1.04M
Категории: ИсторияИстория ФилософияФилософия

Русская философия западников

1.

Министерство здравоохранения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России)
Институт сестринского образования
Русская философия
западников
Выполнила: студентка 1 курса ИСО, группа 22-1
Епина Нина Анатольевна
Проверил преподаватель: Сапрыгин А.Н.

2.

Западники – кто это?
Западники – это представители одного из важнейших направлений
русской общественной мысли, которое сформировалось на рубеже 30-х и
40-х годов XIX века. Их также нередко называли «европейцами».
Русские западники утверждали, что изобретать ничего не нужно. Для
России необходимо выбрать тот передовой путь, который уже был
успешно пройден Европой. Более того, западники были уверены, что
Россия сможет пойти по нему намного дальше, нежели это сделал Запад.

3.

Для «западного» пути развития характерно было развитие капитализма,
утверждение свободного развития личности, создание гражданского
общества и противодействие всякого рода деспотиям, прогрессирующее
развитие науки. Свобода понимается как необходимый атрибут
исторического развития. Представители «западничества» считали, что и
Россию закономерно ожидают экономические, политические, социальные,
промышленно-технические преобразования, которым необходимо
способствовать, а не препятствовать.

4.

Дух социально-экономического преобразования России овладевал умами
людей, и суть этого преобразования необходимо было осмыслить
философски. Основным препятствием для прогрессивного развития
России «западники» считали наличие крепостного права и отсутствие
политических и социальных свобод личности. В этом представители«западники» не расходились. Но они расходились по поводу путей и
способов преобразования России и будущего России. Как более-менее
единое направление «западничество» сохранилось до конца 60-х годов
XIX века.

5.

Среди западников были писатели, философы, и политики.
Петр Великий и Михаил Ломоносов — два имени, которые
во многом заложили осознание того, что без западной
философии и науки, Россия не останется нищей и
несчастной. Именно эти два человека стали историческими
корнями западникам. Западники говорили, что Россия
критически отстала в своем развитии, что нужно срочно
освободить народ из экономического и политического
рабства. Крепостные рабы, и бурлаки на Волге — были
живыми примерами той бесчеловечности, которая
эффективно поддерживалась Православной идеологией.

6.

По своему происхождению западники – это были преимущественно
богатые купцы и дворяне-помещики. Встречались среди них также
ученые, публицисты и писатели. Самые видные представители
западничества в русской философии:
• Петр Чаадаев.
• Владимир Соловьев.
• Борис Чичерин.
• Иван Тургенев.
• Александр Герцен.
• Павел Анненков.
• Николай Чернышевский.
• Виссарион Белинский.

7.

Основные идеи и
взгляды западников
Западники не отрицали русскую идентичность и самобытность. Они
настаивали лишь на том, что Россия должна развиваться в фарватере
европейской цивилизации. И в фундаменте этого развития должны быть
заложены общечеловеческие ценности и личностные свободы. При этом
общество они рассматривали в качестве инструмента для реализации
отдельно взятого индивида.
К основным идеям западнического движения можно отнести следующие:
• Перенимание главных ценностей Запада.
• Сокращение отставания между Россией и Европой.
• Развитие и углубление рыночных отношений.
• Утверждение в России монархии конституционного образца.
• Ликвидация крепостного права.
• Развитие всеобщего образования.
• Популяризация научных знаний.

8.

Критика религии и церкви
В. Г. Белинский.
Из письма
к Н. В. Гоголю.
Россия видит своё спасение не в мистицизме,
не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах
цивилизации, просвещения и гуманности.
Ей нужны не проповеди (довольно она слышала
их!), не молитвы (довольно она твердила их!),
а пробуждение в народе чувства человеческого
достоинства, столько веков потерянного
в грязи и навозе, права и законы, сообразные
не с учением церкви, а с здравым смыслом и
справедливостью, и строгое, по возможности,
их выполнение. А вместо этого она представляет
собой ужасное зрелище страны, <…> где нет
не только никаких гарантий для личности, чести
и собственности, но нет даже и полицейского
порядка, а есть только огромные корпорации
разных служебных воров и грабителей.

9.

В. С. Соловьев и его фазисы
Владимир Соловьев (1853-1900) является ярким представителем так
называемого религиозного западничества. Он выделяет три главных фазиса
в ходе общего западноевропейского развития:
• Теократический (представлен римским католичеством).
• Гуманитарный (выражен в рационализме и либерализме).
• Натуралистический (выражается в естественнонаучном направлении
мысли).
Он был убежден, что ключевая особенность
России состоит в том, что это глубоко
христианское государство. Соответственно,
русская идея должна быть составляющей частью
идеи христианской

10.

П. Я. Чаадаев и его
взгляды
Далеко не последнее место в общественном движении русских
западников занимал философ и публицист Петр Чаадаев (17941856). Его основной труд «Философические письма» был
опубликован в журнале «Телескоп» в 1836 году. Эта работа
всерьез всколыхнула общественность. Журнал после данной
публикации был закрыт, а сам Чаадаев – объявлен
сумасшедшим. В своих «Философических письмах» Петр
Чаадаев противопоставляет Россию и Европу. И фундаментом
этого противопоставления он называет религию. Католическая
Европа характеризуется им как прогрессивный регион с
волевыми и активными людьми. А вот Россия, наоборот,
является неким символом инертности, неподвижности, что
объясняется излишней аскетичностью православной веры.
Причину застоя в развитии государства Чаадаев усматривал еще
и в том, что страна была недостаточно охвачена Просвещением.

11.

В 1831 г. в стенах Московского университета возник
философский кружок, ставший значительной вехой в
формировании западничества. Главная цель кружка,
лидером которого был Николай Владимирович
Станкевич (1813-1840), - изучение немецкой
философии, прежде всего философской
системы Гегеля. В кружок входили К.С. Аксаков, В.Г.
Белинский, М.А Бакунин, В.П. Боткин, М.Н. Катков,
Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др..

12.

13.

Из этого кружка вышли деятели самых различных направлений, так
как, признавая приоритет Европы, они разошлись в понимании того,
что именно в Западной Европе выступает вершиной прогресса и
цивилизации: буржуазная ли парламентская республика или идеи
социализма. Белинский, например, как и Герцен, уверовал в социализм,
идея которого, по его собственным словам, стала для него идеей идей,
бытием бытия, вопросом вопросов

14.

Западники и славянофилы
Западники
Славянофилы
Социальная
онтология
Культура как
сознательное
творчество
Культура как
продукт стихийного
развития
Политическая
онтология
Общественный
договор
Органическое
развитие
Духовная
ориентация
Разум и наука
Вера и религия
Социокультурная
ориентация
Универсализм
(космополитизм)
Самобытность
(национализм)

15.

Список литературы
1. Западники 40-х гг.: Н.В.Станкевич, В.Г.Белинский,
А.И.Герцен, Т.Н.Грановский и др. М., 1910;
2. . Кошелев В.А. Общественно-литературная борьба в
России 40-х гг. 19 в. Вологда, 1982;
3. Щукин В.Г. Русское западничество 40-х гг. 19 в. как
общественно-литературное явление. Краков, 1987;
4. Кара Мурза А.А. Что такое российское
западничество?

16.

P.S. Поставьте
пожалуйста зачет
English     Русский Правила