8.14M
Категория: КультурологияКультурология

Народный праздничный костюм

1.

В течение нескольких веков в разных
концах нашей Родины складывались
свои характерные особенности в одежде
, и люди строго придерживались
местных традиций

2.

У каждого народа есть праздники. Они раскрывают
душу человека, его характер. На Руси любили
праздники. Ими встречали весну и провожали зиму,
праздниками отмечали завершение полевых работ, а
иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники
всегда были веселые, наполненные музыкой, пением,
играми и танцами. Накануне народных гуляний
распахивались тяжелые сундуки. Вся праздничная
одежда обязательно украшалась элементами вышивки,
бисером, блестками, чего, как правило, не было в
повседневной одежде. По одежде можно было судить о
вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе
делала наряд.

3.

В образе женщины, в ее костюме:
и в яркости наряда,
и его плавных, текучих линиях,
а больше всего
в образе белых рукавов – крыльев,
которые словно могут
нести в тридевятое царство,
выражался образ прекрасной мечты –
птицы – счастья.

4.

Общие знаки – символы в народном
костюме: земля, вода, солнце
Символ солнца в народном
праздничном костюме , головной убор.
Кокошник, в виде разукрашенного
щитка надо лбом.
«Кокошник» происходит от
древнеславянского «кокош»,
обозначающего курицу и петуха.
Характерной чертой кокошника является
наличие гребня. Формы кокошников
разнообразны: одногребенчатые,
двухгребенчатые, островерхие, как бы
однорогие , с большим закругленным
верхом, шапкообразные.

5.

6.

РУБАХА
Основа костюма – рубаха. Ее
шили из тонкого льняного или
конопляного полотна. На
русском Севере праздничной
считалась рубаха-долгорукавка.

7.

Рубаха-долгорукавка. Рукава
длиной до 2 метров имели прорези –
“окошки” для рук. Таким рукавам
приписывалась колдовская сила.
Вспомните Царевну-Лебедь (картина
М. Врубеля) и Василису Прекрасную
из русских народных сказок, у
которой после каждого взмаха руки
появлялись озеро, лебеди.

8.

Сарафан В северных и центральных губерниях поверх рубахи девушки и
женщины носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани,
украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом,
канителью и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу
лентами разных цветов. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холодадушегрею.

9.

На юге России вместо сарафана носили поневу, ,домотканую клетчатую
юбку из шерсти ,в которую оборачивались ,укрепляя по талии поясом.
Поневу тоже обшивали лентами и тесьмой.
К поневе полагался передник , украшенный узорными полосами

10.

Вид летней женской
одежды. Конструктивной их
особенностью были рукава,
цельнокроенные с верхней
частью спинки, и наличие
отложного воротника.
Праздничные душегреи
вышивались золотыми
нитями, иногда цветным
бисером, декорировались
бахромой.

11.

Короткая одежда, конструктивно
похожая на душегрею,
изготавливалась из холста, сукна
и также служила верхней женской
летней одеждой.

12.

Осетинский праздничный
костюм
Вся
одежда осетин — от головного убора до обуви — раньше изготовлялась
преимущественно женщинами, среди которых было немало талантливых мастериц.
Одежду шили вручную, особенно в горах. Характерной особенностью
национальной осетинской одежды являлось сходство верхнего мужского и
женского платьев по покрою и способу ношения. Сходство это до недавнего
прошлого проявлялось в покрое бешмета, отчасти в обуви, а в средние века и в
головном уборе. Это свидетельствует, как нам думается, о существовании у предков
осетин единого костюма, отвечавшего требованиям их военного быта; об этом же
говорят и археологические находки, относящиеся к скифской и аланской эпохам.

13.

А. И. Гассиев «Айсай- Аназай»

14.

Национальная мужская одежда осетин
Cостоит из нательного белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, самодельной
обуви, а также из шубы, бурки и башлыка. На тело надевалась туникообразная
рубашка (хадон) с широкими рукавами, прямым разрезом на груди и без
воротника. Судя по письменным источникам, в XVIII в. ее шили в горах из
привозного холста, реже из белого тонкого домотканого сукна. В XIX в. она
делалась исключительно из ситца. Подол рубашки заправляли в шаровары
(шалбар), отличавшиеся большим сходством по покрою и способу ношения со
старинным типом штанов соседних горцев и русских.

15.

Пожилые часто носили зимой, особенно в горах, штаны из обработанных овечьих
шкур (цартай шалбар). Штаны шили у равнинных осетин из черной фабричной
ткани, а в горах и из домотканого сукна. К верхней части штанов пришивалась
обычно другая материя (комдал) для вздержки шнурка; штаны делали
суживающимися книзу. Мужчины среднего достатка заправляли их в матерчатые или
сафьяновые ноговицы (зангайта), обшивавшиеся сверху галунами из шелковой, реже
серебряной нитки, а более богатые — в сапоги. До сих пор в домашних условиях и на
работе нередко осетины заправляют штаны в носки.

16.

Поверх рубашки надевали бешмет (курат) длиной ниже колен, плотно облегавший
тело до поясницы, а ниже поясницы спускавшийся свободными складками. По бокам
и на левой стороне груди в бешмете делались карманы. К бешмету пришивался
стоячий воротник. На концах рукавов и спереди до пояса бешмет застегивался
мелкими пуговицами из тесьмы и петлями из нее же. Бешмет шили
преимущественно из черной или белой ткани на подкладке, аналогичной по цвету
черкеске. В некоторых местах большим шиком считался белый бешмет с серой
черкеской, но мужчине, которому исполнилось 50 лет, не полагалось более
показываться в белом бешмете. Бешмет для повседневного ношения делали обычно
из более простого материала: в горах — из домотканого сукна, а на равнине — из
темной фабричной ткани. Он служил также верхней одеждой женщины, отличаясь от
мужского только отсутствием воротника, большей длиной и более ярким цветом.

17.

Черкеска (цухъхъа)
В послемонгольский период у осетин появляется
огнестрельного оружия, что способствовало
возникновению черкески (цухъхъа) . Первое
упоминание мы находим лишь в XVIII в. У Штедера.
На груди она имела«от 5 до 8 патронов в деревянных
или костяных цилиндриках». Черкеску шили из
местного сукна различных цветов (черного, белого,
серого, коричневого и даже красного), из которых
наиболее распространенными были серый (цъах) и
черно-коричневый (мора). Высоко ценилось для
черкески также сукно, изготовлявшееся в горах из
козьего пуха, а в ряде равнинных сел, в частности
Моздокского уезда,— из верблюжьей шерсти. Во
второй половине XIX в. черкески шились и из
привозного фабричного сукна. Степень достатка
горца нередко определялась по его черкеске из
дорогого фабричного сукна (скалад цухъхъа} и
имевшимся на ней богатым украшением. Черкеска
бедного шилась обычно из грубой серой домашней
ткани (цъах цухъхъа). По покрою осетинская черкеска
почти ничем не отличалась от покроя черкески
соседних народов Кавказа.

18.

Она шилась в талию с цельной спинкой, со вставными боковыми клиньями, без
воротника, имела подкладку до поясницы и в рукавах до локтя из сатиновой или
шелковой материи. Рукава черкески делались широкими, прямыми, намного длиннее
кисти руки, так что их приходилось отворачивать. Длина черкески зависела от вкуса
ее владельца и от ее назначения. Для верховой езды черкеска делалась более
короткой. На каждой стороне груди черкеска имела от шести до десяти газырей
(барцыта) в зависимости от социального положения ее владельца. Слово «барц» норма одного заряда пороха . Позже газыри стали украшением праздничной
черкески. Необходимыми атрибутами черкески являлись кинжал, наган и пояс,
украшенные часто серебром. Верхней одеждой осетин была также бурка (уаладаран
нымат) накидка с широкими плечами, часто длинная, до пят. К древним типам
костюма осетин относится и шуба (карц), служившая зимней верхней одеждой.

19.

Головные уборы
К традиционным головным уборам осетин относятся войлочные шляпы (нымат худ),
и башлык, встречавшийся под таким же названием и у других кавказских народов. У
осетин башлык, изготовлявшийся преимущественно из козьего пуха и верблюжьей
шерсти, являлся особенно почетным видом одежды и служил головным убором как
для мужчин, так и для женщин. Он считался одним из лучших подарков невесты,
предназначавшихся для родственников жениха, в частности для его брата (тиуы
хуын). Обязательными подарками от матери невесты жениху были также башлык и
бурка.

20.

Парадная обувь мужчин делалась из мягкого черного
сафьяна; она состояла из чувяк (хадбын дзабырта),
скроенных из цельного куска, и ноговиц (зангайтта) или
же из мягких сапог того же покроя, что и чувяки
(хадбынта). Обувь эта украшалась национальным
орнаментом, вышитым золотой или серебряной ниткой,
а иногда аппликацией из кожи. Ноговицы подвязывали
специальными ремешками (зангбаттанта), имевшими у
богатых золотые или серебряные украшения.
Сафьяновая обувь была красива, изящна и удобна
для верховой езды, но для ходьбы непригодна, так
как быстро изнашивалась. Обычно к ней
пришивали подошвы из коровьей или телячьей
кожи. Во второй половине XIX в. богатые осетины
стали носить галоши.
Наиболее распространенной в быту и для
верховой езды обувью (сохраняющейся до сих
пор) является обувь из домотканого сукна в виде
чувяк (дзабырта) и полусапог (уалфаджын,
дзабырта), не встречаемая у оседлых народов.

21.

Осетинский традиционный женский костюм
Осетинский традиционный женский костюм ничем существенно не отличается по
своему покрою от мужского. Верхней одеждой одной из женщин был длинный
бешмет без воротника, со вшитыми суживающимися рукавами. Он был покрыт
сверху желтой шелковой материей, простеган вручную сверху донизу полосами.
Бешмет имел подкладку из фабричной ткани того же цвета. Он застегивался на
груди до пояса семью пуговицами (агънаджыта) из черной шелковой тесьмы. Концы
рукавов имели прямые разрезы, которые застегивались такими же пуговицами.
Бешмет сшит, подобно черкеске, по фигуре со сборами и талии. Под бешметом
надето платье, не отличающееся от него по покрою, сшито оно из менее
качественной фабричной материи на подкладке, по длине бешмета, также без
воротника.

22.

Платье
Платье это, представляющее собой один из типов распашной одежды,
застегивается четырьмя пуговицами из шелковой тесьмы. Под ним надета
нательная рубашка из красной фабричной материи с круглым вырезом на шее,
прямым небольшим разрезом на груди и длинными рукавами. Ворот, разрез и
края рукавов ее обшиты полосой из шелковой материи другого цвета.

23.

Б. И. Калманов « Одевание невесты»

24.

Женские головные уборы
В начале XIX в. Клапрот писал: «У черкесов и
осетин девушки и молодые женщины носят
круглые шапки, подобно мужчинам». Шапочка
очень напоминает древний аланский женский
головной убор, обнаруженный в аланских
катакомбах. Сверху шапочки носили легкий платок
из тюля или газа.

25.

В XIX в. меняется покрой праздничного
женского платья со сплошным разрезом
спереди (разкъарткъаба), Под ним
обычно_ подвязывался богато
орнаментированный бархатный
передник (цыбыр курат), который
выступал из-под платья, особенно во
время танца. Рукава платья делались
обычно узкими. В некоторых случаях
они шились с разрезом от локтя и их
делали длинными, раструбом
расширяющимися книзу. В тех случаях,
когда рукав был узким, к кисти руки
часто привязывали подвесные рукава
(уаларм дысджын), сделанные из
тяжелого, расшитого золотыми нитями
бархата бордового или темного цвета,
обычно того же цвета, что и платье. К
комплексу старинной осетинской
женской одежды относились кроме
отмеченных предметов длинные
шаровары, спускавшиеся до щиколоток,
чувяки из сукна и сафьяна, похожие по
покрою на мужские, но сшитые более
изящно.

26.

Аксесуары женского и мужского костюмов
У женщин стан стягивался золотым или позолоченным поясом (камари), нередко его
делали из серебряной канители с обязательной золотой или позолоченной пряжкой.
У мужчин черкеска также перехвачена поясом, к нему подвешивался кинжал в
серебрянной оправе и орнаментировался.

27.

Список литературы:
Б. А. Калоев «Осетины». Издательство «Наука» 2004 г.
Н.А. Горяева О. В. Островская «Изобразительное искусство» Москва
«Просвещение» 2011 г.
Б. Андиев, Р. Андиева «Осетинский орнамент». Орджоникидзе 1959 г.
Сайты: Республиканская Научная библиотека,
Краеведчекий музей. Анахарсис, сайт В. Цагараева,
Работы осетинских художников: А. Дзантиев "

28.

Тестовые задания:
1.) Из каких элементов состоит русский народный костюм?
а.)рубаха, б.)сарафан, в)галоши
2.)Основа женского костюма?
а.)рубаха, б.)юбка, в.)платок
3.)Какое значение имела вышивка на рубахе?
а.)украшала, б.)оберегала, в.)вредила
4.)Как носили в центральных губерниях сарафаны?
а.)поверх рубахи, б.)без рубахи, в.)с епанечкой
5.)Чем украшали голову?
а.)лентами, б.)коруной, в.)платком
6.) Чем дополняли костюм?
а.)бусы, б.)серьги, в.)монеты
7.) Какие головные уборы носили?
а.)кокошник, б.)кика, в.) лента
8.) Кто написал картину « Одевание невесты»?
а.)А. Дзантиев, б.)Х. И. Гассиев, в.)Б.Калманов
9.)Кто написал картину «Невеста»?
а)М,Туганов, б) Ш.Бедоев, А.Саккаев
10.) Из какого материала делали праздничный пояс осетинки?
а.)кожа, б.)шнур, в.) серебро
11)Из чего шили обувь осетины
а) кожа, б) береста, в)дерево
12.) Как называется картина изображающая танцующего Сослана?
а)Пир нартов, б.) Одевание невесты, в.) Свадебная мелодия
13.)Какому цвету отдавалось предпочтение в праздничном народном костюме осетин?
а.) красному, б.) желтому, в.) зеленому

29.

Ключи к тестам по теме
«Народный праздничный костюм»:
1. а.)рубаха, б.)сарафан, в)галоши
2. а.)рубаха, б.)юбка, в.)платок
3. а.)украшала, б.)оберегала, в.)вредила
4. а.)поверх рубахи, б.)без рубахи, в.)с епанечкой
5. а.)лентами, б.)коруной, в.)платком
6. а.)бусы, б.)серьги, в.)монеты
7. а.)кокошник, б.)кика, в.) лента
8–в
9–а
10 - в
11 - а
12 - а
13 -а
English     Русский Правила