Похожие презентации:
Философская дисциплина о ценностях
1.
• В XIX в. возникла особая философскаядисциплина о ценностях - аксиология
(от греч. axia — ценность и logos —
слово, учение)
• Г. Лотце в 1860-х гг. стал рассматривать
«благое», «прекрасное»
«справедливое» как основные ценности
бытия.
2.
• философы-неокантианцы фрейбургскойшколы В. Виндельбанд и Г. Риккерт
несколько позже впервые создали
теорию ценностей, в которой
представили их как феномены
культуры. Риккерт писал, что ценности
образуют «совершенно
самостоятельное царство», которое
лежит вне «царства бытия».
3.
• Например, картина обладает бытиемкак нечто состоящее из полотна, краски,
лака, но все это, взятое само по себе,
не образует эстетической ценности
4.
• Ценность — это фиксированная всознаниичеловека характеристика его
отношения к объекту.
5.
• Ценность для человека имеютпредметы, которые доставляют ему
положительные эмоции: удовольствие,
радость, наслаждение и т.п. Поэтому он
желает их и стремится к ним.
6.
• Предметы могут иметь ценность, но онисами по себе не являются ценностями.
• Ценность — не предмет, а особый вид
смысла, который усматривает в нем
человек.
7.
• Человек стремится к положительнымэмоциям и считает возможным с
помощью некоего предмета получить
их.
8.
• Благодаря этому предмет становитсяжеланным, удовлетворяющим запросы,
потребности, интересы личности, а
потому доставляющим ей
положительные эмоции.
9.
• В результате он приобретает ценность(если же предмет представляется
человеку не удовлетворяющим никаких
желаний или мешающим их
удовлетворять, то он не имеет ценности
либо имеет отрицательную ценность —
«антиценность»).
10.
• Автомобиль имеет ценность нe потому,что у него мощный мотор или высокая
цена, а потому, что он обеспечивает
комфорт, престиж, удовольствие от
вождения и т.д.
11.
• Что же касается мотора, цены и другихего качеств, то они не ценности, а лишь
условия, которые позволяют иметь
ценность.
12.
• Даже если объект обладаетсвойствами, позволяющими
удовлетворять какую-то человеческую
потребность, это еще не значит, что он
обладает ценностью, — необходимо,
чтобы человек осознавал наличие в нем
таких свойств
13.
• «Ценность» в культурологии не следуетпутать с экономичевским понятием
стоимости. Стоимость является лишь
Денежными выражением ценности, при
этом величина стоимости совсем
не"обязательно соответствует ценности
объекта.
14.
• Для человека могут представлятьбольшую ценность какой-нибудь
грошовый памятный сувенир или старая
фотография, хотя их денежная
стоимость равна нулю.
15.
• Ценность вообще далеко не всегдаможет быть выражена в деньгах.
Например, такие ценности, как
воспоминания, чувства, радость
творчества и т.п., нельзя ни продать, ни
купить ни за какие деньги
16.
• Ценность надо отличать от полезности.Ценная вещь может быть совершенно
бесполезной
• Г. Флобер как-то сказал: «Искусство —это
поиски бесполезного»), а полезная — не
иметь ценности.
• Польза есть объективный результат
воздействия вещи на человека, возникающий
даже тогда, когда человек не знает и не
догадывается о нем.
17.
• Жизнь показывает, что истину часто несчитают ценностью и жертвуют ею ради
религиозных, политических,
нравственных, эстетических и других
ценностей.
18.
• Г. Риккерт, один из родоначальниковаксиологии, разделял все ценности на
шесть классов:
• 1.логические (в научных достижениях),
• 2.эстетические (в произведениях
искусства),
• 3.мистические (в культах),
19.
• 4. религиозные,• 5. нравственные,
• 6. личностные.
20.
• У каждого человека начиная с детстваобразуются личные ценностные
ориентации, т.е. ценностные
представления, с помощью которых он
ориентируется в мире ценностей и
определяет, какие из ценностей
являются для него более значимыми, а
какие менее.
21.
• Сознательно или бессознательно людистремятся как-то организовать свои
ценностные ориентации, привести их в
более или. менее логически
упорядоченную иерархическую систему.
22.
• Эта система обычно складывается«сама собой» — люди выстраивают ее,
не задумываясь над тем, как это
делается. Более того, когда она в какомто виде сформировалась, сознательно
перестроить ее очень трудно, и
личность не всегда в состоянии это
осуществить (хотя с возрастом
некоторые изменения происходят опять
же «сами собой»).
23.
• Система ценностных ориентацииличности, образуется на основе
господствующих в культуре ценностных
представлений. Каждый индивид в силу
его врожденных и приобретенных
особенностей и под влиянием личных
жизненных обстоятельств
упорядочивает их по-своему,
24.
• но социологические исследованияпоказывают, что у социальных групп,
живущих в сходных социокультурных
условиях, формируются иерархически
упорядоченные структуры ценностных
ориентации, которые имеют типичный
для данной группы характер.
25.
• Со временем системы ценностныхориентации изменяются, особенно при
значительных переменах в
общественной жизни. Однако в целом
они обладают достаточной
устойчивостью.
26.
• В социологическом опросе населенияРоссии обнаружилось, например-, что
за 1991 — 1994 гг. — период
крупнейших социально-политических
сдвигов в жизни страны — система
ценностных ориентациях россиян почти
не изменилась: их отношение к 41 из
указанных в анкете 44 ценностей
осталось прежним
27.
• процветание и безопасность страны;• рождение и воспитание детей.
• материальное благополучие;
• любовь;
• семейное счастье;
• успешная карьера;
• дружба;
• порядочность,
• чистая совесть;
28.
• семейное счастье;• дружба;
• материальное благополучие;
• любовь;
• успешная карьера;
• порядочность, чистая совесть;
• процветание и безопасность страны;
• рождение и воспитание детей.
29.
Финальные ценности• это высшие ценности и идеалы, важнее
и значимее которых нет ничего. Они
являются конечными целями
человеческих устремлений, главными
жизненными ориентирами;
направленность на такие ценности
определяет ведущие интересы
личности и смысл всей ее жизни.
30.
• Это самоценности, которые ценнысами по себе, а не потому, что служат
средством для достижения каких-либо
иных ценностей.
31.
Инструментальные ценности• представляют собой средства и
условия, необходимые в конечном счете
для достижения и сохранения
финальных ценностей.
32.
• Так, красивые безделушки, изящнаяодежда, художественные изделия,
которыми люди украшают свое жилье,
могут иметь инструментальную
ценность как средства, позволяющие
наслаждаться красотой;
33.
• занятия спортом могут обладатьинструментальной ценностью как
условие сохранения и укрепления
здоровья — финальной ценности
34.
• Ценности во многих случаяхоказываются несовместимыми друг с
другом. Человек нередко вынужден
ради одних ценностей жертвовать
другими. С проблемой выбора
альтернативных ценностей люди
постоянно сталкиваются в условиях
повседневной жизни.
35.
• Иногда в столкновение друг с другомприходят и финальные ценности.
Например, жизнь есть ценность, и честь
есть ценность; но бывают ситуации,
когда человек жертвует жизнью, чтобы
защитить свою честь.
• Дворянин предпочитал погибнуть на
дуэли, чем стерпеть оскорбление чести