1.88M
Категория: ФилософияФилософия

Философские идеи эпохи Возрождения

1.

ФИЛОСОФСКИЕ
ИДЕИ ЭПОХИ
ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Характерные черты эпохи Возрождения.
2. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
3. Натурфилософия Возрождения.
4. Социальная философия Возрождения.

2.

Основные этапы эпохи
Возрождения
Культура Возрождения зародилась в Италии.
Итальянское Возрождение делят на четыре этапа:
- Проторенессанс - вторая половина XIII - XIV века;
- Раннее Возрождение - XV век;
- Высокое Возрождение - конец XV - первая треть XVI в.;
- Позднее Возрождение - конец XVI века.
В разных странах культура Возрождения развивается
различными темпами. Наивысшая точка развития культуры
Ренессанса приходится на XVI век - классическое
Возрождение, когда Ренессанс распространяется на другие
страны Европы.

3.

Социокультурные факторы
Возрождения
• Возрождение - эпоха в истории культуры, отразившая
начало перехода от феодализма к капитализму.
• Определяющими изменениями в жизни общества стали:
- первые зачатки капиталистической промышленности,
- накопление торгового и ростовщического капитала,
- великие географические открытия,
- прогрессирующее развитие городов,
- секуляризация общества, антиклерикализм (критика
служителей церкви),
- высвобождение человека от сословных ограничений,
- приоритет личной предприимчивости.

4.

Отличительные черты
культуры Возрождения
индивидуализм
культ светской жизни
освобождение от
власти авторитетов
особенное внимание
к прошлому
вкус к искусствам

5.

Гуманизм эпохи Возрождения
• Происхождение термина связано с понятием studia
humanitatis — буквально, «гуманитарные студии». Так
начиная с XIV в. обозначали комплекс учебных дисциплин, в
который входили грамматика, риторика, поэзия, история,
этика. Преподавателей этих дисциплин стали называть
гуманистами.
• Под
«человеческим»
гуманисты
стали
понимать
совокупность качеств (humanitas), требующих специальной
тренировки по их формированию. Среди них: изысканность
вкуса, красота языковых форм и речи, утонченное
отношение к жизни, способность вызывать ответную
симпатию.
• Гуманизм также оказывается не чем иным, как культом
творческой индивидуальности. Творчество - вот главный путь
раскрытия способностей человека

6.

Антропоцентризм эпохи Возрождения
Индивид, личность ставится гуманистами в центр теоретических
построений. Сквозь призму личности рассматриваются все
темы и вопросы, начиная от социально-этических и кончая
религиозными.
Мысль гуманистов идет не от божественного к личному, а в
обратном направлении — от личного к божественному. Если
философия эпохи Средневековья в целом утверждала, что на
первом месте всегда должен стоять Бог и лишь затем человек,
то гуманисты выдвигали на первый план человека, а уж затем
говорили о Боге .
Телесный человек столь прекрасен, что он, будучи творением
Бога, вместе с тем служит основной моделью, по которой уже
древние язычники, а за ними и христиане изображают своих
богов, что способствует богопочитанию, особенно у более
грубых и необразованных людей.
Человек — словно некий смертный бог, он как бы соперник
Бога в творческой деятельности. Бог — творец всего сущего,
человек — творец великого и прекрасного, царства культуры

7.

Основные черты
натурфилософии Возрождения
Ориентируется на традиции
античной натурфилософии
Пантеизм и гилозоизм
Меньшая по сравнению с
античной натурфилософией
умозрительность

8.

Социальная философия Возрождения
Томас Мор – «Утопия»
Томмазо Кампанелла – «город
Солнца»
всеобщее участие в труде, в том числе и
физическом (продолжительность труда – 6
часов);
каждый живёт минимум 2 года в условиях
деревенской жизни;
самые тяжелые и неприятные работы – удел
рабов;
наиболее одаренные занимаются умственным
трудом, из них избираются различные
должностные лица, включая главу государства, а
также священники;
среди удовольствий первое место принадлежит
здоровью;
веротерпимость, каждый волен мыслить бога в
соответствии со своими понятиями;
какой-то значительной собственности нет ни у
кого; отсутствуют деньги.
люди отличаются друг от друга только по
способностям;
существует разделение труда, нет
презренных разновидностей труда;
труду предаются с радостью
(продолжительность труда - 4 часа);
свободное время посвящается развитию
умственных и телесных способностей;
отсутствует индивидуальная (моногамная)
семья;
законы и мораль просты: чего не хотите
самим себе, не делайте этого другим, и что вы
хотите, чтобы делали люди вам, делайте и вы
им;
культ Солнца;
нет частной собственности.

9.

ИТОГ
• Эпоха Возрождения полностью перевернула
«картину мира» европейца, сформировала
основы современного мировоззрения. В
центр бытия помещается не Бог, а человек.
• Бог растворяется в природе.
• Подрывается принцип авторитета, канона,
догмы. Человек становится хозяином своей
судьбы, он сам влияет на ход истории.
Человек рассматривается как творческая
личность, которая может улучшить свое
бытие, построить более совершенный мир.
• Создаются модели идеального общества.

10.

Европейская
философия
17-19 вв.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Социокультурная обусловленность новоевропейской
философии
Философские идеи эпохи Просвещения
Основные проблемы немецкой классической философия
Иррационализм в неклассической философии
Позитивизм как одна из стратегий неклассической
философии
Марксистская философия

11.

Европейская
философия
Нового времени

12.

Социокультурные факторы
новоевропейской философии
специфика
капиталистического
способа производства
наука как
производительная сила
проблема истинности
знания

13.

Специфика капиталистического
способа производства
Фундаментом является промышленность,
основанная на машинном производстве
Эффективность промышленности зависела от
постоянного совершенствования и инноваций
Совершенствование и изобретение новых
технических средств - широкая система научных
знаний

14.

НАУКА КАК ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ СИЛА
Научное знание является
определяющим
фактором развития
капиталистического
производства. От
прогресса науки
зависит прогресс
экономики

15.

Проблема истинности
знания
Натурфилософия
трансформируется в
естествознание
Онтология вытеснена на
второй план
Ориентация на практический
опыт стимулировала
познание не единичных
фактов, а целых систем

16.

17.

Френсис Бэкон (1561-1626)
Человек – слуга и истолкователь природы,
который столько совершает и понимает, сколько
постиг в ее порядке делом и размышлением, и
свыше этого он не знает и не может
Индукция получает знание из окружающего мира
через эксперимент, наблюдение и проверку
гипотез
Исходные общие понятия, лежащие в основе
дедукции, в конечном итоге представляют собой
результат опытного знания

18.

Идолы познания
Френсис Бэкон (1561-1626)
«Призраки рода» проистекают из самой человеческой
природы, они не зависят ни от культуры, ни от
индивидуальности человека
«Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки
восприятия, как врожденные, так и приобретённые
«Призраки площади (рынка)» — следствие общественной
природы человека, — общения и использования в
общении языка
«Призраки театра» — это усваиваемые человеком от
других людей ложные представления об устройстве
действительности

19.

Основные философские
направления
Эмпиризм
(направление в теории познания,
признающее чувственный опыт
единственным источником
достоверного знания)
Сенсуализм
(направление в теории познания,
согласно которому ощущения и
восприятия — основная и главная
форма достоверного познания)
Солипсизм
(крайняя форма субъективного идеализма,
согласно которой существует только человек и
его сознание, а объективный мир, в т. ч. и люди,
существует лишь в сознании индивида.)

20.

ФИЛОСОФСКИЕ
ИДЕИ ЭПОХИ
ПРОСВЕЩЕНИЯ

21.

Философские идеи эпохи
Просвещения (Ламетри, Дидро,
Руссо)
приоритет разума в решении всех
проблем
механико-материалистическая
картина мира
атеистическая направленность
осознание культуры как
специфически человеческого
способа бытия

22.

Итог
Просвещение — одна из ключевых эпох в истории
европейской культуры, связанная с развитием
научной, философской и общественной мысли
Начавшись в Англии, это движение распространилось
на Францию и Германию, а далее на всю Европу
Особенно влиятельными были французские
просветители
Интеллектуальное и философское движение этой
эпохи оказало большое влияние на последовавшие
изменения в этике и социальной жизни Европы и
Америки, борьбу за национальную независимость
американских колоний европейских стран, отмену
рабства, формирование прав человека
Оно поколебало авторитет аристократии и влияние
церкви на социальную, интеллектуальную и
культурную жизнь

23.

Немецкая
классическая
философия

24.

Под немецкой классической философией
понимается
оригинальное
философское
движение,
которое
сформировалось
и
развивалось в Германии в конце 18 – первой
половине 19 вв.

25.

Предпосылки
возникновения
События 18-19 ст. обнажили бессилие
человеческого разума в объяснении и
предотвращении дисгармонии и хаоса, которые
стали содержанием общественной жизни
Сомнение в идеалах эпохи Просвещения
Научные открытия
Демографический взрыв

26.

Особенности развития
германского общества
В данный период Германия представляла собой ряд
мелких самостоятельных государств, в большинстве из
которых господствовали феодальные порядки и
абсолютистские монархические режимы
В экономическом отношении Германия отставала от
наиболее развитых стран Европы того времени
В этих условиях интеллектуальная элита не имела
возможности реализовать свою активность в социальнополитической жизни

27.

Основные достижения немецкой
классической философии
обоснование целостной концепции
развития всей природной, социальной и
духовной реальности
обоснование активной, творческой
природы мышления
введение принципа историзма в
исследование социально-культурной
сферы

28.

Основные
представители
И.Кант
Г.В.Ф.Гегель
Л.Фейербах

29.

Иммануил Кант
Докритический (до 1770 г.)
сторонник идей естественнонаучного
материализма. В центре его интересов
были проблемы космологии, механики и
физической географии
Критический (после 1770 г.)
создание оригинальной «критической»
философии

30.

«Коперниковский»
переворот
И.Канта в
философии
Сознание познающего субъекта – не
пассивная субстанция, а активное,
творчески-конструктивное образование
Достоверность
научных
обусловлена наличием в
априорных форм
знаний
сознании
Познающий
субъект
не
открывает
законы
природы,
а
диктует
сконструированные
в
собственном
сознании законы природе
Познавательные
возможности
ограничены исследованием явлений
(пределами опыта).

31.

Учение об априорных
формах познания
В процессе познавательной деятельности на уровнях
чувственности и рассудка познающего субъекта
существуют априорные формы – особые формы
деятельности сознания, которые являются
предшествующими всякому опыту и независящими от
него и выступающие средствами упорядочивания
чувственного опыта в сознании.
Априорные формы чувственности – пространство
и время.
Априорные формы рассудка – категории.
Благодаря наличию в сознании априорных форм
становится возможным обобщение и
систематизация опыта, формирование общих
понятий, суждений, научных теорий и законов.

32.

задача
Георг Главная
философии –
целостной
Гегель создание
концепции, которая
призвана объяснить
функционирование
всех сфер
реальности на
основе некоторого
фундаментального
принципа.

33.

Тождество
бытия и
мышления
Первоосновой
мира
является
бесконечное
мировое духовное начало – Абсолютная Идея
Абсолютная
Идея
пребывает
в
состоянии
постоянного развития, имеет активный, деятельный
характер
Самопознание Абсолютной идеи проходит путем
реализации следующих процедур:
- опредмечивание – процедура, в результате
которой идея получает внешнее выражение в
форме предмета;
- распредмечивание – процедура перевода
предмета в форму идеи путем ее познания
Весь природный, социальный и духовный мир
представляет собой опредмеченные и
распредмеченные проявления Абсолютной Идеи.

34.

Диалектический
метод
Сущность Абсолютной Идеи составляет
беспрерывное изменение, преобразование
и развитие. Весь природный, социальный и
духовный мир представлен в виде процесса.
Развитие осуществляется как процесс
последовательного развертывания системы
категорий, которые одновременно являются
формами бытия и мышления одновременно.
Источником развития является противоречие,
содержащееся в каждой форме как бытия,
так и мышления.
Развитие выступает не как прямолинейный, а
как скачкообразный, спиралевидный
процесс.

35.

Философия
истории
История человеческого общества представляет
собой процесс раскрытия определенного
содержания Абсолютной Идеи в форме
Объективного духа
Развитие человеческого общества подчинено
законам диалектической логики, что выражается
в смене исторических форм социального
устройства
На каждой определенной ступени
исторического процесса Абсолютная Идея
выбирает отдельные народы, в развитии которых
наиболее полно выражается определенный этап
саморазвития Объективного духа
В истории человечества нет места случайности.
Отдельные люди и социальные группы –
инструменты для раскрытия внутреннего
содержания Объективного духа («хитрость
Разума»)

36.

Людвиг
Фейербах
Основная
философская
проблема –
проблема
человека

37.

Антропологический
материализм
Основной предмет философии – человек
Природа, материальный мир рассматривается
в качестве первичного элемента бытия
(материализм)
Человек - материальное, природное существо.
Духовное начало формируется на основе
природного
Мышление не является единственной
характеристикой человека; значимость имеют и
другие атрибуты человеческого существования
Главным источником познания и высшим
критерием истинности знаний является
чувственный опыт

38.

Критика
идеализма
Философский идеализм - продолжение
религии. Идеализм – это рационализированная
религия
Не Бог творит человека, а человек создает Бога
Идеализм необходимо отвергнуть, так как он
подменил конкретного человека абстракцией, а
подлинную философию - религией
Религия, идеализм возникают из отчуждения
человеческой сущности, посредством
приписывания Богу, Абсолютной Идее,
Мировому Разуму тех атрибутов, которые в
действительности принадлежат самому
человеку
English     Русский Правила