Похожие презентации:
Немецкая классическая философия
1. Немецкая классическая философия
2. План
1. Характерные особенности немецкойклассической философии.
2. Философия И.Канта.
3. Философская система Г.Гегеля.
4. Антропологический материализм
Л.Фейербаха. Историческое значение
немецкой классической философии.
3.
Немецкая классическаяфилософия
Этап развития
западноевропейской философии
XIX вв.
4.
Немецкая классическая философия –это значительнейший этап в развитии
философской мысли и культуры
человечества.
В течение столетия она даёт миру
целую плеяду ярких, самобытных,
выдающихся философов, оказавших
существенное влияние не только на
европейскую, но и на мировую культуру.
5.
Крупнейшие немецкие философыФридрих Вильгельм
Шеллинг
1775-1854
Иммануил Кант
Иоган Готлиб Фихте
1724-1804
1762-1814
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Людвиг Андреас Фейербах
1770-1831
1804-1872
6.
Характерные особенности немецкойклассической философии
Энциклопедичность –
всесторонность
охвата предмета
исследования
Рассмотрение
проблем
морали,
нравственности
Исследование
возможностей
человеческого
разума
Человек –
высший
предмет
философии,
ценность и
цель общества
Разработка
целостной
концепции
диалектики
Идеалистический
характер
(кроме творчества
Л.Фейербаха)
7. И.Кант – основатель немецкой классической философии
«И чем более я размышляю,тем более две вещи
наполняют душу мою всё
новым удивлением и
нарастающим благоговением:
звёздное небо надо мной и
нравственный закон во мне».
И.Кант
8. Основные работы И.Канта
«Критика чистогоразума» (гносеология) –
1781 г.
«Критика практического
разума» (этика) – 1788 г.
«Критика способности
суждения» (эстетика) –
1790 г.
9. Периоды творчества И.Канта
Докритическийпериод
1746-1770 гг.
Рассмотрение
вопросов наук
о природе
Критический
период
После 1770 г.
Рассмотрение
собственно
философских
вопросов
10. Философские вопросы И.Канта
Что я могузнать?
Гносеология
Что я должен
делать?
Этика
На что я могу
надеяться?
Религия
11. Гносеология И.Канта
В теории познания Кант впервые перенёс акцент спознаваемой вещи на познавательные способности
самого человека.
Существуют два мира
Действительный мир
Мир видимости
(мир «вещей-в-себе»)
(мир явлений)
Этот мир
непознаваем
Этот мир
познаваем
12.
С помощью чувств ирассудка человек
познаёт мир явлений:
то, какими вещи нам
являются, каковы они
для нас.
Но человек всегда
мечтал познать,
каков мир сам по
себе, независимо от
нашего восприятия,
объективно.
Человек пытается узнать, что такое «вещь в
себе» - вещь сама по себе, самостоятельно, а не
то, как человек её воспринимает.
13.
С давних времён людей волновали триосновных вопроса
О душе
Что такое моя
душа, смертна
она или
бессмертна?
О Боге
Есть Бог или
нет, какова его
роль в мире?
О космосе
Что такое сам
этот мир, имеет
ли он начало в
пространстве и
времени или
бесконечен?
14.
Размышляя над этими вопросами, Кантнатолкнулся на неразрешимые противоречия
1.Мир имеет
начало во
времени и
ограничен в
пространстве.
2.Любая
сложная вещь
состоит из
простых
частей.
антиномии
?
?
Мир
бесконечен и
во времени, и
в
пространстве
В мире нет
ничего
простого, не
существует
предела
делимости
15. Антиномии И.Канта
3.Всё в миресовершается по
природной
необходимости,
свободы нет.
4.Существует
Бог как
причина
мира.
?
?
В мире
существует
свобода.
Бога нет ни в
мире, ни вне
его.
16.
Обе части этих антиномий можно доказатьодинаково строго, не нарушая законов логики.
Но получить точные научные ответы на
поставленные вопросы мы не можем.
Человек не может познать мир таким, каков он есть
на самом деле.
«Вещи в себе»
непознаваемы
17. Этика И.Канта
И.Кант искалоснование для
морального
поведения людей –
общий принцип, из
которого бы
выводились правила
для различных
ситуаций.
В результате
И.Кант
сформулировал
свой знаменитый
категорический
императив
18.
Категорический императивВсеобщий
моральный закон
Императив
Это требование,
категорическое,
безоговорочное, требование,
без соблюдения которого
мораль невозможна
19. Формулировка категорического императива
«Поступай так,чтобы максима
твоей воли всегда
могла стать
принципом
всеобщего
законодательства».
То есть, в любой
ситуации поступай
так, чтобы твой
поступок смог стать
образцом для
других
20. Другая формулировка категорического императива
«Человекчеловеку
всегда цель,
но никогда –
средство».
То есть, человек не может
рассматриваться как
средство, как инструмент
для достижения цели,
имеет высшую ценность, он
сам – цель любого поступка
и действия
21. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Родился в Штутгарте. Учился набогословском факультете
Тюбингенского университета. По
окончании университета Гегель решил
заняться преподавательской
деятельностью и учительствовал в
разных городах _ Берне, Франкфурте,
Йене, Нюрнберге, Берлине. В
Берлинский период (с 1818 г. до конца
жизни) Гегель достиг всеобщего
признания как крупнейший философ.
22. Основные труды Гегеля
«Феноменология духа»(1807)
«Наука логики»
(1812-1816)
«Энциклопедия
философских наук»
(1817)
23. Основополагающее понятие
Абсолютнаяидея
Схоже с
понятием Бога
Но Идея сама по себе не
обладает сознанием,
личностью, обретает их
только через человека
24.
Абсолютная идея (мировой дух)Отчуждает себя в виде:
- окружающего мира
- природы
- человека
Отчуждение включает в
себя: творение материи из
воздуха; отношения между
объектом ( окружающим
миром) и субъектом
(человеком)
Через мышление и деятельность
человека, ход истории
Абсолютный дух
(возвращение к себе)
Сознание человека – частица
Мирового духа
25.
Развитие мира иистория
человечества
Движущая сила
развития
Развитие
абсолютной идеи
Противоречие
26.
Общая схема процесса развитияТезис
Антитезис
Синтез
Утверждение
Отрицание
Отрицание
отрицания
Любой процесс развития происходит
по этой схеме.
Стадии тезиса, антитезиса и синтеза противоречий
постоянно сменяют друг друга.
Высшая точка развития –
точка абсолютного синтеза.
27. Георг Гегель – отец диалектики
Гегель разрабатываетфилософскую основу
для диалектики –
учения о развитии и
изменении.
Георг Гегель
сформулировал
основные законы
диалектики.
28.
Законы диалектикиЗаконы диалектики
Закон
единства и
борьбы
противоположностей
Закон перехода
количественных
изменений в
качественные
Закон
отрицания
отрицания
29. Закон единства и борьбы противоположностей
Источникразвития
Противоречие внутри
самого явления
Для всех процессов характерно наличие
противоположных характеристик, «полюсов»,
которые взаимно предполагают друг друга
30. Закон перехода количественных изменений в качественные
Развитие совершается неравномерно,скачками
Происходит накопление
количественных
изменений
При переходе границы
(меры) происходит
качественный скачок
Нагревание воды (накопление
количественных температурных
изменений) сначала не вызывает
качественных изменений, но переход
меры – 100 º - приводит к
качественному скачку, превращению
воды в пар.
31. Синтез – это тезис на новом, более высоком уровне развития
Зерно, посаженноев землю - тезис
Синтез
Росток антитезис
Колос – отрицание
отрицания (синтез)
Возвращение к тезису, к зерну,
но на более высокой
качественной основе
32. Закон отрицания отрицания
Возникшее противоречие разрешается(«снимается») появлением новой стадии
процесса, - происходит отрицание
предшествующего развития.
Развитие на этом не останавливается,
новое противоречие опять снимается
отрицанием предыдущей стадии
По закону отрицания отрицания
развитие идёт по спирали и
описывается в виде триад
33.
Развитие осуществляетсяпо спирали, где следующий
виток спирали повторяет
траекторию предыдущего,
но разворачивается на
новом – более высоком
уровне
34. Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872)
Родился в Ландсгуте, в Баварии, в семьеизвестного криминалиста Ансельма Фейербаха.
У него было три брата. В 19 лет окончил
местную гимназию и поступил в Гейдельбергский
университет по специальности богословие. Но
затем оставляет университет и поступает в
Берлинский университет, где слушает лекции
Гегеля.Защитив диссертацию, становится
приват-доцентом, читает лекции. Постепенно
отходит от философии Гегеля и создаёт своё
учение – антропологический материализм.
35. Антропологический материализм Фейербаха
Основафилософии, её
исходный пункт
«Новая
философия, как
философия
человеческая, по
существу есть
также философия
для человека…»
Человек
Высший продукт
природы, неразрывно
связанный с ней,
единство материального
и духовного
36. Человек
Человек этоМир чувств, эмоций,
настроений, желаний,
размышлений
Любовь
Главное в
жизни
человека
Преданность
Причина
общественного
развития
Стремление людей к
счастью
Дружба
37. Религия
«Не Бог создал человека,а человек создал Бога»
Божественная
сущность
Лучшие духовные
качества человека,
которые он
переносит на
выдуманное
всемогущее
существо (Бога)
38. Природа
ПриродаМатерия
Телесна,
материальна,
чувственна
Вечна, не имеет
начала и конца, т.е.
бесконечна, никем
не сотворена
«Природа есть причина самой себя».
Л.Фейербах
39. Историческое значение немецкой классической философии
Классическая немецкая философия –одно из важнейших выражений духовной
культуры XIX века
Изучение
познания как
особой
деятельности
Основные
достижения
Обоснование
гуманизма и
равенства
Разработка
диалектики как
учения о
развитии