1.28M

Творчество В.В. Маяковского

1.

В.В. Маяковский
«И в пролет не выйду, и не выпью яда, и
курок над виском не смогу нажать…»

2.

По признанию поэта, всё началось со строки Андрея Белого «В небеса
запустил ананасом». Давид Бурлюк познакомил молодого поэта с поэзией
Рембо, Бодлера, Верлена, Верхарна, но решающее воздействие оказал
свободный стих Уитмена. Маяковский не признавал традиционные
стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм;
полиметрические композиции объединяются стилем и единой
синтаксической интонацией, которая задаётся графической подачей стиха:
сначала разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а
с 1923 года — знаменитой «лесенкой», которая стала «визитной карточкой»
Маяковского. «Лесенка» помогала Маяковскому заставить читать его стихи с
правильной интонацией, так как запятых иногда было недостаточно.
После 1917 года Маяковский стал много писать; за пять предреволюционных
лет им написан один том стихов и прозы; за двенадцать послереволюционных
лет — одиннадцать томов. Например, в 1928 году он написал 125
стихотворений и пьесу. Много времени он проводил в разъездах по
Советскому Союзу и за рубежом. В поездках порою проводил по 2-3
выступления в день (не считая участия в диспутах, собраниях, конференциях и
т. д.), однако впоследствии в работах Маяковского стали появляться тревожные
и беспокойные мысли; он изобличает пороки и недостатки нового строя (от
стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929). Его
«заграничные поездки» воспринимают как попытки убежать от себя, в поэме
«Во весь голос» присутствует строчка «роясь в сегодняшнем окаменевшем
говне» (в подкорректированном цензурой варианте — «дерьме»). Хотя стихи,
проникнутые официальной бодростью, в том числе посвящённые
коллективизации, он продолжал создавать до последних дней. Ещё одна
особенность поэта — сочетание пафосности и лиричности с ядовитейшей
щедринской сатирой.

3.

4.

Литературное направление
Кубофутуризм — направление в
искусстве 1910-х гг., наиболее
характерное для русского
художественного авангарда тех лет,
стремившееся соединить принципы
кубизма (разложение предмета на
составляющие структуры) и футуризма
(развитие предмета в «четвертом
измерении», т. е. во времени).

5.

Основные темы и мотивы
Все дореволюционное творчество поэта связано с
эстетикой футуризма, провозгласившего новый подход
к искусству и поэзии.
В послереволюционный период в творчестве
Маяковского появляются новые темы: революционная ,
гражданско-патриотическая “Стихи о советском
паспорте”, “Товарищу Нетте, человеку и пароходу”;
антимещанская “О дряни»; тема поэта и назначения
поэзии “Поэт-рабочий”, “Разговор с фининспектором о
поэзии”, “Сергею Есенину”, “Юбилейное”

6.

Визитная карточка В.В. Маяковкого
«Лиличке!»
Вместо письма
Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай хоть в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб…

7.

Своеобразие лирического героя
Основной мотив раннего творчества
Маяковского – противостояние героя и
равнодушной и враждебной ему толпы.
Лирический герой выполняет возложенную на
него миссию: сделать людей лучше, заставить
их прозреть. Он чувствует в себе силы
бороться дальше, несмотря на сопротивление
пассивной «вечно жующей» толпы.

8.

Литературная критика о поэте
Б. Пастернак
Какая радость, что существует и не выдуман
Маяковский - талант, по праву переставший
считаться с тем, как пишут у нас нынче...
Ю.Тынянов
...Своими
быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за
нашу современность и где-то, за каким-то
поворотом, долго еще нас будет ждать.
(Из статьи «Промежуток»)
Р. Якобсон
Маяковский возобновил грандиозный образ, где-то
утерянный со времен Державина.
Г. Шенгели
Поэтическое творчество
Маяковского от первых стихов в «Пощечине
общественному вкусу» до последних строк едино и
неделимо.
English     Русский Правила