСТАНЕ (2011 г.)
Г.Г. Барлыбаева:«Анализируя казахскую философскую мысль в контексте
развития реалий современности, духовно-нравственные ценности
казахского народа, включающие в себя гуманность и
милосердие, доброжелательность и гостеприимность,
открытость и миролюбие, невозможно обойти тему
толерантности, так как толерантность есть органически
присущий казахской философии этический принцип, ее
важнейшая и характерная особенность. Известно, что этические
принципы казахского народа, уходя корнями в глубокую
древность, проникнуты высокими общечеловеческими идеями
добра и милосердия, которое, выступая одним из наиболее
глубоких проявлений человеческого бытия, само по себе не
может не быть толерантным.»
14. Реалии казахской ментальности
В начале 60-х гг. XIX в. географ И. И. Завалишин отмечал: “УКиргизов есть еще одно достоинство: это совершенное
отсутствие умышленной изысканности в выражениях,
замашки рабски подползать – чего к несчастию еще так много у
русского мужика”.
Вряд ли кто-то сможет сказать такое сейчас. Наоборот, в качестве
прямого и простого нрава в Казахстане воспринимается русский
характер.
Но если говорить серьезно, то, конечно, это не повод уподобляться некоторым
философам и публицистам и грустить о “золотых временах” кочевой эпохи.
Нынешние казахи научились торговать и работать, а гибкость характера
позволяет им легко постигать чужие культуры и воспринимать новые идеи.
Безусловно, что огромное влияние на современный казахский менталитет
оказала русская система ценностей, где богом является Справедливость (“Не
в силе бог, а в правде”.). Не случайно в отстаивании социальных прав
активнее всего проявляет себя как раз русскоязычное население.
15.
Вообще надо отметить, что казахи отличаются гораздо большейсплоченностью, чем соседние народы.
Как верно замечают некоторые исследователи, видимо, связано
это с традицией запрета браков до седьмой степени родства,
благодаря которому практически все казахи приходятся друг
другу родственниками. Но это же самое обстоятельство служит
причиной таких неистребимых бед государственного аппарата,
как кумовство и коррупция.
16.
Надо учитывать, что в регионах ситуация существенноразличается. Казахи Мангыстау испытывали
серьезное туркменское влияние, а казахи ЮКО
похожи на своих соседей-узбеков. Но эти различия
преувеличивать тоже не стоит. Отсутствие диалектов
в казахском языке ясно свидетельствует и об
отсутствии каких-либо серьезных субкультур, за
исключением так называемого
“шала-
казахства”, уже довольно тщательно
описанного в публицистике.
17.
ВЫВОД:Таковы базовые основы современного
Казахстана. Разумеется, в дальнейшем под
влиянием различных факторов ментальность
народа будет серьезно меняться. Очень
многое будет зависеть от того, каким образом
будет развиваться широкомасштабное
противостояние исламской и христианской
культур, наблюдаемое ныне в Европе. Ведь
незримая линия фронта войны цивилизаций
проходит и через территорию Казахстана.