Похожие презентации:
Теории восприятия
1.
Теории восприятия.1. Структурный и функциональный подходы
к изучению восприятия.
2. Теория бессознательных умозаключений
Г.Гельмгольца.
3. Исследование восприятия в
гештальтпсихологии.
4. Когнитивный подход в изучении
восприятия: теория перцептивного цикла У.
Найссера.
2.
Структурализм – это направление впсихологии, рассматривающее восприятие
как некую сумму ощущений или комбинацию
отдельных ощущений.
Представители: В.Вундт, Э.Титченер.
Цель – изучить структуру перцептивного
образа, разложив его на компоненты
(составляющие) и выделив элементарные,
«чистые» ощущения.
3.
Задачи:определить, как организуются ощущения в
перцептивном образе?
какие законы управляют ими?
выявить механизмы возникновения
восприятия.
4.
Основной метод изучения восприятия –аналитическая интроспекция (смотреть
внутрь) или самонаблюдение, который
позволял наблюдать различные
проявления собственной психической
активности: отдельных образов, чувств,
переживаний, мыслей и др.
Этот метод давал возможность
полностью разложить образ
восприятия на отдельные элементы.
Примером этого является
«структуралистский» треугольник
5.
6.
В основе создания перцептивногообраза лежит связь между ощущениями и
соответствующим рецептором, которая
нашла отражение в законе специфических
энергий И.Мюллера.
Согласно этому закону, в каждом органе
чувств содержится специфичная для него
энергия, которая приводит к возникновению
ощущения данной модальности.
7.
Стимульная энергия трансформируется(преобразуется) в специфическую энергию
органов чувств, что приводит к
возникновению ощущений (в сознании это
отражается в виде ощущения), а затем
отдельные ощущения структурируются в
образы восприятия с помощью механизма
суммации.
8.
1.2.
Механизмы организации перцептивного
образа.
Суммация - структурирование отдельных
ощущений в перцептивный образ. В соответствии
с этим вклады в образ восприятия каждого его
элемента независимы друг от друга. Восприятие
– это сумма независимых ощущений.
Ассоциация - отдельные ощущения
организуются в перцептивный образ благодаря
ассоциациям, которые придают данному образу
определенное значение, т.е. контекст.
Означенный образ восприятия формируется в
единую структуру контекста в виде ассоциаций и
сенсорного опыта как сердцевины образа.
(А.Н. Гусев)
9.
Функциональный подход в изучениивосприятия
Представитель – У. Джемс.
Восприятие обусловлено сознанием.
У.Джемс подчеркивал активный характер
восприятия как процесса, который постоянно
меняется.
Сознание - непрерывный сплошной поток,
в котором никогда не появляются дважды
одни и те же ощущения, впечатления, эмоции
или мысли.
По Джемсу, содержание сознания постоянно
меняется как «река» или «поток».
10.
Сознание имеет фокус и периферию.В фокусе всегда остаются ясные
впечатления, на периферии - нечеткие и
размытые.
Главная особенность сознания - его
избирательность: всегда что-то находится в
фокусе сознания, что-то остается за его
пределами.
11.
Впечатления постоянно сменяют другдруга, исходя из значимости предметов или
событий для актуального состояния человека.
У.Джемс подчеркивает, что меняются не
объекты или предметы восприятия, а
меняется впечатление человека о них.
12.
Восприятие-процесс сменяющихдруг друга впечатлений (более
определенных или периферических)
У.Джемс.
13.
Теория бессознательных умозаключенийГ.Гельмгольца.
Восприятие - это чувственные
представления человека о существовании,
форме и положении внешних объектов.
Основу восприятия составляют
ощущения, чувственный материал.
Г.Гельмгольц.
14.
Закономерности формированиячувственных образов.
1. Возникновение
ощущений обусловлено
внешними физическими воздействиями на
соответствующие
рецепторы
органов
чувств. Другими словами,
причина возникающих ощущений - это
внешние воздействия на органы чувств.
«…мы всегда видим объекты в поле зрения так,
как видели бы их при обычных условиях,
если бы получили то же впечатление…»
(Г.Гельмгольц).
15.
2. Перцептивный образ есть результатнеосознаваемой психической деятельности
по своей форме напоминающей
умозаключение. Речь идет о
бессознательном умозаключении.
Бессознательные умозаключения имеют
непроизвольный, непреодолимый характер,
который объясняется тесной и однозначной
связью между ощущениями и восприятием.
Человек не может влиять на их результат,
на сформированный образ восприятия.
16.
Эта связь основана на прошлом опытечеловека, который играет важную роль в
процессе восприятия. На организацию
перцептивного образа влияет память
человека.
Бессознательные умозаключения
выступают механизмом формирования
образа восприятия.
17.
Образ восприятия - это целостный иобобщенный образ, обладающий
предметностью и имеющий существенные
характеристики.
(Г.Гельмгольц)
В структуре образа восприятия выделяется
чувственная основа и предметное содержание.
18.
Первичный образ – это совокупностьвпечатлений, формирующаяся на основе
непосредственных чувственных ощущений, не
имеющая опоры на прошлый опыт.
Образ в представлении – это образ прошлых
впечатлений, полученный из памяти. Он не
имеет чувственной основы.
Перцептивный образ – это результат синтеза
названных элементов, обобщенный образ, а не
детализированная сумма отдельных ощущений.
19.
По – Гельмгольцу, один и тот жеперцептивный образ может иметь различную
чувственную основу: образ в представлении и
первичный образ могут в разных
соотношениях входить в него.
20.
Гештальтпсихология возникла какоппозиционное направление
структуралистскому направлению в
изучении восприятия.
Представители: Макс Вертгеймер,
Вильгельм Кёллер, Курт Коффка, Чарльз
Осгуд и др.
21.
Теория восприятия гештальтпсихологовизучает феномены зрительного поля.
Под зрительным (феноменальным) полем
понимается целостная структура, свойства
элементов которой определяются их
отношениями друг с другом
(Ч.Осгуд).
22.
Зрительное поле является динамическимраспределением энергии.
Степень структурированности зрительного
поля определяет количество потенциальной
энергии, необходимой для организации
перцептивной работы.
Энергия различается по интенсивности и
качеству.
В зрительном поле действуют динамические
силы: связывающие и сдерживающие.
23.
Связывающие и сдерживающиеднамические силы имеют векторную
природу(определенное направление
действия).
1. Связывающие силы - центральные по
происхождению, организующие или
интегрирующие по функции и
перцептивные по природе
Благодаря им сходные процессы в
феноменальном (зрительном) поле
привлекают друг друга.
24.
2. Сдерживающие силы - периферические попроисхождению, разъединяющие по своей
функции и сенсорные по природе.
«Имеется два вида сил: силы,
существующие внутри процессов
распределения энергии и имеющие
тенденцию придавать им, по возможности,
наиболее простую форму, и силы,
задаваемые формой стимула, сдерживающие
стремление к упрощению»
(К.Коффка)
25.
1. Если силы однонаправлены, восприятиеупрощается. Между этими силами можно
поставить знак равенства.
2. В ситуации разнонаправленности сил
между ними возникает напряжение.
Чем сильнее напряжение, тем более
значительной должна быть энергия для
перцептивной работы в феноменальном
(зрительном) поле.
«…Стабильное восприятие – конечный
результат взаимодействия связывающих и
сдерживающих сил» ( К. Коффка).
26.
Содержанием восприятия являетсяцелостный образ, имеющий определенную
форму – гештальт.
Gestalt (с нем. яз. - форма, структура)
обозначает целостность образов восприятия
как основного содержания сознания, не
сводимых к сумме ощущений.
27.
Целостность, неделимость, несводимостьцелого к составляющим его частям -
основной принцип
гештальтпсихологов.
28.
29.
1.2.
3.
Принципы гештальтпсихологии
Принцип целостности (восприятие имеет
тенденцию к целостности)
Принцип изоморфизма (соответствия)
означает структурное единство мира –
физического, физиологического и
психического.
Принцип «здесь и теперь» связан с тем, что
восприятие осуществляется в настоящий
момент времени.
30.
Основные законы организации перцептивногообраза.
Закон фигуры и фона. Благодаря фону фигура
кажется более значительной, лучше
воспринимается и запоминается.
Закон прегнантности или хорошей формы.
Чем форма проще и стабильнее, тем меньше
информации требуется для ее распознавания.
Закон транспозиции или переноса. Целое
остается неизменным, хотя его элементы могут
меняться
31.
32.
Закон амплификации. Если фигура незакончена, она все равно видится как целое. Этот
закон рассматривается как продолжение закона
прегнантности.
33.
34.
Закон общей судьбы: группавоспринимаемых элементов смещается или
движется относительно других в одном
направлении и с одинаковой скоростью.
35.
36.
Когнитивный подход в изучении восприятия.Представители: Ульрик Найссер, Джером
Брунер, Дональд Норман и др.
Теория перцептивного цикла У. Найссера.
Восприятие - циклический процесс
одновременного анализа и синтеза информации,
представляющий собой параллельную работу
нескольких схем, вложенных друг в друга.
Воспринимаются не сенсорные сигналы, а
та информация, которая становится
доступной, на которую обращено внимание.
37.
Доступность обеспечиваетсяисследовательской активностью человека.
Исследовательская активность
воспринимающего направляется
предвосхищающими когнитивными
схемами, представляющими собой планы для
перцептивных действий.
Параллельно
включаются схемы разного уровня, что
делает восприятие человека ярким, богатым,
субъективно окрашенным и означенным, т.е.
предметным.
38.
Схема - психическая структура,подготавливающая человека к восприятию
определенной информации,
предвосхищающая процесс восприятия.
Воспринимается определенная
информация, которая включается в цикл
предвосхищений и обследований, на которую
обращено внимание.
«Акт восприятия - особое действие,
благодаря которому отбирается то, что
необходимо человеку в данный момент».
39.
Схемы при восприятии обеспечиваютчеловеку опору на его прошлый опыт и
обусловливают «вклад» этого опыта в
наличное восприятие.
У.Найссер создал модель перцептивного
цикла, которая включает схему, объект,
исследовательскую активность.
Схема - одна из фаз активности, она
связывает воспринимающего с окружающим
миром.
Объект - внешняя среда.
Исследовательская активность
обеспечивает отбор информации.
40.
1. Цикл восприятия начинается сактивизации схемы, которая запускает
прецептивный процесс.
2. Схема направляет исследование потока
информации.
3. Исследовательская активность определяет
избирательность восприятия.
41.
4. В ходе этого процесса схема изменяетсяпод влиянием прошлого опыта человека,
благодаря чему открывается доступ к новой
информации, вызывающей дальнейшие
изменения схемы.
5. Затем схема снова направляет
исследование. Происходит отбор наличной
информации, которая опять подвергается
модификации под влиянием опыта и т.д.
По Найссеру, схемы формируются по
мере накопления опыта.
42.
43.
Модель У.Найссера представляетвосприятие как циклический процесс
отбора поступающей информации
благодаря действию существующих
предвосхищающих схем, которые
способны модифицироваться
(изменяться) в соответствии с новой
информацией.
44.
Схемы, обеспечивающие приеминформации и направляющие дальнейший
ее поиск, носят обобщенно перцептивный
характер. Они не являются зрительными,
слуховыми, тактильными или др.
События, которые интересны человеку, на
которые обращается его внимание, связаны
со стимуляцией нескольких сенсорных
систем.
45.
«Следить за событием - значит искать ипринимать любую информацию о нем
независимо от модальности, а также
интегрировать эту информацию по
мере ее поступления».
(У. Найссер)