8.46M
Категория: ПедагогикаПедагогика

Духовно-нравственное воспитание как ответ на страшные вызовы современности

1.

НИПКиПРО
6 декабря 2022 года
Духовно-нравственное воспитание
как ответ на страшные вызовы современности
Протоиерей Борис Пивоваров,
председатель Отдела образования и просвещения
Новосибирской Епархии,
учитель истории высшей квалификационной категории,
доктор богословия

2.

«Современный национальный
воспитательный идеал — это
высоконравственный,
творческий, компетентный
гражданин России,
принимающий судьбу Отечества
как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и
будущее своей страны,
укорененный в духовных и
культурных традициях
многонационального народа
Российской Федерации».
2010 год. «Концепция…». С. 11.

3.

Имеют место «негативные явления, оказавшие
деструктивное воздействие на общественную
нравственность и гражданское самосознание,
а также на социальную сферу. Духовная
дезинтеграция общества, девальвация
ценностей старшего поколения и размытость
жизненных ориентиров молодежи привели
к тому, что современная Россия среди странлидеров по числу социальных сирот,
количеству разводов, самоубийств, уровню смертности
от потребления алкоголя и наркотиков.
В демографическом плане страна оказалось у черты, за
которой может начинаться физическое вырождение
нации».

4.

СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Утверждена Указом Президента Российской Федерации
от 2 июля 2021 г. № 400
Защита традиционных российских
духовно-нравственных
ценностей, культуры и исторической памяти
84. Происходящие в современном мире изменения
затрагивают не только межгосударственные отношения, но и
общечеловеческие ценности. Достигнув высокого уровня
социально-экономического и технологического развития,
человечество столкнулось с угрозой утраты традиционных
духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных
принципов.

5.

СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Утверждена Указом Президента Российской Федерации
от 2 июля 2021 г. № 400
91. К традиционным российским духовно-нравственным
ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений,
единство народов России. Традиционные российские
духовно-нравственные ценности объединяют нашу
многонациональную и многоконфессиональную страну.

6.

7.

«Традиционные ценности — это нравственные
ориентиры, формирующие мировоззрение
граждан России, передаваемые от поколения к
поколению» (п.4).
«патриотизм, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов
России» (п.5).

8.

«Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и
другие религии, являющиеся неотъемлемой
частью российского исторического и
духовного наследия, оказали значительное
влияние на формирование традиционных
ценностей, общих для верующих и
неверующих граждан. Особая роль в
становлении и укреплении традиционных
ценностей принадлежит православию» (п.6).

9.

Православие имеет «особую роль
в истории России, в становлении
её духовности и культуры».
Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных
объединениях». Принят Государственной Думой 19 июля 1997 г.
Преамбула Закона

10.

Академик Д. С. Лихачев.

11.

12.

«…Современный человек вынужден жить в мире,
который принято именовать секулярным.
В секулярном мире в большинстве случаев
религиозные представления настойчиво вытесняются
на периферию жизни, что зачастую приводит
к конфликту различных форм мировосприятия:
личных духовных убеждений и навязываемого извне
секулярного подхода.
Для того чтобы понимать, как отстаивать значение
непреходящих духовных ценностей перед лицом
секулярного нерелигиозного мира, необходимо ясно и
отчетливо осознавать природу и истоки этой
идеологии.

13.

Идея создания секулярного общества составляет
один из важнейших базовых принципов новой
западноевропейской и вообще западной культуры.
Форматирование социума по секулярному образцу,
по сути, означает изгнание религии из общественного
пространства и помещение ее в «гетто».
Если назвать вещи своими именами, то следует
сказать, что в мировоззренческом отношении людям
предлагается атеистический подход к миру и человеку,
включающий атеистическую этику и во многом
основанные на этой этике нормы общественного
поведения.

14.

Это время было отмечено также попытками
создания жизненного пространства, социальной
среды, чуждой каких бы то ни было религиозных
влияний. Доведенный до своего логического
конца, замысел должен был привести к выводу
религии за пределы общества. По опыту мы
знаем, что религия в секулярном обществе
преподносилась как атрибут отсталости,
мешающий прогрессу, из этого делались выводы
о необходимости преодоления ее как «пережитка»
прошлого, и особенно ярко это проявилось в
коммунистической идеологии и практике.

15.

Наивные, на первый взгляд, рассуждения,
которые и сегодня часто приходится слышать,
о том, что «вера в Бога должна быть в душе»,
есть не что иное, как плоды секулярной идеи,
возросшие на почве стремления изъять религию
из общественной жизни: веруй, если хочешь,
в кого угодно и как угодно, но вне всякого
влияния на общественную жизнь, которая должна
быть свободна от религиозного знания и от
религиозности как таковой».

16.

«Одна из причин такого положения в том, что не
актуализирована система общенациональных ценностей
и приоритетов. В обществе ощущается недостаток
сознательно принимаемых большинством граждан
принципов и правил жизни, недостает согласия в
вопросах корректного и конструктивного социального
поведения, отсутствуют созидательные
смысложизненные ориентиры. Есть сильное
государство, но пока нет общеразделяемого
представления о едином российском народе,
сплоченном чувством патриотизма, укорененного в
национальной истории, культуре, нравственности,
имеющего общий идеал будущего».

17.

18.

Элементарная религиозная грамотность
позволит школьникам держаться подальше от
опасных сект, субкультур и психокультов и
перейти от деструктива к созиданию:
«Чтобы предохранить детей от неверного или
искаженного восприятия религии, нам следует
предоставить им возможность познакомиться с
религиозной традицией своего народа,
сформировавшей систему нравственных
ценностей, лежащих в основе общепринятых
норм поведения и законов».

19.

«Воспитание школьников начинается с
ответа на вопрос: кого будем
воспитывать? Нередко воспитание
рассматривается как самодостаточное
явление, словно ребенок существует
только для того, чтобы быть
«встроенным» в какую-либо систему.
Воспитание ориентировано на достижение
определенного идеала, т.е. того образа человека,
который имеет приоритетное значение для общества
в конкретно-исторических, социокультурных
условиях».

20.

«Национальный воспитательный идеал —
высшая цель образования, абсолютно
нравственное (идеальное) представление
о человеке, на воспитание, обучение
и развитие которого направлены усилия
основных субъектов национальной жизни:
государства, семьи, школы, политических
партий, религиозных и общественных
организаций. Такой идеал имеет конкретноисторический характер, соответствует условиям
определенной эпохи».

21.

«В средневековой Руси воспитательный
идеал был укоренен в религии
и представлен для православных
христиан, прежде всего, в образе Христа.
Православная церковь направляла
и объединяла деятельность семьи, народа и даже
государства в общем пространстве
религиозного, духовно-нравственного
воспитания. Православная вера была одним из
важных факторов, обеспечивающих духовное
единство народа.

22.

Чтобы удерживать страну, территория
которой постоянно расширялась, нужна
была общая система нравственных
ориентиров, ценностей и смыслов жизни,
таких как честь, верность, соборность,
самоотверженность, служение, любовь.
Православие объединяло русских (ими
считались все принявшие православие,
а не только великороссы) людей в единый народ.
Именно поэтому защита русской земли
приравнивалась к защите православия и наоборот,
что и породило такой компонент самосознания, как
образ Святой Православной Руси».

23.

Что такое духовнонравственные ценности?

24.

Есть ценности материальные:
- деньги,
- земли,
- дома,
- автомобили,
- бриллианты
- и многое другое…
Это, кажется, всем понятно.

25.

Есть также конвенциональные ценности —
важный и необходимый компонент
государственно-общественного воспитания.
Эти ценности определяются Конституцией,
федеральными законами, подзаконными
актами, уставами, правилами поведения
и подобными установлениями.
Справка:
Конвенция (от лат. conventio — договор, соглашение) — договор,
регулирующий какие-либо отношения, условия, соглашения между
познающими субъектами или участниками процесса.

26.

Заключив, то есть приняв публично
какой-либо общественный договор
(конвенцию), люди (сограждане) как бы
договариваются между собой, о том, что
надо уважать свободу и права каждого
человека, соблюдать правила уличного
движения, защищать природу,
заботиться о пожилых…

27.

На уровне образовательной организации
(школы, гимназии, лицея), прописав
правила, можно договориться о том, что в
школе необходимо поддерживать чистоту,
соблюдать правила внутреннего
распорядка.
В каждой школе есть ряд локальных актов,
которыми должны руководствоваться все
участники образовательного процесса.

28.

Конвенциональные ценности нужны!
Без них немыслима общественная
жизнь. Они необходимы как регуляторы.
Но конвенциональные ценности имеют
существенные ограничения.
Поэтому людям необходимы и духовнонравственные ценности.

29.

Невозможно договориться (заключить договор,
конвенцию) жить по совести, с почтением
относиться к родителям, к учителям, прощать
обиды, помогать ближнему, попавшему в трудную
ситуацию, жертвовать своим временем, защищать
родных, защищать Родину, жертвуя своей жизнью.
Как сограждане, как одноклассники мы должны
бы не обижать, а защищать друг друга.
Но договориться (конвенционально) об этом
невозможно! Невозможно как бы договориться
любить родителей, любить родной город, любить
Родину…

30.

Благодарность родителям, верность друг другу,
верность семье, верность своему долгу и
призванию, честность, благоразумие,
трудолюбие, милосердие — это и есть духовнонравственные ценности.
Это ценности, которые мы, к сожалению, порой
не ценим…
В трудную минуту, когда в семье, в жизни что-то
рушится, мы начинаем осознавать значение
духовных ценностей — веры, надежды, любви
и других — и понимать, что ни за какие
материальные ценности их не приобрести.

31.

Духовно-нравственные ценности
существуют испокон веков и
сохраняются благодаря народной
религиозно-культурной традиции.
Они передаются от поколения
к поколению в семье, в школе,
в обществе, в государстве.

32.

Академик Д. С. Лихачев.

33.

Понять высокий смысл слов
Государственного гимна
«Россия — священная наша
держава» — «Хранимая Богом
родная земля» поможет
учащимся изучение предмета
«Основы православной
культуры».

34.

Почему
Россию
мы называем
СВЯЩЕННОЙ
ДЕРЖАВОЙ?

35.

Много есть на свете
и кроме России всяких
хороших государств
и земель, но как одна
у человека мама, так
одна у него и Родина.
Константин Дмитриевич
Ушинский (1824 – 1870)

36.

«Не будем бояться этих слов – святое и
незыблемое».
Василий Александрович
Сухомлинский (1918-1970)
«Когда речь идет о моральном облике нового
человека, то в слова святое и незыблемое
вкладывается конкретный смысл: это то, чем
человек дорожит, как собственной честью и
достоинством, то, чем он не может поступиться
ни при каких обстоятельствах.
У человека, которого мы воспитываем, должны
быть святые истины и святые имена, святые
принципы и святые непререкаемые правила
поведения».
Из книги «Разговор с молодым директором школы», раздел «Как добиться,
чтобы в душе каждого человека утвердилось святое и незыблемое?»
(В.А.Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения. В трех томах.
Том третий. Изд. «Педагогика»: Москва, 1981. С.119).

37.

Средняя школа должна воспитывать человека,
способного осваивать новую профессию, быть
достаточно способным к новым профессиям и
быть прежде всего нравственным. Ибо
нравственная основа — это главное, что
определяет жизнеспособность общества:
экономическую, государственную, творческую.
Воспитывают же людей: впрямую — религия,
а более сложным путем — музыка (особенно,
я бы сказал, хоровое пение), литература,
искусство, изучение логики, психологии,
изучение языков (даже если их в будущем не
придется применять в жизни).
Д.С.Лихачев. «Русская культура».
М.: «Искусство», 2000.

38.

Концепцию духовно-нравственного
воспитания школьника на основе
традиционной российской
педагогической традиции можно
выразить заповедью академика
Дмитрия Сергеевича Лихачева:
«Есть свет и тьма, есть
благородство и низость,
есть чистота и грязь:
до первых надо дорасти,
а до вторых стоит ли
опускаться? Выбирай
достойное, а не легкое!»

39.

Академик Д. С. Лихачев.
English     Русский Правила