Похожие презентации:
Социологические исследования этнических групп
1. Социологические исследования этнических групп
2. Основные направления
• Теория национализма• Положение этнических меньшинств
3. Теория национализма
В первой половине ХХ века преобладал Веберианскийподход (близок к советскому Марксизму).
• Нация – продукт длительной исторической
эволюции.
• Это реальное сообщество, включающее предков,
современников и будущие поколения.
• Предполагает существование объективных
признаков: язык, территория, традиции,
психологические черты.
• Нация эмпирически фиксируется
4. Национализм
• Национализм – идеологическое течение,которое служит фундаментом единства
нации.
• В Западной традиции это понятие не имеет
отрицательного смысла.
• В западной литературе принято различать
Гражданский национализм
Этнический национализм
5. Гражданский национализм
• Еще одно название - государственный• Идеология политической общности.
• Предстает как либеральная идеология и
практика создания современных государств
наций (Франция, Испания, Италия, США).
• В рамках этой идеологии принимаются
решения и реализуются программы, имеющие
общий интерес: «Национальная система
здравоохранения», «национальная
безопасность».
6. Этнический национализм
• Осуществляется от имени этнокультурнойгруппы. Большое значение имеет принцип
этническая принадлежность.
• Слабость принципа гражданства.
• Идея: каждый этнос должен иметь
собственное государство или хотя бы
какую-то степень политической автономии.
• Опасен из-за тенденций изоляционизма,
шовинизма, культурной исключительности.
7. Для каких стран применимо?
• Гражданский национализм характерен дляустоявшихся государств Западной Европы, где
сложилось правовое общество и
национальная идея имеет давние культурные
формы.
• Этнонационализм характерен для «молодых»
государств, где нет разработанного
гражданского законодательства, имеет место
дискриминация этнических меньшинств.
8. Э. Геллнер
• Национализм – следствие процессовмодернизации и индустриализации
• Появилась необходимость в создании
культурной гомогенности всего населения
проживающего в границах государства.
• Вопрос: почему традиционное общество не
ощущает этой необходимости?
• Необходима гражданская лояльность
9. Теория Э. Геллнера
• Доиндустриальные общества имели крайнезапутанную систему культурных различий, это
«привязывало людей к их общине, местности,
социальным связям.
• Современное общество, наоборот, крайне
заинтересовано в поддержании мобильности.
• «Национализм – это прежде всего
политический принцип, суть которого состоит
в том, что политическая и национальная
единицы должны совпадать» (Э. Геллнер.
Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.)
10. Культурная мобилизация нации
• Инструментами мобилизации нации являютсякультура и образование.
• Появляются национальные системы образования.
Они могут поддерживаться только государством.
• Создается национальная традиция (язык,
литература, официальная история, корпус
признанных имен).
• Национальная культура – это симбиоз власти и
обучения.
• Официальные учреждения формировали
национальную культуру.
11. Э. Хобсбаум
• Но некоторые этнические группы, которые не сталиосновой для образования независимых государств или
внутригосударственных автономий должны были
подчиниться ассимиляции.
• Часто в этих регионах была слабее развита экономика
(валлийцы, баски, саамы, трансильванцы).
• Этнические различия всегда подразумевают
социальное неравенство.
• Социальное неравенство прочно связано с
региональной асимметрией и имеет стилевое
выражение.
• Понятие «образ жизни» имеет более культурный,
нежели социальный смысл.
12. Теория Б. Андерсона
• Нация – это «воображенное политическое сообщество».• Нация» противопоставляется сообществу лицом-к-лицу.
Такие сообщества не нуждаются в «воображении»
единства.
• Сообщества следует различать не по их ложности /
подлинности, а по тому стилю, в котором они
воображаются.
• Решающую роль в возникновении воображаемых
сообществ сыграло книгопечатание, в частности выпуск
печатной продукции на национальных языках.
• Язык способен генерировать национальные
сообщества, а не просто представлять их.
13. Конструктивизм
• Конструктиви́ зм — научное направление в социальныхнауках, представляющее общности как результат
конструирования, создаваемый при помощи
интеллектуального воздействия культурных и властных
элит.
• Аргументация конструктивистов основана на широком
спектре фактов искусственного создания и внедрения
этнических традиций.
• Этническая идентификация не является родством «по
крови». Это результат социального воздействия
средствами культурной индоктринации.
• Возникновение в 60-70-х годах ХХ века.
• В России – В.А. Тишков
14. Инструментализм
• Инструментализм рассматривает этничность какинструмент, при помощи которого люди добиваются тех
или иных целей.
• Не ориентирован на поиск определения этноса и
этничности.
• Любая деятельность и активность этнических групп
рассматривается как целенаправленная деятельность
этнических элит в борьбе за власть и привилегии.
• В обыденной жизни этническая идентичность
пребывает в латентном состоянии, но в случае
необходимости мобилизуется.
• На основе этого подхода проводятся эмпирические
социологические исследования.
15. Исследование групп этнических меньшинств
• Классическое исследование У. Томаса иФ.Знанецкого о польской миграции.
• В начале века миграция поляков в США
была массовой. Сам Ф. Знанецкий жил на
две страны. Четверть всех мигрантов –
поляки. Только в Чикаго их было 360 тыс.
человек.
16. Социальные явления, связанные и миграцией
• «Атомизация» сознания в условиях новых формсоциальной организации.
• Проблема соотношения индивидуального и
коллективного в процессах адаптации к инокультурному
окружению.
• Влияние миграции на анормальное поведение
(преступность, бродяжничество, проституция,
алкоголизм).
• Проблема занятости, стимулов к труду, их соотношения.
• Проблема полов, складывания и распада семейных
отношений.
• Проблема социальной удовлетворенности после
переезда в другую страну.
17. Процессы миграции в США
• До начала ХХ века были «волны» миграции• Со второй трети ХХ века количество мигрантов
увеличивается.
• Они менее настроены интегрироваться, так как
принадлежат не только к европейской культуре.
• Значительное количество мигрантов из Латинской и
Южной Америки, Азии, Ближнего Востока.
• Возникают этнически гомогенные кварталы
крупных городах США.
• Люди в замкнутых этнических общинах
подвергались систематической дискриминации.
18. Этнические меньшинства
• МЕНЬШИНСТВО – это социальная группа,члены которой подвергаются дискриминации,
сегрегации, угнетению или преследованиям со
стороны другой социальной группы –
доминирующей.
• Minorities – «меньшинство», «младшие»
• Меньшинства являются источником
преимуществ доминирующей группы,
поскольку угнетение одной группы людей дает
привилегии и высокий статус членам другой
группы
19. ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕНЬШИНСТВ
• Меньшинство характеризуется физическими иликультурными чертами, отличающими его от доминирующей
группы. Эти черты обусловливают взаимосвязанность
членов меньшинства и создание для них менее
благоприятных условий в рамках социальной структуры
• Меньшинства замкнуты, для них характерно осознание
собственной целостности. Его членам присуще ощущение
социальной и психологической близости с другими
подобными им людьми. Это сознание единства обостряется
в результате притеснений, которым подвергаются члены
меньшинства
• В целом членство в социальной группе меньшинства не
является добровольным. Индивид наделяется таким
статусом (аскриптивный статус).
20. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К МЕНЬШИНСТВУ
• Предубеждение – неприязненное ивраждебное отношение к членам группы
только на том основании, что они
принадлежат к этой группе и априори
наделяются предосудительными
свойствами, приписываемыми этой группе
• Дискриминация – это необоснованный
отказ в привилегиях, престиже и власти
членам меньшинства
21. Теория культурного участия С. Бенхабиб
• С. Бенхабиб исследует современные политикиидентичности.
• Большинство из них связаны с попыткой найти пути
между универсалистскими принципами «культурными
особенностями».
• Когда встает вопрос о признании культуры, возникает
дилемма: нужно ли сохранять культуру в качестве
критерия меньшинства. Одновременно есть
необходимость расширить круг демократического
участия.
• Позиция С. Бенхабиб на стороне второго принципа. Она
ставит распространение демократического участия
выше сохранения культурных особенностей.
22. Принципы демократической эгалитарности
1. эгалитарную взаимность,2. добровольное самопричисление,
3. свобода выхода и ассоциации.
23. Расовые различия
• Того, кого в США считают «черным», в Бразилии сочтут за«белого»
• Жители Африки могут иметь одинаковый оттенок кожи, но
существенные генетические различия. Еще большие различия у
чернокожих в США, где велика метисация.
• Расовые различия востребованы как основание для культурных
различий, поддерживающие статусные системы иерархии,
которые закрепляются политически
• Принадлежность к расовой группе связано с уровнем доходов,
неравных образовательных возможностей, предоставления
медицинских услуг, доступе к разным сферам занятости.
• Расовые различия – проявление социального неравенства.
24. Расовая принадлежность в США
Asian/American AsianBlack
Hispanics
Native American
White/ Caucasus
25. Классификация меньшинств (Дж. Огбу)
• Автономные меньшинства – достаточнонезависимы от доминирующей группы
экономически и политически. Обычно
достаточно замкнуты. Имеют специфическую
территорию или специфическую сферу
занятости. Используют преимущественно свой
язык. Имеют свои системы социальных
сервисов: больниц, школ и т.д.
• Пример: евреи, мормоны
26. Классификация меньшинств (Дж. Огбу)
• Кастовые меньшинства – подчиненыдоминирующей группе экономически и
политически. Имеют свой язык (чаще диалект)
субкультуру. На их основе возникает
специфическая идентичность. Сфера занятости
связана с «грязной», «неквалифицированной»,
«неуважаемой» работой. Это положение
фиксируется официально или (чаще)
неофициально.
• Пример: афроамериканцы, неприкасаемые в
Индии, Буракумин в Японии.
27. Классификация меньшинств (Дж. Огбу)
• Иммигрантские меньшинства – занимаютпромежуточное положение между первой и
второй группами. Люди, находясь в
непрестижном положении понимают свое
место как «спасение» или как результат
состоявшейся вертикальной мобильности. У
них не появляется чувства «привязанности» к
своему статусу, сохраняется стремление к
достижениям. Многие мигрантские общины (в
частности в США) настроены на частичную или
полную ассимиляцию к доминирующей
культуре.
28. Проблема этнических различий
• Этническая принадлежность также иногдапредусматривает физические различия (рост,
телосложение, цвет и разрез глаз, цвет волос и
кожи)
• Этнические различия могут рассматриваться как
различия в «культуре», например в России.
• Принадлежность к этнической группе также
означает проживание в определенном регионе, с
уровнем доходов, уровнем развития образования и
здравоохранения.
• Этнические различия имеют культурные основания.
29.
• Есть ли в России проявлениядискриминации?
• В отношении каких групп населения?
• В чем они проявляются?
30. Дискриминация по этническому признаку
• Принадлежность вэтнической группе из
Кавказского региона
• Пренебрежительное
прозвище «Черные»
• Исследования в
Москве и Воронеже
показывают
дискриминацию в
сфере занятости и
найма жилья