Немецкая классическая философия
Предпосылки возникновения немецкой классической философии
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:
Кант, Иммануил (1724-1804)
Иммануил Кант (1724-1804)
Иммануил Кант (1724-1804)
Иммануил Кант (1724-1804)
Целостное мировоззрение из 4-х разделов
Задача философии: объяснить, что такое мир и каковы его основные характеристики
Природа и сознание по Канту – два разных мира
Таким образом возникают противоречия - АНТИНОМИИ
Большое внимание Кант уделяет антиномиям, т.е. Противоречащим, несовместимым друг с другом положениям, каждое из которых, по
Знание всегда выражается в форме суждений
По Канту разум, чтобы объяснить весь мир порождает:
Иммануил Кант (1724-1804)
Человек – существо, способное к самостоятельному и нравственному совершенствованию
Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814)
Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах:
Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854)
Ф. Шеллинг выделяет три вида истории:
Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831)
К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся:
Основной метод Гегеля - диалектика
Главное понятие – Абсолютная идея – целостный мировой разум
Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
Основной заслугой Гегеля является разработанные им:
Фейербах, Людвиг (1804 – 1872)
1.65M
Категория: ФилософияФилософия

Немецкая классическая философия

1. Немецкая классическая философия

• Общая характеристика немецкой
классической философии.
• Критическая философия И. Канта.
• Идеалистическая философия И. Фихте
и Ф. Шеллинга.
• Объективный идеализм Г. Гегеля.
– Антропологический материализм
Л. Фейербаха

2. Предпосылки возникновения немецкой классической философии

• Экономическая и политическая
ситуация в Германии, нашествие
Наполеона;
• Необходимость нового человека
для нового общества;
• Преодоление религиозных,
феодальных явлений, обустройство
капиталистического общества.

3.

Немецкая философия XIX века – уникальное
явление мировой философии. Ее удалось
совместить в себе почти все известные в тот
период философские направления, открыть имена
выдающихся философов, которые вошли в
«золотой фонд» мировой философии. Ее основу
составило творчество пяти наиболее
выдающихся немецких философов того
времени:
• Иммануила Канта
• Иоганна Фихте
• Фридриха Шеллинга
• Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Людвига Фейербаха

4. В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

Ведущие направления
немецкой
классической
философии
Объективный
идеализм (Шеллинг,
Гегель, Кант))
Субъективный
идеализм (Фихте)
Материализм
(Фейербах)

5. Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:

1.
2.
3.
учения немецкой классической философии
способствовали разработке диалектического
мировоззрения;
немецкая классическая философия
значительно обогатила логико-теоретический
аппарат;
рассматривала историю как целостный
процесс, а так же обратила серьезное
внимание на исследование человеческой
сущности.

6. Кант, Иммануил (1724-1804)

Кант, Иммануил (17241804)
• Кант — первый из
философов нового
времени осознанно
подошел к учению о
категориях:
“Мы не можем
мыслить ни одного
предмета иначе, как с
помощью категорий”.
• Он считал, что
категории играют
фундаментальную роль
в мышлении.

7. Иммануил Кант (1724-1804)

Род. 22 апреля 1724 г.
в Кёнигсберге
Учёба в Кёнигбергском
университете (1740-1746)
«Докритический
период»: приват-доцент в
Кёнигбергском
университете (1755-1770)
«Критический период»:
профессор логики и
метафизики в
Кёнигбергском
университете (1770-1801)
Ум. 12 февраля 1804 г.
в Кёнигсберге
Кёнигсберг

8. Иммануил Кант (1724-1804)

Основные сочинения
Всеобщая естественная
история и теория неба (1755)
Критика чистого разума
(1781/1787)
Пролегомены ко всякой
будущей метафизике… (1783)
Основы метафизики
нравственности (1785)
Критика практического
разума (1788)
Критика
способности суждения

9. Иммануил Кант (1724-1804)

Критический период
Учение о познании
Критика чистого разума
Проблемы возможности познания
Новая «коперниканская революция» –
преодоление эмпиризма и рационализма
Предмет философии – специфика
познающего субъекта
Не субъект, познавая, открывает
объективные
законы, а наоборот, объект
становится познаваемым по законам субъекта

10. Целостное мировоззрение из 4-х разделов

• Теория познания
• Этика
• Эстетика
• Философия религии
• Наметил переход к пятому –
философии природы, но
разработал только переход от
философии к естествознанию и
физике

11. Задача философии: объяснить, что такое мир и каковы его основные характеристики

• Кант исследует источники и
границы знания и ставит главные
вопросы:
• Что я могу знать?
• Что я должен делать?
• На что я могу надеяться?
• Что такое человек?

12. Природа и сознание по Канту – два разных мира

• ПРИРОДА – действуют физические
и химические законы, соблюдается
принцип необходимости
• СОЗНАНИЕ – физические и
химические законы не имеют
силы, соблюдается принцип
свободы воли

13. Таким образом возникают противоречия - АНТИНОМИИ

• Антиномия выстраивается по схеме
• Тезис
антитезис
• МИР
ВЕЩИ В СЕБЕ
(реальные предметы)
НОУМЕНЫ
ВЕЩИ ДЛЯ НАС
(образы предметов, их явления)
ФЕНОМЕНЫ
Теория познания (гносеология):
Вещи - ощущения - понятия - суждения
Вещи действуют на органы чувств и
вызывают у человека ощущения, на
базе ощущений формируются понятия
и суждения рассудка и идеи разума.

14. Большое внимание Кант уделяет антиномиям, т.е. Противоречащим, несовместимым друг с другом положениям, каждое из которых, по

мнению Канта, может
быть доказано логически безупречно
• тезис - "Мир имеет начало во времени и ограничен также в
пространстве".
антитезис "Мир не имеет начала во времени и границ в
пространстве. Он бесконечен как во времени, так и в пространстве".
• тезис - "Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей
и вообще существует только простое и то, что сложено из простого"
антитезис "Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых
вещей, и вообще в мире нет ничего простого".
• тезис - "Причинность согласно законам природы не есть единственная
причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире.
Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную
причинность".
антитезис "Не существует никакой свободы, но все совершается в
мире только согласно законам природы".
• тезис "К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина,
безусловно, необходимое существо".
антитезис - "Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в
мире, ни вне мира, как его причины". Иными словами, Бога нет.

15. Знание всегда выражается в форме суждений

• Два вида суждений:
• 1) аналитические (не прибавляют
новых знаний о предметах)
• 2) синтетические (способствуют
получению нового знания)

16. По Канту разум, чтобы объяснить весь мир порождает:

три основные идеи
психологическая (учение о
душе)
космологическая (учение о мире)
теологическая (учение о Боге)

17. Иммануил Кант (1724-1804)

Докритический
период
− Создание
космогонической теории
− Вопросы происхождения
и развития солнечной
системы
− История Земли и
перспективы будущего
развития

18. Человек – существо, способное к самостоятельному и нравственному совершенствованию

Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным
удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее
мы
размышляем о них, – это звёздное небо надо мной и
моральный закон во мне. Этот принцип получил название
«категорический императив Канта»

19. Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814)

• Философ и
общественный деятель,
представитель
немецкого
классического
идеализма. Вслед за
Кантом считал, что
философия должна
быть фундаментом всех
наук. Подчеркивал
значение вопросов
обоснования морали и
государственноправового устройства
(т.н. "практической
философии").

20. Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах:

• «Опыт критики всяческого
откровения»
• «Наукоучение»
• «Основы естественного
права»

21.

• Свою философию мыслитель
называет «наукоучением». Ключевым
моментом философии И. Фихте было
выдвижение так называемой «Я –
концепции», согласно которой «Я»
имеет сложные взаимоотношения с
окружающим миром, которые по
И. Фихте описываются схемой:
тезис
антитезис
синтез

22. Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854)

• Шеллинг разрабатывал
проблемы философии
природы (натурфилософию).
Он выдвинул и обосновал
идею тождества бытия и
мышления.
• Шеллинга весьма ценили в
России за то, что он “остро
чувствовал моральные
обязанности и поэтические
возможности философии”
(А. Гулыга). В практической
философии Ф. Шеллинг
решает вопросы социально –
политического характера
развития истории.

23. Ф. Шеллинг выделяет три вида истории:

история
развития идей
естественная
(история природы)
мировая история,
история познания

24. Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831)


Великий немецкий философсистематик, Аристотель Нового
времени, идеалист, создатель
диалектики (как учения о
развитии, становлении,
противоречиях).
Гегель – первый философ, который
осмыслил проблему
диалектических противоречий
самым фундаментальным образом.
Он открыто заявил, что
противоречие – не ошибка, не
недостаток нашего мышления, а
"корень всякого движения и
жизненности", что мы не можем
мыслить ни одного предмета иначе,
как только в противоречиях, в
единстве противоположностей. Из
взаимодействия противоположных
вещей, сторон возникает все
богатство-многообразие мира.

25. К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся:


«Феноменология духа»
«Энциклопедия философских наук»
«Наука логики»
«Философия природы»
«Философия духа»
«Философия права»

26. Основной метод Гегеля - диалектика

• Законы диалектики по Гегелю:
• 1 Переход количественных и
качественных изменений
• 2 Отрицание отрицания
• 3 Единство и взаимодействие
противоположностей

27. Главное понятие – Абсолютная идея – целостный мировой разум

• МИР – воплощение абсолютной
идеи
• На высшем этапе развития она
становится Духом – единством
сознания и самосознания
• Высшее его проявления: искусство,
религия, философия

28. Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

Абсолютная идея
(Г.Гегель)
Субъективный
дух
Объективный
дух
Абсолютный
дух

29. Основной заслугой Гегеля является разработанные им:

теория объективного
идеализма
общий философский
метод – диалектика

30. Фейербах, Людвиг (1804 – 1872)

• Анализируя христианские
представления, различные
формы религии, пришел к
критическому переосмыслению
религии как типа сознания и
далее, к критике философского
идеализма. Главное сочинение
Фейербаха – “Сущность
христианства”. Он не просто
подверг критике веру в Бога, не
просто декларировал атеизм.
Людвиг считал, что Бог – это
абсолютизированный
обобществленный человек.
Он выдвинул тезис: “Человек –
человеку Бог”. Каждый человек
– это Бог, т. е. для каждого из
нас любой человек, наделенный
всеми самыми хорошими
качествами, является Богом.

31.

• Философию Фейербаха называют
антропологической, антропологическим
материализмом или натурализмом.
Природу он рассматривал через призму
отношения к ней человека. Человек для
него не только духовное, но и телесное
существо. Дух и материя слиты,
нераздельны в человеке. Более того, он
утверждал: “Бытие – это субъект, а
мышление – предикат (нечто вторичное)”.
Мышление – свойство бытия.
English     Русский Правила