СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Объективность этнических процессов/ субъективность выбора этничности нации - согражданства
Инструменталистский концепт разграничения этничности и нации
Воспроизводство Этноса и динамика этнического развития
Типология и факторы направленности этнических процессов
Этническая ситуация и этническая идентификация
Социально-политические тенденции формирований капиталистических наций
ДИСКРЕТНОСТЬ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: ЭК и формирование наций (1-го типа) – возникновение изначально моноэтничных государств
Формирование европейских наций 2-го типа (объединение этно/лингвистических общностей на основе макроэкономики)
Этническая дивергенция и миксгенация
Современные этносоциальные процессы
ЭТНОдемографический процесс как фактор формирования современных наций
Социальная обусловленность типа этнических процессов
Парадоксальный характер протекания этнических процессов
Специфика процесса социально-этнической адаптации иммигрантов
Этническая ассимиляция
Межэтническая интеграция
Дорогие студенты, СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! “Dum docenum, discimus!” nrmalikova@mail.ru
1.71M
Категория: СоциологияСоциология

Социально-этнические процессы

1. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Лекция
доктора социологических наук, профессора
Маликовой Наили Рамазановны

2. Объективность этнических процессов/ субъективность выбора этничности нации - согражданства

•Этнос/социально-этническая общность – исторически возникающая особая
форма коллективного существования, способная к устойчивому воспроизводству;
•Не случайно разграничение древними греками понятий «кайнон» (население),
«демос» (народ в согражданстве) и «этнос» (осознание единства этнокультурных
компонентов). Со времен Древнего Рима, имперское представление о «популус
романос», до современного определения нации как согражданства
(«американцы», «россияне» и др.), не отменялось и сохранялось многообразие
этнической
идентификации
и
жизнедеятельности
этносов
(самовоспроизводящихся социально-этнических систем и/или?).
•Впервые инструменталистская презентация «нации» - Э. Ренан в Пражском
Университете – «понятие нация – это продукт Нового времени> <для ее
формирования определенное значение имеют не общность языка, религии, расы,
или династии, а возникновение единого духовного стремления людей жить
вместе и претворять общую цель: «нация есть великая солидарность как
результат священных чувств к принесенным жертвам и тем, кои в будущем еще
будут принесены> <Существование нации есть ежедневный плебисцит»
(Э.Ренан- «Что такое нация?» СПб. 1988,с/19).

3. Инструменталистский концепт разграничения этничности и нации


Распад Османской, Австро-Венгерской, Российской империй, формирование
наций-государств – интерес к национальному вопросу: Соц.-демократ Отто
Бауэр- язык и культура не являются обязательной характеристикой НАЦИИ:
«Итальянцы происходят от этрусков, римлян, кельтов, германцев и сарацин;
современные французы – от галлов, римлян, бриттов и германцев: современные
немцы – от германцев, кельтов и славян. Есть ли общность языка, которая
объединяет людей в нацию? Но, англичане и шотландцы, датчане и норвежцы,
сербы и хорваты говорят на одном языке, не представляя собой единого народа…»
(О. Бауэр- «Национальный вопрос и социал-демократия». СПб, 1909.с.17)
Территория, вначале выступает как непременное условие формирования Э.,
перестает быть строго обязательным фактором сохранения этничности;
Язык, также первоначально являющийся условием формирования этноса,
символом этнической принадлежности, может стать и становится достоянием
иноэтнических групп.
Традиции, устойчивость материальной и духовной культуры (обычаи, обряды,
народное
искусство,
религия,
нормы
поведения)изменения/аккультация/инновации;
Особенности этнической психологии - специфика ценностных ориентаций,
вкусов, оттенки поведения, также подвержены трансформации, внешнему
воздействию.

4. Воспроизводство Этноса и динамика этнического развития

• Воспроизводство этноса – преимущественное заключение
этнически гомогенных браков (передача языка, системы
социально-культурных ценностей и норм);
• Массовый характер, частота, длительность, всесторонность
межэтнических контактов, рост числа межэтнических
семей – следствием изменений становятся ЭТНИЧЕСКИЕ
ПРОЦЕССЫ.
• Изменения этно - демографической структуры населения –
вследствие преобразований в социально-экономической и
политико - идеологических сферах, в ЭС определяют как
ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ/Социально-этнические ПРОЦЕССЫ.
• Современные этносоциальные процессы – следствия
изменений в жизнедеятельности этносов и этнических групп
под
воздействием
факторов
социально-экономических,
коммуникативных, социально-культурных.

5. Типология и факторы направленности этнических процессов

Два типа ЭП: ЭТНО разделительные и объединительные процессы
1) Этноразделительные процессы – единый некогда народ делится на несколько
самостоятельных этносов (вследствие миграции и чрезмерного увеличения их численности на
других территориях) – этническая дивергенция и этническая ассимиляция (наиболее
значительные изменения этнических свойств, билингвизм - утрата родного языка - к
лингвистической ассимиляции);
2) Этнообъединительные процессы - этническая консолидация (объединение
близкородственных этнических групп) и межэтническая интеграция (объединение
разнородных)
Социальные факторы
ЭП: объективные демографические причины (увеличение
миграционной мобильности, численности, плотности расселения, этнической мозаичности, поло
- возрастная структуры населения фертильного возраста); Экономические факторы - могут стать
мощной базой для развития этнической консолидации и межэтнической интеграции.
• Этнокультурные факторы - изменения в языковой, культурно-образовательной сферах с
увеличением межэтнических контактов – к межэтнической интеграции;
• Государственно-правовые и политико-идеологические факторы - российский опыт
этнополитического федерализма (следствие - искусственное стимулирование процессов
этнической консолидации у ряда народов, блокирование темпов естественной этнической
ассимиляции, сужение возможностей для развития процесса межэтнической интеграции.

6. Этническая ситуация и этническая идентификация

•Этническая ситуация зависит от интенсивноти фронта этнических контактов;
парадоксальные ЭС влияние на Этнопроцессы (близости в языковом и
культурно-бытовом отношении - помехи для этнообъединительного процесса украинцы и русские)
•В би-этнических семьях также не происходит произвольная этническая
миксация: влияние коньюктуры престижа этничности, смена этничности, уход
от комплекса «этнического парии», либо напротив, в условиях
этнополитического патернализма (льготы, преференции по этническому
принципу) – выбор «резерватной» этничности.
•Влияние
этнопсихологических
факторов:
этнической
симпатии/эмпатии/антипатии, избирательности ксенофобии, этнотолерантности,
этнофобии - этнокультурная и этнопсихологическая дистанции.
•Ситуативность иерархии этно маркеров, направленности ЭП в условиях
глобализации - одновременное включение в разнонаправленные процессы
этнической консолидации,
этнической ассимиляции и межэтнической
интеграции.

7. Социально-политические тенденции формирований капиталистических наций

• В.И. Ленин верно выделил две тенденции в национальном вопросе, соответственно
двум стадиям развития капитализма: 1) пробуждение национальной жизни и
национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание
национальных государств; 2) развитие и учащение всяческих отношений, ломка
национальных перегородок, создание интернационального единства капитала,
экономической жизни вообще, политики, науки» (Н.М. – тенденции, ведущие 1) к росту
этничности/этнонационализму, а затем 2) к межэтнической интеграции; но, в социальной
практике, смешали последовательность и обусловленность стадий развития капитализма и
тенденций развития этнической жизнедеятельности).
• Два основных варианта формирования наций в рамках единого государства: 1)
возникновение изначально моноэтничных государств (в Западной Европе, путем
этнической консолидации и трансформации уже сложившейся народности в нациюсогражданство) и 2) в ходе развития изначально полиэтничных государств (Россия,
США).
• Тормоз к процессу формирования нации - искусственное и произвольное определение
этнических границ (во время колониальных захватов, этнонационально-государственного
строительства)

8. ДИСКРЕТНОСТЬ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: ЭК и формирование наций (1-го типа) – возникновение изначально моноэтничных государств

• Дискретность процесса этнической консолидации: возрождение консолидационного ЭП
поддержка усилиями союзников по антигитлеровской коалиции (Великобритании, США . СССР),
сионистского проекта создания государства Израиль (создано на территории Палестины, территории
под протекторатом Великобритании, до того в имперской зависимости Османской империи, еще ранее
Арабского халифата, еще ранее-Римской империи, а до того Египта и Ассирии) организована массовая
репатриация евреев, бывших гражданами разных государств Европы, иудеев из Азии и Африки,
реконструктуирован из ограниченно социо-функционально языка религиозной обрядовости (иврита) –
государственный, многофукциональный язык общения для разноязычных граждан Израиля ревитализированы этнообъединяющие компоненты, необходимые для ускоренного восстановления
прерванного этноконсолидационного процесса.
• Этническая консолидация (с У1 века) кхмеров Камбоджи: с конца Х1Х в.–1-ой пол. ХХ века капиталистические отношения, но функции зарождающейся буржуазии - вьетнамские и китайские
предприниматели, постоянно проживающие в Камбодже; став, на 70 лет колонией Франции, кхмеры,
оставались в рамках целостной территориально – политической единицы (незначительные диалектные
различия), а этноконсолидационный процесс
был жестко прерван не столько французской
колонизацией, а тоталитарным режимом (Пол-Пота/ Йенг Сари), уничтожили > 3-х млн.; лишь после
свержения фашизоидной диктатуры - предпосылки для восстановления естественного развития ЭП в
Камбодже.
• В Европе: ассимиляция чехов в Австрийской империи, лишь вследствие борьбы славянофилов возрождение чешского языка, культуры, этнического самосознания, восстановление ЭКП;
асинхронность ЭКП хорватов (государственность 1Х - ХП вв,), затем под властью венгерских
королей, Габсбургов, под властью венецианцев и турок-османов), ЭКП затянулся

9. Формирование европейских наций 2-го типа (объединение этно/лингвистических общностей на основе макроэкономики)

• Французы - образовались в процессе этнической консолидации двух родственных
народностей -обитателей южного Прованса и северных франков (Ф.Энгельс - в средние
века провансцы были не более родственны французам, чем поляки русским и лишь »).
• Италия – население в ХШ-Х1У вв. раздробилось на множество мелких народностей,
обособленных этносоциальных организмов (генуэзцы, флорентийцы, сицилийцы); ХУ1ХУП в.в. - упадок итальянских торговых республик и политическая зависимость от
Испании, Австрии, Франции - заблокировали развитие процесса ЭК; лишь в ходе
национально-освободительной борьбы и объединения страны – тенденция к этнической
консолидации.
• Германия - политическое объединение земель сопровождалось формированием
буржуазной нации и сложным путем этнической консолидации (от трансформации
политической раздробленности немецких княжеств, локальности этнического самосознания
к формированию германской метаэтнической общности, с устойчивой современной
моделью территориального федерализма/ федерализма земель
Примечание: Но, этническая консолидация формирования наций 2-го типа,
сопровождалась этнической ассимиляцией (в Италии, проживающих на севере фризов, в
Германии –полабских славян).

10. Этническая дивергенция и миксгенация

• 3-ий тип ЭП - этническая дивергенция переселенческих наций (франко-канадцы (ХУП-ХУШ вве.) –
практически без этнической миксации.
• Северная и Латинская Америка – 4-ый смешанный тип этнического процесса, в основе которого
лежали дивергенция+миксация: результат консолидации прибывших мигрантов в следующем
этническом сочетании: 1) англоамериканцы (англичане+ другие европейцы); 2)англоканадцы (к. Х1Х в. –
британцы в Канаде: 33,6% англичан+40,3% ирландцев+ 26,2% шотландского происхождения).
• Североамериканская нация США - результат этнической дивергенции и этнорасовой миксации
европейцев и представителей других рас (коренные индейцы, монголоиды эскимосы, алеуты+ негры+
иммигранты монголоиды - китайцы, японцы, вьетнамцы и др.) – «плавильный котел» - интеграция в
социально- политическое и экономическое сложно структурированное сообщество, сохранив ряд не
ассимилированных этнических групп.
• Латинская Америка –60% смешанного населения (этнорасово) - большое значение имеет
миксгенация (расовое смешение) представителей 3-х больших рас: в Бразилии за 50 лет (1835- 1890)
доля негроидов < в 4 раза, а уд. вес метисов и белых > в 2 раза (в том числе и за счет иммиграции
европейцев); сложились локальные этнорасовые варианты: на юге- с преобладанием европеоидных
черт, а на востоке, где в прошлом было множество рабовладельческих фазенд, чаще негроидные
черты; значительная доля индейско-португальской метисизации: в Центральной Америке преимущественная мисгенация белых и индейцев, к началу ХХ века метисы-ладино составили треть
населения.
• Ассимиляционные и консолидационные процессы многократно усилились в Новом Свете после
второй мировой войны.

11. Современные этносоциальные процессы

Парадокс нелинейности тенденций к межэтнической интеграции и этноконсолидации.
• Процесс глобализации носит объективный характер: предполагается, что в современном динамично
развивающееся общество доминируют процессы межэтнической и транснациональной интеграции,
страны, народы находятся в теснейшей и неуклонно углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости,
быстро прогрессирующей интернационализацией всех сторон жизни;
• Это требует укрупнения масштабов основных этнических подразделений, расширения
межэтнических хозяйственных и культурных связей, появление обширных транснациональных
ареалов взаимодействия: усиление межгосударственной кооперации, ТНК, межрегиональной
экономической интеграции, что в свою очередь потребовало свободного перемещения капитала,
произведенной продукции, миграции населения.
• СССР, в 40-е, 50-е, 60-е. 70-е гг. ХХ века - отмечались объединительные тенденции в развитии
социально-этнических процессов, то с конца 80-х – начала 90-х гг. - поворот от сильной тенденции к
межэтнической интеграции к стимулированию центробежной тенденции этнического
изоляционизма.
• В постсоветской России, искусственное стимулирование (начало 90-х) условий для этнической
дифференциации и сепарации (создание новых этнонациональных государственных образований Адыгея, Ингушетия), отклик на призывы к этнополитической субъектности – обусловил субъективный,
идеологический, политизированный, не объективный характер направленности этнического процесса.
• В некоторых странах СНГ, отдельных субъектах РФ, также как в бывшей Югославии, афро-азиатских
странах - приоритет лояльности к своему этносу, племенному сообществу, трайбу, клану, роду обусловила регресс в развитии этнических процессов

12. ЭТНОдемографический процесс как фактор формирования современных наций

УСЛОВНО моноэтничными считаются страны, где 95% населения - представители основного этноса
(Бангладеш, Иордания, Италия, Норвегия, Польша, Португалия, Япония, большинство арабских стран).
Полиэтничные государства - можно сгруппировать по удельному весу основного этноса в составе
населения: 1)Этническое большинство 80-94% - Франция (90% французы), Мадагаскар (88% малагасийцы), РФ (русских 82%), Великобритания (англичан 80%), Кампучия (более 80% кхмеры), Ирак
(арабов 80%), Кипр (греков 80%), Иран, Китай. 2) Этническое доминирование 50-79% - Бирма
(бирманцев 73%), Шри Ланка (сингалов 71%), Швейцария (германоязычных более 65%), Бельгия
(фламандцев 56%), Таиланд (тайцев более 50%), Малайзия (малайцев 55%). 3) Страны, где этническое
большинство составляет больше трети, но менее половины населения: Канада (англоканадцев около
45%), Филиппины (висайя 41%); 4) Этнически мозаичные страны - среди десятков народов нет этноса,
составляющего треть населения: Индия, Индонезия, Новая Гвинея (500-700 разноязычных этникосов); в
Африке, страны с высокой степенью этнической мозаичности - Нигерия, Конго, Заир (мозаичность
сочетается с наличием архаических, этноклановых образований);
Страны этнического дуализма – а) те, в которых помимо доминирующего по численности этноса
есть еще один крупный этнос, составляющий не менее 15% населения (в 1-ой группе - в Иране (курдов
18%), на о.Кипр (18% турки); во 2-ой группе - Шри-Ланке (22% тамилов), в Канаде (около 30% франкоканадцев), Филиппины (тагалы- 21%); б) в первых 3-х группах, заметна роль нескольких этносов - в
Великобритании (шотландцы-9%, ирландцы –2,6%, уэльсцы – 1,6%); в Бирме: карены (8%), шаны (7%),
чипы(2%), моны (1,5%); в Испании: каталонцы (14%), галисийцы (7,2%), баски (2,2%); в)
Этнокультурный и расовый плюрализм полиэтничных стран (в РФ, помимо преобладающего
антропологического типа европеоидов, этносы, относящихся к монголоидной расе).

13. Социальная обусловленность типа этнических процессов

• В моноэтнических государствах – основной процесс этнической консолидации: масштабы, глубина и интенсивность
ЭП зависят от уровня социально-экономического и этно-социального развития: в урбанизированных обществах (Италия,
Япония, Германия) в ходе этнической консолидации происходит завершение унификации бытовой культуры, стирание
субэтнических различий; в архаических, традиционных обществах - локальные этнические группы (Бангладеш,
Бурунди, Иордания) сохраняют значительные этнокультурные различия. Этническая консолидация сопровождалась
зачастую этнической ассимиляцией (в Алжире и Марокко – арабизацией берберов, кабилов и туарегов; в Японии – айнов;
в Норвегии-саамов и квенов; в Италии –фриулов).
• В ряде полиэтничных стран - новые этнические общности, под воздействием современных социально-экономических
условий трансформация родо-племенных структур (Танзания, из нескольких Э/банту- ньямвези (ок. 2-х миллионов).
• Ассимиляционные процессы в полиэтничных странах - более значительные масштабы, чем в моноэтничных: в США
белое европейское население ассимилировано англосаксонским большинством; в Индии ассимилировались малые народы
(бирхоны, бхилы, коли, гонди, дубла, превращаясь, в низшие касты хинди, урду). Этнической ассимиляции подвержены
иммигранты: (Германия- 3,5 миллиона, Франция – ок.3 млн,. в Великобритании свыше 1,5 миллионов, в Швейцарии –
около 800 тысяч (ранее - в основном из менее развитых европейских стран, рост числа не европейцев, «цветных
иммигрантов» (в Великобритании - 1 млн); особая группа этнических мигрантов составляют хуацяо (выходцы из Китая,
торговля), обособленность расселения в чайна-таунах; в Америке –трансконтинентальная и континентальная миграция
(США, за короткое время пуэрториканцев - более 1,5 млн). Этническая ассимиляция на Кубе - растворение
иммигрантов, включая негров и индийцев, среди местного населения.
• Существенный фактор этноассимиляции - длительность проживания: вне процесса ассимиляции остаются
временные трудовые или экономические мигранты, в максимальной мере подвержены ассимиляции те, кто прошел
процедуру «натурализации» ( получение вида на жительство, а затем и гражданства).

14. Парадоксальный характер протекания этнических процессов

• В Англии - ирландцы, самые ранние группы иммигрантов, прибывшими из сопредельной
территории, в минимальной мере подвержены этнической ассимиляции, устойчиво
сохраняют этническую идентичность и обособленность (сила этнических предубеждений,
из-за давних враждебных отношений с англичанами).
• В Великобритании - по Закону о натурализации 1948 года, на жителей британских
доминионов, территорий, находившихся в зависимости от британской короны,
автоматически распространяется право на обретение британского гражданства
(последними по времени этим правом воспользовались многие жители Сингапура). Для
остальных иммигрантов процедура натурализации и обретения гражданства
Британского Содружества предполагала: а) постоянное место жительства в
Великобритании; б) служба британской короне не менее 12 месяцев (при условии 4-х
летнего ПМЖ); в)хорошую репутацию; г) знание английского языка.
• В РФ, до февраля 1996 года (продление до 1999 года) аналогичное право за бывшими
гражданами СССР - пункт «Г» статьи 18-ой (по упрощенной схеме обретения
российского гражданства, независимо от национальной принадлежности и ПМЖ)).

15. Специфика процесса социально-этнической адаптации иммигрантов

• Переходный период этнической маргинальности –характерное
состояние для 2-го, иногда и для 3-го поколения – Роберт Парк
(“Marginal Man”).
• Среди японских иммигрантов в США у различных поколений были
выявлены определенные различия в ценностных ориентациях:
конформистские
представления,
свидетельствующие
о
приверженности старому этнокультурному миру ценностей
традиционной японской ментальности (1-е поколение –“Jssej”);
маргинальные состояния этнического сознания у 2-го и 3-го
поколений –”Njssej” и “Sansej,”уже у родившихся в Америке.

16. Этническая ассимиляция

• Этническая ассимиляция, как правило предполагает растворение меньшего по своей
численности этноса в большом, то есть имеет односторонний характер. Иногда, небольшой этнос
может ассимилировать представителей более крупного этноса, оказавшихся, в силу определенных
обстоятельств, оторванными от основной массы своего этноса.
• Социальные каналы этнической ассимиляции: 1) носят двусторонний характер; 2) язык,
культура (подчас, существенно содействуют правовые нормы: в Швейцарии, каждый житель
переселяясь в кантон с другим языком, должен выучить местный язык. Это не только ускоряет
лингвистическую ассимиляцию иноязычных швейцарцев, но и способствует сохранению
кантонального языка и культуры германо-швейцарцев, франко-швейцарцев и италошвейцарцев.
• Примеры насильственной этнической ассимиляции - недавняя история реализации
этнонациональной политики (великоханьской)в КНР.
• Восприятие потенциальной угрозы ассимиляции - обострение этнического самосознания,
представлений о принижении статуса этничности: у басков в Испании; у шотландцев,
уэльсцев – в Англии; у фламандцев – в Бельгии; у франко-канадцев – в Канаде и т.д.

17. Межэтническая интеграция

• МЭИ -наиболее значимый и масштабный процесс, в условиях современной мультикультурной
реальности и социальной динамики - предполагает этнокультурное взаимодействие не родственных
народов и этнических групп - результатом успешной межэтнической интеграции – формирование
современных государственно-гражданский наций (полиэтничности согражданства), метаэтнических
общностей (представляющих макросоциальный уровень интеграции этнических общностей)американцы, россияне, британцы, испанцы.
• Важная роль языка межэтнического общения и социального института образования, чаще всего язык этнического большинства : русский, английский, испанский; в Эфиопии-амхара, в Танзаниисуахили; либо язык бывшей метрополии (в Анголе-португальский, в Заире –французский). В свое время,
на о.Сингапур национальным языком был объявлен малайский (малайцев 15%, китайцев -76% ),
административным языком - английский, а китайский и тамильский были признаны официальными
языками. В Индии распространен билингвизм, полилингвизм (наряду с родным языком, в ходу
употреблении- хинди, урду, английский и др.языки), несмотря на то, что, официальным языком считается
хинди, практическая сфера применения, социальные функции английского языка расширяются.
• Создание новых социально-этнических общностей: в результате этногенетической миксации,
этнической дивергенции, вследствие миграции и, межэтнической интеграции – в ЮАР, бурыафриканеры.
• Парадокс новейшего времени - одновременное усиление масштабов миграции и урбанизации,
экономической, социальной, политической, культурной интеграции, в контексте глобализации,
сопровождаемые ростом межэтнической напряженности, межэтнических столкновений.

18. Дорогие студенты, СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! “Dum docenum, discimus!” [email protected]

English     Русский Правила