41.75M
Категория: ФилософияФилософия

Основные направления современной западной философии. Лекция 9

1.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ
ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
ЛЕКТОР ВЕРЕМЧУК А.С.

2.

3.

4.

ПОЗИТИВИЗМ — НАПРАВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, СУТЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ
СТРЕМЛЕНИЕ ПОСТАВИТЬ ФИЛОСОФИЮ НА ТВЕРДУЮ НАУЧНУЮ ОСНОВУ
• Философия должна отказаться как от
материализма, так и от идеализма и
основываться на позитивном (научном)
знании. Это значит, что:
• философское знание должно быть абсолютно
точным и достоверным;
• философия должна использовать научный
метод - эмпирическое наблюдение;
• философия не должна стремиться стать
"царицей наук", она должна стать конкретной
наукой, опирающейся на арсенал именно
научных (а не каких-либо иных) средств, и
занять свое место среди других наук.

5.

ПОЗИТИВИЗМ

6.

7.

8.

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ
НЕОПОЗИТИВИЗМА
Главная идея неопозитивизма — философия должна заниматься логическим анализом языка науки,
анализом текста, знаков, понятий, рассмотрение логической структуры научных теорий и анализ значений
научных высказываний. Чтобы научная теория была истинной, нужен правильный язык. С помощью
логики можно раскрыть сущность философии. Философия – это средство логического прояснения мыслей.
Философия – это не учение, а деятельность по прояснению мыслей.

9.

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ - ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, КОТОРОЕ ВКЛЮЧАЕТ В
СЕБЯ ЭМПИРИЗМ, ИДЕЮ О ТОМ, ЧТО ДЛЯ ПОЗНАНИЯ МИРА НЕОБХОДИМЫ НАБЛЮДАЕМЫЕ
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ОПИРАЮЩИЕСЯ НА РАЦИОНАЛИЗМ, ОСНОВАННЫЙ НА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И
ЛОГИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЯХ.

10.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

11.

12.

В
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ПОЛЬЗОВАВШЕЕСЯ ВЛИЯНИЕМ
В 1960—1970-Е ГГ. ГЛАВОЙ ЭТОГО НАПРАВЛЕНИЯ БЫЛ К. ПОППЕР
КРИТИЧЕСКИЙ
РАЦИОНАЛИЗМ
-
НАПРАВЛЕНИЕ

13.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВИЗМА

14.

СТРУКТУРАЛИЗМ
Структурализм - направление в языкознании,
возникшее в начале ХХ в. и определившее во
многом не только лингвистическую, но и
философскую и культурологическую парадигмы
всего ХХ века.
Это
интеллектуальное
движение,
для
которого характерно стремление к раскрытию
моделей, лежащих в основе социальных и
культурных явлений.
Методологическим
образцом
для
структурализма служит структурная лингвистика
– наиболее влиятельное в 20 в. направление в
науке о языке.
Структурализм
как
философское
направление возник в 50-е гг. во Франции

15.

Главные идеи структурализма
культура рассматривается как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мода, религия и т.п.);
необходимо искать принципы и способы культурной организации человеческого опыта существования, совместной
жизни и деятельности, понимаемого как построение знаковых и символических систем;
допускается существование универсальных культуроорганизующих универсалий во всех сферах человеческой
деятельности;
утверждается первичность психических принципов в процессе создания устойчивых символов культуры;
различные виды и типы культуры невозможно упорядочить с точки зрения единой школы развития, они
представляют собой вариации психических принципов на неоднородный исходный «природный материал»;
динамика культуры обусловлена постоянной трансформацией внешних и внутренних стимулов культурной
деятельности,преобразованием их во внутренние психические принципы, сравнением их с другими символическими
формами, ведущим к подтверждению или изменению существующих культурных порядков.
Суть концепции:
Элементы системы взаимно влияют друг на друга, а структурный подход изучает связи между этими элементами.
Социальные и культурные системы составляют единое целое, поскольку создаются человеком, и отвечают его
потребностям в упорядоченных отношениях с окружающим миром.
Необходимо исследовать несколько однородных объектов, определить существенные черты их структурных форм
и причины их изменений. Сначала необходимо извлечь «социальный факт из культурной формы». Такой факт обладает
первичными качествами (структура - то, что действительно существует и играет роль причины) и вторичные качества
(культура – порожденная путем воздействия окружающего мира на органы чувств человека и выбором символических
знаков в данном обществе).
Любые отношения людей представляют собой своеобразную структуру, а взятые все вместе, эти структуры
составляют между собой определенную иерархию – социальную систему.

16.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
1) выделение первичного множества объектов, в
которых можно предполагать наличие одинаковой
или сходных структур;
2) расчленение объектов на элементарные части
(сегменты), в которых типичные, повторяющиеся
отношения связывают разнородные пары элементов;
3) раскрытие отношений преобразований между
сегментами, их систематизация и построение
абстрактной структуры путем синтезирования,
математического и логического моделирования;
4) выведение из структуры всех возможных
теоретических следствий и проверка их на практике

17.

18.

19.

ПРАГМАТИЗМ

20.

21.

ФИЛОСОФИЯ ДЖ. ДЬЮИ

22.

НЕОКАНТИАНСТВО

23.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

24.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СТРЕМИТСЯ ВЫДЕЛИТЬ ЧИСТОЕ, Т.Е.
ДОПРЕДМЕТНОЕ, ДОСИМВОЛИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Черты сознания:
• - сознание - непрерывный и необратимый поток
переживаний;
• - заключает в себе определенные формы –
феномены, которые доступны выделению и
изучению;
• сознание всегда интенционально, т. е. направлено
на что-либо- объединяет познавательные акты и
предметное содержание;
• - сознание способно осознавать и мыслить бытие;
• - всё, что мы познаём, - это не факты
действительности, а явление (феномены) нашего
сознания.

25.

ГЕРМЕНЕВТИКА
-
НАПРАВЛЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ, КОТОРОЕ
ИССЛЕДУЕТ ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ ИСТОЛКОВАНИЯ, ИНТЕРПРЕТАЦИИ,
ПОНИМАНИЯ

26.

Ф.ШЛЕЙЕРМАХЕР: ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ
.

27.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ГЕРМЕНЕВТИКИ

28.

29.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ

30.

СЬОРЕН КЬЕРКЕГОР (1813 – 1855)

31.

32.

ЖАН-ПОЛЬ САРТР
(1905 — 1980)

33.

34.

А.КАМЮ - МИФ О СИЗИФЕ

35.

Персонализм - это теистическое направление в современной философии, признающее
личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь
мир - проявлением творческой активности верховной личности, бога.

36.

ПСИХОАНАЛИЗ

37.

ФРЕЙД СОЗДАЁТ СТРУКТУРУ ПСИХИКИ

38.

39.

40.

ОЦЕНКА КУЛЬТУРЫ ПО З.ФРЕЙДУ

41.

ОЦЕНКА КУЛЬТУРЫ ПО З.ФРЕЙДУ

42.

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875 — 1961)
Выдвинул теорию архетипов.
Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная)
энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые
препятствия окружающей жизни, переводится не в
индивидуальное бессознательное, а во всеобщее
бессознательное в виде архетипов. Архетипы —
универсальные образы, "код" общечеловеческой
вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть
содержание снов, мифы, бред душевнобольного,
парапсихологические эффекты, грезы, галлюцинации. Архетипы — "зашифрованная" история
человечества, высшие истины.
Цель
философии
помочь
человеку
"расшифровать" архетипы, понять их смысл, а
через них — себя и окружающую действительность.
English     Русский Правила