4.76M
Категория: ИскусствоИскусство

Классицизм. Материал для повторения

1.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ
ПОВТОРЕНИЯ

2.

КЛАССИЦИЗМ
Классицизм зародился во Франции. Франция 17 века была передовым европейским
государством, что обеспечивало ей благоприятные условия для развития национальной
культуры. Классицизм выражал величие абсолютизма (например, Версаль).
Распространенные в то время взгляды математика и естествоиспытателя Рене Декарта (1596–
1650 гг.) повлияли на развитие науки, литературы, искусства и т.д. Декарт утверждал принцип
главенства разума над чувством.
Эта идея легла в основу классицизма в искусстве. Теоретики нового стиля говорили, что
«классицизм – это доктрина разума».
Классицизм - стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой
которого было обращение к античному искусству как эталону и утверждение культа разума.
Условием художественности провозглашались симметрия, гармония, единство. Согласно
доктрине классицизма, природа должна была показываться не такой, какая она есть, а
прекрасной и разумной.
Эстетика классицизма придавала огромное значение общественно-воспитательной функции
искусства. Многие правила и каноны классицизм брал из античного искусства.

3.

КЛАССИЦИЗМ
Причины появление:
- развитие рационализма;
- торжество абсолютизма.
Основные принципы:
- главенство разума над чувством;
- симметрия, гармония и единство;
- строгость канонов.

4.

БАРОККО
Барокко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к
излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной
формы») - характеристика европейской культуры XVII-XVIII вв.,
зародившейся в Италии.
Великие географические и естественно-научные открытия привели к
тому, что к концу 16 века изменилось мировоззрение людей.
Изменилось утвердившееся ранее представление о мире как о
разумном и постоянном единстве, а также ренессансное
представление о человеке как о разумнейшем существе.
Движение Реформации, противостояние католиков и протестантов
подвигли католическую церковь и высшее общество Италии
обратиться к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и
богатства.

5.

БАРОККО
Причины появление:
- изменение мировоззрения в результате научных открытий;
- кризис католической церкви.
Основные принципы:
Барокко свойственны контрастность, напряжённость и динамичность образов,
театральность, масштабность, стремление к величию и пышности, к совмещению
реальности и иллюзии, сложность композиционных решений, асимметрия и
криволинейные очертания.

6.

АРХИТЕКТУРА БАРОККО
- Пространственный размах;
- Текучесть сложных, обычно криволинейных форм;
- Развернутые масштабные колоннады;
- Изобилие декора на фасадах;
- Сложные очертания овалов и других неправильных форм.

7.

СКУЛЬПТУРА БАРОККО
- Экспрессия;
- Сложные ракурсы (S-образные силуэты);
- Столкновения характеров;
- Динамичность.

8.

Карло Мадерна
(1556-1629 гг.)
К. Мадерна уделял особое внимание
композиции фасадов, любил пышные,
риторически-монументальные эффекты,
масштабную ритмику архитектурного
декора, однако слишком дерзких и
эксцентрических новаций избегал.

9.

Церковь святой Сусанны
(Рим, 1597-1603 гг.)
Фасад разделен на два яруса. В нижнем
ярусе архитектор использовал полуколонны,
которые создают впечатление выступающего
ряда колонн. Здесь Мадерной впервые была
использована практика балюстрады над
фронтоном портала. Она подчеркивает
собой общую устремленность фасада вверх,
создаваемую группировкой мощных
вертикальных элементов. Мадерна продолжил
строительство, начатое Дж. да Виньола.
Мастер вернулся к концепции, в которой
фасад должен был быть простым, но в то же
время доминирующим в здании. Архитектор
использует декоративные элементы и
скульптуру для создания лаконичных и
простых, но рождающих богатые эмоции,
форм.

10.

Франческо Борромини
(1599 – 1667 гг.)
Итальянский архитектор эпохи раннего барокко Франческо Борромини.
Его настоящее имя Франческо Кастелли.
Творчество Франческо Борромини отмечено незаурядной
изобретательностью. Он и доселе слывет одним из наиболее радикальных
представителей раннего барокко.

11.

Борромини, сын каменотёса, сам учился на каменотёса в Милане. С 1619 работал в
Риме на Карло Мадерна, своего дальнего родственника, в соборе Святого Петра. После
смерти К.Мадерна он присоединился к группе Бернини, достраивавшей палаццо
Барберини. В дальнейшем работал в Риме в постоянном соперничестве с Бернини за
папское внимание.
Критики обвиняли Борромини в том, что он работал как краснодеревщик. И
действительно, характерным для Франческо стало обилие затейливых и причудливых
архитектурных деталей, тончайший и часто прихотливый узор декора. Его коньком была
сложнейшая головокружительная планировка интерьеров, неизменно тщательнейшая
проработка деталей. Он избегал прямых линий так же, как и благородных материалов,
предпочитая дорогому мрамору гипс, кирпич и штукатурку. Обделенные античным
величием, невероятно теплые и податливые, они были идеальны для причудливых задумок
художника.

12.

Церковь Сан-Карло
Для творческой манеры Борромини
были характерны: отсутствие прямых
линий, изобилие затейливых и
причудливых архитектурных деталей,
усложнённая планировка интерьеров
с головокружительными перепадами
уровней. Кругу он неизменно
предпочитал эллипс.

13.

ТВОРЧЕСТВО ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ (1598 – 1680 гг.)
XVII столетие – это время, когда в Италии
формируется и достигает расцвета новый стиль –
барокко. Масштабные, полные динамики,
активно воздействующие на эмоции зрителя
живописные и скульптурные произведения
мастеров этого стиля соответствовали помпезной
роскоши дворцов и торжественному
великолепию католических соборов. Величайшим
мастером итальянского барокко был Лоренцо
Бернини (1598–1680 гг.), многогранный талант
которого с наибольшей полнотой проявился в
области архитектуры и скульптуры.

14.

Давид
Характер новаторских исканий Бернини ясно ощутим в
страстно патетической статуе «Давид». В противовес
завершенному действию в статуях Донателло и
Верроккьо, спокойно-уравновешенным гармоничным
героям эпохи Возрождения, Бернини, изображает
Давида в момент схватки в неистовом порыве ярости,
полным драматического пафоса.
Герой приготовился с помощью пращи метнуть камень в
своего врага. Его фигура в резком развороте и наклоне,
нарушающем композиционное равновесие, требует
обхода и рассмотрения с разных сторон. Лицо полно
ненависти, губы гневно сжаты, взгляд яростен. В
скульптуре Бернини намечаются черты реализма нового
типа, включающего множество конкретных ощущений и
наблюдений.

15.

16.

Аполлон и Дафна
Эта скульптурная группа была завершена в 1625
году. Скульптор запечатлел итог
мифологической погони бога солнца Аполлона
за прекрасной нимфой Дафной. Настигаемая
Аполлоном, Дафна просит помощи у богов и
начинает превращаться в лавр. Мы видим
героев в тот самый миг, когда Аполлон
практически настиг беглянку, но пальцы рук
Дафны уже превращаются в ветви, а ноги – в
ствол лавра. Кардинал Маффео Барберини
(будущий папа Урбан VIII) написал двустишие,
смысл которого можно перевести примерно
так: «Каждый, кто будет искать наслаждения
исчезающей красотой, очнётся с руками,
полными листвы и горьких ягод».

17.

Творчество Микеланджело Караваджо
(1571-1610 гг.)
Один из самых значительных и талантливых
художников в истории искусства. Реформатор
европейской живописи XVII века, основоположник
реалистического направления, внёс в
изобразительное искусство чувство
материальности, эмоционального напряжения,
выраженное через контраст света и тени
(кьяроскуро).

18.

Шулера
Гадалка

19.

Караваджо из первых применил манеру письма «кьяроскуро» - резкое противопоставление света и
тени.
Мастер реалистических картин эпохи барокко, Караваджо повествует в своих шедеврах о жизни
вокруг. На одном из полотен 1596 года, названном «Шулера», итальянский живописец демонстрирует
сценку мелкого карточного мошенничества. Такие действия были привычной будничностью для
общества того времени, очевидной забавой.
Композиция изображения построена по классическим канонам. Три фигуры мужского пола
расположены в воображаемом треугольнике. Подобный прием облегчает восприятие и делает
картину очень уравновешенной. Картина создана в бытовом жанре.
Картина «Гадалка» относится к бытовому жанру и впервые была упомянута биографами художника.
На полотне изображена молодая девушка, являющаяся цыганкой. На её лице можно рассмотреть
лёгкую улыбку, в которой скрывается желание одурачить молодого человека, предсказав ему судьбу
и поведав будущее. Герой картины – выходец из знатной семьи, который увлечённо смотрит на
симпатичную девушку, держащую его за руку. Он кажется наивным и заинтересованным, с
интересом ожидая от девушки предсказания. Но молодой человек не замечает, что та снимает с его
руки кольцо.

20.

Полотно «Успение Богоматери», созданное в
религиозном жанре, было отвергнуто
священнослужителями по причине «недостойного
изображения». Мария здесь показана действительно
умершим человеком, а не прекрасной женщиной,
как бы уснувшей перед тем как переместиться на
небо (именно такого изображения требовали
существовавшие каноны). Апостолы изображались
дряхлыми стариками.
Считается, что тело Богоматери не подвержено
тлену. Совсем иной представил Деву Марию
Караваджо. В его видении она обычная женщина,
жизнь которой была полна испытаний, а потому тело
измучено и со смертью обрело покой.
Существует предположение, что в качестве модели
художник писал утопленницу.
Караваджо в период расцвета писал библейские
сюжеты. Однако в отличие от современников,
представлявших Христа и его последователей
идеализированными персонажами, Микеланджело
показывал их человеческую сущность. Поэтому
у героев могут быть и немытые ноги, и отрепья вместо
одежды, и нездоровый цвет кожи.

21.

«Больной Вакх» – ранняя работа Караваджо.
Выполненная в мифологическом жанре, она
была отражением размышлений художника о
слабости человеческой жизни. В этой картине
впервые проявился драматизм творчества
Караваджо, свойственный его поздним трудам.
Мастер писал автопортрет в образе римского
бога Вакха: безжизненный потухший взгляд,
бледная желтоватая кожа лица, слабые кисти
держат гроздь уже подгнивающего винограда.
Безукоризненно прорисованные плоды черного
и белого винограда с парой спелых персиков
выдают в Караваджо гениального художника
натюрмортов. Легко узнаваема рука мастера
по ясно выраженной контрастности картины,
эмоциональности, пластичности и лаконизму.

22.

Творчество Диего Веласкеса
(1599-1660 гг.)
Живопись Веласкеса отличается смелостью
реалистических наблюдений, умением
проникнуть в характер модели, обостренным
чувством гармонии, тонкостью и
насыщенностью колорита.
Центральное место в творчестве Веласкеса,
безусловно, занимал портрет. Будучи
придворным художником, он не всегда мог
свободно выбирать модели; в основном ими
становились члены королевской семьи и их
приближенные.

23.

Иисус Христос в гостях у Марфы и Марии
Иисус с учениками пришли в одну
деревню. Там женщина, по имени
Марфа, пригласила их в свой дом. У нее
была сестра Мария. Мария сидела у ног
Иисуса и слушала, что Он говорил.
Марфа же суетилась и готовила обед.
Она подошла к Иисусу и спросила:
«Господи, неужели Тебя не возмущает то,
что моя сестра оставила всю работу на
меня одну? Скажи ей, чтобы она помогла
мне!» Иисус ответил: «Марфа, Марфа! Ты
переживаешь и заботишься о многом, а
нужно ведь только одно. Мария выбрала то,
что важнее всего, и это у нее уже никто не
отнимет» (по Евангелию от Луки).
Произведение создано в религиозном
жанре и имеет сложную композицию с
использванием отражения (Иисус и Мария
отражаются в зеркале).

24.

Триумф Вакха
Заказанная королем картина Триумф Вакха
(бога вина и виноделия) на мифологическую
тематику трактуется Веласкесом как сцена из
народной жизни, пирушка веселых крестьян.
Веласкес смело порывает с присущими
искусству его времени условностями,
бросает вызов классическим канонам и
традициям: художник объединил
мифологические образы богов с
грубоватыми, нарочито приземленными
образами людей, наделил их реальными
психологическими характерами. Между
образами огрубленных жизнью бродяг и
античного божества нет непреодолимой
дистанции, их объединяет общая атмосфера
приподнятости, близость к силам природы.
Вместо темного фона в полотне появляется
пейзаж.
Эта работа Веласкеса на мифологический сюжет, хотя и
интерпретированная в бытовом аспекте, была одобрена королем.

25.

В центре картины «Менины» - королевская дочь, пятилетняя принцесса,
инфанта Маргарита в окружении своих фрейлин. Фрейлина слева
протягивает принцессе на золотом подносе красный терракотовый
кувшин Фрейлина справа склонилась в ожидании приказаний
Маргариты. Позади нее, в тени, беседуют монахиня и священник. Их
присутствие напоминает о могуществе церкви Испании, снискавшей
славу самой преданной католицизму европейской страны. В глубине, на
ступеньках за пределами комнаты, стоит дворецкий королевы,
отвечающий за повседневный распорядок. Придворный шут, дурачась,
наступил ногой на сонного пса. Слева, перед огромных размеров
холстом, стоит сам художник за исполнением портрета испанской
королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала.
Действие, разворачивающееся перед глазами зрителя, предстает как
один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее
взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Пленительная красота и
живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном
колорите картины.
Композиция картины довольно необычна. Художнику давно наскучило
писать парадные портреты, где люди, скованные условностями этикета,
старались казаться более значительными, нежели были в
действительности. Смысл же «Менин» состоял в том, чтобы приоткрыть
завесу над интимной жизнью королевской семьи. Картина замечательна
и тем, что в числе ее персонажей Диего Веласкес изобразил себя, и этот
автопортрет художника исследователи считают наиболее достоверным.

26.

Картина «Пряхи», на первый взгляд, представляет собой
бытовую сцену, показывающую труд работниц ткацкой
королевской мастерской. На переднем плане женщины
прядут и разматывают нити. В глубине, в нише, залитой
лучами солнца, нарядные дамы стоят возле огромного
ковра. Здесь изображена сцена из античного мифа,
переданного древнеримским поэтом Овидием в
«Метаморфозах»: мастерица Арахна вызвала богиню
Афину на состязание в ткачестве, а разгневанная богиня
превратила ее за дерзость в паука. Сцена в королевской
мастерской ковров с фигурами прях на первом плане,
окутанных мягким светом, показана очень поэтично. На
втором плане мы видим ярко освещенное солнечным
светом помещение, где придворные дамы осматривают
готовый ковер, изображающий миф об Арахне - ткачихе,
превзошедшей в своем мастерстве богиню Афину.
Контрасты освещения, “двуслойное” пространственное
построение композиции, своего рода золотая пыль,
окутывающая фигуры прях, создают в картине особую
атмосферу общего для всех персонажей чувства,
объединяющую в себе все их движения, жесты, душевные
импульсы. Поэтому границы между реальным и
вымышленным пространством картины трудно определить.

27.

Творчество Питера Пауля Рубенса
(1577-1640 гг.)
Яркий, пышный рубенсовский стиль
характеризуется изображением крупных,
мощных фигур в стремительном
движении, необычайно эмоциональной
атмосферой. Резкие контрасты света и
тени, теплые богатые краски наделяют его
картины кипучей энергией. Больше всего
его приводила в восторг пластическая
красота человеческого тела, поэтому в его
работах часто присутствует обнаженная
натура. Что бы ни писал этот мастер - его
творчество всегда было гимном,
восхваляющим красоту земного мира.

28.

Праздник Венеры
Создание данного произведения было
вдохновлено творчеством Овидия. В
центре композиции изображена
неподвижная Венера. Вокруг неё в
неистовом хороводе кружат не только
ангелы, но и пришедшие на праздник
божества или полубоги.
Картина написана в теплых тонах.
Только Венера источает холодное,
сдержанное сияние, символизируя
собой целомудрие. Дух полотна
является воплощением рубенсовского
стиля, воспевающего красоту земного
мира.

29.

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна
(1606-1669 гг.)
Голландский художник, гравер, великий мастер
светотени, крупнейший представитель золотого
века голландской живописи. Он сумел воплотить в
своих произведениях весь спектр человеческих
переживаний с такой эмоциональной
насыщенностью, которой до него не знало
изобразительное искусство. Работы Рембрандта,
чрезвычайно разнообразные по жанровой
принадлежности, открывают зрителю
вневременной духовный мир человеческих
переживаний и чувств.

30.

Возвращение блудного сына

31.

Возвращение блудного сына
На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины
изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно. Отец нежно
касается плеч сына, обнимая его. Картина - классический пример композиции, где главное сильно
сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения.
«Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание.
Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию
фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети
расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали
художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений».
Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о
падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь —
одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом.
Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с
трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некоторые называли их
«братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче
говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.
Произведение, созданное в религиозном жанре, имеет метафорический смысл – каждый человек,
заканчивая земное странствие, возвращается в объятия всепрощающего Отца.

32.

Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе.
Повторить и знать:
- материал по классицизму и барокко (место, время, причины появления и принципы);
- признаки барокко в архитектуре и скульптуре;
- произведения архитекторов и их творческую манеру;
- характеристику творчества Караваджо и Веласкеса;
- замысел и новаторство произведений Караваджо;
- жанры, сюжеты и композицию живописных произведений.
По желанию:
выучить материал по Рубенсу и Веласкесу.
English     Русский Правила