Коротко о природе цвета и окраски (теория, история, термины)
6.20M
Категория: ИскусствоИскусство

Коротко о природе цвета и окраски (теория, история, термины)

1. Коротко о природе цвета и окраски (теория, история, термины)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
КАФЕДРА ТЕКСТИЛЬНОГО КОЛОРИРОВАНИЯ И ДИЗАЙНА
Коротко о природе цвета и окраски
(теория, история, термины)
Учебное пособие для студентов специальностей 240202
Москва 2008
Содержание
Авторы

2.

Содержание
Введение
Насколько важны цвет и окраска в жизни человека
Что такое цвет и окраска?
Почему, как мы ощущаем (видим) цвет, окраску?
Аддитивное сложение цветов
Субстрактивное сложение цветов
Комплементарные цвета
Исторические вехи цвета
Словарь цвета (окраски)
Язык цвета
Рецептуры окраски
Измерение цвета
Кодирование цвета
Некоторые выводы
Цвет окраски и дизайн
Окончательные (общие) выводы
Авторы
3
4
6
9
12
14
18
20
27
29
31
32
34
36
39
41
42
Авторы

3.

Введение
Добрый день!
Данное
учебное
пособие
написано
для
всех
специальностей текстильных и родственных ВУЗов, а также для
простых читателей, которым интересна данная тема.
Зачем была написано это учебное пособие об истории
цвета? Наверное, с целью разобраться в конкретном вопросе,
собрать и классифицировать информацию, разложить все по
полочкам.
Цвет несет определенную информацию и провоцирует
эмоции, поэтому цвет является одним из элементов символизма в
различных ситуациях жизни человека. Например, цвет является
рабочим инструментом и, безусловно, мощным оружием в руках
художников, модельеров, веб-дизайнеров и др. Поэтому хотелось
сложить все сведения о цвете воедино. Вы узнаете что такое
цвет, из чего цвет "сделан", каковы его свойства: яркость,
насыщенность, тон, светлота и т.д.
Попробуем разобраться с этими вопросами, вернее, с
малой частью огромного айсберга под именем "ЦВЕТ". Будем
учиться вместе! Спасибо!
Содержание
Авторы

4.

Насколько важны цвет и окраска в жизни человека
Как только младенец в первый раз открывает свои глаза, то
ему открывается «окрашенный», цветной окружающий мир живой
природы и рукотворный мир. И это продолжается до тех пор, пока
человек не закроет свои глаза навсегда. Цвет, окраска играют
чрезвычайно важную роль в повседневной жизни человека, как
первобытного, так и современного, оказывая влияние на его
мироощущения, психику, мировоззрение, словарный запас,
творчество (живопись, литература, музыка), культуру, технические
новации (цветная фотография, кино, ТВ, мобильные телефоны и
др.). Только когда что-то происходит с нашим зрением, когда оно
искажается или совсем исчезает, мы понимаем как много значит для
нас цвет и окраска.
Свойство, способность человека, а он в этом не одинок в
животном мире, видеть, правильнее сказать ощущать мир цветным
– можно, как кому ближе, признавать божественным даром или
результатом эволюции живой материи и ее важной части –
животных.
Содержание
Авторы

5.

Цветное зрении у разных животных имеет разную
разрешающую способность (острота, моно-, ди- и полихромность,
способность видеть не только в видимой области спектра, но и в
ближайших ультрафиолете и инфракрасных диапазонах).
Трехкомпонентное восприятие цвета развито только у
высших приматов (высшие человекообразные обезьяны, человек) и
появилось у них менее 40 миллионов лет назад. Зрение у животных
эволюционировало как средство защиты (обнаружение) от
противника (оценка расстояния и цветным признакам образа), как
распознавание полезной и вредной пищи (зрелые и незрелые,
ядовитые растения, плоды и т.д.).
Съедобные зрелые бананы, виноград имеют цвет отличный
от незрелых. Ядовитая змея окрашена иначе, чем неядовитая.
Содержание
Авторы

6.

Что такое цвет и окраска?
Для того, чтобы понять это, следует начать с природы
солнечного света, солнечных лучей, которые излучает оно, как
источник света. Солнце производит, продуцирует огромное
количество излучаемой энергии электромагнитной природы.
Природа, свойства этих лучей зависит от длины волны (λ) или
частоты их колебаний (I/λ). Поверхности земли достигает только
часть солнечного излучения, а именно ближний УФ (> 350 нм), лучи
видимой части спектра (400-700 нм) и инфракрасные (> 700 нм)
тепловые лучи. Через атмосферу проходят также микроволны и
радиоволны, жесткие рентгеновские и гамма-лучи задерживаются
атмосферой земли?, также как и коротковолновый УФ (> 350 нм).
На рис. 1 показан весь спектр лучей, излучаемый солнцем и
их длины волн.
Содержание
Авторы

7.

Рис.1 Спектр лучей, излучаемый солнцем и их длины волн
Содержание
Авторы

8.

Человеческий глаз реагирует, чувствителен только к лучам с
длиной волны 400-700 нм, которые поэтому названы видимыми.
Они – лучи, конечно, не имеют цвета, но вызывают ощущения цвета,
окраски, когда попадают на чувствительные элементы (сенсоры)
глаза, вызывают там определенные биохимические реакции,
электрические импульсы, которые передаются в мозг, в его часть,
отвечающую за цветовосприятие, и мы видим предмет в цвете. В
зависимости от того лучи, какой длины волны видимой части спектра
попадают в глаз, мы ощущаем определенный цвет, определенную
окраску.
Содержание
Авторы

9.

Почему, как мы ощущаем (видим) цвет, окраску?
Белым мы видим предмет, вещество тогда, когда в наш глаз
попадают все лучи, всех длин волн видимой части спектра,
отраженные от его поверхности. Другими словами: это означает, что
этот предмет, вещество не поглотило избирательно какие-то лучи с
определенной длиной волны в области 400-700 нм. Следовательно,
белый цвет, окраску формируют в совокупности все лучи видимой
части спектра.
Когда мы видим на небе после грозы радугу, то это означает,
что солнечный свет, его лучи видимой части спектра прошли сквозь
атмосферу насыщенную мельчайшими капельками воды и
разложились на составляющие всего видимого спектра, всей
палитры цветов от желтого до синего. Древние люди из древних
веков не зная, не понимая физики этого явления, не зная, не
понимая физиологии цветного зрения в отличие от нас, оценивали
это атмосферное явление, как божественное чудо.
Содержание
Авторы

10.

Когда мы смотрим на объект и видим его окрашенным, это
означает, что в наш глаз попадают отраженные от его поверхности
лучи видимой части спектра определенной длины волна,
соответствующие определенному цвету. Если отражаются все лучи
видимой части спектра, мы воспринимаем объект белым. Если мы
видим объект красным, то в наш глаз попадают лучи с длиной волны,
соответствующей красному цвету, а все остальные лучи видимой
части спектра объектом поглощены, абсорбированы.
Белый цвет может быть сформирован, создан сложением
красного, зеленого и синего цветов, как это показано на рис. 2.
Эти три цвета называются дополнительными первичными
цветами. Другие три цвета могут быть созданы из пары первичных
цветов. Это такие цвета: маджента, циан и желтый и их называют
вторичными дополнительными цветами. Необходимо заметить и
помнить, что мы здесь смешиваем цвета «различной» длины волн, а
не краски и чернила!
Содержание
Авторы

11.

Рис.2 Схема дополнительных первичных цветов
Содержание
Авторы

12.

Аддитивное сложение цветов
Очень хорошим примером аддитивного сложения цветов
является картинка на экране телевизора, компьютера, цвет в этом
случае создается и воспроизводится с помощью первичных
дополнительных цветов: красного, зеленого и синего.
Каждый пиксель на экране формируется комбинацией этих
трех первичных цветов. Интенсивность цвета варьируется и,
производится ясное и детальное изображение на экране
телевизора, компьютера, мобильного телефона. Цвет, его оттенки
формируются сочетанием различного количества красного, зеленого
и синего цветов. Теоретически с помощью этих трех основных
цветов можно сформировать бесконечное число цветов и оттенков,
но человеческое зрение может различать только (!) 17 миллионов
цветов и оттенков в палитре.
Содержание
Авторы

13.

Наше зрение – трихроматическое, и сенсоры нашего глаза
способны чувствовать только три основных первичных цвета
(красный, зеленый и синий). Другие животные, как правило, одноили двухроматы. Но и некоторые люди (~8%) страдают
дальтонизмом, т.е. не способны воспринимать один из трех
первичных цветов, т.е. у них в глазу отсутствуют один из трех типов
сенсоров.
Некоторые промежуточные выводы:
Когда мы освещаем полным солнечным или искусственным
источником – имитатором солнца белую поверхность, то она
отражает все лучи видимой части спектра, и мы ее видим белой.
Когда мы освещаем черную поверхность, то все лучи видимой
части спектра поглощаются (абсорбируются), и мы видим ее черной.
Когда мы освещаем цветную поверхность и часть лучей видимой
части спектра поглощается (абсорбируется), то мы видим
поверхность окрашенной (цветной).
Содержание
Авторы

14.

Субстрактивное сложение цветов
Цвета, окраски которые создает природа и мы с помощью
красок, чернил, используя пигменты и красители, формируются
субстрактивным сложением, поскольку они возникают в результате
абсорбции (поглощения) определенных лучей видимой части
спектра определенной длины волны.
Пигменты и красители - окрашенные вещества, интенсивно
поглощающие свет определенной длины волны.
Простейшие
примеры:
помидоры,
перец,
яблоки
(определенного сорта) содержат пигмент, который поглощает свет с
длиной волны соответствующей интервалу от фиолетового до
зеленого, и отражают в интервале от красного до желтого в
зависимости от спелости. И мы видим эти овощи и фрукты
оранжево-красными.
Если окрашенная поверхность поглощает синий свет - мы
ее видим желтой. Если она поглощает красный – то видим ее
бирюзовой (циан). Если поглощает зеленый – то ощущаем цвет
мадженту (розово-малиновый) (рис. 3).
Содержание
Авторы

15.

Рис.3 Схема субстрактивного сложения цветов
Содержание
Авторы

16.

Три цвета – маджента, циан и желтый называют
субстрактивными первичными цветами, и они используются в
повседневном практическом колорировании, в крашении и печати
тканей, в живописи, в цветных принтерах и т.д. Из этих трех
субстрактивных первичных цветов можно составить бесконечное
число цветов и оттенков путем их смешения.
На рис. 4
показано, как складывают три основных
субстрактивных цвета при частичном наложении друг на друга трех
прозрачных образцов ткани из ацетатных волокон, каждый их
которых окрашен в один из трех основных субстрактивных цвета.
Как можно видеть при их наложении (складывании), он и поглощают
больше света, и формируется более темная окраска, более
интенсивная.
Когда складываются два из трех основных субстрактивных
цвета, то образуются три вторичных субстрактивных цвета (красный,
зеленый и синий), которые соответствуют первичным аддитивным
цветам. Когда накладываются все три образца, то поглощается весь
свет, и мы видим поле поглощения трех цветов – черным.
Содержание
Авторы

17.

Рис.4 Схема наложения друга на друга тканей
из ацетатных материалов, окрашенных основными цветами
Содержание
Авторы

18.

Комплементарные цвета
Если взять вместе аддитивные и субстрактивные
первичные цвета и поместить их в круг (рис. 5), то сегменты цвета
расположенные
напротив
друг
друга
называются
дополнительными комплементарными цветами. Если мы
смешаем пару дополнительных цветов, например синий и желтый,
то получим белый, т.к. желтый цвет как аддитивный состоит из
красного и зеленого. К этим двум первичным аддитивным цветам
добавляется третий – синий, и мы получаем белый цвет. Это
справедливо для каждой пары комплементарных цветов.
Содержание
Авторы

19.

Рис.5 Круг с расположенными друг напротив друга
комплементарными цветами
Содержание
Авторы

20.

Исторические вехи цвета
Физической и физиологической природой цвета люди
интересовались издавна. Первый научный подход, научную
методологию для изучения этой проблемы применил великий
физик Исаак Ньютон (1642 – 1726). Поэтому проблеме понимания
природы цвета и, прежде всего, ее физической природы повезло,
что такой гениальный физик обратил на нее внимание. Прежде
всего, он подошел к ней, как физик – экспериментатор. Результаты
серии своих экспериментов он опубликовал в 1672 г. (Ньютону – 30
лет!). Он подверг солнечный свет дифракции, пропустив его через
призму. В результате солнечный свет разложился на
составляющие: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий и фиолетовый цвета (каждый охотник желает знать, где
сидит фазан).
До экспериментов Ньютона с солнечным светом
считалось, что цвет является результатом смешения света и
темноты.
Содержание
Авторы

21.

Ньютон построил свой исторический эксперимент
следующим образом: он укрепил призму напротив открытого окна,
сфокусировал солнечный свет через линзу и направил его в
призму, стоящую напротив белой стены на расстоянии 22 футов
(6,71 м). Красивый спектр цветов на подобии радуги образовался
на стене. В последующем, вторичном эксперименте Ньютон
доказал, что не призма является источником цветного спектра, а
только инструментом, разлагающим солнечный свет на его
составляющие. Для этого он использовал вторую призму, которая
собирала цветные составляющие солнечного света вновь до
белого.
Автор и авторская зарисовка схемы эксперимента Исаака
Ньютона показана на рис. 6 и 7.
Художники – современники Ньютона были потрясены
доказательством ученого, что сам солнечный свет является
источником, физической первопричиной цвета.
Содержание
Авторы

22.

Рис.6 Исаак Ньютон
Рис.7 Авторская зарисовка схемы эксперимента
Исаака Ньютона
Содержание
Авторы

23.

Художники того времени использовали первичные открытия
Ньютона для формирования цветового круга, что позволило им
располагать первичные цвета (красный, зеленый и синий) напротив
комплементарных цветов, что создавало эффект за счет оптического
контраста. Цветовой круг Ньютона стал предтечей множества
моделей цветового пространства в 18ом и 19ом столетиях. Первой
такой цветовой системой стал цветовой круг художника Кладио
Бутета (Claude Butet), предложившего его в 1708г.
Эвальд Геринг (Ewald Hering) предложил цветовой круг,
основанный на парах противоположных цветов. Он показал, как
можно все цвета получить из комбинации пар, например: зеленый –
красный, синий – желтый. На рис. 8
показан цветовой круг: внутри
цветовой круг показывает, что мы видим при смешении этих цветов.
Противоположные цвета этой модели соответствуют современным
представлениям о комплементарных цветах. Эта модель была
двухмерной моделью цвета и не способна была полностью описать
все характеристики цвета.
Для создания более эффективной
трехмерной модели цвета понадобилось ввести дополнительные
характеристики цвета, используемые и в настоящее время.
Содержание
Авторы

24.

Рис.8 Цветовой круг
Содержание
Авторы

25.

Трехмерную модель цвета создал Альберт Манселл (Albert
Mansell 1858-1918 гг.) – учитель живописи. Для объяснения цвета
своим студентам (рис. 9)
он ввел следующие новые
количественные характеристики цвета:
-Цвета (Hue) основные: красный, желтый, синий и др. На цветовой
схеме – модели Манселла – это индивидуальные листья на ветках
цветового «дерева».
-(Chrome) Сила или слабость или интенсивность цвета. Расстояние
листьев (цвета) «дерева» от его центра. Интенсивность растет от
центра к периферии.
- Светлота или темнота (Value). Местоположение «листика» (цвета)
по отношению к вертикальной оси: светлые наверху, темные внизу.
Содержание
Авторы

26.

Рис. 9 Трехмерная модель цвета Альберта Манселла
Содержание
Авторы

27.

Словарь цвета (окраски)
Как было сказано ранее, человеческий глаз может различать
разницу между 17 миллионами различных цветов и оттенков, но только
несколько тысяч из них описаны и определены в развитых языках, что
тоже не мало.
Детальное
сравнительное
изучение
развитых
языков
показывает, что постоянное употребление имеют только дюжина цветов
в словарях этих языков. При этом одни из них происходят из основных
цветов (светло сине-голубой, темно-зеленый), другие связаны с цветом
объекта, материала (оранжевый, фиолетовый, слоновая кость, кофе с
молоком, морской волны и т.д.) или сочетанием двух цветов (желтозеленый, красно-коричневый), третьи имеют связь с историей (пурпур
древних, маджента – после сражения в Северной Италии в 1859 г.).
Тщательное изучение названий цвета в 98 различных языках показало,
что в них существуют основные, универсальные цвета, но этих
количеств основных терминов (обозначений) ни в одном даже самом
развитом языке не превышает одиннадцати. Этих одиннадцати
основных обозначений цвета достаточно, чтобы составить 2048 цветов,
но практически используются не более 22. Для всех изученных языков,
не зависимо от их сложности, словари подчиняются основным правилам
относительно обозначения цветов.
Содержание
Авторы

28.

Правила формирования словарей цвета различных языков:
Нет языков, в которых обозначен только один цвет, их, по
крайней мере, два и тогда они всегда черный и белый.
Если в языке три обозначения цвета, то всегда добавляется
красный.
Если четыре обозначения, то добавляется зеленый или
желтый, а если пять обозначений, то добавляются и зеленый и
желтый.
Если шесть обозначений, то добавляется синий.
Если семь обозначений, то добавляется коричневый.
Если более семи, то добавляются пурпурный, розовый,
оранжевый или серый цвета. Эти четыре цвета добавляются в
любом порядке и комбинациях.
Содержание
Авторы

29.

Язык цвета
Для различных людей, разного возраста, профессии, цвет,
окраска имеют разный смысл и значения в жизни.
Маленький ребенок начинает знакомство с окружающим
миром, имеющим цвет, окраску, как с удивительной цветной
картинкой, которая получает свое продолжение в цветных книжках,
мультиках, игрушках и т.д.
Взрослый человек окружающий цветной, «окрашенный»
мир чаще всего воспринимает как каждодневную данность.
Художник или человек эстетически развитый испытывает
от того же цветного мира восторг, восхищение. Профессионал,
работающий в полиграфии, колорист на текстильной фабрике
относится к цвету, формированию окраски утилитарно, как к тому,
что необходимо воспроизвести, используя ручной или с помощью
компьютера расчет рецептуры.
Содержание
Авторы

30.

Для описания этого сложного мира цветов и окрасок
используют в практической жизни два подхода:
- Каждодневные названия цвета, используемые как
инструмент для общения между обычными людьми: красный,
пурпурный, желтый.
- Торговые, маркетинговые названия цвета, окраски,
которые создают дизайнеры для продвижения модной окрашенной
продукции: тигриный глаз, гипнотический, жухлый лист и др.
Содержание
Авторы

31.

Рецептуры окраски
Окраска ткани, металла, дерева, пластика должна быть
технологически воспроизводима, а для этого ее необходимо
количественно, соотношением компонент красильного раствора,
печатной краски, чернил выразить в форме рецепта, т.е. формулы
окраски. Это может быть выражено отношением, пропорцией
субстрактивных первичных цветов (циан, маджента, желтый –
система CMY и черного (К)). Другой вид формулы окраски может
быть выражен соотношением дополнительных первичных цветов
(красный, зеленый, синий (RGB)), что используется
формирования цветной картинки на экранах телевизоров.
Содержание
для
Авторы

32.

Измерение цвета
Цветная поверхность часть падающего на нее света
абсорбирует, а часть лучей с определенной длиной волны отражает.
Отраженный свет, его спектральный состав и интенсивность
являются количественной характеристикой цвета, и может быть
измерена с помощью специальных приборов – спектрофотометров.
Эти приборы имитируют наше зрение и являются более
чувствительными, чем наши глаза – электронными «глазами».
Окрашенный объект облучается источником света с
известной спектральной характеристикой (стараются имитировать
солнечный спектр), отраженный от цветной поверхности свет
собирается, фокусируется с помощью специального оптического
устройства, расщепляется на составляющие по длине волны и
полученные электрические импульсы записываются в форме
спектральной кривой (кривая отражения) (рис. 10).
Содержание
Авторы

33.

Эти кривые используются красильщиками, колористами (в
широком смысле) для количественной оценки окраски (эталона,
готовой продукции) и для автоматического составления рецептуры
крашения и печати. В последнем случае прибор спектрофотометр и
компьютер в комплекте с ним рассчитают рецепт по программе, куда
заложена база данных конкретного класса или группы красителей, с
помощью которых собираются произвести крашение или печать.
Рис.10 Схема спектральной
кривой
Содержание
Авторы

34.

Кодирование цвета
Существует два подхода для физического контроля
системы с целью разработки методов составления рецептуры:
а) Метод хроматичности описания цвета, используя аддитивное
смешивание (сложение) цветов для подгонки цвета под эталон. Для
этого окраску количественно оценивают в терминах цвета и его
интенсивности (рис. 11).
б) Физически цвет проще характеризовать и использовать для его
воспроизводства систему NCS (Natural Colors S), систему Dulux
Colour Specifier (DCS) и систему и атласы цвета Pantone (рис. 12).
Если заказывается окраска какого-либо субстрата (ткань, дерево,
металл и т.д.) под образец атласа цвета Pantone, то он кодируется с
обозначением параметров цвета в одной из систем и по этим
параметрам на комплексе, включающим спектрофотометр
и
компьютер (например, системы Datacolor), по специальной
программе составляют рецептуру колорирования для базы данных
определенной группы красителей.
Содержание
Авторы

35.

Образцы на атласе цвета Pantone закодированы и
приведены в справочниках и могут быть использованы в любой
точке мира, т.к. имеют международный характер и являются
элементами колористической коммуникации и глобализации.
Необходимо иметь в виду, что
колористическое кодирование
образцов, как и любых окрашенных материалов, должно
производиться в определенных, контролируемых, стандартных
условиях освещения.
Рис. 11 Схема количественной
оценки окраски
Рис. 12 Атлас цветов Pantone
Содержание
Авторы

36.

Некоторые выводы
Наши ощущения цвета, окраски зависят от множества
факторов, основными из которых являются следующие:
- Химическая природа окрашенного материала, т.е. химическое
строение красителей и пигментов, отвечающих за цвет окраски через
их спектры поглощения и отражения. Другими словами от того лучи
какой длины волны, отражаясь от окрашенного материала, попадают
в наш глаз.
- От спектральных свойств источника освещения, т.е. оттого, что
взаимодействует с окрашенным материалом, его общая энергия
(интенсивность) и ее распределение по длинам волн. Естественный
солнечный свет по этим показателям не является постоянным,
изменяясь от времени суток, года, широты, долготы и высоты над
уровнем моря. Искусственные источники по спектральным
свойствам стараются приблизить к солнечному, но абсолютно этого
достичь не возможно, даже используя набор светофильтров.
Искусственные источники света нормируются по спектральным
свойствам и должны соответствовать стандартам.
Содержание
Авторы

37.

- От геометрии, топографии, текстуры поверхности окрашенного
материала, т.к. она определяет отношение поглощенного,
рассеянного и отраженного света.
- Особенности физиологии зрения индивидуума – наблюдателя.
Каждый человек в зависимости от возраста, пола, отклонений в
зрении и особенностей биохимических реакций и электрических
импульсов в глазах и восприятии их в мозгу будет воспринимать
окраску индивидуально. Известно, что некоторые художники имели
существенные особенности восприятия цвета, отличающие их от
среднестатистического человека.
- Дополнительной особенностью восприятия цвета является
соседство двух цветов, что выражается в оптическом изменении
оттенка.
На рис. 13
, где представлен фрагмент ковра, на котором
видно, что красный цвет в зависимости от окружения (соседства)
зеленого или синего меняет оттенок. Этот эффект «одновременный
контраст»
(«scmultaneus
contrast»)
необходимо
учитывать
дизайнерам в своей практической работе.
Содержание
Авторы

38.

Рис.13 Рисунок ковра с эффектом «одновременного контраста»
Содержание
Авторы

39.

Цвет окраски и дизайн
Для большинства людей и, особенно для дизайнеров цвет,
окраска это, прежде всего, визуальный опыт, зрительное
восприятие, эмоции, а не физическая, физиологическая сущность
этого сложного явления. В то же время дизайнер для того, чтобы
«работать» с цветом должен понимать его природу, хотя бы в
общих чертах.
Современный дизайнер сталкивается с проблемами цвета
не только, используя краски, растворы красителей и печатные
краски, но и с программным управлением цвета с помощью
компьютера на его дисплее. Самый яркий пример этого –
компьютерная, цифровая печать по тканям с помощью струйных
принтеров специальной конструкции. В этом случае дизайнер
может произвести весь цикл работ для производства напечатанной
ткани: создать с помощью компьютера цветной рисунок, его
вариации в различном колорите, отдать команду компьютеру по
программе напечатать на принтере ткань с помощью красителей
выбранного класса. Затем следуют обычные операции для
традиционной печати: фиксация окраски тепловой обработкой
(насыщенный пар, горячий воздух), промывка, сушка.
Содержание
Авторы

40.

Для выбора конкретного цвета для решения дизайнерской
задачи обычно пользуются системой (атлас цвета) Pantone.
Колорист, дизайнер, формируя цвет, окраску наблюдает, как рецепт
печатной краски, красильного раствора, чернил реализуется в
конкретные цвет, окраску. И очень часто колорист, дизайнер и за
ними потребитель наблюдают, что один и тот же рецепт приводит к
разным результатам. И причина не только в технических нарушениях
рецепта. Эта субъективная причина распространенная, но ее можно
избежать техническими решениями. Но существуют и объективные
причины: изменение источника освещения, структуры (текстура)
поверхности, соседство цветов («одновременный контраст») и др.
Это означает, что цвет – результат не только физических
явлений взаимодействия света и материи, но и феномен физиологии
зрения (восприятия цвета человеком).
Когда колорист, дизайнер использует чернила, красильный
раствор, печатную краску, изменяя их состав, то он использует
физические принципы формирования цвета, но он должен знать
основные законы физиологии зрения, которые могут изменить
ожидаемые результаты только из физики цвета.
Содержание
Авторы

41.

Окончательные (общие) выводы
- При рождении солнечной системы, наш главный источник энергии, уже
содержал такую информацию в форме спектра электромагнитных
колебаний, доходящих до поверхности земли, которая лежит в основе
формирования цвета и окраски при восприятии окружающего мира
цветным нашими предками и современным человеком. Наши предки и
мы с Вами используем цвет, как незаменимый, чудесный инструмент
общения и даже выживания (особенно древнего человека).
- С момента как мы открыли глаза, мы видим и способны различать
миллионы цветов и оттенков.
- Процесс понимания и объяснения природы цвета, его контроля и
формирования не закончен и продолжается. Можно сказать, что это
явление мы изучили и постигли только в самых общих чертах и нам
предстоит еще очень многое, используя прогресс в области физики и
физиологии цвета, химии окрашенных веществ и последних достижений
нанотехнологий*.
* В природе (окраска некоторых видов бабочек, опалисцирующая
окраска опала и др.) и руками человека «созданы» вещества, минералы,
окраски, в основе которых лежит не использование красителей и
пигментов с определенной хромофорной структурой («химическая»
окраска), а комбинаторика неокрашенных наноэлементов (пустот, частиц
и т.д.) в определенном сочетании.
Содержание
Авторы

42.

Авторы:
1. Кричевский Герман Евсеевич
Д.т.н., проф., зав.каф. ТКД
2. Барышева Наталья Викторовна
К.т.н., ст.преп., зав.лаб.каф. ТКД
3.Тиматков Александр Георгиевич
К.т.н., доцент каф. ТКД
Содержание
выход
English     Русский Правила