1.40M
Категория: КультурологияКультурология

История Европейского костюма. Костюм Средневековья

1.

ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО
КОСТЮМА. КОСТЮМ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
РОМАНСКИЙ ПЕРИОД (IX—XII
ВВ.).

2.

В V в. после падения Римской империи началась новая эпоха в истории Европы. На протяжении
многих веков велись непрерывные войны, возникали и исчезали новые государства. Первым
относительно устойчивым государством к концу IX в. стало государство франков.
Рабовладельческий строй сменился феодальным, общество разделилось на феодалов и
крепостных крестьян. Городская культура пришла в упадок, основной ценностью стала земля, и
права на землю определяли сословную иерархию.
На вершине иерархической лестницы стоял король, затем — герцоги, графы, рыцари. Каждый из
них был вассалом (подчиненным) своего сюзерена (непосредственного господина).
В XI в., с началом крестовых походов, возникли новые торговые пути, развивались ремесла,
появились новые города и стала формироваться городская культура.
Народы, заселившие Европу, были разными, но их одежда имела общие черты. В период
средневековья европейская культура развивалась в одном направлении, которое определялось
христианской церковью.
Феодализм делился на два основных периода: раннее средневековье (IX-XII вв.) – романский
период и позднее средневековье (XIII-XV вв.) – период готики.

3.


В средние века стали считать, что женщины не должны демонстрировать
свои достоинства и красоту. В моду вошли платья-балахоны, под
которыми даже не вырисовывались силуэты фигуры, волосы полностью
прятались под чепчик, лицо должно быть абсолютно некрашеным, да и
мылись женщины редко. Не приукрашенные косметикой, с засаленными
волосами и немытым вонючим телом - вот средневековая красотка.
Позже в моду вошла фигура с плоским животом и выпуклой "пятой
точкой". Для этого под одежду на живот привязывалась дощечка.
Красивой считалась женщина с вытянутым бледным лицом и смиренным
безропотным нравом. Обладательницы румяных полненьких щек были
вынуждены сбривать волосы на лбу, чтобы визуально удлинить лицо.
Брови также полностью сбривались. А смирение и худоба достигались
частыми молитвами, паломничеством и бесконечными постами. Грудь
могли иметь только простолюдинки - ее наличие говорило о их
приземленности и грубости. А аристократки должны были быть
абсолютно плоскими.
Согласно идеалам раннего средневековья красивой считалась женщина
высокая, с золотистыми локонами, темными, но не сросшимися
бровями, зелеными либо голубыми глазами, узкой талией.
Подчиняясь этикету, женщины ходили мелкими шажками, опустив глаза,
слегка склонив голову, умело подхватывая и не волоча по земле длинное
платье.
Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария – удлиненный
овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот.
С упадком Рима эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма,
отрешенности от радостей восприятия мира.
В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею –
недозволенным. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным
мешком скрывали фигуру (ширина одежды к росту составляет 1:3). Под чепчиком
полностью прятали волосы, был предан забвению весь арсенал средств для
улучшения внешности, которые были так популярны в античные времена.
Архиепископ Кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование
волос нечестивым занятием.
Идеал красоты

4.

В романский период ткани и одежда изготовлялись в поместье феодала.
Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой
основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов,
который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в
основном серых и коричневых расцветок.
Для средневековой одежды была характерна символика цвета. Так, одежду желтого цвета
старались не носить, так как этот цвет считался цветом измены и ненависти. Белый цвет
символизировал чистоту, невинность, добродетель; черный — скорбь и верность; голубой —
нежность. Одежду красного цвета («цвета крови») носили палачи.
Одежда украшалась вышитыми орнаментами, меховой опушкой.
Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались не покроем, а качеством ткани и
богатством отделки. Костюм романского периода был в основном накладным, за
исключением плащей, и почти полностью закрывавшим тело (влияние христианства).
Женщины носили длинные закрытые платья, мужчины — как длинные, так и более короткие
одежды.
В XII в., после крестовых походов, костюм представителей высшего сословия стал более
пышным и богатым по отделке. Возросла роль женщины в придворном обществе. Возник
культ «прекрасной дамы». Изменился и силуэт одежды, она стала более узкой, обрисовывая
верхнюю часть фигуры.
Романская средневековая мода представляет собой смесь
античных традиций, византийских деталей и «варварских
новинок», и вместе с тем - она нечто совершенно новое. Из
античных времен, через Византию, романская мода взяла
плащ, так как он не только защищает тело, но и символизирует
выделение человека из внешней среды. Средневековый
феодальный порядок принудил моду к тому, чтобы она
позаимствовала у Византии систему классовых различий в
одежде, которая проявилась в моде романского периода в
видекаймы, вышивок, и даже материалов
Романская мода приняла также и некогда «варварские» штаны.
Женская мода, как и в Византии, предписывает надевать на
тело несколько одеяний, одно на другое. Обычно это было
нижнее рубашкообразное платье с узкими рукавами, поверх
которого одевалась верхняя одежда подобного же покроя, но с
более широкими рукавами.
Одежда лиц, относящихся к высшим слоям общества, шилась из
дорогих тканей, края которой отделывались декоративной
каймой. Эта кайма не только вышивалась, кроме того она была
украшена золотыми пластинками и драгоценными камнями.

5.

Мужчины раннего средневековья носили две туники,
которые надевались одна поверх другой. Нижняя,
«камиза», была с длинными цельнокроеными рукавами,
а верхняя, «котт» — из более дорогой ткани, с короткими
широкими рукавами или вообще без рукавов. Тунику
всегда подпоясывали, иногда с напуском. Первоначально
туники были короткими, но с середины IX в. у феодальной
знати они удлинились. Туника короля доходила до самого
пола. Короткие туники носили крестьяне и молодые люди.
Верхней мужской одеждой был также плащ,
застегивавшийся на правом плече, — вначале короткий
полукруглый, а позже, с XI в., — длинный. В эпоху Карла
Великого и Каролингов (VIII-IX вв.) плащ стал называться
«манто».
Для средневекового мужского костюма характерно то, что
мужчины, в отличие от древних греков и римлян,
обязательно носили штаны, которые могли быть
длинными, относительно узкими, или плотно облегали
ногу наподобие трико.
В XII в. мужчины по-прежнему носят камизу и котт. Котт
становится очень узким в плечах и расширенным книзу за
счет вшитых в боковые швы клиньев. В это время
господствует культ «прекрасной дамы», и котт
благородных рыцарей становится более длинным,
придавая фигуре женоподобный силуэт. У ворота котт
появляется небольшой разрез и завязки.

6.

В самый ранний период средневековья женщины носили одежды, скрывающие фигуру
(покрывала, далматику) — еще сказывалось влияние церкви. Позже, с X в., они стали
подчеркивать фигуру.
Женский костюм состоял из двух туник — нижней («котт») и верхней («сюрко»), которые были
длинными, до щиколотки, и надевались одна на другую. Под нижнюю тунику женщины надевали
рубашку из полотна — камизу.
У котт были длинные узкие рукава, у сюрко — короткие и широкие, или их вообще не было.
Верхняя туника подпоясывалась. Туники имели трапециевидную форму, сильно расширенную
книзу. Линия талии была завышена.
В качестве верхней одежды женщины носили длинные полукруглые плащи.
С XI в. появились драпировки на животе. Мода на драпировку была вызвана тем почетом,
которым в то время пользовались беременные женщины, — ведь массы людей погибали в
бесконечных войнах, от эпидемий холеры, чумы, и нужно было пополнять население.
Верхней одеждой женщинам служили длинные плащи-мантии ярких расцветок. В качестве
подкладки плаща использовали обычно ткань контрастного цвета, например, красный плащ на
зеленой подкладке, или мех (горностай, бобер).
В XII в. платье-котт стало узким, обтягивающим талию, со шнуровкой сзади или сбоку. Котт
расширялся книзу от бедер при помощи вшитых клиньев. Рукава у этого платья были узкими и
очень длинными, почти до самой земли, а пояс стал чисто декоративной деталью и сместился с
талии на бедра. Плащи, которые служили женщинам верхней одеждой, зимой подбивались
мехом.
В женской одежде сильнее, чем в мужской, сказывалось влияние церкви, считавшей
человеческое тело греховным. Женщины носили только блио — глухие, закрытые платья (туники)
скрывавшие даже ноги. Боковые овальные разрезы шнуровались лентами для облегания груди и
талии.
Грудь при этом поддерживалась не «изнутри», а снаружи, то есть не «нижним бельем», а сильно
приталенной верхней одеждой. Для этого поверх блио надевали узкий жакет — жип, жилет,
который поддерживает грудь и играет большую декоративную роль: его отделывают по краям
галуном, вышивкой.

7.

Следуя античной традиции - короткая
стрижка. Волосы подстрижены вокруг
головы до мочек ушей, спереди - челка,
бороду оставляют только высшие
церковные и светские сановники.
Общие силуэты причесок средневековья
не отличались особым разнообразием,
как у мужчин, так и у женщин.
Феодальная знать носила те же
прически, что и простой народ. Разницу
составляли лишь головные уборы,
украшения.
Мужчины знатного происхождения
носили полудлинные волосы, подражая
изображениям Христа. Особенно эта
прическа распространилась после
крестовых походов. Другой
разновидностью причесок была
«пейзанская» стрижка: волосы
аккуратно подстригались вокруг головы,
завивались крупными прядями длиной
до плеч. Густая челка закрывала весь
лоб. Волосы крестоносцев по длине
напоминали женские, так как рыцари
давали обед не стричься во время
походов.
Все мужчины, достигшие зрелого возраста, отращивали бороду. Форма бороды часто изменялась под воздействием моды. Бороды носили прямые или округлые, крючкообразные или
раздвоенные. Завивке бороды уделялось большое внимание. Пряди завивались штопорообразно, а на концах свертывались в кольцо.
Католические священники и монахи выстригали на теменной части волосы в виде небольшого круга (называлось это тонзурой) и прикрывали выстриженную часть маленькой шапочкой.
Формы головных уборов были очень просты. Мужчины надевали небольшие конусообразные шапки либо полукруглые. Головными уборами были и капюшоны, летом - соломенная шляпа.
Плетеные соломенные шляпы вошли даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона выступила в поход против французского герцога в соломенных шляпах, чем насмешила врага, но смех
этот дорого ему обошелся - его войска потерпели сокрушительное поражение от "саксонских недотеп".
В народе обычно носили чепец из ткани — бегуин. Иногда бегуин надевали и знатные люди, тогда поверх него носили шляпу. Шляпы были разнообразными, чаще всего суконные или фетровые
колпаки в виде усеченного конуса, с полями и без полей. Человек средневековья дорожил шляпой, нередко злоупотребляя ее знаковыми атрибутами. Щеголи носили иногда одновременно две
шляпы — одну на голове, вторую за спиной.

8.

Средневековые девушки носили длинные косы, которые могли перевивать
парчовыми лентами, или распущенные волосы. На голову надевали обручи,
ленты, венки из цветов.
Поскольку почти постоянно женщины ходили в головной накидке, они не
носили сложных причесок . Замужние женщины волосы скрывали — чаще под
круглым белым платком с отверстием для лица. Концы платка падали на плечи,
скрывая их. Иногда эти концы заправлялись в вырез платья. Поверх платка
надевали различные повязки, обручи. Знатные дамы носили также парчовые
тюрбаны, украшенные драгоценными камнями.
Положению женщин соответствовало покрывало восточного образца, почти
полностью скрывавшее голову, а иногда и лицо. Ведь женщины были
объявлены "самым опасным силком", "сладким злом", управляющим миром.
И разрешиить женщинам показывать волосы и лица значило увеличить их
власть над мужчинами, чего допустить было нельзя.
Головной убор женщины средневековья определялся ее поведением на
людях: ходить, не поворачивая лица в стороны, опустив глаза, не позволяя
себе не посмеяться, ни поболтать с кем-нибудь на улице.
Столь же типична для женского облика XII - XIII плотная головная повязка,
которая охватывала голову и подбородок. Немцы называли ее "гебинде" - от
"бинден" ("связывать"). Повязана была голова, полузакрыто лицо - связаны
воля и мысль женщины... Поверх надевали круглую шляпу - шапель, обруч или
даже корону.
Позже огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а
прическа, наоборот, утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб
и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого
волосы над лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали. Но
уже пробивали себе дорогу высокие, словно здания, головные уборы и
прически из своих и чужих волос с рожками по парижской моде, приводя в
ужас моралистов и духовных пастырей. Им больше был по вкусу неуклюжий
чепец, хотя нередко голова в нем напоминала большой кочан капусты.

9.

Костюм раннего средневековья украшался
различными переплетающимися лентами,
золотыми или бронзовыми узорами
геометрической формы с изображениями
животных («звериный стиль»). Золотые и
серебряные застежки с подвесками часто были
украшены крупными яркими гранатами.
Женский костюм раннего средневековья
украшался драгоценными камнями, меховой
отделкой, нашитым сверху бордюром.
Женскими украшениями были головные обручи,
венцы, кольца, пояса из чеканных пластинок,
фибулы.

10.

В раннее Средневековье обувь мало чем отличалась от древнеримской или
византийской. Так, мужчины всех сословий носили войлочные или кожаные
полусапожки или сапоги, которые заменяли подвязки на штанах внизу.
Одновременно с такой обувью сохранялась древняя подвязная обувь,
состоявшая просто из кусков кожи с ремнями. При появлении «гербовой
одежды» и делении костюма цветом также делилась цветом и обувь,
преимущественно - полусапоги. Башмаки носят в основном женщины. В
Средние века отец, выдавая дочь замуж, передавал главенство над ней ее
будущему мужу во время обувной церемонии. Жених преподносил девушке
пару обуви, одевая которую невеста показывала свою покорность и
принадлежность будущему мужу.
Фасоны мужской и женской обуви очень похожи: все носят мягкие башмаки из
ткани или цветной кожи без шнурков, застежек и твердой подошвы. Впервые
появляется обувь с вытянутыми мысками, получившая широкое распространение
гораздо позже. По форме обувь была одинаковой для правой и левой ноги.
В раннем средневековье горожане носили мягкие сапоги с очень короткими
голенищами — «ботт». Их шили из ткани или цветной кожи.
Крестьянской обувью были более мелкие башмаки, которые подвязывались к ноге
шнурками.
Женщины носили закрытые туфли из цветной кожи на мягкой подошве, без
каблуков.
К XIII веку башмаки чаще стали делать с вырезом на подъеме, который или
оставляли открытыми, или затягивали шнурками. Иногда их шили с разрезом по
бокам, а форма носков стала значительно острее согласно моде, которую в 1089 г.
придумал граф Фулько Анжуйский,чтобы скрыть уродливую форму своих ног.
Цвета обуви были произвольными, но стал преобладать черный. Для украшения
обуви использовали цветную кожу, шелк, бисер, парчу и шитье.
English     Русский Правила