Похожие презентации:
Культурная революция 1930 - х годов
1.
Культурная революция1930-х годов.
Выполнила:Самигуллин
а А.Р.
Проверила:Фархитова
З.М.
2.
Что такое «Культурная революция»?Культу́рная револю́ция — комплекс мероприятий, осуществлённых
в Советской России и СССР, направленных на коренную
перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью
было формирование нового типа культуры как часть строительства
социалистического общества, в том числе увеличение доли
выходцев из пролетарских классов в социальном составе
интеллигенции.
Термин «культурная революция» в России появился в «Манифесте
анархизма» братьев Гординых в мае 1917 года, а в советский
политический язык введён В. И. Лениным в 1923 году в работе «О
кооперации»: «Культурная революция — это… целый переворот,
целая полоса культурного развития всей народной массы».
3.
Цели культурной революции:Создание новой культуры, отражающей особенности
социалистического строя
Формирование кадров интеллигенции среди рабочих и
крестьян
Ликвидация безграмотности
Приобщить к достижениям культуры как можно более
широкие массы населения
Идеологизация культуры в соответствии с принципами
социализма, насаждение идеологического единообразия
Отказ от культурного наследия прошлого
4.
Культурная революция в первые годысоветской власти.
Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после
Октябрьской революции. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви
от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы,
связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и
другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные
убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии.
Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть
органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества:
Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие.
Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи,
кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко
развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах
устраивались клубы, склады, производства.
5.
В это время были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Крайнегосевера, Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.). Была развёрнута широкая сеть рабочих
факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы, в которые сначала
был открыт путь молодёжи пролетарского происхождения независимо от наличия
начального образования. В целях воспитания новой интеллектуальной элиты учреждены
Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия, Институт красной
профессуры. Для привлечения «старых» научных кадров создавались комиссии по
улучшению быта учёных, издавались соответствующие декреты.
Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных
политических противников: так, более 200 видных представителей российской науки и
культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С конца 1920-х годов
проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское
дело», «Дело Промпартии» и т. п. С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» —
организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для
проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ.
Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл
комсомол.
6.
7.
Большая часть народных масс была необразованна и неграмотна: так,из результатов переписи населения 1920 года следовало, что на
территории Советской России умело читать всего 41,7 % населения
старше 8 лет. Культурная революция предполагала прежде всего борьбу
с безграмотностью, что было необходимо для последующего научнотехнического развития и одновременно отторжение масс от усвоения
высших культурных ценностей. Культурная работа намеренно
ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку, по мнению
ряда исследователей, советскому режиму нужна была культура
исполнительская, но не творческая. Однако темпы ликвидации
безграмотности в силу целого ряда причин были
неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССР дефакто было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была
ликвидирована после Великой Отечественной войны.
8.
Основные мероприятия:23 января 1918- Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы
образования были удалены предметы, которые были связаны с религией. Развёртывание
атеистической пропаганды, начались гонения на религию. В храмах создавались клубы, склады.
Созданы государственно - партийные органы для управления культурной жизнью : Агитпроп - отделы
агитации и пропаганды в партии, Главполитпросвет – Главный политико-просветительный комитет
РСФСР ( действовал с 1920-1930 г, затем реорганизован в Наркомпрос, председатель – Крупская Н.К.,
жена Ленина В.И.), Наркомпрос – Народный комиссариат просвещения( государственный орган
РСФСР, который контролировал деятельность учреждений культуры, председатель – Луначарский
А.В.), Главлит – Главное управление по вопросам литературы и издательства- осуществлял цензуру
печатных изданий в СССР с 1920-1991г.
Национализация учреждений культуры: издательства, музеи.
Отменена свобода печати, установлена жёсткая цензура.
Борьба с безграмотностью. По переписи 1920 г. в России умело читать 41.7 % населения. В 1930введено всеобщее начальное образование. По всей стране создавались ликбезы - центры по
ликвидации неграмотности людей до 40 лет. Развернулось массовое движение по борьбе с
неграмотностью под лозунгом: « Грамотный обучи неграмотного»
9.
Итоги культурной революции:К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 %
населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ,
значительное развитие науки и искусства. Вместе с тем была сформирована официальная
культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании»,
массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого
количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из
рабоче-крестьянской среды.
Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации
был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия.
С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том,
что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и
крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а
большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского
человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере
проваленным.