25.65M
Категория: КультурологияКультурология

Этика и этикет

1.

2.

Еще не этикет, но “калокагатия” (греч. “калос” —
прекрасный, “агатос” — добрый)

3.

“Ничего слишком!”
Принцип золотой
середины

4.

5.

6.

7.

8.

Царь Алкиной, неприлично тебе допускать, чтоб молящий
Странник на пепле сидел очага твоего перед нами.
Почесть ему оказать ожидаем твоих повелений;
С пепла поднявши, на стул среброкованый с нами его ты
Сесть пригласи и глашатаю в чаши вина золотого
Влить повели, чтоб могли громолюбцу Зевесу, молящих
Странников всех покровителю, мы совершить возлиянье.
Гостю ж пускай из запаса даст ключница пищи вечерней".
Так он сказав, пробудил Алкиноеву силу святую.
За руку взяв Одиссея, объятого думой глубокой,
С пепла он поднял его и на креслах богатых с собою
Рядом за стол посадил, повелев уступить Лаодаму,
Сыну любимому, подле сидевшему, место пришельцу.
Тут для умытия рук поднесла на богатой лохани
Полный студеной воды золотой рукомойник рабыня;
Гладкий потом пододвинула стол; на него положила
Хлеб домовитая ключница с разным съестным, из запаса
Выданным ею охотно. Едой и питьем изобильным
Сердце свое насладил Одиссей, многославный страдалец.

9.

10.

11.

Но, ободрясь, напоследок ответствовал так я циклопу:
"Все мы ахейцы: плывем от далекия Трои; сюда же
Бурею нас принесло по волнам беспредельного моря.
В милую землю отцов возвращаясь, с прямого пути мы
Сбились; так было, конечно, угодно могучему Зевсу.
Служим мы в войске Атрида, царя Агамемнона; он же
Всех земнородных людей превзошел несказанною славой,
Город великий разрушив и много врагов истребивши.
Ныне к коленам припавши твоим, мы тебя умоляем
Нас, бесприютных, к себе дружелюбно принять и подарок
Дать нам, каким завсегда на прощанье гостей наделяют.
Ты же убойся богов; мы пришельцы, мы ищем покрова;
Мстит за пришельцев отверженных строго небесный
Кронион,
Бог гостелюбец, священного странника вождь и заступник".
Нам, циклопам, нет нужды ни в боге Зевесе, ни в прочих
Ваших блаженных богах; мы породой их всех знаменитей;
Страх громовержца Зевеса разгневать меня не принудит
Вас пощадить; поступлю я, как мне самому то угодно.
Так я сказал, и, ответа не дав никакого, он быстро
Прянул, как бешеный зверь, и, огромные вытянув руки,
Разом меж нами двоих, как щенят, подхватил и ударил
Оземь; их череп разбился; обрызгало мозгом пещеру.
Он же, обоих рассекши на части, из них свой ужасный
Ужин состряпал и жадно, как лев, разъяряемый гладом,
Съел их, ни кости, ни мяса куска, ни утроб не оставив».

12.

13.

Этика

философское
исследование
сущности,
целей и причин морали и
нравственности.
Мораль как набор культурноопределенных целей и правил их
достижения обычно усваивается
индивидом, и он рассматривает эти
правила как свои собственные и
регулирует ими свое поведение,
развивая в себе совесть.

14.

– добро и зло;
– благо;
– справедливость;
– долг;
– совесть;
– свобода и ответственность;
– достоинство и честь.

15.

16.

??????
мужество
??????

17.

“Быть достойным человеком — значит обладать добродетелями...
добродетель есть некая середина между противоположными
страстями. ... избыток и недостаток присущи порочности, а
обладание серединой — добродетели. ...добродетель есть
сознательно избираемый склад (души), состоящий в обладании
серединой по отношению к нам, причем определенной таким
суждением, каким определит ее рассудительный человек.
...Недаром человек, желающий быть уважаемым за свой нрав
(ethos), должен соблюдать середину во всяком движении чувств.
Оттого и трудно быть достойным человеком, ведь в любом деле
трудно держаться середины”
??????
честность
??????

18.

Ученик Аристотеля Феофраст изобразил его в своем произведении под
названием “Характеры” следующим образом:
“А неотесанный вот какой человек. ...Сапоги носит непомерно большие и выше
колен, так что видна его нагота. На улицах города ничто его не удивляет и не
поражает, и только когда увидит быка, осла или козла, то останавливается и
внимательно разглядывает. Доставая что-нибудь из кладовой, он тут же наестся и
хлебнет неразбавленного вина... Завтракает на ходу, задавая корм скотине... В бане
он поет и сапоги подбивает гвоздями”

19.

20.

Этикет формируется в своем самом классическом виде

21.

молящиеся
воюющие
работающие

22.

Расцвет
рыцарства –
XII- XV века
- кодекс морали
и нравов
- образ жизни
- считают себя
«цветом мира»

23.

Родословная
Верность сеньору
Забота о славе
Храбрость, щедрость, благородство
Подвиги
Любовь
Красота
Атрибутика
Умение играть музыку и писать
стихотворения
Месть за оскорбление чести
Физическая сила
https://zen.yandex.ru/video/watch/62c576837641d02f98075753

24.

25.

Соответствие жестким образцам
и сценариям
Личность подчинена типичным
моделям поведения
Любой поступок имеет четкое
символическое значение
Четкие сценарии жизни и
поведения

26.

27.

28.

БОГАТСТВО
РОСКОШЬ
ПРАЗДНОСТЬ

29.

- Как нормативная система, которая призвана ограничить поведение
придворных
- Порядки и правила нахождения при дворе монарха
- Классовость и дифференциация
- Отсутствие социальной мобильности
- Этикет – замкнутая субкультура для высших сословий
- Экстремально высокое значение ЧЕСТИ (не достоинства, но именно
ЧЕСТИ)
- Нарушение этикета смертное оскорбление

30.

31.

Порой по четверти часа длились пререкания о том, кому в том или ином случае
должно быть предоставлено первенство. И чем дольше при этом отказывались от
приоритета участники этой сцены, тем большее удовлетворение испытывали
присутствующие.
Й. Хейзинга приводит следующий пример, ярко и точно иллюстрирующий
это: “Накануне битвы при Креси четыре французских рыцаря отправляются
разведать особенности боевого порядка англичан. Король медленно едет по полю
верхом, с нетерпением ожидая их возвращения. Увидев их издали, он
останавливается. Прокладывая себе путь сквозь скопленье солдат, они
приближаются к королю. “Какие новости, господа?” — спрашивает король.
Вначале они взирали друг на друга, не произнося ни слова, ибо никто не желал
говорить раньше, чем кто-либо из его спутников, а затем стали обращаться один к
другому со словами: “Сударь, прошу вас, расскажите Вы королю, вперед Вас
говорить я не буду”. Так они препирались какое-то время, и никто “par honneur”
(“из почтения”) не хотел быть первым. Пока, наконец, король не вынужден был
приказать это одному из рыцарей, на ком он сам остановил выбор”.

32.

Этикет пронизывал все сферы
жизни высшего сословия,
буквально до мелочей,
регламентируя жизнь двора.
Он носил характер закона и
имел очень сильное
воздействие на светское
общество. Нарушение норм
этикета рассматривалось как
преступление

33.

Так, например, при дворе французского короля
Людовика XIV существовали такие почетные
должности, как “ординарный хранитель галстуков
короля” или “капитан комнатных собачек”, которые
могли занимать только высшие аристократы,
приближенные ко двору.
А король Англии имел даже особого слугу, который
должен был поддерживать голову короля, если тот,
пересекая пролив, ощутит приближающиеся
приступы морской болезни. Эту должность в 1442
году занимал некий Джон Бейкер, после смерти
которого ее унаследовали две его дочери

34.

35.

XVII – XVIII Наука и порядок
АНТИХАОС
Нормативные системы

36.

37.

Декарт:
сдерживать
страсти, чтобы
при
минимальном
расходе сил
получать
максимальный
эффект.

38.

39.

40.

41.

ЭТИКЕТ – ИНСТРУМЕНТ,
ПОЗВОЛЯЮЩИЙ
СДЕРЖИВАТЬ СТРАСТИ

42.

43.

Иммануил Кант
“категорический императив”:
“Относись к человеку и в своем
лице, и в лице всякого другого
как к цели и никогда — только
как к средству”.

44.

Изящная манера и форма во всем - вот что украшает
человека и делает его привлекательным. Если душа
человека, находящегося в обществе, поглощена тем,
чтобы беспокойно следить за каждой мелочью в своем
поведении, то вместо, того, чтобы благотворно
действовать на его душу, поведение его становится
принужденным, неловким, лишенным всякой грации ..
Джон Локк

45.

46.

“Надо не только уметь быть вежливым, что само
по себе совершенно необходимо, высшие правила
хорошего тона требуют еще, чтобы вежливость
твоя была непринужденной... Помни, что только
человека вежливого и такого, у которого
вежливость эта непринужденна (что, собственно
говоря, и есть признак его хорошего воспитания),
любят и хорошо принимают в обществе, что
человек дурно воспитанный и грубый просто
непереносим, и всякое общество старается от него
избавиться, и что человек застенчивый
неминуемо становится смешон”.
Честерфилд

47.

светское
высокомерие
вежливость и
приветливость в
обращении с
людьми различных
рангов
“Высокомерие - вот единственная причина того, что мы так
дерзко заносимся перед низшими и так постыдно пресмыкаемся
перед высшими,— замечает французский философ-моралист Жан
де Лабрюйер (XVII век). - Этот порок, порожденный не личными
заслугами и добродетелями, а богатством, высоким положением,
влиятельностью и ложной ученостью, равно внушает нам и
презрение к тем, у кого меньше этих благ, чем у нас, и чрезмерное
почтение к тем, у кого их больше”

48.

49.

50.

И сия есть не малая гнусность, когда
кто часто сморкает, яко бы в трубу
трубит, или громко чхает, будто
кричит, и тем в прибытии других
людей или в церкве детей малых
пужает и устрашает.

51.

52.

Не прилично им руками или
ногами
по
столу
везде
колобродить, смирно ести. А
вилками
и
ножиком
по
тарелкам, по скатерти или по
блюду чертить, не колоть и не
стучать, но должны тихо и
смирно, прямо, а не избоченясь
сидеть.

53.

И в этом отношении этикет становится востребованным как средство
индивидуальной «маскировки», средство, с помощью которого можно, с одной
стороны, быть «таким как все», а с другой стороны, он позволяет охранять
индивидуальную (сокровенную) территорию личности. Он дает возможность
дистанцироваться, сохранять обособленность. Индустриальное общество ХХ
века во многом продолжало развиваться по заданной ему в предшествующие
эпохи «траектории»: развитие рыночных отношений, культивирование духа
предпринимательства, основанного на точности и расчете, разделение и
специализация в различных сферах деятельности, опора на науку и технику.
Появляется профессиональная этика и этикет, в том
числе, особый раздел – «этикет бизнеса», в котором
формулируются принципы, определяющие меру
приличий в деловых отношениях.
English     Русский Правила