Философия классического периода истории Греции (5-4 в. до н.э.)
Средневековое мировоззрение: специфика и основные проблемы. Философия эпохи Возрождения.
план
Трансформация космоцентризма в теоцентризм
Границы средневековья
Специфика средневекового мировоззрения
Основные проблемы ср/в. философии.
Патристика –учения отцов церкви
Схоластика
Фома Аквинский (1225-1274)
Разложение религиозного мировоззрения
Значение средневековой философии
Характеристика мировоззрения эпохи Возрождения
Трансформация теоцентризма в антропоцентризм
Леонардо да Винчи (1452 – 1519)
Х.Колумб (1451 – 1506)
Н.Коперник (1473 – 1543)
М.Лютер (1483 -1546)
Инквизиция.
Охота на ведьм
Основные направления философского поиска в эпоху Возрождения
Основные направления философского поиска в эпоху Возрождения
Основные направления философского поиска в эпоху Возрождения
Основные направления философского поиска в эпоху Возрождения
Значение эпохи Возрождения
3.58M
Категории: ИсторияИстория ФилософияФилософия

Философия классического периода истории Греции (5-4 в. до н.э.)

1. Философия классического периода истории Греции (5-4 в. до н.э.)

АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322 гг.до н.э.)
Систематизация всех знаний, созданных
греческими мыслителями.
Создание философского категориального
аппарата и основ формальной логики.
Метафизика: учение о материи и форме.
Гносеология: «общее известно нам по
понятию, а частное по чувству».
Этика: концепция «золотой середины».
Учение о Боге как цели всех изменений и
движений.

2. Средневековое мировоззрение: специфика и основные проблемы. Философия эпохи Возрождения.

3. план

• Причины трансформации космоцентризма в
теоцентризм.
• Специфика средневекового мировоззрения.
Основные проблемы средневековой
философии.
• Причины трансформации теоцентризма в
антропоцентризм.
• Специфика мировоззрения эпохи
Возрождения: антропоцентризм.
• Основные направления философского поиска
в эпоху Ренессанса.

4. Трансформация космоцентризма в теоцентризм

В поисках устойчивых
оснований Бытия
мыслители обращаются
к логическому поиску
гармонии и к этическим
проблемам.
В 1-3 вв.н.э.
формируется новый тип
мировоззрения теоцентризм
бог
человек
природа

5. Границы средневековья

Vвек (от разрушения Римской
империи)
XIV – XVвека (утверждение
идеологически подрывной для
средневековья концепции «двух
истин»)

6. Специфика средневекового мировоззрения

Теоцентризм – форма мировоззрения, в
центре которого – Бог («teos» - бог).
Особенности христианской религии
определяют специфику ср/в.
мировоззрения:
- монотеизм (единобожие);
- религия откровения (Истина человеком
не добывается, а дается в мистическом
прозрении).

7. Основные проблемы ср/в. философии.

1. Проблема соотношения «Бог – мир».
Как и из чего Бог сотворил мир? Как и в какой мере
Бог вмешивается в дела мира?
2. Проблема богооправдания (теодицея).
Мир полон зла. Как Бог допускает зло в мире?
3. Проблема свободы человека.
Свободен ли человек от Божьей воли, или все в его
жизни предопределено Богом?
4. Проблема соотношения веры и разума
в познании мира
5. Проблема универсалий

8. Патристика –учения отцов церкви

• Августин Аврелий
(Блаженный) (354 – 430)
«Исповедь»
«О граде Божием»
Мир – непрерывное творение Бога,
мир единственен и упорядочен.
Человек – это душа, тело
греховно. Человек стал
несвободным, выбрав зло,
совершив грехопадение
«Мы не можем знать всего, во что
верим»
Учение об окончании человеческой
истории

9. Схоластика

• Схола́стика (греч.
σχολαστικός — учёный
школьный) —
систематическая
средневековая
философия,
сконцентрированная
вокруг университетов и
представляющая собой
синтез христианского
(католического)
богословия и логики
Аристотеля.

10. Фома Аквинский (1225-1274)

• «Сумма философии»
«Сумма теологии»
Истины разума и истины
откровения
Мир – совокупность
субстанций, обязанных
своим существованием
Богу.
Единство души и тела.
Разумная душа и свободная
воля делают человека
особым среди других
тварных существ.
5 доказательств бытия Бога.

11. Разложение религиозного мировоззрения

Социальные причины.
Обмирщение церкви как социального института.
Развращенность духовенства. Подъем светского
мистицизма. Разложение феодализма.

12.

Идеологические причины.
Утверждение концепции «двух
истин».
Иоанн Дунс Скот (1266 – 1308)
Развитие интеллектуальной
независимости в
европейских университетах
под влиянием изучения
трудов Аристотеля
бог
откровение
человек
опыт
природа

13. Значение средневековой философии

Утверждается автономность человека
как наместника Божьего на земле.
Развитие логики в т.ч. математической
(основы программирования).
Развитие этического самосознания.
Создание интеллектуальноидеологической основы для эпохи
Великих открытий и научной революции
Нового Времени.

14. Характеристика мировоззрения эпохи Возрождения

Антропоцентризм – мировоззрение,
согласно которому человек есть центр и
высшая цель мироздания.
Гуманизм – ценностная позиция,
признающая ценность человека как
личности.

15. Трансформация теоцентризма в антропоцентризм

бог
бог
человек
человек
природа
природа

16. Леонардо да Винчи (1452 – 1519)

Мадонна Литта

17.

Сикстинская мадонна.
Рафаэль Санти (1483 -1520)

18.

19. Х.Колумб (1451 – 1506)

Открытие Нового Света
(1492г.)

20. Н.Коперник (1473 – 1543)

• Создание
гелиоцентрической
системы мира стало
переворотом в
естествознании,
началом Научной
Революции в
Европе.

21. М.Лютер (1483 -1546)

• Основатель
протестантизма в
Германии.
• Отвергает претензии
духовенства на
господствующее
положение в обществе,
критикует основные
догматы католической
церкви.

22. Инквизиция.

23. Охота на ведьм

24. Основные направления философского поиска в эпоху Возрождения

Антропологическая
проблематика.
Итальянский гуманизм:
Франческо Петрарка
(1304-1374)
Джованни Пико делла
Мирандола
(1463 -1494)
«Речи о достоинстве
человека»

25.

• Германский
гуманизм:
Эразм
Роттердамский
(1467 -1536)
• Английский
гуманизм:
Томас Мор
(1478 – 1535)

26. Основные направления философского поиска в эпоху Возрождения

• Социальнополитическая
проблематика.
Утопический
социализм
(Т.Мор,
Т.Кампанелла)
Искусство
управления
государством
(Н.Макиавелли)

27. Основные направления философского поиска в эпоху Возрождения

• Онтологическая
проблематика.
ПАНТЕИЗМ –
философское
учение,
отождествляющее
Бога и мир.
• Н.Кузанский,
• Дж. Бруно

28. Основные направления философского поиска в эпоху Возрождения

• Мистикогностическая
проблематика.
Мистика (от греч.
«таинственый» религизная практика,
имеющая целью
переживание в экстазе
непосредственного
«единения» с
Абсолютом.
• Парацельс (1493-1541)
• Я. Беме (1575 -1624)

29. Значение эпохи Возрождения

1. Проделана необходимая негативная
работа в отношении средневекового
мировоззрения.
2. Возрождение античной философской
традиции.
3. Создана атмосфера интереса к
интеллектуальной деятельности,
подготовлена основа Научной
Революции.
English     Русский Правила