Похожие презентации:
Литература реализма конца ХХ века. Натурализм в повестях Л. Петрушевской. В. Маканин. Военная проза 1990-х годов. Лекция №3
1.
Лекция № 3Литература реализма конца ХХ
века. Натурализм в повестях
Л.Петрушевской. В.Маканин.
Военная проза 1990-х годов.
2.
План лекции:1.Периоды русской литературы XX
столетия
2.Самобытность русской реалистической
литературы начала ХХ века. Афганская и
чеченская проза.
3.«Натуральная школа» как
«разновидность русского
сентиментализма» ,приемы натурализма.
4.Гипотеза о постреализме.
3.
Первые два десятилетия получилиназвание "серебряного века": это эпоха
бурного развития литературных
направлений, появления целой плеяды
гениальных Мастеров Слова.
4.
Писателей перестали устраиватьклассические каноны, начался поиск
новых форм, новых идей. На передний
план выходят общечеловеческие,
философские темы о смысле бытия, о
нравственности, о духовности. Все больше
стало появляться религиозных тем.
5.
Четко обозначились три основныхлитературных направления: реализм,
модернизм и русский авангард.
Возрождаются и принципы романтизма,
особенно ярко это представлено в
творчестве В. Короленко и А. Грина.
6.
В 30-е годы наметился "великийперелом": тысячи представителей
интеллигенции были подвергнуты
репрессиям, а существование
жесточайшей цензуры замедлило
развитие литературных процессов.
7.
Вторая половина XX столетияхарактеризуется многоплановостью и
противоречивостью. Во многом это
обусловлено тем, что развитие литературы
во многом определялось правящими
структурами. Оттого такая
неравномерность: то идеологическое
засилие, то полное раскрепощение, то
командный окрик цензуры, то
послабление.
8.
ХХ век поставил перед писателямиреалистами новые задачи, заставил ихискать новые пути освоения жизненного
материала.
9.
Самобытность русской реалистическойлитературы начала ХХ века заключается
не только в значительности содержания,
острой социальной тематике, но и в
художественных исканиях, совершенстве
техники, стилевом разнообразии.
10.
Здесь и черты экспрессионизма («Красныйсмех», «Иуда Искариот» Л. Н. Андреева), и
орнаментальная проза с искусной стилизацией
(творчество А. Ремизова, Е. Замятина), и
ритмизованная проза («Петербург» А. Белого), и
особенный, «сгущенный реализм» с его точным
и выразительным языком (проза И. А; Бунина).
11.
Новейшая военная проза - это произведения трехпоследних десятилетий (вторая половина 80-х годов XX в.
- начало XXI в.), в течение которых наряду с
изображением Великой Отечественной войны возникают
темы афганской и чеченской войн - с иными
идеологией и пафосом. Цикл произведений О.Н.
Ермакова (род. в 1961, Смоленск) - «Афганские
рассказы» (1989), объединенные общностью сюжета и
сквозного героя - его уход на войну и возвращение (либо
неизбывные
поиски
потерянной
гармонии,
либо
возвращение в «цинковом гробу»). Вместе с тем
вскрывается неизбежность «невозвращения» героя,
неотвратимость итога войны, «когда послевоенная
видимость жизни лишь прикрывает трагический итог
бесчеловечности войны».
.
12.
Автор рассматривает своеобразие композиции цикла: впервом и последнем рассказах - «Весенняя прогулка» и
«Занесенный снегом дом» - изображается только мирная
жизнь; в них главным становится образ женщины,
провожающей и ожидающей мужчину с войны. Рассказы
образуют циклическое кольцо: один открывает, другой
замыкает повествование в исходной точке.
13.
Первый рассказ выполняет экспозиционную задачу - ввестичитателя в сферу афганских мирных будней; в нем
изначально противопоставляются образы мира и войны.
Всем своим строем и образной системой, символическими
знаками и мотивами он «подготавливает трагическую
доминанту последующих рассказов. "Безымянный" герой
(только однажды названный по имени) оказывается
собирательным, совокупным, обобщенным образом того
солдата или офицера-афганца», который предстанет в
дальнейшем
14.
Рассказ «Желтая гора» (1989) «задает главный"цвет" произведения», символизируя солнце,
тепло, гармонию, которую ищет и не может найти
главный герой, придя с войны. В рассказе нет
указания, с какой войны вернулся герой, однако
с помощью используемой цветописи - черный,
зеленый, красный - эта страна прочитывается:
такие три цвета имеет флаг Афганистана .
«Центральной мыслью рассказа является
онтологический вопрос о смысле жизни вообще и
о жизни после войны в частности. Образ нового
потерянного героя своего времени, человека,
обреченного "познать тоску всех стран и всех
времен". рассматривается через призму событий
афганской войны, бессмысленность и
"безнаградность" (при наличии наград) которой и
порождает новое "потерянное" поколение» .
15.
16.
Когда в критике или в читательской средезаходит речь о творчестве Л.
Петрушевской, обычно говорят, что в поле
ее зрения в основном оказывается
«больной», ущербный мир, для
изображения которого используются
приемы натурализма.
17.
В прозе и в пьесах Петрушевской натуралистическийдискурс, как правило, тесно переплетается с
сентименталистским. Писатель одновременно видеть
чистоту и грязь, боль и наслаждение, жизнь и
смерть. Именно в таком оксюморон-ном варианте и
осуществляется в прозе Петрушевской
взаимодействие натуралистического и
сентименталистского дискурсов.
18.
Писатель не раз утверждала, чтоодним из важных импульсов,
побуждающих ее к творчеству,
является жалость. Уже по поводу
ранних своих рассказов Л.
Петрушевская говорила, что ей было
«безумно жалко своих героев», и
добавляла: «Чаще всего я и писала от
жалости».
19.
Владимир Семёнович Маканин — русскийписатель реалистического направления,
получивший известность как мастер
социальной диагностики, сценарист,
редактор, математик. Обладатель премий
«Русский Букер», «Большая книга»,
«Ясная Поляна», Государственной премии
России, Европейской премии.
20.
В 1965 году опубликовалпервый роман «Прямая
линия», в 1971 году увидела
свет повесть «Безотцовщина».
Впоследствии на протяжении
двадцати лет почти каждый
год выпускал по новой книге
— большей частью сборники,
содержавшие как уже
опубликованные, так и новые
произведения (рассказ
«Ключарев и Алимушкин»,
1977; повесть «Голубое и
красное», 1982; роман
«Портрет и вокруг», 1978)
21.
В этот период в русской литературепоявилось новое направление — военное.
22.
Движение военной прозыпоследнего десятилетия ХХ
века определяется
разнообразием
художественным подходов.
23.
В конце века в первую очередь оказалисьвостребованы толстовский пацифизм
(война — «противное человеческому
разуму и всей человеческой природе
событие») и жесткий реализм в
изображении войны («в крови, в
страданиях, в смерти»), доходящий до
натуралистических форм.
24.
Изначально были популярны жанры, близкие кжурналистике – очерки, эссе, репортажи.
Позднее появятся монументальные полотна,
запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с
фашизмом.
25.
Это произведения Л. Андреева, Ф.Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В.
Быкова.
26.
Временная дистанция, сделавшая Вторуюмировую недоступной для сопереживания
юному поколению, позволила ей стать
благодатным материалом для
конструирования иной реальности, и эту
нишу немедленно заняли популярные в
массовой литературе жанры мелодрамы и
фэнтези.
27.
Основная литература1.Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литературы. Пособие
для студ.высш.учеб.заведений: В 2 т. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2.История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. Под
редакцией Кормилова С. И. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 1998. - 480с.
3.История русской литературы XX века: в 2 ч.: учебник для бакалавров / под
общ. ред. В.В. Агеносова. - М.: Юрайт, 2013.
Дополнительная литература
•Апухтина В. Современная советская проза. 60 – 70-е годы. М., 1984.
•Белая Г. Закономерности стилевого развития советской поэзии двадцатых
годов. М., 1979.
•Бочаров А. Литература и время. Из творческого опыта прозы 60 – 80-х годов. М.,
1989.
•Зайцев В. Идеи гуманизма в русской литературе ХХ века: 20 – 90-е гг. М., 1994.
•Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин,
Ремизов, Шмелев. М., 1991.
•История русской литературы. В 4-х тт. Т. 4. Литература конца ХIX – начала ХХ
века. Л., 1984.
Келдыш В. Русский реализм начала ХХ века. М., 1975.
Ресурсы Интернет
1. www.lib.aldebaran.ru.
2. www.fictionbook.ru.