Похожие презентации:
Профессиональная этика и служебный этикет
1. Дисциплина ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
иСЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ
2. Для студентов ФНБ РАНХиГС очной формы обучения
2014-2015 учебный годТема 1.
Введение в учебную дисциплину
«Профессиональная этика и служебный этикет».
Этика - наука о моральных регуляторах
жизнедеятельности человека и общества
3. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Введение в учебную дисциплину ПЭ и СЭ.2. Понятия «этика», «мораль», «нравственность».
3. Этические добродетели
4. Что такое мораль? Функции, структура морали.
5. Мораль и право как универсальные регуляторы
поведения людей.
4. Происхождение слова «этика»
• Греческие слова ἔθνος (этнос) и ἔθος («этос») близки.• От второго как раз образовано понятие «этика». «Этос»
означает «нрав», «поведение», «мораль». Этика смысловой синоним морали. Архаический
древнегреческий корень ἔθ, от которого образованы оба
слова «этнос» и «этос», означал «населенную
местность», «местность, в которой находится деревня
или поселение», или «поселение сельского толка», но не
город.
• Таким образом, объединяются пространственное
представление о населенной (сельской) местности (ἔθ),
понятия «нрава», «морали» и «обычая» (ἔθος).
5. Этос, этический, этика
• В 4 в. до н. э. Термин «Этика» в научный оборот ввел Аристотель.Этика (ëthicá от ēthos - обычай, нрав, характер) - это
совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной
эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом
изучения этики является мораль.
• Исходя из значения «ЭТОСА» как нрава, характера, было
образовано прилагательное ethicus - этический, которым
философ обозначил человеческие добродетели, добродетели
характера (например, мужественный, умеренный), отличавшиеся
от добродетелей разума. А от этого прилагательного Аристотель
образовал новое существительное ethica, которое
использовалось в названиях его трудов («Никомахова этика»).
6. Добродетели – душевные качества
• «этос» - 1.привычное место совместного проживания (дом,звериное логово, птичье гнездо и 2.устойчивая природа какоголибо явления, обычай, нрав, характер.
• Гераклит говорил, что этос человека есть его божество. Такой
смысл выражает связь между кругом общения человека и его
характером.
• Аристотель прилагательным «этический» обозначал особый класс
человеческих качеств - этических добродетелей. Этические
добродетели - это свойства характера, темперамента человека душевные качества. У них, с одной стороны, отличие от аффектов
как свойств тела и, с другой стороны, от добродетелей как свойств
ума. Под аффектами Спиноза понимал состояния тела, которые
увеличивают или уменьшают способность самого тела к
действию, а вместе с тем и идеи этих состояний. К примеру, страх
- природный аффект, память - свойство ума, а умеренность,
мужество, щедрость - свойства характера.
7. Назовите добродетели
• Безрассудная отвага – мужество – трусость• Расточительство – щедрость – скупость
• Тщеславие – великодушие - малодушие
8. Этика и мораль
• Термин «этика» был воспроизведен римлянами.Латинским вариантом слова ethos выступает понятие
mos – «обычай», «нрав», «поведение», «предписание».
• Римский оратор Цицерон от слова mos образовал слово
moralis, что относилось к характеру и обычаям людей.
Позднее, около 4 в. н.э. возникает слово moralitas –
«мораль».
• Греческое слово ethica и латинское moralitas очень
схожи по смыслу, и возникли они искусственно с целью
объяснения определенной сферы исследования.
9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭТИКИ
Что мы понимаем под этикой?Это философское учение.
Это наука о сущности, законах возникновения и
исторического развития нравственности (морали),
об особенностях и функциях морали, о нравственных
ценностях общественной жизни.
То есть – это исследование того, как люди должны
поступать по отношению к другим с точки зрения
сохранения и развития человеческого в человеке.
10. НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ И.КАНТ (1724 – 1804) В РАБОТЕ «КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА»
•«Две вещи наполняют душу новым ивсе более сильным удивлением и
благоговением, чем чаще и
продолжительнее мы размышляем о
них, - это звездное небо надо мной и
моральный закон во мне»
11. ТРУДНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭТИКИ
• Как говорил Аристотель, юноша —неподходящий слушатель для лекций по
этике.
• При этом основным признаком «юноши» он
считал не возраст, а незрелость характера,
когда человека ведет по жизни слепая
прихоть страстей, что может случиться и со
взрослыми людьми.
12. Категории этики – научные понятия, отражающие наиболее общие свойства и связи реальной действительности и познания
• Структурно категории этики можно разделить на тригруппы:
• 1. БЛАГО, ДОБРО и ЗЛО, СМЫСЛ ЖИЗНИ и СЧАСТЬЕ;
• 2. ИДЕАЛ, ДОБРОДЕТЕЛЬ и ПОРОК;
• 3. ДОЛГ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СОВЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО и
ЧЕСТЬ
13. Немецкий философ АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788 – 1860) «Об основе морали»
•«То, что движет нашей волей естьисключительно благо или зло.
•Следовательно, всякий мотив
должен иметь отношение либо к
благу, либо к злу»
14. МОРАЛЬ
15. Мораль и нравственность – трактовки понятий
• Мораль – осознание того, какими представляются и поведениеличности в ее субъективных оценках, переживание вины
• Нравственность – это то, какими в реальности являются поступки
в действительной жизнедеятельности индивида, семьи, народа,
общества
• Учитывая культурно-языковую традицию:
• МОРАЛЬ – исторически изменчивые нормы поведения
• НРАВСТВЕННОСТЬ – высокие основополагающие принципы
16. НРАВСТВЕННОСТЬ
Обозначение реальных процессов, а нетеоретических положений.
Нравственность: основа «нрав» Характер,
Совокупность психических и личностных свойств,
отличная от УМА,
Страсть, воля
И происходящее от него «нравно» (то, что по нраву)
17. НРАВСТВЕННОСТЬ
Часто употребляется как синоним морали,но
Существует позиция, согласно которой
НРАВСТВЕННОСТЬ – это не просто знания и
намерение поступать в русле добра, а
сама реализация добра в деятельности и
поступках людей
18. Понятия «этика» и «мораль» (нравственность)
• Этика сосредоточена на выявлении и утверждениисобственно человеческого в поступках людей, то есть
того, что действительно способствует сохранению и
совершенствованию социума и личности. Этика должна и
научить, и воспитать, и обосновать теоретически.
• Мораль выступает важным способом регулирования
поведения людей в обществе. Это система принципов и
норм, которые определяют характер отношений между
людьми в соответствии с понятиями о добре и зле,
справедливом и несправедливом, достойном и
недостойном, принятыми в конкретном обществе.
Мораль – это модель нравственности.
19. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
• существуют помимо конкретных моральных норм, таких, как «неукради» или «будь милосердным». Их особенность состоит в том,
что они задают наиболее общие формулы, из которых можно
вывести все остальные конкретные нормы.
• Принцип талиона
• Принцип нравственности
• Принцип золотой середины
• Принцип наибольшего счастья
• Принцип справедливости
20. СООТНОШЕНИЕ ЭТИКИ и МОРАЛИ
• Этика – это область знания, а мораль и нравственность – то, чтоона изучает. Отношение этики к морали не сводится только к
отражению и объяснению. Этика как наука выдвигает
определенную модель нравственности.
Этика
Мораль
21. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МОРАЛИ
•Регулятивная•Оценочная
•Ориентирующая
•Познавательная
•Мировоззренческая
22.
23. СТРУКТУРА МОРАЛИ
24. Социальные нормы - регуляторы общественных отношений - это
МоральныеПравовые
Религиозные
Обыденные
Корпоративные
25. ЕДИНСТВО МОРАЛИ И ПРАВА
• являются универсальными регуляторами поведения людей;• являются социальными регуляторами, имея отношение к
проблемам свободной воли индивида и его ответственности за
свои действия.
• являются многомерными образованиями, имеющими сложную
структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих
между собой элементов;
• служат общей цели – совершенствованию и упорядочению
общественной жизни, регулированию поведения людей,
поддержанию порядка, согласования интересов личности и
общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;
26. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОРАЛИ И ПРАВА
• право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественныхотношений, в формировании у людей установленной юридической и
нравственной культуры;
• правовые и моральные требования во многом совпадают: действия
субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и
поощряются и моралью;
• право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;
• взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности
их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских
качеств;
• право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей,
применяя для этого присущие им методы;
• правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают
моральные ценности;
• мораль выступает в качестве ценностного критерия права.
27.
мораль как регулятор жизни обществаморальная
регуляция внеинституциональна; это
исторически сложившаяся форма
организации и регулирования
общественной жизни;
нормы морали и правила поведения
рождаются спонтанно, в практике
человеческих отношений;
нормы морали невозможно
ограничить количественно, они гибки;
требования морали обращены ко всем
людям;
источник обязательности моральных
норм – человеческая совесть, моральное
сознание человека и общества;
контроль выполнения моральных
право как регулятор жизни общества
правовая регуляция институциональна,
есть специально созданный институт;
осуществляется властью и авторитетом
государства;
нормы права устанавливаются и
издаются от имени государства;
правовые нормы требуют четкого
определения и ограниченного количества,
что дает возможность проверить их
исполнение;
требования права имеют конкретного
адресата;
обязательность правовых норм
вытекает из силы и авторитета государства;
контроль выполнения норм права
осуществляется с помощью социальных
28. Немецкий философ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770 – 1831)
"Право и мораль отличаются друг от друга. Нечтовполне позволительное с точки зрения права быть
чем-то таким, что моралью запрещается. Право,
например, мне разрешает распоряжаться своим
имуществом, совершенно не определяя пределов
этого распоряжения, и только мораль содержит
определения, которые его ограничивают".
«Философия права»
29. Различия морали и права
МоральПраво
Возникает вместе с человеческим
обществом
Возникает вместе с государством
В обществе могут одновременно
существовать несколько моральных систем
В государстве существует только одна правовая
система
Нормы морали формируются на основе
сложившихся в обществе представлений об
основных моральных сущностях (добро и
зло, справедливость, долг, честь,
достоинство и др.)
Нормы права формируются на основе
выражения воли государства по реализации
основных интересов социальных групп
Существует в общественном сознании
Существует в конкретных источниках (законы,
постановления, приказы и др.)
Регулирует сферы человеческой
жизнедеятельности, праву не подвластные
(любовь, дружба и др.)
Регулирует этически нейтральные стороны
человеческой жизнедеятельности (техникоюридические механизмы)
Поддерживаются силой общественного
мнения, внутренним убеждением человека
Поддерживаются силой государственного
принуждения