Изучение литературы XXI века в 11 классе. Анализ рассказа Л.Петрушевской «Гигиена». Урок-исследование.
Постмодернизм – это искусство, которое передает ощущение кризиса познавательных возможностей человека и восприятия мира как
Людмила Стефановна Петрушевская Род. 26 мая 1938 года в Москве
Творчество Л.Петрушевской
Рассказ Л.Петрушевской «Гигиена».
Римейк - это прием художественной деконструкции (от греч. «анализ») известных классических сюжетов художественных произведений,
Признаки литературы постмодернизма.
Признаки постмодернизма.
Признаки постмодернизма.
Рассказ Л.Петрушевской «Гигиена».
Коллаж.
Коллаж.
Синквейны.
Синквейны.
Итог урока.
824.00K
Категория: ЛитератураЛитература

Изучение литературы XXI века в 11 классе. Анализ рассказа Л. Петрушевской «Гигиена». Урок-исследование

1. Изучение литературы XXI века в 11 классе. Анализ рассказа Л.Петрушевской «Гигиена». Урок-исследование.

Автор: Осипова Наталья Александровна
учитель русского языка и литературы
МОУ Митрофановской сош
Кантемировского района
Воронежской области

2. Постмодернизм – это искусство, которое передает ощущение кризиса познавательных возможностей человека и восприятия мира как

хаоса,
управляемого непонятными законами или
просто игрой слепого случая и разгулом
бессмысленного насилия.

3. Людмила Стефановна Петрушевская Род. 26 мая 1938 года в Москве

4. Творчество Л.Петрушевской

Первое опубликованное произведение
рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в
журнале «Аврора».
Пьесы: «Уроки музыки», «Любовь»,
«Квартира Коломбины» и др.
Сказки как для и детей: «Жил-был
будильник», «Сказки, рассказанные детям»,
«Маленькая волшебница», «Кукольный
роман».
Сценарии к мультфильмам: «Лямзи-тырибонди, злой волшебник», «Краденое
солнце», «Сказка сказок», «Заячий хвостик»,
«Поросёнок Пётр» и др.
Сценарии для фильмов: «Любовь» (1997),
«Свидание» (2000).

5. Рассказ Л.Петрушевской «Гигиена».

Первичные впечатления
Простой сюжет.
Мрачное настроение.
Легко разделить героев
на положительных и
отрицательных.
Характер героев
статичен.
После неизвестной
болезни выживают
достойные.
Жанр – антиутопия.
Впечатления после анализа

6. Римейк - это прием художественной деконструкции (от греч. «анализ») известных классических сюжетов художественных произведений,

в которых
авторы по-новому воссоздают,
переосмысливают, развивают или
обыгрывают его на уровне жанра,
сюжета, идеи, проблематики, героев.
«Римейк есть цитата, но цитата
переосмысленная" .

7. Признаки литературы постмодернизма.

Сильно преувеличены масштабы
катастрофы.
Характеры героев гиперболизированы.
Герои произведения – одиночки, до них
никому нет дела.

8. Признаки постмодернизма.

Двойное кодирование – угадывание в тексте
отзвуков других произведений.
За двойным кодированием угадывается четвертый сон
Раскольникова из романа Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание».
Он [Раскольников] пролежал в больнице весь конец
поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил
свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему
грезилось в болезни, будто весь мир осужден в
жертву какой-то страшной, неслыханной и
невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии
на Европу. Все должны были погибнуть, кроме
некоторых, весьма немногих, избранных.

9. Признаки постмодернизма.

Интертекстуальность - диалог старого и нового
текста.
Рассказ Петрушевской интертекстуален:
неизвестная вирусная болезнь у Петрушевской и
«моровая язва» у Достоевского;
у Петрушевской остаются в живых немногие, которые
приобрели иммунитет, у Достоевского – выживают
избранные. В обоих случаях происходит
своеобразное очищение мира.

10. Рассказ Л.Петрушевской «Гигиена».

Первичные впечатления
Простой сюжет.
Мрачное настроение.
Легко разделить героев
на положительных и
отрицательных.
Характер героев
статичен.
После неизвестной
болезни выживают
достойные.
Жанр – антиутопия.
Впечатления после анализа
В коротком рассказе
заключен глубокий смысл.
Выявляется «двойное
кодирование».
Среди общего хаоса и
упадка появляется
проблеск надежды.
Герои – типичные
представители антиутопии.
Нравственное очищение
спасет мир.

11. Коллаж.

12. Коллаж.

13. Синквейны.

Девочка.
Непосредственная, чистая.
Спасает, болеет, выживает.
Она – надежда будущего.
Духовность возродит мир.
Кошка.
Таинственная, умная.
Страдает, любит, спасает.
Интуитивное выше рационального.
Любовь сильнее смерти.

14. Синквейны.

Отец.
Оторопевший, оступившийся.
Ест, грабит, убивает.
Умирает, ни о чем не думая.
Очистится от них Земля.
Мама.
Слабая, бездеятельная.
Кричит, плачет, подчиняется.
Не может даже помочь дочери.
«Жизнь уж их страшит, как новый путь без цели».

15. Итог урока.

«Постмодернизм, - как писал В.Ерофеев, - это
переход в состояние, когда читатель
становится свободным интерпретатором и
когда писатель не бьет его по рукам и не
говорит: «неправильно читаешь, читай
иначе», - это момент высвобождения, и в
этом смысле постмодернизм на сегодняшний
день – достижение свободы в литературе».
English     Русский Правила