Похожие презентации:
Историческая школа в немецкой философии права и правовая жизнь современной России
1. Научная работа на тему: «ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА В НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
НАУЧНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:«ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА В НЕМЕЦКОЙ
ФИЛОСОФИИ ПРАВА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
Выполнил: ученик 10 класса МОУ СОШ №101 Едакин Роман
Учитель: Матвиенко Татьяна Николаевна,
учитель обществознания высшей категории
Научный руководитель: Матвиенко Евгений Алексеевич,
к.ф.н., доцент кафедры философии ВА МВД России
2.
Цель работы:Показать важность и актуальность исследований
представителей исторической школы права, в том числе и
для осмысления ситуации и перспектив современной
России.
Задачи работы:
1. Характеристика причин и условий складывания
исторической школы права.
2. Подробный анализ основных положений
учений о праве Г. Гуго и К. Савиньи.
3. Оценка возможности использования выводов
представителей исторической школы права для оптимизации
правовой политики в современной России.
3.
АктуальностьСегодня в России
организация правовой
жизни остается на низком
уровне. Многие правовые
нормы «не работают»,
нуждаются в обновлении.
4.
Объект исследования немецкая философия праваконца XVIII – первой половины
XIX в.
Предмет исследования –
философско-правовые
взгляды основных
представителей исторической
школы права Густава Гуго,
Карла-Фридриха Савиньи и
Георга Пухты.
5.
Практическое значениеВыводы, делаемые в
исследовании, могут быть
использованы для оценки и
оптимизации планирования и
осуществления реформ
российского законодательства.
6.
Новизна работыВпервые в советский и
постсоветский период
предпринимается попытка
детального анализа концепций
ключевых представителей
исторической школы права, а
также соотнести их идеи с
актуальными проблемами
реформирования отечественной
правовой жизни.
7. Густав Гуго - Родоначальник исторической школы права
ГУСТАВ ГУГО - РОДОНАЧАЛЬНИК ИСТОРИЧЕСКОЙШКОЛЫ ПРАВА
Основоположником исторической
школы права принято считать
профессора Геттингенского
университета Густава Гуго (1768 –
1844).
Сочинения:
«Учебник естественного права как
философии положительного права»
(1809).
«Являются ли законы единственными
источниками исторических истин»
(1814).
8.
Развитие права подобноразвитию языка. Право
развивается само собой,
сообразно ходу исторических
обстоятельств. Гуго выступает
также против распространенного
в его время мнения, что закон
есть единственный источник
права. Особую роль играет
обычное право. Задача
законодателя состоит не в
умозрительном конструировании
нового кодекса, а в том, чтобы
брать из самой жизни народа
фундаментальные элементы
права.
9. РАСЦВЕТ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРАВА: ФРИДРИХ КАРЛ САВИНЬИ
Признанным лидеромисторической школы права в Германии
был знаменитый юрист и философ права
Фридрих Карл фон Савиньи (1779 –
1861)
Сочинения:
«Призвание нашего времени к
законодательству и науке права» (1814)
Восьмитомник «Система ныне
действующего римского права» (1840 –
1848).
10.
Савиньи доказывал, что правоне устанавливается волей
определенного лица. Оно есть
продукт народного духа, который
живет во всех членах данного
общества и приводит к становлению
у них одного и того же
правосознания. Иными словами,
право каждого народа растет вместе
с ним. Оно живет в общем сознании
народа в форме живого восприятия
того правопорядка, в условиях
которого этот народ существует.
11.
Большая заслуга Савиньисостояла прежде всего в том, что он
связал право с жизнью народа, а
историю права – с историей самого
народа. Вместо того, чтобы изучать
право с абстрактно-философской точки
зрения, он подчеркивал важность
исторических исследований,
освещающих характерные особенности
каждой эпохи и позволяющих
установить связь между ними.
12. Эволюция исторической школы права: Георг Пухта
ЭВОЛЮЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРАВА:ГЕОРГ ПУХТА
Последним крупным
представителем немецкого
варианта исторической школы
права был ближайший ученик и
последователь Савиньи Георг
Фридрих Пухта (1798 – 1846).
Сочинения:
«Курс римского гражданского
права», 1834
«История римского права», 1843
13.
Если Савиньи говорит обобразовании права как об общем
(общенародном) деле, то у Пухты речь
идет о естественном саморазвитии
права, которое развивается из
народного духа, как растение – из
семени. Предполагается, что каждый
народ при своем появлении на
исторической сцене уже имеет
окончательно сложившийся народный
дух, в котором в «свернутом» виде
заключается все содержание
исторической жизни народа.
14. Выводы
ВЫВОДЫОсновные положения учения исторической
школы сводятся к следующему:
I) Каждый народ обладает
специфической, только ему присущей организацией
духовной жизни, отличающей немца от русского,
француза от японца и т д. Эти особенности в
современной философии обычно выражаются в
понятии «менталитет». Сторонники же исторической
школы используют для их обозначения понятие
«народный дух».
II) Каждый народ имеет свою
историю, которая органична и в которой нет места
случайному и произвольному. Эта история
подчиняется внутренне необходимым для нее
законам.
III) «Народный дух» также подвержен
влиянию истории, в ходе которой в нем
раскрывается все его содержание, проявляются все
возможные его формы.
IV) Законодатель – это выразитель
упомянутого народного духа, а законы и обычаи есть
ничто иное, как формы для распознавания права, до
времени скрытого в глубинах «народного духа».
15. Выводы
ВЫВОДЫИстория рассматривается
представителями исторической школы
как единственная возможность
получить истинное знание об условиях
возникновения и развития того или
иного народа. Право развивается
вместе с народом, и вместе с ним
умирает. Им движет не воля
законодателя, а дух народа. Право не
создается, оно обнаруживается. Задача
юриста состоит в том, чтобы облекать в
правовую форму то, что уже
укоренилось в духе народа. Поскольку
право является проявлением
особенностей национального характера
того или иного народа, оно не имеет
универсального статуса. Национальное
право, как и национальный язык,
«неприменимо» к другим народам.
Поэтому юридические институты и
нормы права должны изучаться в
контексте конкретного места и времени
их формирования и существования.
16. Выводы
ВЫВОДЫНациональное право, как и национальный
язык, «неприменимо» к другим народам. Право
неотделимо от жизни народа, от его истории,
культуры, менталитета. При этом в этой истории и
культуре не может быть периодов, которые
следовало бы так или иначе воспринимать как
«второсортные», а то и попросту игнорировать.
При создании новых законов необходимо
обращаться к российским традициям, к тому
ценному, что было накоплено нашими
предшественниками (в том числе и в
советский период нашей истории).