2.26M
Категория: ФилософияФилософия

Основные этапы и особенности развития русской философии

1.

Лекция №8
Основные этапы и особенности
развития русской философии
Гуторович О.В., к.ф.н

2.

Цель:
• Проанализировать
основные
особенности русской
философии.
• Дать характеристику
этапам развития
русской философии.

3.

Русская философия – собирательное название
философского наследия русских мыслителей.
Выражает самосознание и менталитет народа,
его историю, культуру и духовные искания.
Две точки зрения об истоках русской философии:
• самостоятельная национальная философская мысль сложилась в России во
второй пол. XVIII в. – начале XIX в. До Петровской эпохи Россия не могла породить
собственную философию по причине своей отсталости (В.В.Зеньковский,
А.Ф.Лосев).
• начало русской философии относят к X – XI вв., связывают ее возникновение с
принятием христианства (А.А.Галактионов, М.Н.Громов).
Характерные черты русской философии:
• подверженность религиозному влиянию;
• специфическая форма выражения философских мыслей – художественное
творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык»;
• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной
проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
• большая роль проблем морали и нравственности;
• конкретность и широкое распространение в массах, понятность простому народу.

4.

Предмет исследования русской философии составляли такие проблемы, как:
• проблема человека;
• проблемы морали и нравственности;
• проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом
(сугубо специфическая проблема русской философии);
• проблема власти и проблема государства;
• проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный
пласт русской философии);
• проблема идеального общества;
• проблема будущего.
Среди самых ярких идей можно назвать:
• идею соборности и идею всеединства, которые часто отождествляют, однако они
имеют разные истоки. Идея соборности имеет основания в опыте новой жизни во
Христе, в опыте церковного единства. Идея всеединства имеет своим истоком
рационалистическое умозрение и некий мистический опыт единства всего сущего,
«растворения» человека в этом единстве. (А.С. Хомяков, Вл. Соловьёв)
• идею космизма – предполагает, что космос – это единый целостный организм, с
которым человек, будучи тесно связанным, развивается по неким общим
закономерностям. (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский)
• учение о Софии (софиология) – с греч. слово «София» означает мудрость,
премудрость. София представляет собой силу,
благоустраивающую космос в его цельности
и органичности. (Вл. Соловьёв)

5.

Характерные особенности русской философии:
Онтологизм – предполагает, что первоначальное отношение человека к миру носит
онтологический, а не гносеологический характер. То есть, человек находится
внутри бытия, живет им, а не созерцает и сознает, его нельзя выводить за пределы
бытия. Только в своем сознании, как мыслящее существо, человек ставит себя в
отношение к миру.
Своеобразие русской философской рефлексии – в русском философском мышлении
обнаруживаются элементы интуитивного, дорационального, художественного и
даже мистического сознания. Если в европейской философии в основание познания
кладется разум – ratio, то в русской философии – вся полнота жизненного опыта.
Системность русской философии и ее особый язык –
«русская философия не поддается формально-логической
систематизации» (А.Лосев), системность русской
философии близка системности художественного
произведения (С.Франк). В языковом отношении
русской философии наиболее близок язык
европейской экзистенциальной философии.

6.

В русской философии выделяют два периода (или этапа):
• Период предфилософии или становления русской идеи (XI – XVII вв.).
• Собственно философский период (XVIII – ХХ вв.).
Внутри него выделяют: XI–XIV вв. – процесс формирования древнерусской
философии; XV–XVI вв. – эпоха ее расцвета; XVII в. – начало постепенной смены
философии средневекового типа новоевропейским.
В XI–XIV вв. вопросы философского характера, касающиеся мира и бытия
человека в нем, раскрывались в летописях. «Повесть временных лет» (о
происхождении русской земли, о едином христианском боге, о необходимости
бороться со злом и творить добро). «Слово о полку Игореве» (осмысливались
социальные отношения того времени, формулировались нравственные основы
общественной жизни, поднималась тема служения человека своему Отечеству).
В XIV–XVI вв. известность на Руси получили такие мыслители, как
С.Радонежский, И.Волоцкий, М.Грек. Они способствовали развитию
религиозно-философских представлений о человеке, укреплению русской
духовной культуры и национального самосознания. В это же историческое время
на Руси появились ереси как проявление вольнодумства, направленного против
официальной церкви.
В XIV–XVII вв. философская мысль переключалась на осмысление социальнополитической и историко-философской проблематики.

7.

История человечества представляет собой смену
одного великого царства другим. Первое мировое
царство – Римская империя, второе – Византия.
Оба они пали (в 476 г. и 1453 г., от варваров и
турок), наказанные Богом за неверие, «поскольку
они предали православную греческую веру в
латинство (католичество)». После этого центром
мира является «Третий Рим» – Московская
держава, единственное православное государство.
Ему суждено собрать вокруг себя все русские
земли.
В отличие от первых двух Римов, Московское
государство будет стоять вечно, поскольку
сохраняет верность истинной вере.

8.

Критиковал официальную религию, ее догматизм, паразитическую жизнь
монахов, проповедовал «мирское монашество». Отмечая неискренность
церковных обрядов, считал, что для познания Бога вполне достаточно
природы. В идеальном обществе – царит равенство и счастье, для этого
необходимо стремиться к духовной свободе, воспитанию в себе человека, а
не бороться против существующего порядка вещей.
Сторонник механического материализма, атомистической теории
строения вещества, гелиоцентрической системы Дж. Бруно. В теории
познания пытался преодолеть разрыв между эмпиризмом и рационализмом.
Стоял на позиции «двойной истины»: есть истины, которые могут не
совпадать с религиозными, а есть чисто религиозная сфера постижения
истин. Под его покровительством в 1755 году основан Московский
университет.
Осн-е произведение –
В его трудах можно выделить три основные политические проблемы:
1) анализ русских общественных отношений, критика крепостного права и
абсолютизма; 2) поиск путей и средств освобождения крестьян, обоснование
необходимости народной революции как естественного акта в тех случаях,
когда социальный гнет становится нетерпимым, а власть узурпируется
тиранией; 3) построение общества, удовлетворяющего потребности
трудящихся.

9.

10.

Предмет
дискуссии
Западники
Славянофилы
Цивилизационный выбор
Европа – эталон развития
Европа – пример морального падения,
источник возникновения пагубных идей.
Россия должна развиваться по
самобытному пути.
Роль
личности и
государства
Характерны идеи либерализма, т.е.
свободы личности, ее первичность перед
государством.
Главное – государство, личность должна
служить общей идее.
Личность
монарха и
его статус
Два взгляда на монарха в империи: его
либо стоит убрать (республиканская
форма правления), либо ограничить
(конституционная и парламентская
монархия).
Абсолютизм – истинно славянская
форма правления, конституция и
парламент – чуждые для славян
политические инструменты.
Крестьянство
Призывали прислушаться к мнению самих
крестьян.
Призывали ликвидировать его «сверху»,
при участии власти и дворян
Крепостное право – пережиток, признак отсталости России.
Свобода
информации
За свободу печати, свободное право
выбора языка
Цензура – нормальная вещь, если она в
интересах государства.
Религия
Религия не является чем-то особенным,
многие говорили о свободе вероисповедания и отделении церкви от государства
Православие – основа русского
государства, «Святой Руси».

11.

Основные произведения В.С.Соловьева: «Красота в природе» (1889), «Смысл любви»
(1892-1894), «Теоретическая философия» (1897-1899), «Оправдание добра» (1897),
«Жизненная драма Платона» (1898).
Основные идеи:
1.
Философия, наука, этика, будущее государственное устройство должны быть
подчинены религии.
2.
Материализм и атеизм – учения безнравственные, опустошающие природу
человека и ведущие людей в тупик.
3.
Формулирует теорию вселенской теократии: Чтобы претворить в жизнь
христианский принцип «любви к ближнему» и окончательно исключить из общества
классовые и национальные противоречия, православной, католической и
протестантской церкви необходимо слиться воедино под эгидой Римского папы и
русского самодержавия, образовав вселенскую теократию.
В работе «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории...»,
(1890) дает развернутую критику религиозно-философского учения
Л.Толстого. Обращаясь к проблеме мирового зла, опровергает тезис
о непротивлении силой злу. Показывает необходимость войны
в обреченном на несовершенство мире. Только по мере совершенствования
мира война исчезнет из мира людей.

12.

Обосновал субъективный метод в социологии: объективные
закономерности действуют лишь в природе; происходящие в
обществе
изменения,
осуществляются
посредством
сознательной деятельности людей, движимых определенными
нравственными идеалами.
Справедливейшее
убеждение
из
выработанных
человечеством, но еще не проникших в массу, – «сознание
равноправности
людей».
Для
достижения
идеала
равноправности необходимо преодоление созерцательности.
Выступал за пропаганду революционных идей, против
стихийного бунта, революцию нужно готовить. Это должны
сделать «критически мыслящие люди». Они должны пойти в
народ и разъяснить ему его потребности и силу.
Лавровская концепция личности заключала в себе мощный
заряд революционной пропаганды.
Псевдоним П.Миртов

13.

подверг
критике
теорию
«непротивления злу» Л.Н.Толстого. В
XX веке, в эпоху беспрецедентного
распространения мирового зла, войн,
революций и социальных конфликтов,
проблема сопротивления злу перестает
быть сугубо личным делом.
Следует реабилитировать ценности народного
консерватизма, русского национализма и патриотизма, а не переносить бездумно на
русскую почву западные порядки. Критически относился к «христианскому
интернационализму».
В России возможны или единовластие, или хаос, а к
республиканскому строю она неспособна. Всеобщее избирательное право не гарантирует
избрания лучших.
Политическая свобода есть сочетание «внутренней» и «внешней» свободы личности. Она
способствует: 1) либо самовоспитанию людей, улучшению нравов, развитию духовной
культуры, 2) либо падению и разнузданности нравов, а также избирательной,
парламентской и духовной продажности. Последний вариант подрывает волю к
государственному единению и создает предпосылки для тоталитаризма. А тоталитаризм
– это потеря «духовного достоинства народа».
«Социализм по самой природе своей завистлив, тоталитарен и террористичен; а
коммунизм отличается от него только тем, что он проявляет эти особенности открыто,
беззастенчиво и свирепо».

14.

Во в.п. XIX в. – н. ХХ в., наряду с развитием
религиозной философии и философии марксизма,
активно развиваются:
Философское наследие К.Маркса и
Ф.Энгельса получило развитие
в России в к. XIX – н. ХХ вв. в
трудах Г.В.Плеханова,
«легальных марксистов»
(П.В.Струве, М.И.ТуганБарановского и др.).
Особую роль в развитие марксизма
на русской почве внес
В.И.Ленин, продолживший
разработку марксистской
философии в условиях
вступления капитализма,
по его определению, в стадию
империализма.
В.И. Ленин
(1870-1924)
Философия права, в рамках которой формируется
идеология либерализма с его идеей незыблемости
прав и свобод человека (Б.Н. Чичерин).
Естественнонаучный материализм
(Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов), ориентированный
на философское осмысление данных
естествознания и продолжавший традиции М.В.
Ломоносова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского.
Русская космическая философия
(К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский,
А.Л.Чижевский), в рамках которой отстаиваются
идеи единства человека и космоса, космической
природы человека, его бессмертия и безграничных
Возможностей (за счет нравственного
совершенствования
и роста научного
знания).

15.

• Марксистско-ленинская философия признается
в СССР единственно верной философской
системой, используется как средство
обоснования социалистической идеологии.
Философия превращается в служанку
политики.
1-й этап с 1922 - 1930 гг.
• Несмотря на идеологические тиски в рамках
материалистической
философии
еще
оставалось место для дискуссий и споров.
• В центре дискуссии находился вопрос о
соотношении философии и естествознания.
• Спор развернулся между механистами
(И.Скворцов-Степанов, Л.Аксельрод-Ортодокс,
А.Тимирязев) и диалектиками (А.Деборин,
Г.Баммель, Н.Карев).
А.М.Деборин
(1881-1963)

16.


2-й этап 1930 - 1953 гг. Сталинский.
Это время теоретического упадка,
полной вульгаризации и догматизации
марксизма.
В 1938 г. вышел в свет «Краткий
курс истории ВКП(б)», где в
качестве 4-го раздела была статья
«О диалектическом и историческом
материализме».
Тем не менее, в этот период:
В.И. Вернадский создает
«Размышления
натуралиста»,
где развивается
идея ноосферы.
К.Р. Мегрелидзе
пишет работу
«Основные проблемы социологии
мышления», на которой впоследствии
учились философскому раздумью
целые поколения советских философов.
Она была объявлена «вершиной
марксистского философского
мышления» и положена в основу
преподавания философии и
методологии научного познания.
Вся философия свелась к
«цитатничеству» классиков
марксизма.
Возникает ряд формальных
философских структур:
на базе МГУ и ЛГУ создаются
философские факультеты;
с 1947 г. начинает выходить
существующий поныне журнал
«Вопросы философии».

17.


3-й этап 1953 - 1991 гг.
С 1956 г. философию начинают
преподавать как самостоятельный
предмет не только в гуманитарных
вузах и университетах, но и в
технических.
В 1958 г. - возникает ещё один
философский журнал «Философские
науки».
С конца 50-х гг. советские философы
начинают принимать участие в
международных философских
конгрессах.
Начиная с 1960-х гг. идеологический
пресс начинает постепенно
ослабевать. В рамках советской
философии появляются
социологические, логические,
этические и эстетические
направления исследования.
Среди философов этого периода
особо выделяются А.Лосев,
М.Бахтин, М.Мамардашвили,
А.Зиновьев.
• Темы советских философов:
– Развитие диалектической логики.
Диалектика анализируется как
объективный процесс и метод
познания. (Э.Ильенков, В.Библер)
– Формирование отечественной
методологии науки. (В.Штофф,
В.Швырев, Е.Мамчур, В.Степин).
– Под видом критики происходит,
знакомство с западной
философией. (Ю.Мельвиль,
Н.Матрошилова, А.Богомолов,
Б.Быховский и др.)
– Раскрытие проблем гносеологии и
теории познания. (П.Копнин,
В.Лекторский, В.Швырев)
– Обсуждение проблемы сознания.
Развернулась многолетняя
дискуссия об идеальном между
Э.Ильенковым и Д.Дубровским.
– Обсуждение, прежде запрещенной,
темы ценностей. «Лекции по
марксистко-ленинской эстетике»
М.Кагана утверждают право на
существование аксиологического
подхода к сознанию.

18.

– Русская философия – это живой и динамичный организм. Имеет
сравнительно не долгую историю, но тем не менее, внесла
значительный вклад в сокровищницу мировой философской
мысли.
– Русская философия несет на себе отпечаток национальной
культуры, национального характера, национального
психологического склада, особого типа мышления и
мировоззрения.
– Философские концепции отечественной философии всегда были
связаны с конкретными социально-политическими
обстоятельствами в стране.
– В русской философии никогда не было «голого» копирования
западных философских теорий. Русские мыслители как бы
отталкивались от чужого учения и предлагали самостоятельные
построения.
– Русская философия в своей основе высоконравственна. Нередко
нравственный аспект был тем стержнем, вокруг которого
строилась вся система.

19.

1. Каково место русской философии в мировой
культуре? Ее основные проблемы и
представители?
2. Русская философская мысль в XI – XVIII веках, ее
основные этапы и представители.
3. Развитие отечественной философии в XIX веке.
4. Религиозно-философский ренессанс в конце XIX –
начале ХХ века: основные идеи и представители.
5. Особенности философии русского космизма.
6. В чем основные достижения и результаты
советской философии? Ее наиболее видные
представители?
7. Каковы главные особенности русской философии.

20.

Философия: учебник для ВВУЗов МО РФ / под ред.
Н.С.Кужекина, Н.А.Репяха. – СПб.: ВКА им.
А.Ф.Можайского, 2004. – 437 с.
Философия: учебное пособие для военных вузов /
Ю.Н.Антонов, О.В.Гуторович, Е.Ю.Машукова,
Н.А.Репях; под общ. ред. О.В.Гуторович. В 2 ч. Ч. 1. –
СПб.: ВКА им. А.Ф.Можайского, 2015. – 270 с.
20
English     Русский Правила